---------------------------
РГК им.С.В.Рахманинова
магистрантка 2 курса
Научный руководитель:Бжиская Юлия Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
УДК 37
Беспорно, что музыка по своей природе коммуникативна. Известно, что посредством музыкальных звуков музыканты-композиторы передают свои жизненные впечатления, идеи, манифесты. Музыканты-исполнители общаются непосредственно с публикой, с залом, передавая замысел автора музыкального произведения сквозь призму собственной индивидуальности, думая как донести до слушателя основную идею. Таким образом, музыкант, исполняя то или иное произведение, работает осознанно. В этой связи мы и рассмотрим такое понятие как коммуникативное сознание музыканта.
Прежде всего остановимся на определении такого понятия как сознание, под которым исследователи понимают свойство мозга [9; 11]. Под коммуникативным же сознанием понимают совокупность механизмов сознания человека, которые обеспечивают его коммуникативную деятельность, включающую коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, определяющих принятые в обществе нормы и правила коммуникации [9; 11]. Под коммуникативными категориями понимаются самые общие коммуникативные понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления.Остановимся на некоторых коммуникативных категориях, наиболее значимых, с нашей точки зрения, для раскрытия такого понятия как коммуникативное сознание музыканта.
Первая из них – это категория общения. В данном случае под общением можно понимать несколько составляющих, таких как диалог, монолог, официальная, неофициальная, публичная речь. Все они являются сложным и многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми и группами. Они порождаются потребностями совместной деятельности и включают в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра) [7].
Действительно, в деятельности музыканта-исполнителя такие навыки очень важны. У музыканта-исполнителя такое общение осуществляется через его интерпретацию музыкального произведения, таким образом он может донести свои мысли и чувства до слушателей. Задача же музыканта-исследователя (музыковеда) установить на концертной эстраде диалог с зрительным залом, подготовить к прослушиванию музыки (или лекции), заинтересовать своей личностью и заинтересовать фактами из истории музыки.
Последнее невозможно без коммуникативных способностей музыканта, которые просто необходимы при общении с публикой посредством музыкального произведения. Приведем пример - симфонический концерт. Исполнителей в составе симфонического оркестра на сцене много, но среди них, самый главный, руководящий – это дирижер. Именно он должен обладать развитыми коммуникативными способностями. Во-первых, потому что он передает замысел композитора, во-вторых, он всегда лидер, к мнению которого будут прислушиваться, уважать все музыканты, согласившиеся быть под его руководством.
В данном контексте дирижер как и любой другой музыкант должен быть профессионалом своего дела, что предполагает не просто хорошее исполнение, но и умение общаться с партнерами по цеху. Любое общение предполагает определенные нормы этикета. Иными словами мы говорим о вежливости музыканта, которая отражает нравственную и поведенческую категорию, черту характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета [5].
Проникнувшись особенностями культуры и этикета прошлых столетий, настроениями той эпохи, в которую создавалось то или иное музыкальное произведение, музыкант просто не имеет права вести себя совершенно иначе, поскольку такое поведение не будет соответствовать его благородной профессии и слушатель в зрительном зале ему попросту не поверит. Поскольку сам музыкант является носителем культуры, поэтому должен быть вежливым, должен служить образцом для слушательской аудитории.
Но быть вежливым еще недостаточно для плодотворного общения. Важным является умение налаживать контакты. В данном случае речь идет о такой способности к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми как коммуникабельность. Она является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Умение строить диалог с другими людьми – одна из важных компетенций музыканта, которая позволит ему суметь установить профессиональные связи с культурно-просветительскими организациями, интерпретировать различные музыкальные произведения для широкой аудитории.Коммуникабельность как проявление коммуникативного мышления очень ярко отражается, например, в джазовой музыке, где главным творческим актом является импровизация. В данном случае музыканту просто необходимо уметь понимать и чувствовать другого человека, чтобы активно с ним взаимодействовать посредством музыкального общения.
Для плодотворного сотрудничества музыкантов важным является музыкальные знания, позволяющие специалистам сферы музыки говорить на одном языке. Нам представляется важным остановиться на такой категории как грамотность. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке [8]. В музыке в это понятие входит громадное количество единиц, таких, например, как возможность правильно, культурно выражать свою речь, умение ориентироваться в музыкальном контексте, для того чтобы верно передать, интерпретировать музыкальное произведение. Кроме того, это способность распознавать и воплощать нотный текст. Из истории музыки известно, что композиторы XVI века сознательно зашифровывали знаки в музыкальном произведении для того, чтобы прочесть его мог только истинный знаток, гуру музыки. Это был своего рода фильтр и знание доставалось лишь избранным, к музыкальному кругу относилось ограниченное количество специально подготовленных, просвещенных людей.
Многие проблемы исполнительской интерпретации нотного текста требуют исключительного решения музыканта-исполнителя. Работа над нотным текстом – это всегда интеллектуальный процесс, включающий осознание того или иного музыкального произведения через личное "я" музыканта. Таким образом, интерпретация музыкального текста исполнителем не может отталкиваться только от его природной музыкальности и следовать интуиции. В этом случае особую ценность имеет проявление личной творческой «позиции» музыканта, предполагающей непростой выбор стилевой модели в создании интерпретаторской концепции [3]. Безусловно, интерпретация композиторского текста (нотного текста) разнообразна, поскольку напрямую зависит от личностных качеств исполнителя, например эмоций, проявление которых всегда неразделимо в процессе игры на музыкальном инструменте.
Хотя, как считают исследователи, эмоции отличаются от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений [6], именно они отражают субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
С первых классов музыкальных школ музыкантов учат слушать, чувствовать музыку, эмоционально на нее откликаясь. Для этого создано безумное количество методик, включающих в себя помимо специальности, творческие формы работы на уроках сольфеджио, ритмики и даже отдельный предмет в начальных классах – слушание музыки. Но, вполне естественно, что в школе и даже в музыкальном колледже, когда педагог по специальности дает своему ученику технически сложное, взрослое произведение с весомым внутренним содержанием, у ученика еще недостаточно эмоционального багажа для того, чтобы выразить чувства. Для того, чтоб передать печаль, тоску, любовь, потрясение страсть в музыке – все эти чувства музыкант должен пережить сам. И пережить осознанно.И как вердикт, возможно, дать свою оценку тому или иному музыкальному произведению.
Именно поэтому мы и остановимся на коммуникативной оценочности как одной из категорий коммуникативного сознания музыканта, являющуюся ключевой чертой стилистики речи специалиста. Являясь необходимой частью формирования познавательно-ценностной конструкции действительности, оценочность выступает средством реализации творческого замысла [6] или же: оценочная коммуникативная стратегия, в основе которой̆ лежит оценочное высказывание, может пониматься как «пережитая, т.е. прошедшая через когнитивные структуры, значимость (“мысль для себя”)» [1, с. 24; 2, с. 26]. Например, употребление музыкантом-лектором в своей речи соответствующих словесных синтагм, формирует доброжелательное отношение к нему зрительного зала («рады приветствовать вас», «дорогие друзья»), формирует возникновение интереса слушателей и удержание внимания («спешу вам сообщить», «хочу поделиться с вами любопытным фактом»). Метафорические высказывания «очень экспрессивны и не только передают негативное отношение субъектов оценки, но и способствуют формированию соответствующего отношения» [10] у слушателей («его творчество явилось вершиной…», «неиссякаемый творческий потенциал»).
Таким образом, рассмотрев ряд аспектов , таких как общение, коммуникабельность, коммуникативная грамотность, эмоциональность и коммуникативная оценочность, мы пришли к выводу о том, что все эти категории взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно друг от друга, представляя собой коммуникативные категории сознания музыканта.
Рецензии:
29.08.2016, 15:41 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна, много интересных суждений и тезисов. Однако, считаю, что тема очень (может слишком) сложна для исследования уровня магистерской работы. Определение сущности и структуры требует исследований методологического уровня, ссылки на фундаментальные работы не позволили автору выйти на понятную концепцию конкретного исследования. Довольно поверхностная работа с категориями: речевое мышление, коммуникативное сознание, коммуникативные способности, коммуникабельность – как они соотносятся между собой? Очень много вопросов относительно обоснованности подходов автора к определению структуры, характеристик его составляющих. Например, почему вы исследуете речевое мышление, если есть понятие «коммуникативное мышление? Мне видится рациональным или сужение темы, или расширение текста за счет более системной аргументации подхода. После доработки статья может быть рекомендована к публикации.
30.08.2016, 12:20 Бжиская Юлия Вячеславовна Отзыв: Уважаемая Татьяна Иосифовна! Мы постарались внести все Ваши рекомендации относительно доработки статьи. Хотелось бы услышать Вашу точку зрения. С уважением, авторы. |
5.09.2016, 20:16 Тюрина Валентина Александровна Отзыв: Можно менять фамилии авторов и название статьи, но нельзя писать антинаучную ерунду, повторяю, в науке не может быть "категорий сознания", поскольку "сознание" - это не наука, а само является категорией психологии. Как говорил В.Маяковский в таких случаях: "Надо иметь умных товарищей" - это по поводу вашей ссылки на рецензентов. Все остальное - это Ваш выбор. А я ЕРУНДУ К ПУБЛИКАЦИИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ - это мой выбор. Удачи. |