кандидат филологических наук
ФГБНУ "ИХОиК РАО"
старший научный сотрудник
УДК 821.161.1
Для гения сложность существующего или уже отступившего в прошлое мира – данность его философии. Для поэтического гения все это наполнено эмоцией, без которой мир становится мертвой схемой, теряет живую плоть, а мы теряем к нему интерес. Именно поэт учит нас воспринимать мир современный сквозь призму прошедшего времени, обостряет наше ощущение реальности эпохи, а содержание его поэзии – это, прежде всего, истолкование фактов, дошедших до нас в гениальном художественном переложении.
Русский поэт невозможен без исторического сознания своей родины. Он «стремится увидеть Русь в живой плоти – страдающей или по-простому радующейся, борющейся, материально-конкретной, часто грубой, чувственной, но неизменно жизнелюбивой» [8]. Язык поэзии живой, современный, а темы поднимаются древнейшие: обращение к истокам поэтического мышления, вечно сопутствующим истории русского народа. В основе – летописные образы, герои былин и литературных произведений, характеры их преобразованы: для героев созданы новые жизненные ситуации, смелые биографические подробности. И сделано все это богато и поэтически убедительно.
Вопрос об интерпретации исторического события в художественном произведении один из значимых в литературе. К истории обращаются писатели, поэты, драматурги, и связано это, прежде всего, с попыткой понять свою современность, осознать исторический процесс в целом. Н.А. Бердяев писал: «Понять смысл истории мира – значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании того зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего» [2]. Эти слова можно отнести к одному из гениальнейших творцов поэтического слова – С. Есенину, неравнодушному свидетелю современных ему событий, передавшего в символических образах их подлинное содержание.
В феврале 1918 года вышел в свет сборник «Красный звон», который, наряду с произведениями других авторов, включает в себя и цикл стихотворений Есенина «Стихослов», состоящий исключительно из «маленьких» поэм. В этот сборник поэт включает стихотворения «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь», а также яркую, «стильную, величественную и ударяющую по сердцам с неведомою силой…» [4; 2, 281] поэму «Марфа Посадница», объединяя поэмы в цикл исключительно по жанровому принципу. Сам поэт так охарактеризовал свое произведение: «Я эту вещь чуть ли не шестнадцати лет задумал, а написал в первые месяцы после начала войны. Теперь так бы не написал, другой стал. Хоть и раннее сочинение, а мне дорого» [2, 278].
Поэт развивает исторический сюжет, положенный в основу маленькой поэмы, реалистично и детально пересказывая эпизод о Марфе Борецкой (вошедшей в русскую историю и литературу под именем Марфа Посадница), вдове новгородского посадника И.А. Борецкого, возглавившей антимосковскую партию новгородского боярства, и после присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 взятой под стражу. Наряду с историческими событиями, Есенин рисует идеализированный образ русской женщины – смелой, неподвластной и глубоко верующей, совершенно противоположный фигуре московского царя Ивана III.
Поэма «Марфа Посадница» написана былинным языком: чувство духовной свободы, вольности проходит через все произведение. Музыкальность стиха подтверждают конструкции причитания, обращения, сравнения, а также лексика лирических героев, полностью построенная на диалектных словах («выпячили», «загозно» и др.), историзмах («дулейка», «поставник» и др.), старославянизмах («глас»), поэт вводит в речь героев и окказиональные слова («выцветням росяновым»), междометия, частицы, выражающие различные смысловые оттенки отдельных слов:
Ой, как выходила Марфа за ворота [2, 7].
«Ой ли, внуки Васькины, правнуки Микулы!» [2,7]
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!» [2, 8]
«А и будет пир на красной браге!» [2, 9]
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!» [2, 10]
Поэма насыщена многочисленными тропами: метафоры – «бумага – облака клок», «перо – молнии стрела», олицетворения – «Не сестра месяца из темного болота / В жемчуге кокошник в небо запрокинула…» [2, 7] говорят о патетичности содержания поэмы, а фонические средства, многосторонне передающие речевые характеристики и пейзажные зарисовки в стихотворении, представляют характеры и чувства героев:
Возговорит Марфа голосом серебряно [2, 7].
Зарычит антихрист земным гудом [2, 8].
На соборах Кремля колокола заплакали [2, 9].
Значимым в поэме является противопоставление центральных образов Марфы и Ивана III: сильный характер героини противостоит слабости царя, продавшего свою душу антихристу. Глубоко верующая Марфа, сопереживающая за судьбу родного края, обращается к Господу за помощью, но силы небесные не могут одолеть злого начала в человеке:
И писал господь своей верной рабе:
"Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу..." [2, 10]
Таким образом, можно рассматривать сюжет поэмы как параллель, отражающую современные Есенину события: сквозь все стихотворение проходит мотив вольной Руси, борющейся за свою свободу и выступающую на историческую арену мировой войны. Именно с таких позиций Иванов – Разумник дает оценку поэме: «На войну он (Есенин) отозвался «Марфой Посадницей» – первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной еще в те дни (сентября 1914 года), когда почти все наши большие поэты (…) восторженно воспевали внешнюю силу государственную» [2, 280].
«Марфа Посадница» представляет собой сочетание исторического повествования с необыкновенной лиричностью, воссоздающей выдающиеся события, выпавшие на долю русского народа. Это произведение является одним из первых опытов Есенина, расширяющих форму лирического стихотворения, приблизивших его к поэме и тем самым ставших началом формирования в творчестве поэта лироэпического жанра, являющегося ведущим в 1917 – 1919 годы.
В период Февральских и Октябрьских событий Есенин создает «маленькие» революционные поэмы, настолько связанные общей идеей преображения и переустройства мира, что в научной литературе их называют циклом или книгой, в которую чаще всего включают одиннадцать поэм: «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» и «Пантократор». В отличие от реалистичного изображения русской деревни, ее быта и обычаев, есенинская поэзия революционного периода видоизменяется, поэт выступает в ней как романтик, вдохновленный идеей обновления российского государства.
«1917 год открывает зеленую дорогу «маленькой поэме», способной ставить и разрешать более масштабные проблемы, волнующие автора и его современников. И уже не внешность героя, не эмпирическая реальность становятся объектом пристального внимания поэта, а его душевное состояние, в котором как в микрокосме бушует макрокосм» [3].
Меняется стиль стихотворений Есенина, оставляя за собой уникальную емкую форму «маленькой» поэмы. Народная революция требовала от поэта совершенно другого содержания его произведений: именно в поэмах 1917 года, явившихся своеобразным откликом на государственные перевороты в стране, поэт отображает романтические мечты русского народа, что еще раз подтверждает его приверженность к духовному миру крестьянства. Это и позволяет Есенину обратиться к Библии и отразить в своих поэмах идеи единения, братства, явившиеся основными в революционно – романтическом цикле поэта. Поэт, интерпретируя революционные события с христианской точки зрения, первым из литературных деятелей приближает к русской революции Иисуса Христа. Важным становится то, что многие новозаветные эпизоды Есенин использует как яркое толкование современных ему событий, словно пересказывая Священную историю, параллели с которой проводит в революционное время. Именно яркая религиозная символика поэм позволяет рассматривать их с точки зрения православных традиций. Насыщенные евангельскими образами и эпизодами, эти произведения занимают в творчестве Есенина важное место, наряду с такими реалистическими поэмами, как «Пугачев», «Страна Негодяев», «Анна Снегина», написанными уже в 20 – е годы.
Рецензии:
20.11.2016, 14:35 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Весьма добротная и интересная статья: предложен новый ракурс во взглядах на Есенина как поэта, прикасающегося к исторической теме. Интересны выводы автора статьи, отражающие наблюдения за динамикой поэтического стиля и метода Сергея Есенина, любопытны анализируемый примеры. Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным статьям, и рекомендуется для публикации в данном журнале. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий