Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №35 (июль) 2016
Разделы: Правоведение
Размещена 14.07.2016. Последняя правка: 13.07.2016.
Просмотров - 3239

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УКРАИНЕ

Салиенко Алена Александровна

кандидат наук по государственному управлению

Национальная академия Национальной гвардии Украины

доцент кафедры социальных и правовых дисциплин

Аннотация:
В статье анализируются взаимосвязь гражданского общества и правового государства, условия формирования современного правового государства и гражданского общества в Украине, а также проблемы и перспективы, которые обусловливают этот процесс


Abstract:
The article provides a study of connection between the lagal state and the civil society in contemporary Ukraine, as well as conditions, problems, and prospects of their development


Ключевые слова:
правовое государство; гражданское общество; верховенство права; права и свободы граждан; институты гражданского общества; общественный контроль

Keywords:
legal state; civil societ; supremacy right; rights and freedoms of citizens; institutes of civil society; public control


УДК 35.072 

Постановка проблемы.
В современной Украине происходят сложные процессы формирования правового государства и гражданского общества. Подтверждением этого является демократизация всех сфер общественной жизни, повышение уровня политического участия граждан. В то же время, эти процессы происходят на фоне постоянных политических противоречий, нестабильности работы государственных органов, нечеткости и неопределенности в законодательной сфере. В связи с этим актуализируется необходимость выявления реального состояния их функционирования и перспектив их развития в нашей стране. Исследование проблем формирования гражданского общества и правового государства в Украине приобретает особую актуальность.

Содержание концептов "правовое государство" и "гражданское общество" менялось вместе с историческими условиями функционирования государства. Правовое государство и гражданское общество были предметом анализа многих исследователей, начиная с эпохи Античности, и продолжаются до сих пор. М. Цицерон, Р. Моль, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш-Л. Монтескье, И. Кант формировали основы современного подхода к содержанию концептов правового государства и гражданского общества. Среди современных отечественных исследователей правового государства и гражданского общества стоит отметить работы В.Ю. Баркова, О.В. Батанова, М.И. Михальченко; среди российских исследователей - Л.С. Гаджиева, А.С. Алексеева, С.П. Перегудова, В.Е. Чиркина, Л.И. Селезнева и др. В западных источниках исследованию правовых институтов государства и гражданского общества посвящены труды И. Шапиро, Р. Даля, Д. Хеллоуелла, М. Фуко, К. Поппера, Э. Макинтайра, Ж. Мере и других ученых.

Целью статьи является анализ особенностей формирования правового государства и гражданского общества и перспектив их развития в современной Украине.

Идея правового государства в современных юридической и политической науках неразрывно связана с идеей гражданского общества. В работах современных отечественных и зарубежных исследователей нет единого мнения относительно определения понятие "гражданское общество", но большинство из них придерживаются того, что гражданское общество является сферой свободного проявления и самореализации индивидов, независимой от государства. В частности, итальянский политический деятель А. Грамши рассматривал государство как своеобразное диалектическое единство гражданского общества и общества политического. А. Грамши сравнивал гражданское общество с лабиринтообразной системой окопов в современной войне, по которой создавалась стена, не позволявшая внешним силам проникать внутрь, - подобно этой системы, гражданское общество защищает свои институты от государственного воздействия [2].

На наш взгляд, гражданское общество целесообразно рассматривать как развитую систему общественных отношений, основу которой составляют негосударственные отношения, реализующиеся в деятельности институтов гражданского общества - политических партиях, общественных организациях, инициативах, общественных движениях, негосударственных средствах массовой информации и осуществляющие определяющее влияние на деятельность органов государственной власти [9, с. 7]. К важным признакам гражданского общества относятся прежде всего: наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих каждому человеку возможность влиять на формирование и осуществление государственной политики; признание человека, его прав и свобод главной ценностью общества; идеологическая и политическая свобода; равноправие и защищенность всех форм собственности; свобода и добровольность труда на основе свободного выбора форм и видов трудовой деятельности.

Содержание понятия "правовое государство" толкуется украинскими исследователями преимущественно как государство, в общественной и государственной жизни которого царят законы, закрепляют основные права граждан, выражающих волю большинства или всего населения страны [12, с. 10]. Распространенным является и такое понимание ее сущности: "это государство, состоит из граждан, которые имеют высокий уровень правовой культуры и формируют государственную власть, которая является демократически организованной, с аппаратом управления, зависимым от общества, с помощью эффективных законов обеспечивает реализацию суверенных прав и свобод граждан "[7, с. 64].

Русский правовед В.С. Нерсесянц отмечает, что: "правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права "[11, с. 7]. К основополагающим признакам правового государства правоведы относят: верховенство права во всех сферах общественной жизни; ответственность перед законом как государственных органов, так и общественных организаций и граждан; подотчетность государственной власти ее гражданам; невмешательство государства в дела гражданского общества; охрана государством неотъемлемых естественных прав и гражданских свобод человека; признание приоритетности прав и интересов лица; равенство закона для всех и равенство всех перед законом; взаимная ответственность государства и личности, правовая ответственность должностных лиц за действия, которые они совершают от имени государства; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимная уравновешенность и открытость; независимость судов и судей, наличие эффективной системы защиты; наличие эффективных форм контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов и т.д. [7, с. 359].

Гражданское общество и правовое государство отражают важнейшие характеристики и неотъемлемые стороны современной демократии. Их объединяют прежде всего верховенство правового закона, который является обязательным и для граждан, и для государства, и обеспечение прав и свобод граждан, гарантом которых должно быть государство. С одной стороны, реализация принципов правового государства не может не опираться на относительно автономные механизмы саморегуляции гражданского общества, а с другой – органическим дополнением функционирования гражданского общества выступают сформированные на правовых принципах институты государства. Кроме того, функционирование правового государства исключает возможность сосредоточения власти в руках одного лица, государственной или общественно-политической структуры.

Таким образом, с позиций права закономерно происходит необратимый процесс постепенного поглощения государственной власти гражданским обществом и передача его институтам большей части полномочий. В демократическом государстве гражданское общество способно выполнять ряд важных функций. В частности, функции общественного контроля, легитимации политической власти, противодействия авторитарным тенденциям, политической адаптации, компенсаторную, правозащитную, политико-правовую, которые реализуются с помощью его институтов - политических партий, неправительственных объединений, общественных движений, негосударственных средств массовой информации [10, с. 8 - 9].

Итак, полноценная реализация функций институтами гражданского общества позволяет создать "буфер" в отношениях между государством и гражданами, способствует улаживанию конфликтов в обществе, решению проблем граждан в сфере обеспечения их прав и свобод, повышению правовой культуры граждан, привлекает внимание общественности, государственных органов, международных структур к нарушениям прав и свобод человека и гражданина и таким образом формирует правовое государство.

В правовом государстве значительное место в механизме защиты прав и свобод человека принадлежит контролю за соблюдением законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина. В нашей стране только внедряется система административной юрисдикции, которая играет значительную роль в механизме защиты прав человека во многих странах, в частности во Франции. Такой контроль в мировой конституционной практике осуществляется в двух формах: в форме обычной процедуры контроля за конституционностью нормативных актов и в виде специальных процедур, формально-юридического обеспечения основных прав и свобод. Первая форма контроля в Украине осуществляется Конституционным Судом Украины, согласно ст. 147 Конституции Украины решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. Согласно ст. 42 Закон Украины "О Конституционном Суде Украины" защита прав и свобод человека возможен путем конституционного обращения или письменного ходатайства в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины для обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина [3].

 Вторая форма контроля соблюдения законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина со стороны общественности в Украине не реализуется в полной мере. На наш взгляд, это связано с несформированостью гражданского общества и низкой эффективностью деятельности его институтов, отсутствием механизма обратной связи между избирателями и народными избранниками, который, кстати, успешно применяется в зарубежных странах: "Конституционная жалоба" в ФРГ и Австрии, приказ "Хабеас корпус" в странах общего права, процедура "ампаро" в Испании и ряде стран Латинской Америки. Парламентский контроль в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Украине обеспечивает институт омбудсмена, который осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украина; предотвращает нарушения прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению; способствует приведению законодательства Украины о правах и свободах человека и гражданина в соответствии с Конституцией Украины, международными стандартами в этой отрасли; предотвращает любым формам дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод; способствует правовой информированности населения и защиты конфиденциальной информации о личности и т.д. [4].

 К сожалению, в нашем государстве существуют нарушения в сфере реализации так называемых положительных прав, закрепленных в Конституции Украины, что было отмечено в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека. В частности, в Украине нарушаются право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34), право на труд (ст. 43), на жилье (ст. 47), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст. 48), право на бесплатное образование (ст. 53), право на охрану здоровья (ст. 49), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29) [1].

Способствовать становлению правового государства в Украине должен контроль за деятельностью государственных органов институтами гражданского общества. Украинский правозащитник Е. Захаров определяет понятие "общественный контроль" как "публичную проверку гражданским обществом деятельности государства на соответствие провозглашенным ею целям, корректировки этой деятельности и самих целей, подчинение политики государства, деятельности его органов и должностных лиц интересам общества, а также надзор гражданского общества за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, направленной на защиту и обеспечение прав и законных интересов человека и фундаментальных свобод и уважения к ним "[5].

К механизмам общественного контроля в Украине обычно относят обращения, информационные запросы, опрос, общественные слушания, мониторинг деятельности органов государственной власти. Одной из форм общественного контроля является создание общественных советов при местных органах исполнительной власти, осуществляющих различные проекты и мониторинг деятельности государственных органов [12]. Основными формами деятельности общественных советов является информационно консультативные проекты, общественные обсуждения, создание общественных приемных, мониторинг общественного мнения о деятельности органов исполнительной власти с помощью современных средств информационных технологий "Электронная демократия", реализация совместных проектов и тому подобное. Однако, деятельность этих органов недостаточно освещается в средствах массовой информации. Некоторая информация размещена на веб-страницах отдельных министерств, в частности Министерства обороны, Министерства экономики и Министерства угольной промышленности, а на других такая информация отсутствует вообще или ограничивается приказом о создании совета.

Субъектами общественного контроля в Украине также являются общественные правозащитные объединения, осуществляющие мониторинг законодательства, судебной и административной практики в области прав человека, а также подготовку независимых докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека [9, с. 12]. Для повышения эффективности реализации функций институтами гражданского общества в нашей стране необходимо обеспечить реальное, а не формальное участие гражданского общества и его институтов в процессах формирования и реализации государственной и региональной политики, создать условия для активизации участия граждан в процессе подготовки и принятия управленческих решений. Созданные при государственных органах консультативно-совещательные структуры должны осуществлять общественные экспертизы деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а их рекомендации должны быть учтены и отражены в государственной политике. Особенностью функционирования гражданского общества в Украине является значительный разрыв между формальным и неформальным участием. С одной стороны, значительное количество украинцев участвует в демонстрациях и забастовках. Многочисленные опросы показывают, что в последние годы, связанные с избирательными событиями, количество граждан, участвующих в таких мероприятиях, выросла до 30%. С другой стороны, рейтинги неформального участия не отражены в рейтингах членства в организациях гражданского общества. Исследования показывают, что членство в организациях гражданского общества находится на уровне 12% - 15%, где наибольший процент принадлежит профсоюзам (19,6%), политическим группировкам (8,9%), спортивным и молодежным ассоциациям. Членство в неправительственных объединениях составляет 6,2% [6, с. 43]. В украинском законодательстве недостаточно определены  положения статуса гражданского общества. Существуют лишь отдельные подзаконные нормативно-правовые акты, призванные способствовать становлению гражданского общества в Украине.

Выводы. Формирование правового государства и гражданского общества в современной Украине происходит сложно и противоречиво. Отдельные шаги в этом направлении уже сделаны, в частности принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих более широкое участие граждан в осуществлении государственной политики и доступа к публичной информации. Однако существуют и многочисленные проблемы, которые препятствуют формированию и функционированию правового государства и гражданского общества. В деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сохраняются тенденции к непрозрачности и закрытости. Принципы верховенства права, верховенства Конституции и закона в Украине, на наш взгляд, не реализуются на практике в полной мере. Это связано с высоким уровнем правового нигилизма граждан, несовершенством механизмов политической ответственности должностных лиц и государственных избранников. Существует дисбаланс между общественными потребностями и принятыми законами, в результате чего одновременно существуют пробелы в праве и многочисленные правовые коллизии.

Для формирования правового государства и гражданского общества в Украине нужно на конституционном уровне закрепить модель правовой организации жизни человека и общества, в соответствии с которой весь государственный и общественный механизм должен быть направлен на осуществление и защиту прав и свобод человека, обеспечение независимости и беспристрастности судей, налаживание непрерывной и эффективной работы законотворческих органов, реализацию на практике принципа сдерживания и противовеса в системе государственных органов, осуществление общественного контроля за деятельностью властных структур. Повышению уровня взаимодействия общественных структур и органов способствовало бы создание ассоциированных структур, которые имеют определенный круг задач и действуют по принципу целевого подхода для их достижения. В Украине нужно использовать опыт функционирования общественных институтов западных демократических государств. В связи с этим целесообразно было бы ввести европейские механизмы контроля органов исполнительной власти за деятельностью институтов гражданского общества, провести адаптацию законодательства Украины в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин с законодательством Европейского Союза, развивать механизмы электронного управления и электронной демократии. Повышению уровня общественного участия способствовало бы упрощение процедур и сокращение сроков регистрации институтов гражданского общества, внедрение единого порядка распределения средств для государственной финансовой поддержки институтов гражданского общества, с одной стороны, и налоговое стимулирование их деятельности, с другой.

Библиографический список:

1. Об состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине: ежегодный доклад в Верховной Раде Украины Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой от 07.02.12 г.. - Режим доступа: //www.ombudsman.gov.ua
2. Грамши А. Искусство и политика. - Режим доступа: //www.nsvisual.com/2/gin/51/161
3. Закон Украины "О Конституционном Суде Украины" // Ведомости Верховной Рады Украина. - 1996. - № 49. - Ст. 272. - Режим доступа: //www.zakon.rada.gov.ua
4. Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1998. - № 20. - Ст. 99. - Режим доступа: //www.zakon. rada.gov.ua
5. Захаров Е. Общественный контроль и права человека. - Режим доступа: //www.khpg. org.index.php? id = 1261552395
6. Коваленко В.Г. Состояние и проблемы развития гражданского общества в Украине // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. - +2009 - Вып. 3 (77). - С. 42 - 45. - (Проблемы социогуманитарных наук).
7. Колодий А. Концепция гражданского общества: проблема согласованности теоретических подходов и эмпирических моделей. - Л.: Львовский национальный университет им. И. Франко. - 1999. - 384 с.
8. Конституция Украины: Закон Украины от 28.06.96. // Ведомости Верховной Рады Украина. - 1996. - № 30. - Ст. 141. - Режим доступа: //www.zakon.rada.gov.ua
9. Косилов А.И. Правозащитные функции гражданского общества // Предпринимательство, хозяйство и право. - 2011. - № 10 (190). - С. 10 - 14.
10. Косилов А.И. Политические функции гражданского общества: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. полет. наук. - КНУ им. Т. Шевченко. - М., 2007 - 19 с.
11. Нерсесянс В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 6 - 14.
12. Перечень общественных советов при органах исполнительной власти, образованные в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 03.11.10 г.. № 996. - (Интерактивная информационно-аналитическая система "Гражданское общество и власть"). - Режим доступа: //www.civic.kmu.gov.ua
13. Политологический энциклопедический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Генезис, 1997. - 400 с.
14. Тимченко С.М. Гражданское общество и правовое государство в Украине: монография / С.М. Тимченко. - Запорожье, Юридический институт МВД Украины, 2002. - 193 с.
15. О Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередные мероприятия по ее реализации: Указ Президента Украины от 24.03.12 г.. № 212. - Режим доступа: //www.president.gov.ua
Дата обращения:13.07.2016




Рецензии:

14.07.2016, 10:55 Дзявго Роман Сергеевич
Рецензия: Тема исследования выбранная автором, актуальна, особенно в современных условиях. Автор владеет теоретическими и практическими знаниями. Статью одобряю и рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх