студент
Елецкий государственный университет имени Ивана Алексеевича Бунина
Мещерякова Ольга Александровна, доктор филологических наук, доцент, профессор, ЕГУ имени Ивана Алексеевича Бунина.
УДК 1751.80
Введение. Проблема активизации речемыслительной деятельности очень актуальна и требует незамедлительного поиска решений, которые как раз таки описаны в данной статье.
Многие считают, что умение креативно мыслить и красиво говорить дано не каждому. Я считаю, что это приобретается в течение жизни, в процессе социализации и становлении личности. Именно в этот период так важно привить ребенку речевую культуру, потому что главная проблема неумения использовать грамотно свою речь – это недостаточное внимание к воспитанию речевой культуры – воспитанию грамотной речемыслительной деятельности.
Всем нам известно, что учащиеся сейчас окружены огромным потоком информации, но в то же имеют сложности при переработке и анализе информации, которую они получают. Именно поэтому проблема активизации речемыслительной деятельности актуальна, как никогда.
Речемыслительная деятельность имеет тесную связь со множеством психических процессов и помогает лучше запомнить, а впоследствии и усвоить материал, также способствует лучшей обучаемости, формирует более устойчивые знания, умения и навыки, по утверждению ученых, одним из которых был Л.С. Выготский, советский психолог.
Как правило, активизация речемыслительной деятельности целиком и полностью зависит от особенностей возраста и уровня мотивации. Поэтому не удивительно, что наиболее эффективно процесс активизации речемыслительной деятельности происходит при благоприятных педагогических условиях.
Материалы и методы. Объектом исследования статьи является совершенствование речемыслительной деятельности. В работе использовались общие теоретические методы научных исследований.
Обсуждение. Перед тем, как развить данную тему, хотелось бы раскрыть понятие «речемыслительная деятельность»
Если разбить понятие на две составляющие, то получим два ключевых: «речь» и «мысль».
По толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора; автора, выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка», а также одного из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935-1940), понятие «речь» определяется, как способность говорить, говорение, а также владение речью.
Понятие «мысль», по словарю С.И. Ожегова, означает мыслительный процесс, мышление, силу человеческой мысли. Мысль – это то, что явилось в результате размышления, т.е. идея.
Несомненно, следует сказать, что данные понятия тесно взаимосвязаны, в противном случае они не входили бы в один термин - «речемыслительная деятельность». Речь есть Логос мысли. (Е.П.Блаватская "Теософский словарь"). Чтобы в точности понять смысл данного изречения следует дать дефиницию понятию «логос». Термин «логос» был введен в философию Гераклитом. Он называл данным понятием вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. Впоследствии значение слова «логос» многократно изменялось, тем не менее, не утратило былой смысл. Сейчас данное понятие имеет аподиктическое значение и определяется, как единство слова и смысла; по Ю.В. Рождественскому «логос» - это словесное наполнение замысла, элокуция.
Таким образом, за мыслью следует речь. Сначала происходит формирование мысли и только потом она оформляется словесно. Таким образом, мышление несколько опережает нашу речь.
Всегда было принято считать, что мысль исходит из нашего головного мозга, т.е. там она формируется. Говоря иными словами, происходит межполушарное воздействие на речь. Еще М. Кричли, проведя ряд исследований, выдвинул идею о зависимости речемыслительной деятельности от полушарий головного мозга.
Однако многие современные ученые склонны полагать, что это уже устаревшая материалистическая наука. Они считают, что утверждение о том, что мозг руководит всеми жизненными процессами, чтобы тело работало эффективно – ложно. Иными словами, наш мозг, по их утверждению, мыслить не способен. Об этом писал еще В.Ф. Войно-Ясенецкий, священник, профессор и лауреат Сталинской премии, он писал: «…дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие». Т.е. мозг подобно коммутатору, принимает сигнал и передает его адресату. Таким образом, даже после того, как мозг перестал функционировать, сознание у человека присутствует.
Эти положения вовсе не беспочвенны. Есть действительные подтверждения, что мозг имеет лишь способность ретранслировать мысли, а никак не думать.
В 1940 году доктор А. Иттурича и доктор Ортиз наблюдали ребенка с опухолью мозга. Ему было 14. Мальчик находился в полном рассудке и мог сознательно размышлять до самой кончины. Единственное, на что он жаловался – головные боли. После кончины ребенка и дальнейшего вскрытия, было отмечено, что вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Более того, мозжечок и часть головного мозга имели крупный нарыв.
И это далеко не единственный случай.
Все выводы, которые заключили ученые в ходе своих исследований, я записала в тезисах:
Современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности как основа формирования языковой компетенции
Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании является одной из современных технологий обучения эффективной речемыслительной деятельности. Итак, рассмотрим его подробнее. Он предполагает достижения в области морфемики, фонетики, лексики и прочих разделов русского языка, а также развитие навыков грамотного письма путем совершенствования речевой деятельности учеников. Таким образом, построение лингвистической и языковой компетенций основано на коммуникативном принципе.
Коммуникативно-деятельностная компетенция предполагает освоение любым видом речевой деятельности, а также основами культуры письменной и устной видов речи; технику использования языка в различных ситуациях и сферах общения, которые соответствуют интересам, опыту, пристрастиям, потребностям, а также психологическим особенностям учащихся.
Таким образом, необходимо делать больше акцент на преподавание предмета на современном этапе обучения. Владение языком - это ориентация на развитие языковой личности.
Хотелось бы отметить, что формирование коммуникативной компетенции может быть осуществлено только на основе языковой и лингвистической компетенциях. Данная компетенция есть фундамент практической деятельности людей в той или иной сфере жизни.
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Сейчас, как никогда наше общество нуждается в людях, которые грамотно используют свою речь, владеют навыками устной и письменной речи в совершенстве. Сейчас человек имеет огромное количество контактов, взаимодействий с окружающими, и это, несомненно, требует от современного человека универсальные умения к порождению разнообразия высказываний, как в письменной, так и устной видах речи.
Сейчас можно заметить обстоятельный недостаток в развитии коммуникативной компетенции: ученики имеют серьезные недостатки в совершенствовании коммуникативной компетентности. Поэтому необходимы условия, имеющие возможность обеспечить развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Учебник, как метод развития речемыслительной деятельности
Волошина Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №2 имени А. П. Чехова г. Таганрога, в своей работе говорила о воздействии учебника на нашу речь. В учебнике присутствует некая организация, порядок, набор соответствующих понятий, обогащающих нашу речь и мыслительные способности.
Педагог привела в пример учебник под редакцией Г.Ф. Хлебинской. Этот учебник стал для нее поистине величайшим открытием. На ее взгляд полностью удалось решить проблему и лингвистического, и филологического образования, т.к. в учебнике организована учебно-познавательная деятельность таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в когнитивный, целенаправленный процесс постижения действительности, в ходе которого активизируется речевая деятельность. Учебник ориентирован на развитие мышления и умение говорить грамотно.
Речемыслительная деятельность обучающихся формируется на основе работы с текстом и включает следующие виды работы:
На примере учебника Хлебинской Г.Ф. по русскому языку для 10 класса, профильного уровня, я поясню, какие виды работы и как способствуют активизации речемыслительной деятельности.
Задание №12, стр 30. ( Познакомьтесь с текстом, определите его тему и идею, выделите и объясните ключевые слова, укажите средства связи между предложениями.)
Данный вид задания направлен на определение того, насколько правильно ученик понимает содержание текста, а также учит обучающегося работать с текстом, уметь находить основную мысль и т.д.
Стоит отметить, что перед определенной группой заданий одного класса в учебнике содержится конкретный параграф, который разъясняет подробно тему, имеющуюся в последующих заданиях.
Например, стр. 33: §4 Функционально – смысловые типы речи.
После разъяснения темы следуют задания, примыкающие к ней:
Стр. 35 № 14. I. Докажите, что текст является описанием.
II. Объясните написание выделенных орфограмм.
Стр. 36 № 15. I. Найдите в тексте: а) эпитеты; б) сравнения; в) метафоры; г) ряды однородных членов.
II. Какую роль играют эти средства художественной выразительности в тексте?
Учебник включает непомерное разнообразие заданий, что помогает не только развить мышление, но и способствует активизации речемыслительной деятельности. Более того, помогает овладеть различными навыками, такими как: запоминание, логическое мышление, развитие функциональной грамотности и т.д.
Стр. 36. № 17. Используя композиционную схему описания, составьте текст на одну из предложенных тем. ( Дано 3 темы)
Таким образом, предложенное автором разнообразие заданий, помогает ученику увидеть не только фактуальную информацию, но и концептуальную и подтекстовую, подчеркивает Волошина И.Э.
Если говорить о книге в целом, то давно известно, что книга является ценнейшим ресурсом обогащения нашей речи. Эта копилка мудрости содержит в себе непомерное количество речевых оборотов, экспрессивной лексики, которые помогут обогатить наш словарный запас – лексикон. Лучше всего подойдут книги художественной литературы, а именно отечественная классика. Более того, особое преимущество в развитии речемыслительной деятельности у тех, кто читает вслух.
Итак, мы выяснили, что огромную роль оказывают на развитие речемыслительной деятельности – коммуникативно-деятельностный подход в образовании и книга (учебник). Какие еще современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности можно привести в пример?
Так, еще одним методом обучения эффективной речемыслительной деятельности является – интеллектуальная игра.
Интеллектуальная игра – еще один путь решения проблемы активизации речемыслительной деятельности. Это такой вид деятельности, где мотив лежит в самом процессе игры, а не в результате. Интеллектуальная игра включает: тренировку и отдых. Данный вид деятельности является не только умственной подготовкой, но и приемом психологической подготовки ученика к будущим жизненным обстоятельствам в кондиции некой модели конфликта.
Отсюда следует, что интеллектуальная игра – это стратегическая, либо логическая игра, при которой успех игрока непосредственно зависит от его собственных умений, способностей и навыков делать верные шаги. Такие игры – удобный случай проявить лучшие умственные качества. Более того, благодаря таким играм у ученика формируются внутренние мотивы, интерес узнать и после применить свои знания для того, чтобы достичь успеха. Основной функцией интеллектуальной игры является развитие мышления и логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и сопоставления.
Интеллектуальная игра создает все необходимые условия для увеличения мотивации к познавательной деятельности ученика, помогает развить творческие способности и самое главное – развивает речемыслительную деятельность. Помимо этого, хотелось бы в тезисах изъяснить и другие современные пути совершенствования речемыслительной деятельности:
1) Ученикам можно давать специально подготовленные тексты, богатые разнообразной лексикой, для того, чтобы учащиеся переписывали их с заменой некоторых слов на синонимичные. Мне кажется, это очень хороший метод, и я бы использовала его в своей педагогической практике.
2) Ученикам нужно предоставлять возможность раскрыть свой творческий потенциал: сочинение стихотворений, сказок, песен и т.д.
3) Позволять ученикам больше говорить на уроках (учитель дает тему обсуждения и ученики, пытаются размышлять на предложенную тему).
4) Учитель может давать картинки, рисунки ученикам на различную тематику. Задача ученика: описать все то, что изображено на них, используя эмоционально-окрашенные слова, экспрессивную лексику, эпитеты, метафоры и другие стилистические средства.
5) Также учителю следует обогащать и активизировать словарный запас учеников, путем дачи новых слов и словосочетаний с их понятием - дефиницией.
Заключение. Итак, сделаем вывод. Правильная постановка речи очень важна для каждого человека. Для ученика важна вдвойне. Так как именно школьной ступени следует прививать человеку умение правильно говорить.
Благодаря правильно поставленной речи человек может воздействовать на аудиторию, управлять ею. Живая, выразительная речь способна увлечь, повести за собой, притом люди согласятся с оратором, сами того не подозревая. Таково воздействие грамотной речи на окружающих.
Основными путями обогащения речи обучающихся являются:
Если обратить на данные пути особое внимание и научиться применять их в процессе обучения, то у учеников будет более правильная и выразительная речь, грамотное письмо и поднимется общий интеллектуальный уровень.
Рецензии:
20.11.2016, 15:02 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Предложенная нашему вниманию работа весьма актуальна, отражает значимые проблемы и предлагает качественные выводы. Автор провел серьезную работу, проанализировал и систематизировал сложный методологический материал. Работа написана хорошим научным языком, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого уровня и заслуживает рекомендации к публикации в данном журнале. С уважением, Середа Е.В.
30.11.2016, 15:42 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: Проблема заявленная в статье несомненно актуальна и попытка автора рассмотреть ее заслуживает одобрения. Однако, статья не может быть пока рекомендована к публикации ввиду следующих недостатков:
1. Желательно было бы уточнить приемы и методы анализа.
2.В статье излишне подробно раскрываются понятия речь и мысль, но другие ключевые понятия как коммуникативная компетенция и языковая компетенция никак не объясняются, а они могли бы подсказать, что и как надо развивать у учащихся.
3.Не вполне корректно просто переписывать задания из учебника. Необходимо дать критический анализ удачных заданий и предложить свои задания.
Из всего материала только интеллектуальная игра – очень удачная часть статьи. В целом, идея хорошая, но статья нуждается в значительной переработке.
Комментарии пользователей:
9.11.2016, 11:50 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Добавите в педагогику и я напишу положительную рецензию. Пока коротко, автору респект, на святого Луку мало кто ссылается. На ту же тему рекомендую посмотреть Грофа, а если совсем сложно то и Уилбера. Статья хорошая. |