Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №37 (сентябрь) 2016
Разделы: Социология
Размещена 15.09.2016. Последняя правка: 22.09.2016.
Просмотров - 3027

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Гресь Любовь Сергеевна

средняя школа № 28 города Гродно

учащаяся

Копать Анастасия Евгеньевна, студентка, УО «Гродненский государственный медицинский университет»; Дехтевич Наталья Ивановна, студентка, УО «Гродненский государственный медицинский университет»;Научный руководитель Гресь Сергей Михайлович доцент, кандидат исторических наук, УО «Гродненский государственный медицинский университет»


Аннотация:
В подростково-юношеском возрасте 14-18 лет проявляются особенности, характерные только для данного возраста. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. На формирование психических процессов подростка в этот период влияют стрессовые ситуации, которые могут быть в его окружении: в семье, в школе, общении со сверстниками. Также, в связи с этим, школьники должны знать, к кому можно обратиться за помощью, если они не хотят говорить о проблеме с родителями и родственникам.


Abstract:
In juvenile-youth age features, characteristic only for this age, show up 14-18 years. Usually about teens it is talked as about the period of emotionalism. It shows up in excitability, frequent changing of mood, mental instability. On forming of psychical processes of teenager stress situations which can be in his surroundings influence in this period: in a monogynopaedium, at school, socializing with coevals Also, in this connection, schoolboys must know to whom it is possible to appeal for a help, if they do not want to talk about a problem with parents and to the relatives.


Ключевые слова:
нервно-психическое развитие; стресс; психологическая помощь; семья; школа.

Keywords:
psychological development; stress; psychological assistance; family; school.


УДК 316:613.861-057.874

 

Введение.  Проблема нервно-психической устойчивости молодого поколения является одной из ведущих в современном обществе. Поэтому целью данного исследования является оценка нервно-психической устойчивости юношей и девушек 9-11 классов с учетом взаимоотношений в семье и успеваемости в школе. Данная проблема особенно актуальной стала в Республике Беларусь в 2016 г. В начале года по стране прокатилась целая волна суицидов среди подростков именно этого возраста. Погибли 7 ребят, попыток суицида было гораздо больше. 

В подростково-юношеском периоде происходит биологическое созревание организма с соответствующими нервными, эндокринными сдвигами. Этот возраст можно оценить как наиболее ответственный для всего последующего развития. Обычно для процесса физического и психического развития характерна своеобразная неравномерность, нарушение относительного физиологического и психологического равновесия. Это обнажает слабые стороны личности, делает школьников особенно уязвимым и податливым в отношении неблагоприятных влияний среды.

 К 16 годам у здоровых подростков улучшается самочувствие, хотя остается повышенная восприимчивость, ранимость, подверженность неблагоприятным внешним факторам.

 К особенностям подростково-юношеского возраста относятся также повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.        

 В учебной деятельности и познавательном развитии подростков, в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

В случае возникновения необходимости получения психологической помощи школьники должны знать, к кому можно обратиться, если они не хотят говорить о проблеме с родителями и родственниками.

У нас в стране психологическая помощь оказывается на основе следующих принципов: законности, конфиденциальности, уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан, добровольности получения психологической помощи, доступности получения психологической помощи и научной обоснованности.

Вопросы оказания психологической помощи в Республике Беларусь урегулированы:

  • Законом республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
  • Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2011 № 45 «О некоторых вопросах оказания психологической помощи».
  • Инструкцией о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи (Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89.
  • Инструкцией об организации оказания психологической помощи в государственных организациях здравоохранения (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.08.2011 № 836)

Материалы и методы. Для изучения данных вопросов был использован метод анкетирования, участниками которого стали 100 юношей и девушек 9-11 классов гимназии № 1 города Дятлово, которую также посещают и школьники из сельской местности. Данный город является районным центром, с населением в 7 тысяч человек. Промышленность практически отсутствует, основное занятие населения связано с сельским хозяйством. Молодёжь мигрирует в крупные города. В продолжение изучения данной проблемы планируется аналогичный опрос в городе Гродно (областной центр).

Анкета состояла из 40 вопросов, которые затрагивали нервно-психическое состояние, взаимоотношения с родителями, успеваемость в школе и отношение к учебному процессу в целом, а также вопросы об оказании психологической помощи населению. Анкета предоставлялась респондентам для самостоятельного заполнения с соблюдением анонимности и конфиденциальности. Обработка статистических данных проводилась с помощью программы MicrosoftExcel.

 диаграмма

диаграмма

диаграмма 
Результаты и обсуждение. Первый вопрос был задан с целью выявить успеваемость школьников в учебном процессе и его влияние на нервно-психологическое состояние школьников.

 диаграмма
 При этом оценка существующей учебной нагрузки выглядит следующим образом.

 диаграмма

 На основании этих двух вопросов можно сделать некоторые выводы:

  1. несмотря на хорошую самооценку успеваемости, более 50% школьников испытывают проблемы с учебной нагрузкой;
  2. полученные данные свидетельствуют о серьёзной загруженности школьников в учебном процессе и возможном негативном влиянии на общее нервно-психическое состояние подростков.  
Цель следующего вопроса определить место школы и учебного процесса в жизни школьников. 

 диаграмма

После анализа ответов мы сделали следующий вывод:

  1. 9% школьников оценивают учебное заведение полностью негативно, а ещё 80% посещают школу «потому что надо». Данные показатели свидетельствуют, о том что подростки уже в школе начинают испытывать определённый психологический дискомфорт.

Целью двух следующих вопросов было выяснить влияние внутрисемейных отношений и их возможное влияние на нервно-психологическое состояние подростков. 

диаграмма

При этом

 диаграмма

Из оценки школьниками внутрисемейных отношений можно сделать следующие выводы:

  1. внутрисемейные отношения у большинства школьников переходного возраста складываются достаточно неплохо. Большинство родителей прислушиваются к их мнению, что по нашему мнению создаёт благоприятную обстановку для подростков;
  2. вместе с тем, в значительном количестве семей имеет место напряжённая внутрисемейная обстановка, которая влечёт за собой создание условий для нервно-психических расстройств.

В подростково-юношеском возрасте значительное место в стабильном нервно-психологическом состоянии, отводится отношениям с окружающими. Причинами стабильности или нестабильности могут быть ощущения непонимания, несправедливости, частые перепады настроения, нервозность, что затрудняет общение и взаимодействие с  людьми. С целью выяснить, какие факторы оказывают влияние на психологическое состояние подростков, была задана следующая группа вопросов.     

 диаграмма
диаграмма
диаграмма

 Таким образом, напрашиваются определённые выводы:

  1. 56% подростков в той либо иной степени испытывают проблемы во взаимодействии с обществом и сверстниками;
  2. очень часто эти проблемы оказывают влияние на психологическое состояние подростков и неконтролируемую реакцию (у 42% респондентов).
Часть вопросов была задана с целью выявления понимания школьниками своего психологического состояния. 

диаграмма
диаграмма
диаграмма
 В результате анализа этой группы вопросов можно отметить, что:

  1. большинство школьников уверены что не испытывают усталости от жизни и для них такой проблемы не существует;
  2. значительное количество детей (37%) считают, что это накопившиеся проблемы (а если учитывать в качестве проблем, тяжесть учебной нагрузки (56%)), то  можно говорить, что каждый третий ребенок имеет проблемы не только в школе, но и вне её;
  3. при возникновении жизненных проблем, 62% подростков испытывают сложности с поиском решения выхода из создавшейся ситуации.
И в завершении нашей работы мы ставили цель: выяснить как подростки находят выход из трудных жизненных ситуаций. Знают ли они о существовании государственной программы по психологической поддержке молодёжи.

И в завершении нашей работы мы хотели выяснить как подростки выходят из трудных жизненных ситуаций. Знают ли они о существовании государственной программы по психологической поддержке молодёжи.

 диаграмма
диаграмма

 Данные по этим вопросам свидетельствуют о том что:

  1. подавляющее большинство респондентов имеют представление о существовании службы психологической поддержки подростков в Республике Беларусь;
  2. к окончанию школы 15% подростков обращаются за помощью к психологам.

Выводы. По  результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Процесс обучения в школе накладывает отпечаток на нервно-психическое состояние подростков, т.к. в данном компоненте значительную роль играет учебная нагрузка и несмотря на то что для многих обучение не вызывает особых трудностей, некоторые из респондентов испытывают большую нагрузку и как следствие сильный стресс. Большая учебная нагрузка создаёт определённый дискомфорт и в отношениях с родителями, в следствие чего у значительной части подростков  может начать развиваться нервно-психический срыв.
  2. Отношения с родителями, влияние общества, оказывают значительное влияние на адаптивность школьников данного возраста к стрессовым ситуациям. Чем активнее жизнь школьника, тем менее он подвержен депрессиям. Можно отметить и ещё один момент 87% подростков этого возраста вполне устойчивы к проблемам приводящим к нервно-психическим срывам.
  3. Школьники слабо осведомлены о возможностях получения психологической помощи, в связи с чем, не знают где и каким образом ее можно получить. 85% молодых людей в возрасте 15-17 лет никогда не обращалось за помощью к психологу, а значит не имеют точных представлений чем занимается данная служба. На наш взгляд, решение проблемы знакомства о мерах помощи подросткам в сложных ситуациях, требует проведение с ними бесед.

Библиографический список:

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Учеб. для вузов. М.: Владос, 2005. – 652 с. 2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр «Академия», 2003. – 288 с. 3. Левина И.Л. Подростковая медицина. Руководство для врачей, специальная литература. СПб.: специальная литература, 1999. – 731 с. 4. Полякова Л.А. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. – 694с. 5. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 2004. – 896 с.




Рецензии:

15.09.2016, 22:13 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: В настоящее время метод опроса подвергается серьезной критике со стороны многих экспертов (см. например, блог Шляпентоха В.Э. https://vladimirshlapentokhrussian.wordpress.com/ ) Приведенные в статье процентные соотношения без анализа самих анкет и поставленных в них вопросов, не позволяют сделать каких-либо серьезных научных выводов и вызывают серьезные сомнения в достоверности полученных ответов. Методологически неверно спрашивать учеников об их успеваемости. После получения ответов необходимо их сравнить с оценкой успеваемости со стороны педагогов. Анонимный опрос в этом случае вызывает серьезные сомнения. Статья нуждается в доработке - необходимо приложить анкеты и проанализировать их. Первые три вывода в статье тривиальны и не нуждаются в подтверждении. Доктор социологических наук, профессор Свечников В.С.

16.09.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Гресь Любовь Сергеевна:
Здравствуйте уважаемый Владимир Серафимович. Большое спасибо за проявленное внимание к нашей статье. Ваши замечания полезны для нас, однако необходимо учесть, что опрос проводился студентами медицинского ВУЗа и ученицей школы. Его результаты актуальны для работы будущих педиатров и медико-психологов. Вполне возможно, что статью необходимо перенести в другой раздел, например медицину?

16.09.2016, 11:16 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: Уважаемая Любовь Сергеевна, думаю, что переносить Вашу статью в другой раздел не стоит, хотя решение Вы должны принять сами. Мне, например, кажется, что, если бы провести статистическое сравнение ответов школьников с оценками ответов на те же вопросы их педагогов и родителей, можно было бы получить весьма любопытные данные, подтверждающие, либо опровергающие достоверность сведений, полученных из анонимного опроса. Вот такое сравнение будет иметь весьма важное значение для социологии, психологии и культурологии. Ведь цель любой работы - это результат, но не сам процесс. Процесс лишь некий инструмент для получения результата. В.С.
20.09.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Гресь Любовь Сергеевна:
Добрый день Владимир Серафимович! В соответствии с Вашими рекомендациями были внесены некоторые правки. В частности были добавлены диаграммы, пересмотрены выводы. С уважением авторы.

18.09.2016, 7:55 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Здесь какое дело. Необходимы выводы по каждому вопросу. Кроме того, нужно написать для чего задавался каждый вопрос. По схеме: Для выявления того-то и того-то, мы спросили то-то и то-то. Получили такие-то и такие-то результаты из которых можно сделать такие-то и такие-то выводы. 40 вопросов многовато, обрабатывать такой материал крайне сложно. Я согласен с Владимиром Серафимовичем относительно самого метода, но он популярен и прост в использовании, поэтому использовать его все же можно, так думаю. Кроме того, нужно графическое представление полученных результатов, сделайте диаграммы. Попробуйте найти в полученных данных не очевидные результаты, потому что выводы, которые Вы сделали очевидны, интерес может вызывать разве что последний. И подумайте над названием. Есть ли в вашем опросе действительно нервно-психологический компонент, как-то он ближе к физиологии. (но может и есть). В принципе, материал есть и из него можно сделать отличную статью, только надо еще не много поработать. Так, конечно, это публиковать нельзя, но после доработки очень даже.
19.09.2016 8:08 Ответ на рецензию автора Гресь Любовь Сергеевна:
Здравствуйте Леонид Борисович! Большое спасибо за внимание к нашей статье. Диаграммы мы конечно сделаем, выводы подправим. Хотелось бы у Вас спросить вот о чём. Данная статья написана на основании опроса школьников 9-11 классов в небольшом городе. У нас есть задумка провести такой же опрос в городе областном центре и сравнить полученные результаты. Имеет ли смысл делать такую работу для публикации? Заранее огромное спасибо.

19.09.2016, 8:58 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: А интересно будет. Но тогда нужно указать отличия условий жизни в областном центре и небольшом городе. И можно сделать серьезные выводы. В перспективе это работа на долгий срок и если Вы учитесь в школе, то потом это может быть как минимум темой дипломной работы.
20.09.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Гресь Любовь Сергеевна:
Добрый день Леонид Борисович! Ваши рекомендации были учтены. Сделаны диаграммы, подкорректированы выводы. С уважением авторы.

20.09.2016, 12:10 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: После внесения исправлений и дополнений статья может быть опубликована.
22.09.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Гресь Любовь Сергеевна:
Здравствуйте Владимир Серафимович! Спасибо, мы ещё внесли правки рекомендованные Леонидом Борисовичем.



Комментарии пользователей:

20.09.2016, 11:18 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Ну я понимаю девочка-школьница не имеет культуры обработки данных. Но кандидат наук. Ну ребятки ну сделайте вы по-человечески. Ну неужели так важен сам факт публикации? Давайте посмотрим выводы по второй группе вопросов: Как часто вы посещаете психолога: 85 процентов вообще не обращалось, и вы делаете выводы что мол потому что не знают о существовании и получают информацию из открытых источников. А может им просто не нужно, потому и не обращались? Людям 16 лет, откуда у них усталость от жизни? Ребятки ну подумайте Вы, ну это не потому что я злой и не справедливый, а потому, что так правда нельзя. Пишите Вы - цель вопроса, результаты, выводы. В общем я не знаю, грустно это видеть.


22.09.2016, 12:58 Гресь Любовь Сергеевна
Отзыв: Здравствуйте уважаемый Леонид Борисович! Мы с девочками сами занимаемся данным опросом. Сергей Михайлович кандидат исторических наук и не занимается вопросами социологии, поэтому нам приходится консультироваться в социально-педагогической службе школы. Спасибо за комментарий. Мы не считаем Вас злым и не справедливым.


22.09.2016, 15:27 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Тогда Люба, учитесь работать красиво. Вы взяли круговые диаграммы, ок. Можно так, я предпочитаю столбчатые, но это мое личное, круговые не хуже. Как обычно обрабатывают диаграмму? Перед ней пишется название вопроса и его цель. Затем диаграмма, потом полученные результаты и выводы. Выводы должны быть не очевидные. С другой стороны, они должны быть правдоподобные. Если они представляют собой предположения, то пишут "мы предполагаем то-то, но по данному вопросу требуются дополнительные исследования". Сами диаграммы должны быть читабельные, В вашем случае они физически слишком велики. Но главное выводы, это не просто, это требует размышления, но это и есть результат Вашей работы. Извините, за то, что учу. Но очень ценно когда у таких молодых людей есть стремление к исследованию. И очень не хорошо, когда они это стремление с самого начала не очень правильно реализуют. И еще не много, смотрите Вы пишите "Проблема нервно-психической устойчивости молодого поколения является одной из ведущих в современном обществе". Сразу возникает вопрос - а почему так. Ответ ясен, стрессовая среда, возрастание давления среды на не устойчивую психику. Далее Вы пишите про суициды, аргументация хорошая, но посмотрите литературу по суицидологии, возьмите книгу Старшенбаума - Суцидология и кризисня психотерапия. Или что-то подобное. Сошлитесь на данные там, и текст станет иным. Пишите об особенностях юношеской психологии, возьмите что-то по психологии развития, я предпочитаю учебник Крейг (каюсь по своему невежеству более ничего и не читал), но можно что-то иное. Про закон хорошо. Далее - проблемы с учебной нагрузкой. Надо пояснить, не ясно о чем речь, то ли об успеваемости то ли о том, что людей слишком много нагружают учебой в школе. Опять же у вас не указаны варианты ответов. То есть не понятно, что значит "учусь достаточно не плохо", поэтому так сложно сделать выводы. Далее, место школы и учебного процесса в жизни, вот тут было бы интересно сравнить данные в деревне и городе. Кстати тоже самое и по нагрузке и успеваемости. И если Вы возьмете цель, сравнить то что Вы получили по городу и деревне. То тогда возможно мы увидим какие-то реальные значимые данные и можно будет делать интересные выводы. А у Вас все разорвано. А как было бы интересно посмотреть, слышали ли про психологическую помощь в деревне и городе. Это одна шкала, вторая гендерная, те же самые показатели у юношей и девушек. И вот тут Вы и правда придете к очень интересным результатам. Попробуйте Люба, у вас получится. Я говорю не о публикации здесь, что там редакция решит, то и решит, а просто о том, чтобы Вы сделали действительно красивое значимое исследование, коль скоро уж начали этим заниматься.


26.09.2016, 10:02 Гресь Любовь Сергеевна
Отзыв: Здравствуйте уважаемый Леонид Борисович! Огромное спасибо за рекомендации по вопросу будущих работ, я обязательно их учту. Опрос в областной школе я ещё не проводила. Он намечен на октябрь-ноябрь. С уважением Гресь Любовь.


Оставить комментарий


 
 

Вверх