магистрант
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
магистрант, кафедра социальных технологий
Бурцева Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Кавказского федерального университета
УДК 31(748)
Введение. Преобразования в российском обществе, носящие социально-экономический характер, обусловили необходимость создания институтов общества, способствующих социальной поддержке, стабильности, повышению высокой роли государства в жизни граждан, а также снижения уровня дифференциации доходов населения. Одним из таких институтов проверенных годами является институт социального страхования.
Актуальность статьи заключается в том, что институт социального страхования является базой для рыночной экономики. Механизм социального страхования способен эффективно и равноценно накапливать и распределять денежные ресурсы, обеспечивая при этом социальную поддержку и защиту работающим гражданам, а также членам их семей (при наступлении страховых рисков), медицинскую помощь, обеспечивает возможность реализовать ответственность и свободу на основе справедливости.
Цель данной статьи определена в следующем виде: описать сущность социального страхования в России и выявить имеющиеся проблемные стороны.
В рамках этой цели предполагается решение следующей задачи: всесторонне изучить понятие института социального страхования.
Научная новизна заключается в комплексной оценке эффективного использования социального страхования при наступлении страховых рисков, что позволяет расширить представления о специфике функционирования данного социального института.
Формирование устойчивой системы социального обеспечения включает в себя:
Само по себе социальное страхование - это слаженный механизм социальной поддержки граждан потерявших работу, работающих граждан и членов их семьи при наступлении социальных рисков (трудовые увечья, смерть, старость, сиротство, неполная семья, беременность и роды), получение группы инвалидности, отсутствие источника доходов.
В определенных случаях, предусмотренных законом, подлежат социальному страхованию следующие категории граждан:
Институт социального страхования приобретает большую часть финансовых средств от бюджетных фондов, организованных при содействии государства, которые пополняются взносами работодателей и работников на целевой основе.
Страховщики, осуществляющие обязательное социальное страхование, выполняют свою функциональную деятельность на законных правах. Они оперативно управляют средствами обязательного социального страхования, через построение отношений, напоминающих треугольник, углы которого это работник, работодатель и страховщик.
Фонд социального страхования находится в федеральном подчинении, средства данного фонда не могут быть никем изъяты. Источниками пополнения денежных средств в бюджет фонда социального страхования являются:
Реформирование системы социального страхования, функционировавшей еще в дореволюционной и в Советской России, связано со стремлением социума приспособиться к сложившимся рыночным условиям. Таким образом, в России не создана полноценная система социального страхования, хотя базовые ее элементы уже наметились в социальной структуре.
В России не однократно предпринимались попытки для изменения, усовершенствования системы социального страхования, но положительного эффекта это не вызвало. Понижение ставки ЕСН (единого социального налога) подвело лишь к снижению ассигнований во внебюджетные фонды, сокращению санаторно-курортного лечения работающих граждан, введению оплаты больничных листов только на третий день заболевания. В итоге была утрачена страховая сущность обязательного социального страхования, взносы перешли из добровольного характера уплаты, в обязательный. У работников и работодателей пропал стимул к социальной защите через социальное страхование. Нужно рассмотреть только небольшую часть проблемных вопросов в социальном страховании в нашей стране, это:
Социальное страхование в социально ориентированном государстве призвано гарантировать каждому гражданину и работающим категориям населения обозримую перспективу безбедного существования, уверенности в собственном будущем. Опыт ряда развитых стран показывает сравнительное многообразие путей повышения качества социального страхования и имеющееся отставание в решении данной проблемы в границах РФ.
На основе вышеизложенного необходимо сделать вывод, что институт социального страхования в Российской Федерации, в большей степени, представляет из себя систему социальной поддержки, чем систему страхования граждан от различных социальных рисков, отсутствует четкое разграничение между этими понятиями. Правовая среда системы социального страхования находится в стадии формирования.
Необходимо, безусловно, более решительно снимать противоречия между, с одной стороны, декларируемой идеологией государства (признанием себя как социально-ориентированной страны), с другой – имеющимися проблемами в социальной сфере (в области здравоохранения, образования, культуры, спорта). В настоящий момент финансирование социальной сферы составляет около 6 % государственного бюджета, что, несомненно, недостаточно для обеспечения нормальной и комфортной жизни россиян.
Рецензии:
2.07.2016, 13:54 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Василенко С.В. описывает механизм оказания поддержки, помощи нуждающимся социальным группам, где не упущены больные, пожилые, безработные, будущие матери и др. Указаны действия не только государственной власти, но и разных фондов, добровольных помощников. Работа читается легко, несогласий с чем-то не вызывает. Ее можно опубликовать. Единственное пожелание – оговорить случаи неисключительные (старение) и неожиданные (болезнь) для людей. Было бы неплохо знать о выгодах страховых компаний.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий