Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 17.10.2016. Последняя правка: 17.10.2016.
Просмотров - 4017

Модель художественно – эстетического развития детей в условиях взаимодействия семьи и Дошкольной образовательной организации.

Шорикова Анастасия Николаевна

магистрант

МАДОУ "Детский сад № 42"

воспитатель

Куприна Н. Г. доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой эстетического воспитания Ургпу


Аннотация:
Приоритетным направлением модернизации системы образования является включение родителей в образовательную деятельность. Повышение спроса родителей на художественное развитие детей в рамках кружковой работы на базе Дошкольного учреждения привело к созданию модели художественно - эстетического развития детей в условиях семьи и Дошкольной образовательной организации.


Abstract:
Prioritetnym napravleniyem modernizatsii sistemy obrazovaniya yav-lyayetsya vklyucheniye roditeley v obrazovatel'nuyu deyatel'nost'. Povysheniye sprosa roditeley na khudozhestvennoye razvitiye detey v ramkakh kruzhkovoy raboty na baze Doshkol'nogo uchrezhdeniya privelo k sozdaniyu modeli khudozhestvenno - esteticheskogo razvitiya detey v usloviyakh sem'i i Doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii.


Ключевые слова:
взаимодействие; моделирование; модель.

Keywords:
interaction; modeling; model.


УДК.37.372.3

Введение. С переходом на федеральные государственные стандарты система дошкольного образования отводит родителям роль активных заказчиков и участников образовательного процесса и построения образовательной политики в дошкольном учреждении. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что родители – это первые педагоги, которые должны заложить в личность ребенка основы интеллектуального, нравственного и физического развития.

Идеи влияния семьи на личностное развитие ребенка, его ценностные отношения к окружающему миру и культурные ориентации заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Флебеля, наших соотечественников А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Учеными доказано, что именно в семье на этапе дошкольного детства закладываются основы культурного развития, что определяет значимость специальной подготовки родителей к воспитанию детей.  

Актуальность. Одной из ведущих тенденций современной педагогики детства выступает отношение родителей к художественно-эстетическому развитию детей как к фундаменту в освоении любой образовательной области. Стремление родителей к раннему художественно-эстетическому развитию детей приобретает массовый характер. Это проявляется в повышенном интересе разнообразных кружков художественного творчества в условиях Дошкольной образовательной организации (далее ДОО), направленных на разностороннее развитие личности ребенка.

Кроме традиционных занятий пением, ритмикой, музицированием, изодеятельностью  ДОО может предложить сегодня ребенку выбор разнообразных видов художественной деятельности, которая позволит ребенку проявить свое творчество на основе взаимодействия педагогов и родителей при выборе направления в художественно – эстетическом развитии. В то же время проведенный нами анализ практики работы ДОО показал отсутствие системности и организации работы в данном направлении.

Целью научного исследования является разработка модели художественно-эстетического развития детей в процессе взаимодействия семьи и ДОО.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия взаимодействие, моделирование, модель.

- обосновать методологические подходы к художественно-эстетическому развитию детей в условиях взаимодействия семьи и ДОО

- разработать модель художественно-эстетического развития детей в условиях  взаимодействия семьи и ДОО

Научная новизна. Обоснована эффективность взаимодействия семьи и ДОО в художественно – эстетическом развитии детей на основе социокультурного, деятельностного и полихудожественного подходов. Разработана модель художественно - эстетического развития детей в процессе взаимодействия семьи и ДОО.

Методы. Теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы, учебно – методической документации. Практические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.

Результаты. В ходе проведенного исследования нами было раскрыто содержание понятий: взаимодействие, моделирование, модель.

Термин «взаимодействие» раскрывается в работах Т. А. Марковой, где рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания. Понятие «педагогическое взаимодействие» отражено в работах Е. В. Коротаевой, Л. А. Левшина, Х. И. Лейтеса и несет в себе преобразование системы жестких взаимодействий между людьми в систему отношений, где самостоятельные субъекты связывают и уравновешивают различные интересы через общие нормы и ценности [2, с. 87].

Детско – родительские отношения, на практике, чаще всего строится на доминировании родителей над позицией ребенка. Нередко родители,  отдавая предпочтение художественному образованию, видят в ребенке свои нереализованные желания. В погоне за статусом и престижным будущем родители ждут от своих детей высоких результатов и творческих побед. Период дошкольного детства очень важен в жизни ребенка. Растущие познавательные потребности определяют личностные интересы к определенному виду художественной деятельности. Моделируя систему работы по включению родителей в образовательный процесс перед педагогом стоит задача уровнять позиции родителей и детей в понимании значимости интересов друг друга.  

Моделирование, как метод научного исследования широко применяется в педагогике. Он является интегративным и позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В. Г. Афанасьева, В. А. Венникова, Б. А. Глинского, И. Б. Новик и др. Г. В. Суходольский трактует моделирование «как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами». Основным понятием метода моделирования является модель. Модель – это материальное или мысленное имитирование реально существующей системы [4, с. 127].

Разработанная  педагогическая модель художественно – эстетического развития детей в условиях семьи и ДОО, включает в себя блоки:

1.ценностно – целевой – определяет ценностное отношение к ребенку как субъекту, познающему культуру окружающего мира, при поддержке педагогов и родителей. В качестве цели, в разработанной нами модели, выступает художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста как средство целенаправленного формирования эстетического отношения к действительности: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие творческого самовыражения и становление художественно – эстетических ценностей во взаимодействии со взрослыми.

2. теоретико – методологический выстроен с опорой на социокультурный, деятельностный и полихудожественные подходы. Социокультурный подход определяет ценность семьи как основоположников и первых воспитателей ребенка в приобщении к культурным ценностям. Формирование культурных ориентаций, приобщение к традициям, нормам и правилам окружающего мира начинается с момента рождения. Семья, являясь носителем данной информации, выступает для ребенка связующим звеном между культурой социума и растущими познавательными потребностями ребенка.

Деятельностный подход опирается на  сензетивные периоды.  С момента рождения ребенок осваивает разные виды деятельности,  манимулятивную, игровую, трудовую, бытовую и т.д., каждая из которых играет весомую роль в развитии ребенка. Выбор деятельности, по мнению Л. С. Выгодского, определяет зону ближайшего развития ребенка и имеет сензетивные периоды на каждом возрастном этапе. Выбор деятельности зависит от развития познавательной сферы ребенка, чем шире спектр познавательных потребностей, тем разнообразнее деятельность. Вместе с познавательными интересами увеличивается потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, это определяет социализацию ребенка, приобщение к групповой деятельности.

Полихудожественный подход определяет интеграцию различных видов искусств. Вопросы интеграции нашли свое отражение в трудах педагогов, психологов: Л. С. Выготского, В. Н. Крутецкого, A. B. Луначарского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой, A. A. Мелик-Пашаева, Н. П. Саккулиной и др. Учеными отмечено, что подкрепление художественного образа разнообразными видами искусства позволяет дать более красочную оценку образу, который надолго остается в памяти.

3. организационно – деятельностный включает разработку авторской программы «Рисуем вместе с мамой». Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и строится на непосредственном участии родителей в образовательной деятельности.

В основе модели лежат как традиционные так и нетрадиционные методы обучения.  Первая группа методов (беседа, наблюдение, объяснение, слушание музыки, показ взрослого) направлены на приобщение детей к изобразительному искусству, умению видеть красоту природы, окружающей жизни, умению проводить взаимосвязи с личным опытом ребенка, его чувствами и интересами.   Вторая группа методов имеет практическую направленность (показ, объяснение, упражнение, действие с изобразительными материалами) направлена на формирование навыков художественной деятельности.

Подобранные методы актуальны в сочетании с различными видами деятельности: слушание музыки, рисование нетрадиционными техниками, воспроизведение произведения речью и движениями. Включение родителей представляет большие возможности для личностного развития ребенка, усвоение эстетических ценностей на основе опыта взрослого.

Реализация модели на практике раскрывает следующие формы педагогического взаимодействия:

 - коррекция детско – родительских отношений через сотрудничество и партнерство в совместной деятельности, где у родителей формируются практические умения соотнести свои действия и возможности с учетом индивидуальных особенностей проявления детей;

- проведение мероприятий для повышения педагогической грамотности родителей: беседы, лектории, мастер – классы, мини – библиотеки, информационные стенды, праздники и развлечения с участием родителей;

- создание педагогом благоприятной окружающей среды в совместной деятельности как эмоционольно – образного контекста развития детско - родительских отношений;

- осуществление педагогом включения родителей в педагогический процесс с учетом возможностей родителей, введение гибких графиков и модульной организации занятий, использование межпредметных связей и интеграции различных дисциплин.

4. результативно – оценочный представлен критериями: когнитивным, мотивационно – ценностным, деятельностно – рефлексивным и уровневыми характеристиками, разработанными в соответствии с художественно – эстетическим развитием детей.

       Эффективность модели подтверждается проведенным базе МАДОУ «Детский сад № 42» города Первоуральска исследованием, которое показало динамику художественно  - эстетического развития детей дошкольного возраста, которые представлены в таблицах.

Таблица 1.

Количественные показатели художественно – эстетического развития детей на исходном этапе опытно поисковой работы.

Уровни художественно - эстетического развития.                                  Критерии

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

33%

46%

20%

Мотивационно - ценностный

20%

66%

14%

Деятельностно - рефлексивный

27%

66%

7%

Таблица 2.

Количественные показатели художественно – эстетического развития детей на итоговом этапе опытно поисковой работы.

Уровни художественно - эстетического развития.                                  Критерии

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

-

34%

66%

Мотивационно - ценностный

-

-

100%

Деятельностно - рефлексивный

-

13%

87%

Вывод. Разработанная модель и апробация ее на практике по включению родителей в деятельность ДОО создает прочную основу для художественно – эстетического развития детей, гармонизируя тем самым личностное становление ребенка, его ценностные ориентации в семье и обществе. 

 

Библиографический список:

1. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст]/Л. С. Вы-годский. – СПб.: Союз, 1997. – 96с.
2. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа [Текст]: монография/ Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б.и.], 2008. – 276с.
3. Лисина, М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление лич-ности дошкольника [Текст]/ М. И. Лисина// Психологические основы формирования лич-ности в условиях общественного воспитания. – М.: Прогресс, 1979. – с.43 – 54.
4. Рузавин, Г. И. Моделирование/Г. И. Рузавин//Философский словарь/ под ред. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.-560 с.




Рецензии:

17.10.2016, 8:39 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это же не диссертация, а научная статья. Удивлен научным руководителем, он что правда считает, что это готовая статья. Собственно самой модели нет. То что представлено это не модель, скорее уж введение в нее. В этом нет ничего нового, естественно, что должна быть цель и должны быть методы. Очевидная вещь. Язык хороший. Рекомендовал бы доработать, и оделите Ваши мысли от мыслей источников,обязательно. Чтобы понять, где Вы берете чужое, а где пишите свое.

17.10.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Шорикова Анастасия Николаевна:
Леонид Борисович, спасибо за рецензию, постараюсь учесть Ваши рекомендации в ходе редактирования статьи. С уважением, Анастасия Николаевна Шорикова.

17.10.2016, 12:43 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Структура статьи соответствует требованиям: актуальность, цель, задания, изложение авторских идей, вывод. Рекомендуется обратить внимание на выполнение первого задания: раскрыть содержание понятий взаимодействие, моделирование, модель, художественно – эстетическое развитие детей. Статья рекомендуется к публикации.
17.10.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Шорикова Анастасия Николаевна:
Татьяна Дмитриевна, очень приятно, что ознакомились с моей статьей. Спасибо за рецензию. С уважением Анастасия Николаевна Шорикова.

17.10.2016, 16:00 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: В настоящем виде статья не может быть рекомендована к публикации, поскольку самой статьи нет. Есть выводы к магистерской работе (или другому виду научной работы). Название не соответствует тексту. Ученые, указанные в Параграфе 2, конечно, являются неприрекаемыми авторитетами, но целесообразно было бы добавить в этот список и тех, кто непосредственно занимался проблематикой, указанной в названии статьи. Статья не рекомендуется к публикации и требует значительных доработок.

17.10.2016, 18:37 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Хорошая идея, структура, язык, однако... В настоящем виде ощущения законченной статьи нет. Предлагается доработка текста. К печати не рекомендуется.
17.10.2016 21:21 Ответ на рецензию автора Шорикова Анастасия Николаевна:
Лариса Владимировна,благодарю за рецензию. Учту Ваши рекомендации при доработке текста статьи. С уважением, Анастасия Николаевна Шорикова.

18.10.2016, 0:32 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна, но не соответствует тексту статьи. Модели как таковой нет. ЕЕ надо доработать. Уделить внимание раскрытию содержания основных понятий, заявленных в задачах статьи. Указать, какие методики использовались для исследования уровней художественно-эстетического развития детей. То, что представлено в таблице - это не показатели развития, а распределение испытуемых по уровням в зависимости от развития. Статья требует доработки и в данном виде не рекомендуется к печати.

20.10.2016, 12:10 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: 20.10.2016 Рукавишникова Екатерина Леонидовна. Рецензия: Не рекомендуется к публикации. Все повествование сводится к рождению новой модели художественно-эстетического развития ребенка с активным участием родителей. Наблюдаем очень много противоречий, например, 1.жизнь доказывает, что сын доктора должен стать доктором, сын музыканта-музыкантом, т.к. с раннего детства ребенка окружает все, что связано с профессией родителей. Книги, друзья родителей, разговоры родителей и т.д. 2.Мама- стюардесса присутствует на занятиях ребенка и сама поет, рисует. У нее нет на это времени. Уведет ребенка на занятия и занимается текущими делами.3. Даже если поет и рисует, то до какого возраста? Подросток все будет воспринимать иначе, чем 5-ти летний ребенок. Зачем ему присутствие мамы или папы? 3. На практике, я пыталась задействовать родителей, втянуть их в совместное творчество, они либо стесняются показать себя дилетантами, либо все делают за ребенка. Если вместо мамы присутствует бабушка, то это еще более усугубляет ситуацию консервативным отношением ко всему. Таким образом, нужно учитывать возрастные особенности участников процесса. Модель прописана хорошо, но как она адаптируется к реальным условиям, какие возникнут проблемы, как их решать- все остается за гранью исследования, что снижает ценность статьи.

30.10.2016, 12:56 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья оригинальна, нтересна, безусловно, имеет орпределенное теоретические значение. Онако рекомендовал бы доработать определения (например, "взаимодействие семьи и ДОО"). В статье заявлены практические методы исследования, хотя в тексте статьи они не прослеживаются. После доработки статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх