средняя школа № 28 города Гродно
учащаяся
Копать Анастасия Евгеньевна, студентка, УО «Гродненский государственный медицинский университет»; Дехтевич Наталья Ивановна, студентка, УО «Гродненский государственный медицинский университет»;Научный руководитель Гресь Сергей Михайлович доцент, кандидат исторических наук, УО «Гродненский государственный медицинский университет»
УДК 316:613.861-057.874
Введение. Проблема нервно-психической устойчивости молодого поколения является одной из ведущих в современном обществе. Поэтому целью данного исследования является оценка нервно-психической устойчивости юношей и девушек 9-11 классов с учетом взаимоотношений в семье и успеваемости в школе. Данная проблема особенно актуальной стала в Республике Беларусь в 2016 г. В начале года по стране прокатилась целая волна суицидов среди подростков именно этого возраста. Погибли 7 ребят, попыток суицида было гораздо больше.
В подростково-юношеском периоде происходит биологическое созревание организма с соответствующими нервными, эндокринными сдвигами. Этот возраст можно оценить как наиболее ответственный для всего последующего развития. Обычно для процесса физического и психического развития характерна своеобразная неравномерность, нарушение относительного физиологического и психологического равновесия. Это обнажает слабые стороны личности, делает школьников особенно уязвимым и податливым в отношении неблагоприятных влияний среды.
К 16 годам у здоровых подростков улучшается самочувствие, хотя остается повышенная восприимчивость, ранимость, подверженность неблагоприятным внешним факторам.
К особенностям подростково-юношеского возраста относятся также повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
В учебной деятельности и познавательном развитии подростков, в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
В случае возникновения необходимости получения психологической помощи школьники должны знать, к кому можно обратиться, если они не хотят говорить о проблеме с родителями и родственниками.
У нас в стране психологическая помощь оказывается на основе следующих принципов: законности, конфиденциальности, уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан, добровольности получения психологической помощи, доступности получения психологической помощи и научной обоснованности.
Вопросы оказания психологической помощи в Республике Беларусь урегулированы:
Материалы и методы. Для изучения данных вопросов был использован метод анкетирования, участниками которого стали 100 юношей и девушек 9-11 классов гимназии № 1 города Дятлово, которую также посещают и школьники из сельской местности. Данный город является районным центром, с населением в 7 тысяч человек. Промышленность практически отсутствует, основное занятие населения связано с сельским хозяйством. Молодёжь мигрирует в крупные города. В продолжение изучения данной проблемы планируется аналогичный опрос в городе Гродно (областной центр).
Анкета состояла из 40 вопросов, которые затрагивали нервно-психическое состояние, взаимоотношения с родителями, успеваемость в школе и отношение к учебному процессу в целом, а также вопросы об оказании психологической помощи населению. Анкета предоставлялась респондентам для самостоятельного заполнения с соблюдением анонимности и конфиденциальности. Обработка статистических данных проводилась с помощью программы MicrosoftExcel.
Результаты и обсуждение. Первый вопрос был задан с целью выявить успеваемость школьников в учебном процессе и его влияние на нервно-психологическое состояние школьников.
При этом оценка существующей учебной нагрузки выглядит следующим образом.
На основании этих двух вопросов можно сделать некоторые выводы:
После анализа ответов мы сделали следующий вывод:
Целью двух следующих вопросов было выяснить влияние внутрисемейных отношений и их возможное влияние на нервно-психологическое состояние подростков.
При этом
Из оценки школьниками внутрисемейных отношений можно сделать следующие выводы:
В подростково-юношеском возрасте значительное место в стабильном нервно-психологическом состоянии, отводится отношениям с окружающими. Причинами стабильности или нестабильности могут быть ощущения непонимания, несправедливости, частые перепады настроения, нервозность, что затрудняет общение и взаимодействие с людьми. С целью выяснить, какие факторы оказывают влияние на психологическое состояние подростков, была задана следующая группа вопросов.
Таким образом, напрашиваются определённые выводы:
В результате анализа этой группы вопросов можно отметить, что:
И в завершении нашей работы мы хотели выяснить как подростки выходят из трудных жизненных ситуаций. Знают ли они о существовании государственной программы по психологической поддержке молодёжи.
Данные по этим вопросам свидетельствуют о том что:
Выводы. По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Рецензии:
15.09.2016, 22:13 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: В настоящее время метод опроса подвергается серьезной критике со стороны многих экспертов (см. например, блог Шляпентоха В.Э. https://vladimirshlapentokhrussian.wordpress.com/ ) Приведенные в статье процентные соотношения без анализа самих анкет и поставленных в них вопросов, не позволяют сделать каких-либо серьезных научных выводов и вызывают серьезные сомнения в достоверности полученных ответов. Методологически неверно спрашивать учеников об их успеваемости. После получения ответов необходимо их сравнить с оценкой успеваемости со стороны педагогов. Анонимный опрос в этом случае вызывает серьезные сомнения. Статья нуждается в доработке - необходимо приложить анкеты и проанализировать их. Первые три вывода в статье тривиальны и не нуждаются в подтверждении.
Доктор социологических наук, профессор Свечников В.С.
20.09.2016, 11:18 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Ну я понимаю девочка-школьница не имеет культуры обработки данных. Но кандидат наук. Ну ребятки ну сделайте вы по-человечески. Ну неужели так важен сам факт публикации? Давайте посмотрим выводы по второй группе вопросов: Как часто вы посещаете психолога: 85 процентов вообще не обращалось, и вы делаете выводы что мол потому что не знают о существовании и получают информацию из открытых источников. А может им просто не нужно, потому и не обращались? Людям 16 лет, откуда у них усталость от жизни? Ребятки ну подумайте Вы, ну это не потому что я злой и не справедливый, а потому, что так правда нельзя. Пишите Вы - цель вопроса, результаты, выводы. В общем я не знаю, грустно это видеть. |
22.09.2016, 12:58 Гресь Любовь Сергеевна Отзыв: Здравствуйте уважаемый Леонид Борисович! Мы с девочками сами занимаемся данным опросом. Сергей Михайлович кандидат исторических наук и не занимается вопросами социологии, поэтому нам приходится консультироваться в социально-педагогической службе школы. Спасибо за комментарий. Мы не считаем Вас злым и не справедливым. |
22.09.2016, 15:27 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Тогда Люба, учитесь работать красиво. Вы взяли круговые диаграммы, ок. Можно так, я предпочитаю столбчатые, но это мое личное, круговые не хуже. Как обычно обрабатывают диаграмму? Перед ней пишется название вопроса и его цель. Затем диаграмма, потом полученные результаты и выводы. Выводы должны быть не очевидные. С другой стороны, они должны быть правдоподобные. Если они представляют собой предположения, то пишут "мы предполагаем то-то, но по данному вопросу требуются дополнительные исследования". Сами диаграммы должны быть читабельные, В вашем случае они физически слишком велики. Но главное выводы, это не просто, это требует размышления, но это и есть результат Вашей работы. Извините, за то, что учу. Но очень ценно когда у таких молодых людей есть стремление к исследованию. И очень не хорошо, когда они это стремление с самого начала не очень правильно реализуют. И еще не много, смотрите Вы пишите "Проблема нервно-психической устойчивости молодого поколения является одной из ведущих в современном обществе". Сразу возникает вопрос - а почему так. Ответ ясен, стрессовая среда, возрастание давления среды на не устойчивую психику. Далее Вы пишите про суициды, аргументация хорошая, но посмотрите литературу по суицидологии, возьмите книгу Старшенбаума - Суцидология и кризисня психотерапия. Или что-то подобное. Сошлитесь на данные там, и текст станет иным. Пишите об особенностях юношеской психологии, возьмите что-то по психологии развития, я предпочитаю учебник Крейг (каюсь по своему невежеству более ничего и не читал), но можно что-то иное. Про закон хорошо. Далее - проблемы с учебной нагрузкой. Надо пояснить, не ясно о чем речь, то ли об успеваемости то ли о том, что людей слишком много нагружают учебой в школе. Опять же у вас не указаны варианты ответов. То есть не понятно, что значит "учусь достаточно не плохо", поэтому так сложно сделать выводы. Далее, место школы и учебного процесса в жизни, вот тут было бы интересно сравнить данные в деревне и городе. Кстати тоже самое и по нагрузке и успеваемости. И если Вы возьмете цель, сравнить то что Вы получили по городу и деревне. То тогда возможно мы увидим какие-то реальные значимые данные и можно будет делать интересные выводы. А у Вас все разорвано. А как было бы интересно посмотреть, слышали ли про психологическую помощь в деревне и городе. Это одна шкала, вторая гендерная, те же самые показатели у юношей и девушек. И вот тут Вы и правда придете к очень интересным результатам. Попробуйте Люба, у вас получится. Я говорю не о публикации здесь, что там редакция решит, то и решит, а просто о том, чтобы Вы сделали действительно красивое значимое исследование, коль скоро уж начали этим заниматься. |
26.09.2016, 10:02 Гресь Любовь Сергеевна Отзыв: Здравствуйте уважаемый Леонид Борисович! Огромное спасибо за рекомендации по вопросу будущих работ, я обязательно их учту. Опрос в областной школе я ещё не проводила. Он намечен на октябрь-ноябрь. С уважением Гресь Любовь. |