Академия архитектуры и искусств ЮФУ
Студент
Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.
УДК 94
Процесс эмиграции является особым периодом в истории России. Основными причинами этого явления в советские годы стали: гражданская война, русская революция (1918-1922 г. принято считать первой волной эмиграции), формирование новой политической системы. Немаловажной чертой миграции является и ее сущность. Характер этого явления может быть добровольным или принудительным. Особенно актуально для периода революции, насыщенного явлениями принудительных мер, насилия и жестокости, четко проявившими себя в процессах миграции интеллигенции. Следовательно, данный период во многом предопределил многие черты современной экономики, политики и общественности страны.
Актуальность темы связана с тем, что каждый человек, как и знаменитый художник Г.И. Гуркин, должен знать, изучать свой край с его бытом и традициями. Герой статьи дает пример будущему поколению, возможность открывать искусство вновь, смотреть на него с других сторон, касаясь разных граней.
Целью данной статьи является рассмотрение жизненного и творческого пути художника Г.И. Чорос-Гуркина в период эмиграции. Данная статья предопределяет следующую задачу: рассмотрение влияния эмиграции на жизненный и творческий путь художника Г.И.Гуркина, с помощью теоретических и эмпирических методов исследования.
Эмиграция коснулась многих знаменитых деятелей искусства. Не исключением был и художник из Горного Алтая Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Как знаменитый алтайский деятель стал вдруг «врагом народа»? Чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотрим биографию художника. Григорий Иванович вырос в обычной крестьянской семье города Улала. Большой интерес к творчеству появился у него еще в школе. Благодаря А.В.Анохину он был вольнослушателем Академии художеств, в классе А.А.Киселева. С 1905 года мастер поводит выставки по всей Сибири, его работы проникнуты красотой Алтая. В 1907 г., благодаря этим выставкам, о нем говорили, как о первом сибирском живописце. Самые знаменитые картины: «Хан Алтай», «Ледоход», «Озеро горных духов». [1, с.27] Григорий Иванович так же был известен как литератор. Его участие в общественной деятельности, в годы гражданской войны, повлияло на его дальнейшую судьбу. Как известно, в 1917 г. художник возглавляет Каракорум (Алтайская окружная управа). Основной идеей было развитие своего региона. Однако, Гуркин был обвинен в желании отделения Алтая от государства. После этого он был арестован, но вскоре освобожден, поскольку доказательств по обвинению было недостаточно. Художник понимал, что находиться на Родине опасно, поэтому взяв своих сыновей в 1919 г. направился в Монголию. Трудности не заставили себя ждать. Еды не хватало, жуткий холод, ну и конечно постоянные переживания за своих детей. Несмотря на все эти удары судьбы Гуркин не сдавался и продолжал свою творческую деятельность. В период эмиграции художник проявляет себя как исследователь, изучает археологические памятники, делает этнографические зарисовки. Во время его пребывания в 1920–1925 гг. в Монголии и Танну‐Туве обогащается графическое наследие: эскизы, сцены быта, культовые обряды, мотивы орнамента и одежды. Работа художника «Белый Бурхан», написанная 5 января 1919 г., является примером зарисовки. При изучении графики Гуркина выяснилось, что он делал многочисленные наброски различных археологических памятников Монголии и Тувы: курганов и наскальных рисунков. Примером изображения художником каменных изваяний служит работа «Из эпохи бронзового века», написанная 19 марта 1919 г. Сложный период эмиграции обогатил его наследие монгольскими и тувинскими изображениями: «В хуре Далай хана», «Праздник в хуре Уланком» 2 июня 1920 г. В 1921 г. художник отправился в столицу города Тувы – Кызыл, вместе с отрядом руководителя тувинских партизан Сергея Кочетова, совершавшего на тот момент рейд по Монголии. В 1923 г. Григорий Иванович устроился на престижную работу. Он разрабатывал декорации для постановок Народного дома города Кызыла. В этом же году Гуркиным написаны великолепные картины с пейзажем Тувы. К таким относиться работа «Обо на перевале» 1924 г. Эдоков в книге «Возвращение мастера» описал картину следующим образом: «она отличается исключительным мастерством выполнения. Картина написана чистыми, прозрачными, как бы звенящими, красками. Может быть, именно в этом полотне художнику удалось наиболее полно выразить свое чувство, свое представление о природе страны, в которой ему пришлось провести четыре года жизни. На картине изображен перевал — небольшая плоская поляна на вершине горы. На первом плане — невысокий курган, сложенный из серых камней, на нем укреплены палки с разноцветными лентами. Но не жертвенник является основной темой картины. Главное здесь — открывшийся с перевала пейзаж: растворившаяся в синей дымке древняя, сказочная по красоте страна синих гор с ее густыми, бескрайними лесами, могучими реками, тихими, задумчивыми глазами озер. Огромным поэтическим чувством пронизано это полотно». Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. Его работы, как ежедневник отражали события, связанные с ним. В этот момент, на Родине художника, Алтай выделили в автономную Ойротскую область. В мае 1924 г. Григорий Иванович пишет заявление Ойротскому обкому ВКП (б), поясняющее мотивы его политических действий: «В жизни своей я был кровным защитником всех интересов своей родины: самоопределения и автономии алтайского народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право быть равным и свободным в семье великих народов. За сохранение его национальной культуры, языка и быта. За его новое создание и развитие в области своей экономической жизни, искусства и науки. Я, как неразрывная часть его национального духовного тела, чувствовал и знал и боролся против только насилия и несправедливости…»[2, с. 6-7] Спустя несколько месяцев им было написано письмо в Москву, художник говорит о своем желании вернуться в родные края, а вскоре уже получает положительный ответ и едет на Алтай. Участие Гуркина в политике дополняло его творческую деятельность. Его работы выражают невероятную красу и возвышенность Сибири. Это подпитывало интеллигенцию, говорило о способности культурного развития населения. Желание занять достойную роль на ряду с Москвой и Петербургом. Деятельность Гуркина, следовательно, являлась знаком культурного своеобразия Сибири, за признанием которого следовали изменения в отношениях между центром и провинциями. Стоит отметить то, что мастерство художника заявило о своеобразии Алтайского края, сделало его всеобщим достоянием. Вернувшись в родные края, Григорий Иванович преподает в художественной школе, занимается иллюстрацией учебного пособия. Так же публикует свои стихотворения в прозе. В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы. По версии работников спецслужб: "Он стал японским шпионом еще в 1901 году, когда приехал в Петербург поступать в Академию художеств. Завербовал его Г.Н.Потанин, посмертно зачисленный чекистами в агенты японской разведки. Вся работа Гуркина на посту председателя Горной думы, затем Каракорум-Алтайской окружной управы протекала под руководством японской разведки и в интересах Японии. Главная причина его возвращения из Тувы - стремление продолжить контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти. С этой целью он организовал Блок алтайских националистов, который вместе с контрреволюционными националистическими организациями Хакасии, Тувы, Горной Шории ставил задачей создание буржуазного государства в границах старого Джунгарского ханства под протекторатом Японии"[3]
Русская эмиграция оказалась беспрецедентным явлением не только для внешнего мира – как предупреждение о мировом наступлении коммунизма; и не только потому, что она существует как политический феномен уже три четверти века. Она уникальна и для своей страны – потому, что уникально ситуация, сложившаяся на родине: впервые в истории, была предпринята попытка переделки человека, бытия, устроения человеческого общества на утопических принципах, в которые человек не вмещается и его можно втиснуть только насилием – отсюда невиданные жертвы и разрушения. [4, с. 113] В статье были рассмотрены жизнь и творчество художника Г.И. Чорос-Гуркина в период эмиграции. Можно сделать вывод о том, что несмотря на сложный период в своей жизни, художник продолжает писать картины и прославлять свой край. Период эмиграции увеличил художественное наследие Гуркина. Никакие трудности не смогли победить любовь художника к своему ремеслу. Поставленная задача выполнена в полном объёме. Практический результат работы – это использование разработанных материалов на уроках при изучении данного вопроса, проведение внеклассных мероприятий.
Рецензии:
15.11.2016, 12:35 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Работа Кудяшевой А.Л., посвященная жизни и творчеству Г.И. Чорос-Гуркина, является примером студенческой реферативной работы и заслуживает похвалы с точки зрения интереса к истории родного края. Вместе с тем заявленная в названии тема в работе не раскрыта. Так сформулированное название предполагает анализ работ Чорос-Гуркина, написанных в период эмиграции, или анализ явления эмиграции через призму творчества Чорос-Гуркина. В статье же идет речь о жизненном и творческом пути художника в период революционной трансформации российского общества. Может быть, статью стоило назвать соответствующим образом? Ведь периоду эмиграции в ней отведено только несколько предложений, которые информируют читателя о том, что Чорос-Гуркин был в эмиграции, испытывал многочисленные трудности и писал там картины. Не совсем понятно, каким образом в статье подтвердилась гипотеза о том, что «изучение явления эмиграции в период революции на примере творчества Г.И. Чорос-Гуркина, повышает интерес к культуре как Алтайского края, так и своего, формирует историческую, этнографическую память, уважения к разным видам искусства». Во-первых, никаких доказательств Кудяшева А.Л. не приводит, а просто ограничивается констатацией фактов из жизни Г.И. Чорос-Гуркина, во-вторых, положение о том, что краеведение способствует формированию исторической памяти и интереса к истории, вряд ли можно считать гипотезой, потому что это общепринятое мнение, которое не нуждается в доказательствах, в-третьих, подобные гипотезы подтверждаются не фактами из жизни выдающихся людей, а педагогической практикой и социологическими исследованиями. В связи с этим необходимо пересмотреть выводы к работе и сформулировать их в соответствии с содержанием. Кроме этого в работе встречаются опечатки, а некоторые предложения недостаточно четко сформулированы. Статья может быть опубликована только после внесения поправок.