к. мед. н.
ВГУЗУ " украинская медицинская академия"
доцент кафедры терапевтической стоматологии
Дубовая Л.И., ассистент кафедры терапевтической стоматологии, кандидат медицинских наук, ВГУЗУ Украинская медицинская академия
УДК 616.314-08:378.14
Медицинское образование, в отличие от технического, относят к гуманитарному.
Традиционно считается, что современный врач должен обладать не только определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, составляющими основу его специальности, но и быть, во всех смыслах, широкообразованным человеком - истинным представителем современной интеллигенции [2].
Научно-технический прогресс, наряду с моральными, эстетическими потребностями общества, требует соответствия врача высоким личностным стандартам. В условиях высокой конкуренции в сфере медицинских услуг требования к высоким социальным стандартам оказания медицинской помощи всё постоянно повышаются. Следовательно, система подготовки врачей, в том числе, стоматологов, должна модернизироваться в соответствии с возникающими запросами общества[3]. Социально-экономические преобразования 90-х годов, крах советского государства, привели к огромным общественным изменениям. В этот период были разрушены традиционные социальные институты, в том числе, в Украине, занимающиеся воспитанием молодежи. Многие новые независимые государства ощутили существенные трудности в этом плане. Возникла необходимость определения понятия о национальном самоопределении, осмыслении самобытности и уникальности украинской культуры, путях интеграции её в общемировую культуру, а также о том, что необходимо уделять особое внимание не только обучению, но и воспитанию молодых специалистов, их просвещению, которое выходило бы за рамки специальности, получаемой в вузе[1].
Этому должна способствовать программа художественно-эстетического воспитания, являющаяся одной из составных направлений концепции воспитательной работы со студентами в Украинской медицинской стоматологической академии. Кураторы академических групп составляют ежегодный план работы, одним из разделов которого является художественно-эстетическое воспитание. Воспитательный процесс в Вузе условно разделён на аудиторную и внеаудиторную работу, профильные кафедры, как правило, работают со студентами 4-5 курсов. Во время аудиторной работы во время практических занятий студенты курируемого 5 курса, под руководством преподавателей, осуществляют лечебно-консультативную работу непосредственно с пациентами.
Художественно-эстетическое воспитание студентов на кафедре терапевтической стоматологии начинается буквально с порога кафедры. На первом же занятии проводится знакомство с кафедрой. Силами сотрудников кафедры проведен ремонт помещений с привлечением квалифицированных дизайнеров - эстетическое оформление сочетается с санитарно-гигиеническими нормативами. В коридорах размещены тематически стенды, оформленные с соблюдением высоких художественно-эстетических стандартов, знакомящих студентов с историей и традициями кафедры, её научными направлениями и достижениями, её связями с другими научно-педагогическими учреждениями страны и мира. Яркие, красочные стенды посвящены формированию у студентов здорового образа жизни, гигиене полости рта, современным инновациям в стоматологии. Холлы и клинические залы оформлены большим количеством цветов, на стенах вывешены картины- оригиналы работ полтавских художников, подаренных кафедре.
Учебный класс для фантомных занятий и проведения мастер-классов оснащён красивой мебелью, посудой, цветами, картинами, в нём имеется место для проведения чаепитий во время небольших пауз в неформальной обстановке, что, несомненно, способствует правильному формированию эстетических требований к окружающему современного врача интерьеру. На кафедре заведен официальный дресс-код для преподавателей и студентов, фотографии которого вывешены на стенде при входе на кафедру. Преподаватели контролируют внешний вид студентов и сотрудников для соблюдения не только гигиенических, но и эстетических требований, соблюдение которых будет необходимо для их дальнейшей врачебной деятельности. При общении студентов между собой, с преподавателями, персоналом, пациентами ассистент контролирует соблюдение норм общечеловеческой морали и врачебной этики, вовремя корректирует недостатки. Очень часто при изучении некоторых тем (проявление в полости рта бактериальных инфекций) на практическом занятии ассистенты обращаются к работам В.Г.Короленко, И.С.Бунина, Серафимовича.
Внеаудиторная работа проводится как во время официальных воспитательных тематических часов по плану куратора, так и во время кафедральных мероприятий, тесно связанных с художественно-эстетическим воспитанием студентов. Каждый новый учебный год начинается с вечера «Давайте познакомимся», во время которых как студенты, так и преподаватели демонстрируют свои творческие способности – пение, танцы, рисование и т.д. Проводятся конкурсы «Мистер стоматология», «Мисс стоматология», Брейн-ринги, конкурсы «Танцы с преподавателями», «Мелодия на два голоса», которые можно посмотреть в Интернете. Полтава- культурная сокровищница Украины, где имеется множество музеев – Художественная галерея им Ярошенко, выставочные залы, дома-музеи В.Г. Короленко, Котляревского, Панаса Мирного обладающие богатыми коллекциями живописи, предметов искусства, литературы, Краеведческий музей, Музей космонавтики и другие. В Полтаве работает один из старейших на Украине художественно-драматический театров, в репертуаре которого, как классические, так современные произведения. Работает концертный зал «Листопад», где проводятся концерты, демонстрируются фильмы, которые обсуждаются во время воспитательных часов.
Научно-технический прогресс, современные реалии не могли не наложить отпечаток на мировоззрение студентов, поэтому не стоит навязывать свою точку зрения, касающуюся эстетического воспитания студентам, ибо это способно вызвать обратную реакцию, заключающуюся в отрицании и протесте. На наш взгляд, необходимо лишь направлять и мотивировать студентов в эстетическом плане. Зачастую, кажущееся отсутствие интереса к искусству связано всего лишь с отсутствием необходимой информации (о его истории, жанрах, выразительных средствах, имеющихся учреждениях культуры и их возможностях), поэтому необходимо предоставление информации, желательно в легкой и доступной форме. Важно продемонстрировать молодым людям, что быть широко образованным, эрудированным и сведущим в искусстве человеком - это модно и креативно.
Рецензии:
17.07.2016, 13:23 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: На мой взгляд тема статьи сама по себе предполагает диагноз, как это иначе прокомментировать не знаю. Я не рекомендую статью к публикации вследствие недоказанности актуальности темы и самого бреда постановки самой постановки данного вопроса. Медиков надо учить лечить, учить общаться с больными, учить клинической теории и практике. Но тратить часы обучения на формирование у них художественного вкуса равносильно тому чтобы учить искусствоведов стоматологии и медицине. А почему нет? Болеют то все, почему бы искусствоведов не поучить медицине? Вещи равнозначные.
17.07.2016, 16:14 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Рецензируемая статья не представляет интереса для академической аудитории, а также для широкого круга читателей. К публикации не рекомендуется.
18.07.2016, 22:02 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность не раскрыта. Отсутствует структура научной статьи. Какова цель? Задачи? К публикации не рекомендуется.
19.07.2016, 1:00 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: К сожалению, статья не представляет научного интереса, нет научной новизны, актуальность не доказана, и вообще не понятно, какое отношение имеет кафедра терапевтической стоматологии к художественно-эстетическому воспитанию и как может его осуществлять. К публикации не рекомендуется.
23.07.2016, 15:56 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: Данная статья является попыткой поделиться опытом воспитательной работы со студентами медицинского Вуза. Следует отметить, что воспитательная работа является одним из важных составляющих компонентов учебной работы преподавателя в некоторых странах пост-советского пространства. Для них эта проблема актуальна, и в этом плане усилия преподавателей по художественно-эстетическому воспитанию заслуживают поддержки. С другой стороны, деятельность врача-стоматолога непосредственно соприкасается в понятием красоты, и поэтому начальные понятие об эстетике им очень необходимы. Советую авторам вместо некорых описательных моментов представить тематику занятий по эстетическому воспитанию студентов-стоматологов с учетом мировых культурных ценностей. Тогда эта статья будет интересна определенному кругу читателей-преподавателей медицинских Вузов. С уважением Глазырина С.А.
28.07.2016, 19:57 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья не представляет научного интереса. Система работы по эстетическому воспитанию в статье не раскрыта. Все ограничивается только описанием опыта работы. К публикации не рекомендуется.
Комментарии пользователей:
17.07.2016, 16:18 Быкасова Лариса Владимировна Отзыв: Статья, к сожалению, не представляет научного интереса и к печати не рекомендуется. |