Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №37 (сентябрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 07.09.2016.
Просмотров - 6816

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2013-2015 ГГ

Бережнов Александр Игоревич

Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» Кафедра государственных финансов и банковского дела

студент 5 курса

Бекирова Севиль Эскендеровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственных финансов и банковского дела, Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь


Аннотация:
В настоящей статье рассмотрена динамика внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации, проанализирована динамика показателей долговой устойчивости Российской Федерации, и изучена динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.


Abstract:
In this article the dynamics of the internal and external public debt of the Russian Federation, analyzed the dynamics of the debt sustainability of the Russian Federation, and studied the dynamics of the cost of servicing the public debt of the Russian Federation.


Ключевые слова:
государственный долг; погашение; внешний долг; внутренний долг.

Keywords:
state debt; repayment; external debt; domestic debt.


УДК 336.1

Введение

На сегодняшний день характерной особенностью Российской Федерации является формирование внешнего и внутреннего государственного долга. Государственные кредитные ресурсы в современных условиях оказывают существенное воздействие на экономическое развитие страны, а также регулирует долговые проблемы государства.

Актуальность

За последние несколько лет произошли значительные изменения в объеме и структуре государственного долга Российской Федерации, а также изменилась доля внутреннего и внешнего государственного долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации.

Снижение удельного веса государственного долга и резкий рост удельного веса корпоративного долга, который является менее надежным, обусловливают необходимость осуществления анализа динамики и структуры государственного долга Российской Федерации с целью препятствования снижения темпов экономического роста Российской Федерации, а также с целью обеспечения экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Целью данной статьи является анализ динамики внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации и динамики показателей долговой устойчивости Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

  1. Рассмотрена динамика внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации.
  2. Проанализирована динамика показателей долговой устойчивости Российской Федерации.
  3. Изучена динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Материалы и методы: исследования и последующие выводы были построены на основании изученного материала, законодательных актов, учебников и научных статей отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике.

 В процессе написания статьи нами были использованы следующие методы научного познания:

  1. Абстракции и конкретизации (при рассмотрении динамики показателей долговой устойчивости Российской Федерации).
  2. Методы анализа и синтеза (при анализе динамики внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации, динамики расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации).

Результаты:

"Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства, удовлетворения общественных потребностей" [1, с.49]. Мы согласны с Е.А. Киселевой [2], которая говорит о том, что в случае если ВВП страны меньше государственного долга более, чем в 2,5 раза, то это является опасным для экономического развития страны и является фактором дестабилизации экономики страны. Особенно опасным это является для денежного оборота на денежном рынке страны.

Покрытие внешнего государственного долга российской Федерации является основной статьей бюджета Российской Федерации. В Российской Федерации по сравнению с другими государства внешний государственный долг достаточно небольшой, что является большим преимуществом для экономического развития страны. Тенденция снижения внешнего государственного долга Российской Федерации была обусловлена ростом внутренних заимствований. Это позволило снизить основную долговую нагрузку на бюджет Российской Федерации и повысить удельный вес беспроцентных доходов в бюджете Российской Федерации.

За период 2013-2015 гг. внешний государственный долг Российской Федерации показал существенное снижение. Это было связано, в первую очередь, с политикой, проводимой Российской Федерацией, направленной на изменение структуры заимствований с преобладанием внутренних заимствований над внешними заимствованиями и существенному сокращению внешних заимствований Российской Федерацией, а также, во вторую очередь, с досрочным погашением внешнего государственного долга Российской Федерацией.

Внешний государственный долг Российской Федерации за 2015 год составил 55,8 млрд. дол. США. Это показатель является одним из самых низких на территории Европейского Союза. По относительным показателям, внешний государственный долг Российской Федерации составляет 3% от ВВП государства. За 2015 год внешний государственный долг Российской Федерации показал рост на 5,0 млрд. дол. США по сравнению с показателем 2014 года. В 2015 году внешний государственный долг Российской Федерации составлял около 10% от совокупного объема государственного долга Российской Федерации.

В структуре внешнего государственного долга Российской Федерации снижается удельный вес государственных ценных бумаг в иностранной валюте, удельный вес задолженности по кредитам международным финансово-кредитным учреждениям, правительств других государств, а также растет удельных вес государственных гарантий Российской Федерации.

В 2015 году основной удельный вес во внешнем государственном долге Российской Федерации составляла задолженность по внешним облигационным займам в размере 40,7 млрд. дол. США или 72,89% от внешнего государственного долга Российской Федерации. Задолженность перед международными финансово-кредитными учреждениями составляла 1,6 млрд. дол. США (2,8%).

В 2015 году задолженность в коммерческой форме бывшего СССР, задолженность в иностранной валюте, в которой гарантом выступает Российская Федерация, а также задолженность перед официальными кредиторами, которые являются участниками Парижского клуба, занимает около 2% в структуре внешнего государственного долга Российской Федерации. В 2015 году задолженность перед официальными кредиторами, которые не являются участниками Парижского клуба, составляла 1,0 млрд. дол. США или 1,84% от объема внешнего государственного долга Российской Федерации. За 2015 год наблюдался рост гарантий в иностранной валюте, в которых гарантом выступает Российская Федерация, до 11,4 млрд. дол. США.

В структуре внешнего государственного долга Российской Федерации преобладающей является задолженность по внешним облигациям в иностранной валюте и задолженность по гарантиям в иностранной валюте, в которых гарантом выступает Российская Федерация. В 2015 год внутренний государственный долг Российской Федерации составил 5 722,24 млрд. руб., что на 744,34 млрд. руб. или 14,95% превышает показатель 2014 года. Также в 2014 году внутренний государственный долг Российской Федерации превышал показатель 2013 года на 787,35 млрд. руб. или 18,79%.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, а также планируемый объем внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации долговая устойчивость Российской Федерации находится на достаточно приемлемом уровне. Так как в силу изменения экономической ситуации в Российской Федерации увеличивается размер внутреннего государственного долга Российской Федерации, то увеличивается и нагрузка на Федеральный бюджет. Тем не менее, стоит отметить, что бюджетная устойчивость и стабильность на сегодняшний день сохраняются.

За период 2013-2014 гг. в связи с ростом покрытия расходных статей бюджета Российской Федерации по обслуживанию внешнего государственного долга Российской Федерации наблюдалось превышение показателей ликвидности бюджета Российской Федерации в 2013 году на 1,7%, в 2014 году на 2,4% предельного значения, которое составляет 10%.

В 2014 году расходы бюджета Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации или процентные расходы Российской Федерации планировались на уровне 388,4 млрд. руб., что на 37,7 млрд. руб., или на 10,7%, превышало показатель 2012 года. В 2015 году расходы бюджета Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации или процентные расходы Российской Федерации составили 579,2 млрд. руб., что значительно превышает показатель 2014 года. За период 2013-2015 гг. расходы бюджета Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации или процентные расходы Российской Федерации показали значительный рост, а именно в 2013 году выросли на 10,7%, в 2014 году – на 24,2%, в 2015 году – на 20%.

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации или процентных расходов за период 2013-2015 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации или процентных расходов за период 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатели

2013

2014

2015

Процентные расходы бюджета Российской Федерации

388,4

482,3

579,2

в % ВВП Российской Федерации

0,7

0,7

0,8

в % к предыдущему году

110,7

124,2

120

Доля процентных расходов в общем объеме расходной части бюджета Российской Федерации

3,1

3,5

4

Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга Российской Федерации

314,1

395,8

479,4

в % к предыдущему году

116

126

121,1

Доля в процентных расходах бюджета Российской Федерации, %

80,9

82,1

82,8

в % ВВП

0,6

0,6

0,7

Расходы по обслуживанию внешнего государственного долга Российской Федерации

74,3

86,5

99,8

в % к предыдущему году

93,6

116,4

115,4

в % ВВП

0,1

0,1

0,1

Доля в процентных расходах бюджета Российской Федерации, %

19,1

17,9

17,2

Источник: рассчитано автором по материалам [3]

 За период 2013-2015 гг. удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходной части бюджета Российской Федерации показал рост на 0,9% с 3,1% в 2013 году до 4% в 2015 году. За период 2013-2015 гг. общий объем ассигнований из бюджета Российской Федерации, которые были направлены на обслуживание государственного долга Российской Федерации, составил 1 449,9 млрд. руб.

За период 2013-2015 гг. рост процентных расходов бюджета Российской Федерации 388,4 млрд. руб. в 2013 году до 579,2 млрд. руб. в 2015 году был связан с ростом внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, а это, в свою очередь, способствовало росту государственного долга Российской Федерации. За период 2013-2015 гг. рост расходов на обслуживание внутреннего государственного долга Российской Федерации был обусловлен не только ростом внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, но и ростом уровня доходов, полученных по ценным бумагам Российской Федерации.

Расходы Российской Федерации на обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации за период 2012-2013 гг. сократились на 5,1 млрд. руб., или на 6,4%, и составили 74,3 млрд. руб. Тогда как в 2015 году расходы Российской Федерации на обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации увеличились в 1,3 раза, и составили 99,8 млрд. руб.

Выводы

Размер государственного долга Российской Федерации требует постоянного анализа и контроля с целью не превышения им допустимого значения, которое может привести к дестабилизации экономики Российской Федерации. Необходимо на уровне Российской Федерации продолжать государственную политику по переходу от внешних заимствований к внутренним заимствованиям Российской Федерации и сокращению размера внешнего государственного долга Российской Федерации.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, утвержденную Правительством Российской Федерации, рост внутреннего государственного долга Российской Федерации в ближайшие несколько лет не приведет к нарушению устойчивости экономики Российской Федерации.

При осуществлении внутренних и внешних заимствований в пределах объемов, представленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, Российская Федерация сможет осуществлять обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга без снижения темпов экономического развития страны.

Заключение

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что, так как экономика Российской Федерации во многом на сегодняшний день зависит от цен на нефть на мировых рынках, то необходимо осуществлять контроль долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации. Продуманная политика осуществления внешних и внутренних заимствований Российской Федерации позволит повысить экономический рост, сохранить устойчивость экономики Российской Федерации, обеспечить инвестиционную привлекательность страны для внутренних и внешних инвесторов.

Библиографический список:

1. Орлов М.Ф. О государственном кредите / М.Ф. Орлов. – М.,2007. – 412 с.
2. Киселева Е.А. Макроэкономика: Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А.Киселева. – М.: Эксмо, 2006. – 832 с.
3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/




Рецензии:

7.09.2016, 16:56 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Рекомендуется к публикации.

8.09.2016, 10:47 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья оформлена по структуре и содержанию в соответствии с требованиями. Иллюстрирована. имеет таблицы. ее следует опубликовать. она будет полезна для молодых людей, интересующихся данной проблематикой. желательно расширить список литературы современными научными публикациями по бюджетным проблемам.

8.09.2016, 21:48 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Научная статья представляет собой законченное и логически цельную работу.Рекомендуется к публикации. В качестве недостатка можно отметить то,что по большому счету статья построена на постулате,типа Мы согласны с Е.А. Киселевой [2], которая говорит о том, что в случае если ВВП страны меньше государственного долга более, чем в 2,5 раза, то это является опасным для экономического развития страны и является фактором дестабилизации экономики страны.А почему в 2,5 раза? Получается ,что кем то решено уравнение с двумя неизвестными ( ВВП и Долг).Такое еще никому не удавалось. Это уровень Нобелевской премии.Вот если бы почитать попытки определения максимального долга - это было бы более увлекательным.А так,что в сухом остатке вывод типа "в ближайшие несколько лет не приведет к нарушению устойчивости экономики Российской Федерации".Это ,что предвыборная агитация ЕР? Посмотрите на долг США - там то что,кроме табло на Бродвее или и оно теперь не горит уже из-за неактуальности?



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх