кандидат педагогических наук
МКОУ "СОШ №2" г. Черкесска
преподаватель русского языка и литературы
УДК 37.034
Россия - страна, богатая своим этническим составом и культурным многообразием, в ней мирно сосуществуют христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религиозных убеждений.
Любые военные действия и террористические акты вселяют страх и являются причиной возникновения вражды в обществе. Терроризм представляет собой серьезное препятствие в решении национальных, региональных и глобальных проблем.
Экономический кризис в России, безработица, низкая заработная плата, недостаточно развитая социальная инфраструктура регионов, формируют национальную разобщенность и способствуют вовлечению молодежи в террористические организации.
Молодежи свойственно чувство максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для проявления агрессии. Поскольку активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами социально-психологического и педагогического познания, как явление, требующее общественного противодействия.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью утверждения в сознании и поведении молодежи позитивных социокультурных ценностей – активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма; укрепления межнационального и интерконфессионального мира и дружбы народов России. В связи с вышеизложенным, актуальным становится развитие чувства единства, патриотизма и нравственности школьников.
Семья и школа призваны к тому, чтобы развивать в подрастающем поколении чувство любви к своей Родине, уважать государственную власть и законы своей страны, бережно относиться к народам, проживающим в России. Необходимо формировать в молодежи отвращение к методам грубого понуждения и любых форм авторитаризма в межличностных отношениях, пропагандируя идеи гуманизма.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между признанием необходимости формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников и недостаточной разработанностью условий и технологий, способствующих развитию данного процесса в условиях российского образования. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, как разработку условий стимулирования и формирования чувства единства, патриотизма и нравственности школьников, особенностью которой является опора на традиционные ценности народов России. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования – нравственно-патриотическое воспитание школьников в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.
Предмет исследования – формирование чувства народного единства школьников средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования - формирование чувства народного единства школьников будет успешным, если определены условия и стимулы формирования патриотизма, чувства единства народов и нравственности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, в исследовании были поставлены задачи:
1.Провести диагностику по выявлению предрасположенности личности к агрессии, комплексов неполноценности и лидерских качеств учащихся, определить уровни их сформированности у школьников.
2.Выявить педагогические условия и стимулы формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников на основе этнокультурных ценностей.
Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов нравственно-патриотического воспитания и развития личности; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи психолого-педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и нравственно-патриотического воспитания.
Методы исследования: теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; беседа, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены педагогические условия развития чувства народного единства школьников: воспитывающий характер учебного процесса; национально-региональная направленность образовательного процесса, стимулирующая формирование нравственно-патриотической культуры личности и чувства единства народов России.
М.В. Ломоносов описывал величие России, обилие ее природных ресурсов [14, с.496]:
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
По мнению М. Ломоносова, каждый человек должен вносить свой посильный вклад для процветания и благополучия России, трудясь во благо Отечества. Он считал, что труд человека тесно связан с образованием и наукой, которые облегчают трудовую деятельность гражданина, делая народ богаче не только материально, но и духовно: Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Вопрос укрепления межнационального и интерконфессионального мира и дружбы, на сегодняшний день, занимает важное место на всех уровнях власти Российской Федерации и рассматривается на фоне нарастающей борьбы против политического экстремизма и терроризма в мире.
Свежи в памяти события сентября 2015 года в Сирии. Российская Федерация, защищая не только Сирию, но и свою территориальную целостность, нанесла удары по базам боевиков Исламского государства. Таким образом, не боясь санкций и изоляции, Россия открыто заявила о себе, как о гаранте мира и стабильности на мировой политической арене.
В борьбе с проявлением терроризма, Россия использует политические, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые и психолого-педагогические меры.
В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов оценивает успех российской армии, однако, по его словам, конфликты и войны несут с собой разрушения, беды, страдания народу:
Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих.
Стабильность в обществе для Ломоносова заключается не только в установлении мира между людьми, но и в прекращении раздоров, сплоченности всех слоев населения и в стремлении достичь благосостояния России [14, с.460].
Любые военные действия и террористические акты вселяют страх и являются причиной возникновения вражды среди населения. Терроризм представляет собой серьезное препятствие в решении национальных, региональных и глобальных проблем.
Семья и школа призваны к тому, чтобы воспитывать молодых граждан общества, которые будут любить свою Родину, уважать государственную власть и законы своей страны, бережно относиться к народам, проживающих в России, развивать любовь к труду, чтобы в последствии молодое поколение стремилось работать на благо и процветание России.
Патриот- это человек, привязанный и преданный своей стране, ответственный по отношению к своей Родине, уважающий народы, населяющие Россию, а нравственность представляется основой патриотизма.
Нужно развивать в молодежи отвращение к методам грубого понуждения и любых форм авторитаризма в межличностных отношениях, пропагандируя идеи гуманизма, формировать у подрастающего поколения систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание и сопереживание.
Воспитывая детей, родители должны понимать, что агрессивное поведение в семье, крики, ругань, унижение друг друга и взаимные упреки, развивают в ребенке чувство ненависти, вражды, он уходит в себе и учится жить с чувством вины, что способствует формированию личности, склонной к деструктивному поведению [8, с.79,80]. Конечно, существуют социальные, политические, экономические и другие причины, порождающие терроризм, но все они преломляются в психологических механизмах индивида и личностной предрасположенности к нигилизму.
Невозможно не согласиться с мнением известного специалиста в области психологии терроризма профессора Д.В.Ольшанского, который считает, что терроризм это оружие психологически слабых, духовно нищих и материально зависимых людей.
Педагоги и психологи выделяют мотивы, побуждающие личность к деструктивному поведению и вступлению на путь терроризма:
-сосредоточенность на защите своего внутреннего «Я», с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью;
-низкая самооценка;
- потребность личности принадлежать к определенной группе людей;
- личные переживания социальной несправедливости, склонность обвинять общество в своих неудачах;
-социальная изоляция, отчуждение, потеря смысла жизни [15, с. 133,135].
Для определения предрасположенности личности к террористическому поведению, в мае 2016 года, мы провели исследование среди учащихся 9-10 классов (57 человек) школ № 3 и № 6 города Карачаевска, Карачаево-Черкесской Республики. В работе со школьниками использовались: «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут [18]; анкета «Диагностика комплекса неполноценности» [13]; методика «Кто вы: ведущий или ведомый» [20].
Результаты «Теста агрессивности» показали, что 28 % опрошенных при необходимости могут прибегнуть к физической силе для защиты своих прав; 12 % школьников в общении с людьми испытывают раздражение и с трудом сдерживают себя; 12 % учащихся отметили, что иногда люди раздражают их лишь одним своим присутствием.
Диаграмма I. Результаты теста агрессивности школьников
Результаты диагностики комплекса неполноценности показали, что 8% школьников чувствуют себя ненужными, 12 % опрошенных испытывают это чувство периодически, и только 37% - редко. 8% школьников признались, что часто слышат в свой адрес упреки о том, что не оправдали надежды родителей, взрослых, 18 % не так часто слышат подобные слова от окружающих и лишь 31 % очень редко. Как показал опрос, 37% учащихся крайне редко испытывают чувство одиночества, 13% школьников иногда поддаются одиночеству, и только 7 % в большинстве случаях чувствуют себя одинокими и покинутыми. 11 % опрошенных школьников часто сомневаются в собственных способностях, 24 % учащихся иногда проявляют сомнения и только 21 % опрошенных редко сомневаются в себе и своих способностях. 24% школьников верят, что им хватит сил реализовать свои жизненные планы, 25% школьников и верят и не верят в перспективу реализации своих планов, и только 10 % учащихся не верит в свои силы и возможности.
Диаграмма II. Результаты диагностики комплекса неполноценности школьников
Как видно из полученных результатов, из 57 протестированных школьников, для 8 % юношей характерно негативное восприятие картины мира, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели общества и самого себя в реальной действительности. Это противоречие с идеалом переходит в субъективное ощущение личного и социального несоответствия. Этим школьникам характерна позиция «Я хороший, мир плохой». Такая точка зрения становится средством психологической самозащиты, которая позволяет оправдать любые деструктивные действия.
Результаты диагностики комплекса неполноценности показали, что 11 % школьников имеют заниженную самооценку, имеют невысокий уровень стремлений. Они неохотно высказывают свое мнение по различным вопросам, нехотя принимают участие в диалогах. Комплекс неполноценности чаще всего является причиной их агрессии.
Для выявления склонности к лидерству в работе со школьниками нами использовалась методика «Кто вы: ведущий или ведомый?». Результаты теста показали, что 32 % учащихся часто бывают в центре внимания окружающих, а 68% школьников отметили, что не любят чрезмерное внимание к себе. 33% учащихся приходилось принимать участие, хоть раз, в организации и проведении школьных мероприятий, а 67 % школьников избегали подобной ответственности. 74% школьников стараются избегать дискуссии и споры, а 26 % охотно принимают в них участие. По мнению 87 % опрошенных истинный лидер группы должен быть самым компетентным, а 13 % учащихся считают, что лидер группы должен обладать сильным характером. 79 % школьников признались, что трудности, с которыми они сталкиваются в учебе и в быту, обескураживают и подавляют их, и лишь 21 % не боится трудностей, а наоборот, столкнувшись с ними, они начинают действовать активнее.
Диаграмма III. Склонность к лидерству школьников
Как оказалось, 33 % школьников обладают хорошими задатками, чтобы влиять на мнение окружающих. Во взаимоотношениях с людьми они чувствуют себя уверенно. 74 % учащихся - малоубедительны даже там, где они бывают правы. Иногда они чрезмерно неуверенны в себе, из-за чего становятся неактивными.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в воспитании молодежи особое внимание следует уделять формированию отрицательного отношения к проявлению жестокости и насилия. Очевидно, что подобная работа должна проводиться в образовательных учреждениях, в деятельности средств массовой информации.
Для формирования гуманного отношения к окружающим людям, родителям и педагогам, в воспитании детей, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- уметь слушать ребенка;
-не запрещать ребенку выражать негативные эмоции;
-предъявлять к нему разумные требования, в соответствии с его возрастом;
-развивать в ребенке терпение, умение владеть собой, учить доверять людям, проявлять чуткость, сопереживать, быть снисходительными к другим, уважать старших, быть доброжелательным, любознательным и альтруистом.
Воспитывая ребенка в атмосфере дружелюбия, с уважением и пониманием относясь к нему, можно научить его верить в себя, быть справедливым по отношению к людям, находить положительные стороны в повседневной жизни [10, с.28].
Известный осетинский поэт Коста Хетагуров, являл собой уникальный пример культурной аккумуляции. Обучаясь в Ставропольской губернской гимназии и в Петербургской академии художеств, он усвоил и принял русскую культурную традицию, сохранив свое этническое самосознание, и не утратив глубокую духовную связь со своим народом. Вся его деятельность была направлена на возрождение и развитие осетинской культуры. Однако, он четко осознавал тесную взаимосвязь русской и осетинской культур, и не отрицал важность русского влияния на Кавказ [12]. Его творчество стало своеобразным синтезом христианской образности, православных традиций и элементов осетинского фольклора, прогрессивных гуманистических идей и глубокого уважения к обычаям народа.
Выходец из региона, где процветало этническое и религиозное многообразие, Коста, как никто другой, понимал необходимость развития дружеских отношений между представителями различных народов и конфессий:
… Бессильна злоба,
Любовью попран ад,
Повержен меч, разбиты цепи,
Рассеян мрак тысячелетий,
Народ народу брат.
В своих произведениях Коста развивал ценности гуманизма, братства и свободы, поддерживал идею прогресса в общественных отношениях:
Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,
Вселенная – Отечество мое…
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
- Тебя, родной аул, и бедный наш народ.
Творческое наследие Коста Хетагурова, его общественная и просветительская деятельность являются основой единства русского и кавказских народов, надежным стержнем для дальнейшего развития и процветания российской культуры [19, с.136].
История дружбы народов нашей страны это большой калейдоскоп сменяющихся событий. Народы, живущие в нашей многонациональной стране – это большая семья, в которой нет места для ссор, ненависти, войн и террора.
Благодаря совместным усилиям органов власти и социальных институтов ситуация в российском обществе за последний год значительно улучшилась. Появилось большое количество информационно-патриотических ресурсов, которые исключают русофобскую пропаганду, созданную за рубежом. Наблюдается улучшение демографической ситуации и уровня жизни в нашей стране. В последнее время, активно развиваются наука и сельское хозяйство. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащихся, определять их действия по отношению к государству, вселять веру в светлое будущее России. М. И. Цветаева говорила:
«Не быть в России, забыть Россию - может бояться только тот,
кто Россию мыслит вне себя…».
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к родной земле, не знает историю и культуру своего народа, не может считаться гражданином и патриотом своей страны [17, с.717].
Сегодня, Россия – Великая Держава, которая, несмотря на трудности, поднялась с колен и вернула к себе уважение. Великий русский поэт Ф.И.Тютчев писал: Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить! [17,с. 688].
Необходимо убеждать подрастающее поколение в том, что только совместными усилиями, сплотившись, мы сможем преодолеть все трудности современности, во благо нашего будущего. А.С. Пушкин писал:
«Сильна ли Русь?
Война и мор, и бунт,
и внешних вод напор ее,
беснуясь, пробегали...
Смотри те ж!
Все стоит она!» [18, с. 547].
Россияне сильны в своем единстве, и нам по силам искоренить проявление терроризма, чтобы в российском обществе воцарились мир и безопасность.
В результате проведенной работы, мы пришли к следующим выводам:
Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность личности по отношению к своей Родине, уважение к народам России, а нравственность – это основа патриотизма.
В принципе воспитывающего характера школьников можно выделить следующие направления: формирование мировоззрения школьников (элементов правильного восприятия картины мира); воспитание моральных качеств личности; поведения и волевых черт характера; формирование чувств и эмоций, связанных с учебным процессом.
Стимулирующая направленность образовательно-воспитательного процесса (в семье и школе) есть то влияние, которое оказывают условия на ускоренное развитие патриотического, межнационального и межконфессионального сознания, чувств и поведения школьников.
Народные традиции – элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы и правила поведения, ценности, идеи, взгляды, обряды, обычаи и так далее.
Произведения культуры, литературы и традиции адекватны накопленному опыту. Это те средства воспитания, которые:
а) понятны воспитанникам;
б) развивают интерес и активируют мотивационную сферу школьника;
в) имеют практикоориентированную направленность в жизни школьников.
В состав средств педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры и формированию духа народного единства школьников входят:
- стимулы познавательного интереса к традициям народов России;
- стимулы примера взрослых: родителей и учителей;
-стимулы успеха страны;
-стимулы формирования у учащихся единой картины мира;
- гуманитарно-ориентированные ситуации;
- стимулы использования прекрасного в межличностных отношениях с помощью литературных произведений.
Представленное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы.
В дальнейшем большой интерес могут представлять поиски в использовании межпредметных связей (музыки, физического воспитания и других), в формировании нравственно-патриотической культуры и формировании духа народного единства школьников на основе средств народной педагогики.
Рецензии:
27.08.2016, 11:07 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Задумка автора стать безусловно вызывает уважение, так как проблема актуальная. Рекомендую проверить пунктуацию, обратить внимание на то, что неясно что представляет собой предрасположенность к террористическому поведению, как ее из данных проведенных методик автор собирает в единое целостное образование и на каком основании. В добавок, почему на основе эмпирических данных не делаются выводы о том, как этот феномен выражен, а сразу о том, что с этим делать. Вообще изучаемое явление постоянно изменяется в статье, на мой субъективный взгляд, и становится в итоге гуманным отношением. К террористическому поведению только лишь все свести нельзя, в том числе и полученные данные, но возможно следовало бы на нем только и остановится и не стараться объять необъятное.
По изменению материала статьи, если оставить название, могу предложить следующее, чтобы ее можно было опубликовать. В статье заявлен психолого-педагогический аспект формирования духа единства, патриотизма и нравственности как основы развития общества. Для этого необходимо раскрыть, что имеет ввиду автор под духом единства и т.п. и как его формировать, а далее представить сведения какое это имеет значение для общества. В духе психолого-педагогического подхода необходимо обозначить как минимум условия и факторы формирования заявленного феномена. Я бы также рекомендовала остановится все же на чем-то одном (возможно на патриотизме или нравственности).
Вообще меня смущает несколько стиль, он мне представляется больше публицистическим, чем научным, в особенности в начале и конце статьи. Для его оптимизации я бы рекомендовала меньше использовать оценочно-эмоциональных утверждений и больше обобщать, в особенности в конце, где требуются выводы.
29.08.2016, 9:40 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Ну хорошо, Вы желайте развернутую рецензию. Милости прошу. Автором статьи не обозначена проблема, которую решает данная работа. Актуальность темы формирования патриотизма сомнений не вызывает. Однако, в условиях когда. 1. Зарплата врачей в регионах составляет реально 10 тысяч рублей. Зарплата преподавателя вуза меньше зарплаты дворника, зарплата школьного учителя меньше чем зарплата среднего банковского работника. 2. Когда в конституции обозначено право на бесплатную медицину, право на бесплатное образование, право на жилье и все это коренным образом нарушается государством. 3. Когда дети стипендия студентов составляет 2 тысячи рублей, а прожить на нее не возможно. 4. Когда дети видят, что хорошо живут не те,кто много работает и получает хорошее образование, а те кто умеет "хорошо устраиваться". 5. Когда руководят не те, кто по своим способностям и квалификации должен бы руководить, но те кто просто сумел устроится на теплое место, во многом благодаря связям и родственникам. 6. Когда тратятся деньги на стадионы, а не объекты социального значения. 7. Когда происходит планомерное разрушение образования и медицины. 8. Когда победителям олимпийских игр даются в награду не машины отечественного производителя, но машины потенциального противника. Формирование какого либо патриотизма представляется не возможным. Дети, великолепно видят и чувствуют все, то что происходит в стране. Выявленные автором негативные тенденции в восприятии школьниками действительности, порождены самой этой действительностью и не чем более другим. Поэтому проблема формирования патриотизма, даже в аспекте указанном автором, носит не научный, а общесоциальный характер. В статье начисто отсутствуют выводы, в качестве вывода, автор пишет. " Мы уверены в том, что россияне сильны в единстве, и нам по силам искоренить проявление терроризма, чтобы в российском обществе воцарились мир и безопасность". Доказательства этого утверждения в статье нет. Между тем как, пока в стране будет преобладать система отрицательного отбора, проявления которой я указал выше, ни о каком реальном, а не декларированном патриотизме речь идти не сможет. А анализ истории нашей страны показывает, что никогда не было в ней иначе. В любом случае, задача автора, доказать предложенные им тезисы, а не утверждать их голословно. Не ясно что хотел сказать автор в статье. Он хотел выяснить причины тероризма или агрессивного поведения? Исследования есть и это все давным давно ясно, он хотел что-то еще. Цель работы так же не обозначена, как и проблема которую решает автор в статье. Исходя из сказанного, не рекомендую данный текст к публикации. |
31.08.2016, 10:39 Ёлкина Екатерина Максимовна Отзыв: РЕЦЕНЗИЯ На статью Дзицоева А.А. «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников». Статья посвящена проблеме разработки условий стимулирования и формирования чувства единства, патриотизма и нравственности школьников, особенностью которой является опора на традиционные ценности народов России. Выявив проблему исследования, автор обоснованно сформулировал цель, объект, предмет, гипотезу и согласно ей поставил основные задачи. Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов нравственно-патриотического воспитания и развития личности; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи психолого-педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и нравственно-патриотического воспитания. По справедливому утверждению автора, произведения культуры, литературы и традиции народов России адекватны накопленному общественному опыту. Данные средства воспитания понятны воспитанникам, развивают интерес и активируют мотивационную сферу школьников, а также имеют практикоориентированную направленность в жизни учащихся. В работе, автором представлены средства педагогического стимулирования нравственно-патриотической культуры и условия формированию духа народного единства школьников. Необходимо заключить, что статья «К вопросу формирования чувства народного единства, патриотизма и нравственности школьников» характеризуется несомненной актуальностью и теоретически значима для педагогической науки. Она является завершенным, выполненным на хорошем уровне, отвечающим требованиям, предъявляемым к научным статьям исследованием, и РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации. Доктор педагогических наук, профессор Елкина Е.М. |
9.09.2016, 11:54 гурьянова марина николаевна Отзыв: В данной статье заявлена серьезная государственная актуальная проблема, требующая немедленного решения, как на уровне государства, так и отдельной школы и семьи. Автор представляет себя, как замечательного аналитика.Заявлен путь решения - создание современных технологий для современного состояния общества, когда поток изливаемой на детей информации учит их любить зарубежную культуру, выбирать между первородством и чечевичной похлёбкой в сторону чечевичной похлёбки. В настоящий момент важны именно технологии. мы же видим как четко работают Майданы по технологиям Шарпа. После очень хорошего начала в статье представлено заурядное анкетирование по готовым методикам, никак не подвинувшее автора к созданию технологий. Может быть автор представит другой фрагмент свой работы, где реально отвечает на вопросы самим же им и поставленные. В таком виде статья никому не нужна. |
22.11.2016, 19:05 Дзицоев Алик Анатольевич Отзыв: Уважаемая Марина Николаевна, Вам, как человеку, имеющему степень по фармацевтическим наукам, данная статья, действительно, не нужна. Вы ж не работаете со школьниками. У вас другие задачи. |
22.11.2016, 19:10 Дзицоев Алик Анатольевич Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович, при оформлении списка использованной литературы, ссылаясь на диссертации и авторефераты, никогда не указываются ни шифр специальности, ни место защиты,ни дата защиты. |