Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №36 (август) 2016
Разделы: Педагогика, Литература, Психология
Размещена 27.08.2016. Последняя правка: 25.12.2016.
Просмотров - 6097

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА НАРОДНОГО ЕДИНСТВА, ПАТРИОТИЗМА И НРАВСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Дзицоев Алик Анатольевич

кандидат педагогических наук

МКОУ "СОШ №2" г. Черкесска

преподаватель русского языка и литературы

Аннотация:
В представленной статье рассматривается проблема формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности российских школьников на фоне тяжелой экономической ситуации и борьбы с терроризмом. Автором представлены условия и средства педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры, и формирования духа народного единства школьников при взаимодействии школы и семьи.


Abstract:
The article considers the problem of developing a sense of national unity, patriotism and morality of Russian students on the background of the difficult economic situation and the fight against terrorism. The author presents the conditions and means of pedagogical stimulation of moral and Patriotic culture, and creating a spirit of national unity students in the interaction of school and family.


Ключевые слова:
благополучие российского общества; наука и просвещение; народное единство; межличностные отношения; нравственность; патриотизм.

Keywords:
the well-being of Russian society; science and education; national unity; interpersonal relationships; morality; рatriotic feeling.


  УДК 37.034
      Россия - страна, богатая своим этническим составом и культурным многообразием, в ней мирно сосуществуют христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религиозных убеждений.
    Любые военные действия и террористические акты вселяют страх и являются причиной возникновения вражды в обществе. Терроризм представляет собой серьезное препятствие в решении национальных, региональных и глобальных проблем.
   Экономический кризис в России, безработица, низкая заработная плата, недостаточно развитая социальная инфраструктура регионов, формируют национальную разобщенность и  способствуют вовлечению молодежи в террористические организации.
      Молодежи свойственно чувство  максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для проявления агрессии. Поскольку активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами социально-психологического и педагогического познания, как явление, требующее общественного противодействия.
    Актуальность исследования обусловлена необходимостью утверждения в сознании и поведении молодежи позитивных социокультурных ценностей – активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма; укрепления межнационального и интерконфессионального мира  и дружбы народов России. В связи с вышеизложенным, актуальным становится развитие чувства единства, патриотизма и нравственности школьников.
    Семья и школа призваны к тому, чтобы развивать в подрастающем поколении чувство любви к своей Родине, уважать государственную власть и законы своей страны, бережно относиться к народам, проживающим в России. Необходимо формировать в молодежи отвращение к методам грубого понуждения и любых форм авторитаризма в межличностных отношениях, пропагандируя идеи гуманизма.
    Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между признанием необходимости формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников и недостаточной разработанностью условий и технологий, способствующих развитию данного процесса в условиях российского образования. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, как разработку условий стимулирования и формирования чувства единства, патриотизма и нравственности школьников, особенностью которой является опора на  традиционные ценности народов России. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
    Объект исследования – нравственно-патриотическое воспитание школьников в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.
     Предмет исследования – формирование чувства народного единства школьников средствами народной педагогики.
    Гипотеза исследования - формирование чувства народного единства школьников будет успешным, если определены условия и стимулы формирования патриотизма, чувства единства народов и нравственности.
    В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, в исследовании  были поставлены задачи:
     1.Провести диагностику по выявлению предрасположенности  личности к агрессии, комплексов неполноценности и лидерских качеств учащихся, определить уровни их сформированности у школьников.
   2.Выявить педагогические условия и стимулы формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников на основе этнокультурных ценностей.
    Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов нравственно-патриотического воспитания и развития личности; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи психолого-педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и нравственно-патриотического воспитания.
     Методы исследования: теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; беседа, анкетирование.
    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены педагогические условия развития чувства народного единства школьников: воспитывающий характер учебного процесса; национально-региональная направленность образовательного процесса, стимулирующая формирование нравственно-патриотической культуры личности и чувства единства народов России.
     М.В. Ломоносов описывал величие  России, обилие ее природных ресурсов [14, с.496]:
       Вокруг тебя цветы пестреют
      И классы на полях желтеют;
      Сокровищ полны корабли
      Дерзают в море за тобою;
      Ты сыплешь щедрою рукою
      Свое богатство по земли.
      По мнению М. Ломоносова, каждый человек должен вносить свой посильный вклад для процветания и благополучия России, трудясь во благо Отечества. Он считал, что труд человека тесно связан с образованием и наукой, которые облегчают трудовую деятельность гражданина, делая народ богаче не только материально, но и духовно:                                     Науки юношей питают,
                               Отраду старым подают,
                               В счастливой жизни украшают,
                               В несчастный случай берегут…
    Вопрос укрепления межнационального и интерконфессионального мира  и дружбы, на сегодняшний день, занимает важное место на всех уровнях власти Российской Федерации и рассматривается на фоне нарастающей борьбы против политического экстремизма и терроризма в мире.
    Свежи в памяти события сентября 2015 года в Сирии. Российская Федерация, защищая не только Сирию, но и свою территориальную целостность, нанесла удары по базам боевиков Исламского государства. Таким образом, не боясь санкций и изоляции, Россия открыто заявила о себе, как о гаранте мира и стабильности на мировой политической арене.
   В борьбе с проявлением терроризма, Россия использует  политические, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые и психолого-педагогические  меры.
        В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов оценивает успех российской армии, однако, по его словам, конфликты и войны несут с собой разрушения, беды, страдания народу:
         Воззри  на плач осиротевших,
         Воззри на слезы престаревших,
         Воззри на кровь рабов твоих.
   Стабильность в обществе для Ломоносова заключается не только в установлении мира между людьми, но и в прекращении раздоров, сплоченности всех слоев населения и в стремлении достичь благосостояния России [14, с.460].
     Любые военные действия и террористические акты вселяют страх и являются причиной возникновения вражды среди населения. Терроризм представляет собой серьезное препятствие в решении национальных, региональных и глобальных проблем.
   Семья и школа призваны к тому, чтобы воспитывать молодых граждан общества, которые будут любить свою Родину, уважать государственную власть и законы своей страны, бережно относиться к народам, проживающих в России, развивать любовь к труду, чтобы в последствии молодое поколение стремилось работать на благо и процветание России.
     Патриот- это человек,  привязанный и преданный своей стране, ответственный по отношению к своей Родине, уважающий народы, населяющие  Россию, а нравственность  представляется основой патриотизма.
     Нужно развивать в молодежи отвращение к методам грубого понуждения и любых форм авторитаризма в межличностных отношениях, пропагандируя идеи гуманизма, формировать у подрастающего поколения  систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание и сопереживание.
     Воспитывая детей, родители должны понимать, что агрессивное поведение в семье, крики, ругань, унижение друг друга и взаимные упреки, развивают в ребенке чувство ненависти, вражды, он уходит в себе и учится жить с чувством вины, что способствует формированию личности, склонной к деструктивному поведению [8, с.79,80]. Конечно, существуют социальные, политические, экономические и другие причины, порождающие терроризм, но все они преломляются в психологических механизмах индивида и  личностной предрасположенности к нигилизму.
    Невозможно не согласиться с мнением известного специалиста в области психологии терроризма профессора Д.В.Ольшанского, который считает, что терроризм это оружие психологически слабых, духовно нищих и материально зависимых людей.
     Педагоги и психологи выделяют мотивы, побуждающие личность к деструктивному поведению и  вступлению на путь терроризма:
    -сосредоточенность на защите своего внутреннего «Я», с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью;
   -низкая самооценка;
   - потребность личности принадлежать к определенной группе людей;
   - личные переживания социальной несправедливости, склонность обвинять общество в своих неудачах;
   -социальная изоляция, отчуждение, потеря смысла жизни [15, с. 133,135].
    Для определения предрасположенности личности к террористическому поведению, в мае 2016 года, мы провели исследование среди учащихся 9-10 классов (57 человек) школ № 3 и № 6 города Карачаевска, Карачаево-Черкесской Республики. В работе со школьниками использовались: «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут [18]; анкета «Диагностика комплекса неполноценности» [13]; методика «Кто вы: ведущий или ведомый» [20].
   Результаты «Теста агрессивности» показали, что 28 % опрошенных при необходимости могут прибегнуть к физической силе для защиты своих прав; 12 % школьников в общении с людьми испытывают раздражение и с трудом сдерживают себя; 12 % учащихся отметили, что иногда люди раздражают их лишь одним своим присутствием.
                                                             Диаграмма I. Результаты теста агрессивности школьников

      Результаты диагностики комплекса неполноценности показали, что 8% школьников чувствуют себя ненужными, 12 % опрошенных испытывают это чувство периодически, и только 37% - редко. 8% школьников признались, что часто слышат в свой адрес упреки о том, что не оправдали надежды родителей, взрослых, 18 % не так часто слышат подобные слова от окружающих и лишь 31 % очень редко. Как показал опрос, 37% учащихся крайне редко испытывают чувство одиночества, 13% школьников иногда поддаются одиночеству, и только 7 %  в большинстве случаях чувствуют себя одинокими и покинутыми. 11 % опрошенных школьников часто сомневаются в собственных способностях, 24 % учащихся иногда проявляют сомнения и только 21 % опрошенных редко сомневаются в себе и своих способностях. 24% школьников верят, что им хватит сил реализовать свои жизненные планы, 25% школьников и верят и не верят в перспективу реализации своих планов, и только 10 % учащихся не верит в свои силы и возможности.
                      Диаграмма II. Результаты диагностики комплекса неполноценности школьников

      Как видно из полученных результатов, из 57 протестированных школьников, для 8 % юношей характерно негативное восприятие картины мира, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели общества и самого себя в реальной действительности. Это противоречие с идеалом переходит в субъективное ощущение личного и социального несоответствия. Этим школьникам характерна позиция «Я хороший, мир плохой». Такая точка зрения становится средством психологической самозащиты, которая позволяет оправдать любые деструктивные действия.
    Результаты диагностики комплекса неполноценности показали, что 11 % школьников имеют заниженную самооценку, имеют невысокий уровень стремлений. Они неохотно высказывают свое мнение по различным вопросам, нехотя принимают участие в диалогах. Комплекс неполноценности чаще всего является причиной их агрессии.
    Для выявления склонности к лидерству в работе со школьниками нами использовалась методика «Кто вы: ведущий или ведомый?». Результаты теста показали, что 32 % учащихся часто бывают в центре внимания окружающих, а 68% школьников отметили, что не любят чрезмерное внимание к себе. 33% учащихся приходилось принимать участие, хоть раз, в организации и проведении школьных мероприятий, а 67 % школьников избегали подобной ответственности. 74%  школьников стараются избегать дискуссии и споры, а 26 %  охотно принимают в них участие. По мнению  87 % опрошенных истинный лидер группы должен быть самым компетентным, а 13 % учащихся считают, что лидер группы должен обладать сильным характером. 79 % школьников признались, что трудности, с которыми они сталкиваются в учебе и в быту, обескураживают и подавляют их, и лишь 21 % не боится трудностей, а наоборот, столкнувшись с ними, они начинают действовать активнее.
                                                         Диаграмма III. Склонность к лидерству школьников

        Как оказалось, 33 % школьников обладают хорошими задатками, чтобы влиять на мнение окружающих. Во взаимоотношениях с людьми они чувствуют себя уверенно. 74 % учащихся - малоубедительны даже там, где они бывают правы. Иногда они чрезмерно неуверенны в себе, из-за чего становятся неактивными.
     Таким образом, мы пришли к выводу о том, что  в воспитании молодежи особое внимание следует уделять формированию отрицательного отношения к проявлению жестокости и насилия. Очевидно, что подобная работа должна проводиться в образовательных учреждениях, в деятельности средств массовой информации.
    Для формирования гуманного отношения к окружающим людям, родителям и педагогам, в воспитании детей, необходимо соблюдать следующие педагогические  условия:
     - уметь слушать ребенка;
     -не запрещать ребенку выражать негативные эмоции;
    -предъявлять к нему разумные требования, в соответствии с его возрастом;
    -развивать в ребенке терпение, умение владеть собой, учить доверять людям, проявлять чуткость, сопереживать, быть снисходительными к другим, уважать старших, быть доброжелательным, любознательным и альтруистом.
     Воспитывая ребенка в атмосфере дружелюбия, с уважением и пониманием относясь к нему, можно научить его верить в себя, быть справедливым по отношению к людям, находить положительные стороны в повседневной жизни [10, с.28].
   Известный осетинский поэт Коста Хетагуров, являл собой уникальный пример культурной аккумуляции. Обучаясь  в Ставропольской губернской гимназии и в Петербургской академии художеств, он усвоил и принял русскую культурную традицию, сохранив свое этническое самосознание, и не утратив глубокую духовную  связь со своим народом. Вся его деятельность была направлена на возрождение и развитие осетинской культуры. Однако, он четко осознавал тесную взаимосвязь русской и осетинской культур, и не отрицал важность русского влияния на  Кавказ [12]. Его творчество стало своеобразным синтезом христианской образности, православных традиций и элементов осетинского фольклора, прогрессивных гуманистических идей и глубокого уважения к обычаям народа.
    Выходец из региона, где процветало этническое и религиозное многообразие, Коста, как никто другой, понимал необходимость развития дружеских отношений между представителями различных народов и конфессий:
                                        … Бессильна злоба,
                                       Любовью попран ад,
                                       Повержен меч, разбиты цепи,
                                      Рассеян мрак тысячелетий,
                                      Народ народу брат.
    В своих произведениях Коста развивал ценности гуманизма, братства и свободы, поддерживал идею прогресса в общественных отношениях:
                          Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,
                           Вселенная – Отечество мое…
                          Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
                         Люблю беспомощных, обиженных сирот,
                         Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
                        - Тебя, родной аул, и бедный наш народ.
    Творческое наследие Коста Хетагурова, его общественная и просветительская деятельность являются  основой единства русского и кавказских народов, надежным стержнем для дальнейшего развития и процветания российской культуры [19, с.136].
    История дружбы народов нашей страны это большой калейдоскоп сменяющихся событий. Народы, живущие в нашей многонациональной стране – это большая семья, в которой нет места для ссор, ненависти, войн и террора.
       Благодаря совместным усилиям органов власти и социальных институтов ситуация в российском обществе за последний год значительно улучшилась. Появилось большое количество информационно-патриотических ресурсов, которые исключают русофобскую пропаганду, созданную за рубежом. Наблюдается улучшение демографической ситуации и уровня жизни в нашей стране. В последнее время, активно развиваются наука и сельское хозяйство. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащихся, определять их действия по отношению к государству, вселять веру в светлое будущее России. М. И. Цветаева говорила:
              «Не быть в России, забыть Россию - может бояться только тот,
               кто Россию мыслит вне себя…».
      Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к родной земле, не знает историю и культуру своего народа, не может считаться гражданином и патриотом своей страны [17, с.717].
     Сегодня, Россия – Великая Держава, которая, несмотря на трудности, поднялась с колен и вернула к себе уважение. Великий русский поэт Ф.И.Тютчев писал:                                        Умом Россию не понять,
                     Аршином общим не измерить:
                     У ней особенная стать
                     В Россию можно только верить! [17,с. 688].
   Необходимо убеждать подрастающее поколение в том, что только совместными усилиями, сплотившись, мы сможем преодолеть все трудности современности, во благо нашего будущего. А.С. Пушкин писал:
                              «Сильна ли Русь?
                               Война и мор, и бунт,
                              и внешних вод напор ее,
                             беснуясь, пробегали...
                             Смотри те ж!
                             Все стоит она!» [18, с. 547].
   Россияне сильны в своем единстве, и нам по силам искоренить проявление терроризма, чтобы в российском обществе воцарились мир и безопасность.
       В результате проведенной работы, мы пришли к следующим выводам:
   
Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность личности  по отношению к своей Родине, уважение к народам России, а нравственность – это  основа патриотизма.
    В принципе воспитывающего характера школьников можно выделить следующие направления: формирование мировоззрения школьников (элементов правильного восприятия картины мира); воспитание моральных качеств личности;  поведения и волевых черт характера; формирование чувств и эмоций,  связанных с учебным процессом.
    Стимулирующая направленность образовательно-воспитательного процесса (в семье и школе) есть то влияние, которое оказывают условия на ускоренное развитие патриотического, межнационального и межконфессионального сознания, чувств и поведения школьников.
   Народные традиции – элементы социального и культурного наследия, которые передаются  от поколения к поколению. В качестве традиций выступают  определенные общественные установки, нормы и правила поведения, ценности, идеи, взгляды, обряды, обычаи и так далее.
     Произведения культуры, литературы и традиции адекватны накопленному опыту. Это те средства воспитания, которые:
      а) понятны воспитанникам;
      б) развивают интерес и активируют мотивационную сферу школьника;
      в) имеют практикоориентированную направленность в жизни школьников.
   В состав  средств педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры  и формированию духа народного единства школьников входят:
     - стимулы познавательного интереса к традициям народов России;
     - стимулы примера взрослых: родителей и учителей;
     -стимулы успеха страны;
     -стимулы формирования у учащихся единой картины мира;
     - гуманитарно-ориентированные ситуации;
   - стимулы использования прекрасного в межличностных отношениях с помощью литературных произведений.
         Представленное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы.
   В дальнейшем большой интерес могут представлять поиски в использовании межпредметных связей (музыки, физического воспитания и других), в формировании нравственно-патриотической культуры и формировании духа народного единства школьников на основе средств народной педагогики.

Библиографический список:

1.Алиев Р.М. Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье [Текст]: дисс…канд.пед.наук/ Р.М. Алиев. – Карачаевск, 2003. – 166 с. 2.Арабов И. А. Этнопедагогика (культурологический аспект) [Текст]/ И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная.- Карачаевск: КЧГПУ, 1999. – 215 с. 3. Берестовская О.И. Эмоциональное воспитание/Педагогика. Лекции для студентов; сост. В.В. Макаев. – Пятигорск, 1992. – 200 с. 4. Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность/ В.М. Бехтерев, В. Ланге//Педология и воспитание. – М., 1928. – С. 65-70. 5.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Инновационная школа. – 1997. - №1. – С.37-45. 6.Брянцева Е.В. Педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников: дис…канд.пед.наук [Текст]/ Е.В. Брянцева. – Карачаевск, 2005. – 200с. 7. Гедыгушева Т.Х. Стимулы развития организационно-практических умений подростков в процессе обучения: дис…канд.пед.наук [Текст]/ Т.Х. Гедыгушева. – Карачаевск, 2004. – 184 с. 8.Дзицоев А.А., Валиева З.И. Взаимодействие школы и семьи в процессе нравственного воспитания старшеклассников: гендерный аспект: Монография. - Владикавказ: ИПК «Литера»,2012.- 187 с. 9.Дзицоев А.А. Влияние коммуникационных средств связи на формирование нравственного облика подростков/Научно-методический журнал//Вестник КЧГУ. № 28. –Карачаевск: КЧГУ, 2010. – С. 320-322. 10.Дзицоев А.А. Застенчивость и пути ее преодоления. Учебно-методическое пособие. – Черкесск: «Бендида», 2012. – 32 с. 11.Дзицоев А.А.Психолого-педагогические методы противодействия молодежному экстремизму/Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде//Всероссийская научно-практическая конференция. – Черкесск: МФПУ «Синергия», 2013. – С. 93-99. 12.Дзицоев А.А. СМИ и власть в современной России: к проблеме формирования гражданского общества/XXXIV итоговая научная сессия преподавателей, аспирантов//Алиевские чтения. – Карачаевск, 2006. – С. 84-90. 13.Диагностика комплекса неполноценности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru, свободный (Дата обращения 25.08.2016 г.). 14.Литература: Большой справочник/ Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина идр. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2013.-593 с. 15.Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002. – 288 с. 16. Почебут Л.Г. Тест агрессивности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00325.htm - статья в Интернете. 17. Русская литература. ХХ век: Большой учебный справочник/Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева идр. – 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2014. – 672 с. 18. Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 784 с. 19.Хетагуров К.Л. Осетинская лира. – Владикавказ: «ИР», 2013. – 278 с. 20.Щекин Г.В. Методика «Кто вы: ведущий или ведомый?»//Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. - Киев, 1994. С. 23-25.




Рецензии:

27.08.2016, 11:07 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Задумка автора стать безусловно вызывает уважение, так как проблема актуальная. Рекомендую проверить пунктуацию, обратить внимание на то, что неясно что представляет собой предрасположенность к террористическому поведению, как ее из данных проведенных методик автор собирает в единое целостное образование и на каком основании. В добавок, почему на основе эмпирических данных не делаются выводы о том, как этот феномен выражен, а сразу о том, что с этим делать. Вообще изучаемое явление постоянно изменяется в статье, на мой субъективный взгляд, и становится в итоге гуманным отношением. К террористическому поведению только лишь все свести нельзя, в том числе и полученные данные, но возможно следовало бы на нем только и остановится и не стараться объять необъятное. По изменению материала статьи, если оставить название, могу предложить следующее, чтобы ее можно было опубликовать. В статье заявлен психолого-педагогический аспект формирования духа единства, патриотизма и нравственности как основы развития общества. Для этого необходимо раскрыть, что имеет ввиду автор под духом единства и т.п. и как его формировать, а далее представить сведения какое это имеет значение для общества. В духе психолого-педагогического подхода необходимо обозначить как минимум условия и факторы формирования заявленного феномена. Я бы также рекомендовала остановится все же на чем-то одном (возможно на патриотизме или нравственности). Вообще меня смущает несколько стиль, он мне представляется больше публицистическим, чем научным, в особенности в начале и конце статьи. Для его оптимизации я бы рекомендовала меньше использовать оценочно-эмоциональных утверждений и больше обобщать, в особенности в конце, где требуются выводы.

27.08.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Многоуважаемая Е.Н. Лисова! Благодарю Вас, за то, что проявили интерес к нашей статье. Соглашусь, что в тексте допущены некоторые опечатки. Однако, позвольте пояснить: - в статье говорится о том, что предрасположенность к террористическому поведению проявляется в неуважительном отношении к государственной власти, к законам страны, в агрессивном поведении, в принятии методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма в межличностных отношениях, унижение личности, взаимные упреки, ненависть и вражда. Обладая такими качествами, человек не будет стремиться к единству с обществом, народами, населяющими Россию, в нем никогда не разовьются патриотизм, гражданский долг и ответственность, а также нравственность. В будущем, находясь в дисгармонии с самими собой, с окружающими людьми, молодые люди могут вступить на путь террора. - представленные в работе методы диагностики, позволяют на раннем этапе выявить подобные склонности в детях и предпринять психолого-педагогических меры по корректировке поведения школьников, да, именно школьников, так как в более позднем возрасте, например, в студенческом, это сделать гораздо сложнее. - на основе полученных эмпирических данных делать выводы пока еще рано, так как исследований по данной проблеме не так уж и много. Данная тема требует своего глубокого и детального изучения, в области социологии, педагогики, психологии, философии и других, разработки рекомендаций по формированию духа единства народов России и предотвращению вступления молодежи в ряды террористов, и внедрения в образовательную практику. - вы совершенно верно подметили, что в статье заявлен психолого-педагогический аспект формирования духа единства, патриотизма и нравственности как основы развития общества. В статье поясняется, что под духом единства народов России понимается сплоченность национальностей нашей Великой России, проявление уважения к их культурам. А сформировать в ребенке дух единства возможно, как говорится в статье, соблюдая следующие условия: - уметь слушать ребенка (таким образом, он научится слушать и других людей); - не запрещать ребенку выражать негативные эмоции (пусть лучше он научится делать это дома, чем на улице); -предъявлять к нему разумные требования, в соответствии с его возрастом (предъявляя высокие требования к ребенку, не оправдав ожидания родителей и учителей, у него может развиться комплекс неполноценности, неуверенность в себе, заниженная самооценка. В итоге, повзрослев, молодой человек, пытаясь реализовать себя как личность, со своими комплексами, может найти себе применение в маргинальной культуре, в частности, вступить на путь террора. Очевидно, «деформированная» личность в будущем не сможет принести никакую пользу государству и обществу). - мы не можем остановиться конкретно на патриотизме или нравственности, так как в контексте данной статьи, патриотизм и нравственность взаимосвязаны: безнравственный человек не может быть патриотом, или патриот не может быть безнравственным. - что касается стиля изложения, то он немного носит научно- публицистический характер, в основном, для полного понимания педагогами различных квалификаций и категорий, с чем и как необходимо работать. Подавляющее большинство педагогов школ далеки от научного стиля, и далеко не все из них писали и защищали диссертации, а работа по формированию нравственно-здоровой личности, патриотизма, формированию межнациональной дружбы и межконфессионального единства должна проводиться, в первую очередь, - на уроках, в школах.

27.08.2016, 12:12 Бжиская Юлия Вячеславовна
Рецензия: Ознакомилась со статьей "К вопросу о формировании духа единства, патриотизма и нравственности школьников как основы развития общества". Считаю, что представленная работа не полностью раскрывает заявленную тематику. Возможно автору необходимо пересмотреть название статьи к представленному материалу. Например, "К вопросу о формировании патриотизма и нравственности школьников на примере русской поэзии 18-20веков." Тогда уместны цитаты стихотворного жанра. Совсем не в тему переключение на ситуацию в Сирии и т.д. Либо название статьи должно быть "Сравнительная характеристика методов воспитания нравственности............" Не совсем понятна цель приведенных схем опроса школьников по заданной тематике. Идея хорошая. Значит, опять надо подумать о названии статьи, которое предполагает суть изложения материала. Мне видится, что представленный материал можно разбить, добавить, доработать и выдать как результат двух статей. Последнее. Если автор делает заявку на формирование духа единства, то целесообразно говорить о толерантности, о чем еще в свое время писали русские поэты.
27.08.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Уважаемая Бжиская Ю.В. ! Благодарю за проявленное внимание к статье. Позвольте возразить Вам. Считаем, что содержание работы раскрывает тему статьи «К вопросу о формирования духа единства, патриотизма и нравственности школьников, как основы развития общества…», так как в ней делается акцент на то, как учителя, педагоги, преподаватели и родители должны проводить подобную работу (родители должны, показывая на собственном примере, учить детей проявлять уважение к представителям других национальностей, к их культуре и вероисповеданию, формировать чувство гражданского долга, любовь к Родине, к законам страны. Учителя на уроках (не только литературы, но и истории, МХК, биологии, химии и др.) должны говорить об успехах и достижениях страны, прививать любовь к труду, побуждать учиться и трудиться во благо России). - Цитаты М.В. Ломоносова, К.Л. Хетагурова, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой приведены в работе неслучайно. Писатели, понимая, что не все так идеально в стране, делали акцент на том, что необходимо любить свою Родину, стараться внести свой вклад в развитие и процветание страны, уважать не только свой народ, но все народы, которые населяют Россию, их культуру. Только так возможно справиться с проблемами суровой реальности (бунты, войны, экономика и т.п.). - Ремарка о ситуации в Сирии, на наш взгляд, вполне уместна, так как это живой пример того, что Россия борется с террором не только на своей территории, но и за ее пределами, используя свою боевую мощь, тем самым выступая в качестве гаранта мира и стабильности. Государство, со своей стороны делает все возможное, чтобы предотвратить угрозу, стоящую сегодня перед человечеством - террор. Мы же, со своей стороны, должны проводить работу по формированию морально и эмоционально здорового поколения, которое будет стремиться принести пользу обществу, государству. - цель приведенных схем опроса школьников заключается в том, чтобы показать, какова сегодня ситуация. В силу того, что в последнее время, в результате модернизации системы образования в России и загруженности учеников, практически не осталось времени на внеурочные воспитательные мероприятия. Приведенные схемы опроса школьников позволяют еще раз задуматься о том, что необходимо сделать акцент не только на учебную но и внеучебную работу школьников, направленную на предотвращение развития таких качеств как агрессия, формированию положительного восприятия картины мира, нивелирование комплексов неполноценности, развивать в них лидерские качества, самостоятельность, ответственность за свои поступки. - вы меня извините, но мы предпочли термин «единство», нежели «толерантность», так как многие исследователи уже отказываются от него. Толерантность - социологический термин, обозначающий ТЕРПИМОСТЬ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Возникает вопрос: «Кто мы такие, чтобы предоставлять другим право жить в соответствии с собственным мировоззрением»? Считаем, что в контексте данной статьи необходимо говорить О ЕДИНСТВЕ россиян (это и дружба, и уважение к представителям других национальностей, к их культуре, понимать, что Россия богата не только своими ресурсами, но и своим этническим и культурным многообразием, что должно вызывать чувство гордости за свою страну).

27.08.2016, 13:12 Ёлкина Екатерина Максимовна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ На статью Дзицоева А.А. «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников». Статья посвящена проблеме разработки условий стимулирования и формирования чувства единства, патриотизма и нравственности школьников, особенностью которой является опора на традиционные ценности народов России. Выявив проблему исследования, автор обоснованно сформулировал цель, объект, предмет, гипотезу и согласно ей поставил основные задачи. Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов нравственно-патриотического воспитания и развития личности; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи психолого-педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и нравственно-патриотического воспитания. По справедливому утверждению автора, произведения культуры, литературы и традиции народов России адекватны накопленному общественному опыту. Данные средства воспитания понятны воспитанникам, развивают интерес и активируют мотивационную сферу школьников, а также имеют практикоориентированную направленность в жизни учащихся. В работе, автором представлены средства педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры и формированию духа народного единства школьников, а так же условия формирования Необходимо заключить, что статья «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников» характеризуется несомненной актуальностью и теоретически значима для педагогической науки. Она является завершенным, выполненным на хорошем уровне, отвечающим требованиям, предъявляемым к научным статьям исследованием, и РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации. Доктор педагогических наук, профессор Елкина Е.М.
27.08.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Многоуважаемая Екатерина Максимовна! Позвольте выразить Вам свою глубокую признательность за столь высокую оценку данной работы. Действительно, в работе допущены опечатки. Так как с техникой мы на "вы", все же, постараемся их устранить.

27.08.2016, 13:52 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Рецензия: Представленная статья несомненно актуальна. Исследование предрасположенности личности к террористическому поведению и результаты диагностик достаточно хорошо проанализированы и выделены условия формирования гуманного отношения к окружающим. В статье автор красноречиво (посредством цитирования стихотворных произведений) представляет величие России и необходимость развития дружеских отношений между представителями различных народов и конфессий. Статья ДЗИЦОЕВА Алика Анатольевича отвечает требованиям, предъявляемым к научным статьям и после некоторой доработки (есть лексические неточности) РЕКОМЕНДУЕТСЯ к печати.
27.08.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Уважаемая Милеуша Талгатовна! Благодарю Вас за положительную оценку работы. Однако, прошу пояснить, какие в работе, на Ваш взгляд, имеются лексические неточности?

27.08.2016, 22:04 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Как то очень не понятно какую проблему решает автор в своей статье. В настоящий момент представляется что формирование патриотизма не возможно, так как имеет место отрицательный отбор. Поэтому я считаю что данный текст напоминает проект вечного двигателя. Посему к рекомендации не рекомендую.
28.08.2016 11:11 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Уважаемый Леонид Борисович! Возможно для вас и не понятно, какой вопрос поднимается в данной статье,так как вы работаете в Институте печати,а не в общеобразовательной школе, но совершенно очевидно, что в работе поднимается проблема патриотического воспитания молодежи, проблема межнационального единства народов России и межконфессионального единства. Представлены условия, которых необходимо придерживаться, в работе с молодежью. Очень жаль, что Вы придерживаетесь точки зрения, что формирование патриотизма, духа народного единства, идей гуманизма невозможно. Какие же ценности вы можете привить подрастающему поколению? Ведь именно из-за подобных суждений люди перестали воспринимать друг-друга-именно как люди! Если вы научный работник,рецензент журнала SCI-ARTICLE, то прошу Вас написать развернутую рецензию, а не ограничиваться несколькими абстрактными предложениями, а именно: 1. Дать библиографическое описание статьи(автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 2. Написать непосредственный отклик на статью(отзыв-впечатление); 3. Критически разобрать или комплексно проанализировать текст: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — индивидуальный стиль писателя. 4. Аргументированно оценить статью: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики статьи.

28.08.2016, 9:19 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна безотносительно ко времени, социально-политической ситуации, особенностей развития конкретного государства. Позиция автора понятна и вполне аргументированно обосновывается логикой доказательств. У меня замечания относительно изложения текста в форме научной статьи. Если в названии обозначен «психолого-педагогический аспект», то почему такой сегмент текста предоставлен литературе? И уж совсем непонятны политические реляции. Очевидно, отсюда и смешивание стилей: научного и литературно-публицистического. Очень интересные исследования (данные, несомненно, представляют интере6с), но автором они позиционируются как абсолютная истина (они не могут быть репрезентативны: недостаточная выборка, анкетирование не может быть единственным источником научной информации). Отсюда предложенный вывод: «Мы уверены в том, что…», вместо: «В результате исследований мы пришли…». Статья может быть опубликована после некоторой доработки.
08.09.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Благодарю за внимание, Татьяна Иосифовна. Ваши замечания приняты к сведению и учтены в работе.

29.08.2016, 10:03 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ДУХА ЕДИНСТВА, ПАТРИОТИЗМА И НРАВСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (психолого-педагогический аспект)" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе ОБРАЗОВАНИЕ: 1) Термин "дух" не относится к сфере теории образования (может, философия?); 2) Аннотация не раскрывает суть статьи; 3) УДК 72.07 - "Занятия (профессии), имеющие отношение к архитектуре" (???) 4) Методы исследования относятся к психологической науке; 5) Статья не структурирована как научная (см.Авторам); 6) Отсутствует теоретико-методологическая основа, четкое выделение автором - что нового вносит личный вклад автора в педагогические науки раздела "Образование". 7) Источники 11,12,13 не относятся к педагогическим научным источникам. Итак, статья представлена в виде, который невозможно идентифицировать с научной (1) и (2) - как относящейся к разделу педагогических наук "Образование".
08.09.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Благодарю за внимание, Галина Валентиновна. Ваши замечания приняты к сведению и учтены в работе.

30.08.2016, 11:51 Николаеску Инна Александровна
Рецензия: В период политической нестабильности проблема патриотического воспитания личности приобретает особую значимость, поскольку патриотизм составляет важнейшую ценностную основу любого общества и выступает не только фактором интеграции русской нации, но и существенным внутренним мотивом для саморазвития и раскрытия всех потенциальных возможностей каждого человека в духовной, экономической и социально-политической сферах жизни общества.В связи с этим статья Дзицоева Алика Анатольевича своевремення и актуальна. Статья представляет не только научно-теоретический интерес, исследование имеет практическую значимость, что, несомненно, отображает методический опыт и глубокое понимание автором исследуемой проблемы.Хотелось бы уточнить, помимо уже высказанных другими многоуважаемыми рецензентами пожеланий, следующий момент:одной из задач исследования - выявить педагогические условия и стимулы формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников на основе этнокультурных ценностей.После статистики автором указывается, что "Для формирования гуманного отношения к окружающим людям, родителям и педагогам, в воспитании детей, необходимо соблюдать следующие условия: уметь слушать ребенка;не запрещать ребенку выражать негативные эмоции;предъявлять к нему разумные требования, в соответствии с его возрастом;развивать в ребенке терпение, умение владеть собой, учить доверять людям, проявлять чуткость, сопереживать, быть снисходительными к другим, уважать старших, быть доброжелательным, любознательным и альтруистом", а также в последних абзацах снова встречаем тезис "Для формирования гуманного отношения к окружающим людям, в работе со школьниками необходимо соблюдать следующие условия: уметь слушать ребенка; не запрещать ребенку выражать негативные эмоции; предъявлять к нему разумные требования, в соответствии с его возрастом; развивать в ребенке терпение, умение владеть собой, учить доверять людям, проявлять чуткость, сопереживать, быть снисходительными к другим, уважать старших, быть доброжелательным, любознательным и альтруистом; воспитывать ребенка в атмосфере понимания и дружелюбия, уважать его чувство собственного достоинства". Вопрос:это опечатка или совсем разное понимание условий. Кроме того, в процессе исследования педагогические условия апробируются. Хотелось бы уточнить, какие автор прелагает методы, формы и т.д., которые доказывают, что именно эти условия являются эффективными. Предлагаем конкретизировать понятия "педагогические условия" и "стимулы формирования..." и все-таки развести, где педагогические условия, а где стимулы формирования..Аннотация не должна дублировать текст статьи, хотя имеем повтор предложений. Рекомендуем статью к публикации после доработки. Успехов!
08.09.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Благодарю за положительный отзыв,Инна Александровна!

8.09.2016, 19:22 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья оригинальная, интересная, обладает несомненным научным и практическим значением. Содержит яркий экспериментальный материал. Положительно оцениваю попытку автора связать его с примерами из классической русской литературы. Однако статья, во-первых, нуждается в тщательной вычитке и, во-вторых, в более тщательной теоретической проработке, разведении и определении всех понятий. Считаю возможным рекомендовать её к опубликованию несмотря на указанные недостатки.
08.09.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Дзицоев Алик Анатольевич:
Благодарю Вас,уважаемый Александр Сергеевич, за положительную рецензию.Ваши пожелания приняты к сведению. Спасибо за внимание.

7.11.2016, 12:30 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Очень хорошо, что данная статья вызвала такое большое количество отзывов,тем более зачастую полярных.Вопрос - то неоднозначный и не имеет однозначного рецепта решения.Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

29.08.2016, 9:40 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Ну хорошо, Вы желайте развернутую рецензию. Милости прошу. Автором статьи не обозначена проблема, которую решает данная работа. Актуальность темы формирования патриотизма сомнений не вызывает. Однако, в условиях когда. 1. Зарплата врачей в регионах составляет реально 10 тысяч рублей. Зарплата преподавателя вуза меньше зарплаты дворника, зарплата школьного учителя меньше чем зарплата среднего банковского работника. 2. Когда в конституции обозначено право на бесплатную медицину, право на бесплатное образование, право на жилье и все это коренным образом нарушается государством. 3. Когда дети стипендия студентов составляет 2 тысячи рублей, а прожить на нее не возможно. 4. Когда дети видят, что хорошо живут не те,кто много работает и получает хорошее образование, а те кто умеет "хорошо устраиваться". 5. Когда руководят не те, кто по своим способностям и квалификации должен бы руководить, но те кто просто сумел устроится на теплое место, во многом благодаря связям и родственникам. 6. Когда тратятся деньги на стадионы, а не объекты социального значения. 7. Когда происходит планомерное разрушение образования и медицины. 8. Когда победителям олимпийских игр даются в награду не машины отечественного производителя, но машины потенциального противника. Формирование какого либо патриотизма представляется не возможным. Дети, великолепно видят и чувствуют все, то что происходит в стране. Выявленные автором негативные тенденции в восприятии школьниками действительности, порождены самой этой действительностью и не чем более другим. Поэтому проблема формирования патриотизма, даже в аспекте указанном автором, носит не научный, а общесоциальный характер. В статье начисто отсутствуют выводы, в качестве вывода, автор пишет. " Мы уверены в том, что россияне сильны в единстве, и нам по силам искоренить проявление терроризма, чтобы в российском обществе воцарились мир и безопасность". Доказательства этого утверждения в статье нет. Между тем как, пока в стране будет преобладать система отрицательного отбора, проявления которой я указал выше, ни о каком реальном, а не декларированном патриотизме речь идти не сможет. А анализ истории нашей страны показывает, что никогда не было в ней иначе. В любом случае, задача автора, доказать предложенные им тезисы, а не утверждать их голословно. Не ясно что хотел сказать автор в статье. Он хотел выяснить причины тероризма или агрессивного поведения? Исследования есть и это все давным давно ясно, он хотел что-то еще. Цель работы так же не обозначена, как и проблема которую решает автор в статье. Исходя из сказанного, не рекомендую данный текст к публикации.


31.08.2016, 10:39 Ёлкина Екатерина Максимовна
Отзыв: РЕЦЕНЗИЯ На статью Дзицоева А.А. «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников». Статья посвящена проблеме разработки условий стимулирования и формирования чувства единства, патриотизма и нравственности школьников, особенностью которой является опора на традиционные ценности народов России. Выявив проблему исследования, автор обоснованно сформулировал цель, объект, предмет, гипотезу и согласно ей поставил основные задачи. Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов нравственно-патриотического воспитания и развития личности; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи психолого-педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и нравственно-патриотического воспитания. По справедливому утверждению автора, произведения культуры, литературы и традиции народов России адекватны накопленному общественному опыту. Данные средства воспитания понятны воспитанникам, развивают интерес и активируют мотивационную сферу школьников, а также имеют практикоориентированную направленность в жизни учащихся. В работе, автором представлены средства педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры и условия формированию духа народного единства школьников. Необходимо заключить, что статья «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников» характеризуется несомненной актуальностью и теоретически значима для педагогической науки. Она является завершенным, выполненным на хорошем уровне, отвечающим требованиям, предъявляемым к научным статьям исследованием, и РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации. Доктор педагогических наук, профессор Елкина Е.М.


9.09.2016, 11:54 гурьянова марина николаевна
Отзыв: В данной статье заявлена серьезная государственная актуальная проблема, требующая немедленного решения, как на уровне государства, так и отдельной школы и семьи. Автор представляет себя, как замечательного аналитика.Заявлен путь решения - создание современных технологий для современного состояния общества, когда поток изливаемой на детей информации учит их любить зарубежную культуру, выбирать между первородством и чечевичной похлёбкой в сторону чечевичной похлёбки. В настоящий момент важны именно технологии. мы же видим как четко работают Майданы по технологиям Шарпа. После очень хорошего начала в статье представлено заурядное анкетирование по готовым методикам, никак не подвинувшее автора к созданию технологий. Может быть автор представит другой фрагмент свой работы, где реально отвечает на вопросы самим же им и поставленные. В таком виде статья никому не нужна.


22.11.2016, 19:05 Дзицоев Алик Анатольевич
Отзыв: Уважаемая Марина Николаевна, Вам, как человеку, имеющему степень по фармацевтическим наукам, данная статья, действительно, не нужна. Вы ж не работаете со школьниками. У вас другие задачи.


22.11.2016, 19:10 Дзицоев Алик Анатольевич
Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович, при оформлении списка использованной литературы, ссылаясь на диссертации и авторефераты, никогда не указываются ни шифр специальности, ни место защиты,ни дата защиты.


Оставить комментарий


 
 

Вверх