Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №38 (октябрь) 2016
Разделы: Музыковедение
Размещена 28.08.2016. Последняя правка: 05.10.2016.
Просмотров - 2334

О работе пианиста с текстом Автора

Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна

старший преподаватель

Государственная консерватория Узбекистана

старший преподаватель, кафедра специального фортепиано

Аннотация:
В статье рассматривается проблема исполнительского анализа в процессе работы над музыкальным произведением, рассказывается о важных принципах фортепианного исполнительского искусства.


Abstract:
The article deals with the problem of performing analysis in the process of working on a piece of music , explains important principles of piano performing arts.


Ключевые слова:
искусство; исполнение; рояль; автор; ритм; пианист; текст.

Keywords:
art; performing; royal; author; rhythm; pianist; text.


УДК 786.2

Исполнительское искусство - это комплекс, совмещающий потребность самовыражения с наличием самодостаточности, пассионарности, профессионального мастерства, любви к искусству как явлению второй природы и воспевания Человека как венца творения.

Искусство исполнять на рояле включает как чисто человеческие качества самой человеческой личности, так и сознание, что партнер равен по достоинствам и так же объемен и глубок. Человек и рояль глядят друг на друга, обращены друг к другу и подобны дирижеру и оркестру, хормейстеру и хору и т.п.

Ни один другой инструмент, включая голос, не имеют такой позиции, как у рояля. Прежде чем достигать диалога «исполнитель-слушатель», исполнитель на рояле должен получить совмещение «человек - рояль» до состояния одного более высокого организма. Игра на рояле - материальная задача, успешное решение которой требует дополнительных, в сравнении с другими инструментами, действий. Рояль велик - потому он Рояль.

На сегодняшний момент переменились прежние критерии исполнительства. На второй план ушли специфические колориты звучания - хотя они по-прежнему определяют лицо и палитру артиста. Главное сегодня - динамизм формы, владение временем, выявление сущности и создание художественного образа произведения. Совершенно недостаточно, если «хорошо звучит» или «удобно играется», но при этом неуловим смысл и расплывчата форма. Определение «пианистичности» весьма условно, ибо то, что ясно мыслится, то удобно излагается.[См.: 1] Вопрос только в существе Мысли - по поводу ли она содержания произведения, добытого путем научного анализа и глубоких исследований, на основе знаний, а не домыслов, или это примитивное приспосабливание «по наитию», интуитивно, без претензий на обобщение - в стиле «я так слышу!», «по-своему» и т.п.

То, что мы видим в нотах - не просто запись условных значков, но гораздо большее- это нотный текст, становящийся таковым под организующим началом Автора; несущий в себе как часть смысла значения, Авторскую волю на произнесение в звучании; становящийся, в связи с этим обстоятельством, основным руководящим документом, т.е. теоретическим обоснованием для практической работы исполнителя-интерпретатора.

Таким образом, еще до осознания образного содержания, художественных достоинств и особых примет, до обобщений по стилю, жанру и т.п. существует насущная необходимость выявления и определения - обязательно до звукового воплощения видимого нотного текста- авторской установки на произнесение, т.е. воспроизведение той доли в общем количестве «звукового вещества», которая будет носить для интерпретатора характер абсолютного повиновения, которую легко можно считать Законом - «в искусстве правил нет, но есть Законы» - в отличие от многочисленных правил, кои могут быть как обязательными для исполнения, так и иметь исключения.

Воля Автора к произнесению выражена множеством факторов: условными символами текстовой записи, знаками длительностей, ребрами, штилями, мотивными игами, паузами, знаками стаккато, тенуто и т.п. Главным фактором будет организация всей этой фурнитуры в систему, которая превращает нотную запись в Авторский нотный текст. Необходимо отыскать  тот животворящий импульс для сотворения конструкции эквивалентной художественному образу музыкального произведения.[1, c.26]

Методология системного анализа должна увести нас от метода проб и ошибок. Системный анализ предполагает использование логики, математики, достижений современной научной мысли, что очень способствует развитию творческой энергии. Широкий образовательный ценз рождает на этой фундаментальной научной основе вдохновенное воображение и неограниченные возможности созидания нового, оригинального, неведанного ранее.

Исполнительская трактовка должна осуществляться исключительно объективными средствами выражения, но в результате стать явлением субъективным. Нигде, как в исполнительской манере, не проявляется интеллект, талант, свойства души и уровень образованности. Исполнительский анализ - явление сугубо объективное, должно быть «документально» обосновано и не быть субъективным. Стоит опасаться собственного недознания, недомыслия. Уровень культуры, умение слышать себя, знания, практические навыки- это предпосылки. Основное- умение читать авторский текст.

Временная организация как основа методики охватывает все виды музыкального творчества – художественные, инструктивные, упражнения, импровизации. Много значит взгляд на фактуру, когда фактура автоматизованно «озвучивается» еще только при взгляде на нее. В этом процессе очень важно владение дифференциацией текстовых «шифров», точным знанием их значения, применения, причинности и.т.п. [3,c.50]

Далее - царство гармонии, мелодии, занятия Музыкой - т.е. тот самый мир искусства, который должен опираться на твердую почву организованного временного процесса.

В процессе школьного обучения задачи исполнительские должны быть определены обязательной подготовленностью в формообразовании. Нельзя позволить в профессиональном обучении просто так «играть музыкально». Музыкальное решение должно быть умственно обосновано. Может быть, обилие задач на первых порах снимет «кураж» с исполнения и ученик будет несколько «суховат» и схематичен- настоящему дарованию это не опасно, а ученик со средними данными получит необходимое средство для ума, ему это тоже не повредит.  Таким образом, для полного раскрытия учащимся своих творческих возможностей необходима последовательная, целенаправленная работа не с помощью натаскивания и зубрёжки готовых рецептов, а в процессе самостоятельной работы с текстом Автора. В произведении не должно быть ни одного «белого пятна» на стадии теоретической интерпретации.

Не допускается исполнение без слухового контроля на любой стадии становления произведения. В исполнительском акте должно осуществиться владение формой в целом при ежесекундном внимании исполнителя к каждой детали, и что главное - при всех хитросплетениях и нагромождениях фразировочных смыслов слышать фон ритмической пульсации- единство метро-ритма и интонационной формы.[См.:3]

Вышеперечисленные процессы составляют схему, скелет, внутренние конструкции произведения. Они должны стать обязательными, непреложно точными и автоматизованными, как умение читать бегло любой текст.

Библиографический список:

1.Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.- М.: КЛАССИКА-ХХI, 2008. -96 с.
2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.:Музыка, 1971. -144 с.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.:Дека-ВС, 2007. -312 с.
4. Путь к совершенству, Диалоги,статьи и материалы о фортепианной технике.- СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2007. -389 с.
5. Скребков С.С. "Избранные статьи".- М.:Музыка,1980. -216 с.




Рецензии:

28.08.2016, 8:21 Калицкий Виталий Валерьевич
Рецензия: В статье рассматривается актуальный вопрос диалогического взаимодействия композитора и музыканта-исполнителя на примере фортепианного искусства. Выявляется ряд специфических проблем на формирование отношения пианиста к авторскому тексту и его художественной интерпретации путём логического и аналитического подхода. Некоторые позиции автора статьи представляются неоднозначными. Так, Л. Б. Кабдурахманова пишет: "Техническое мастерство считается не уделом многочисленных многочасовых тренировок аппарата и тела, а исключительно результатом научного освоения игрового аппарата в соответствии со знанием возможностей инструмента. Техническое мастерство приобретается на игре этюдов и формул- гамм, арпеджио по строго заданной методике". Достаточно спорное утверждение, полностью отрицающее сам физический процесс технической и технологической работы пианиста за инструментом. Представляется, что любая аналитическая работа, проводимая исполнитеоем с композиторским текстом, должна в т. ч. и технически отрабатываться на рояле по крайней мере ввиду того, что фактура любого художественно значимого произведения включает не только стандартные (гаммы и арпеджио), но и уникальные, требующие особой технологической проработки технические структуры. В целом, статья рекомендуется к публикации с учётом вышеизложенного замечания. Также необходимо откорректировпть отсутствующие ссылки на цитаты ( "То, что мы видим в нотах- не просто запись..." и т. д.) и некоторые пунктуационные неточности (например, перед знаком "тире" поставить пробелы).

08.11.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна:
Здравствуйте. Постаралась исправить все неточности как в содержании, так и в пунктуации. Проверьте, пожалуйста. Надеюсь на Ваш благоприятный отзыв.

19.11.2016, 22:00 Калицкий Виталий Валерьевич
Рецензия: Здравствуйте! Исправления корректны, статья рекомендуется к публикации.
22.11.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна:
Благодарю Вас! Ура!:)



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх