Республика Беларусь УО "Полесский государственный университет"
студент
Научный руководитель: Ольга Александровна Паршутич, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет
УДК 621
Актуальность данной работы заключается в том, что транспорт и связь являются важными отраслями не только в жизнедеятельности человека, но в экономике страны. Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта и внедрения связи.
Цель работы – рассмотрение направлений деятельности транспортной отрасли и отрасли связи, а также анализ основных показателей, отражающих деятельность данных отраслей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
С появлением частной собственности, а также разделением общества на классы стали развиваться города, между которыми начали функционировать транспортные коридоры. С появлением государств и международных отношений между ними транспортные связи стали только укрепляться.
Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, транспортные средства стали незаменимым элементом в экономической системе страны.
Роль связи также значительна для поддержания высокого уровня качества жизни в стране. Так как именно связь – это та из отраслей материального производства, основной функцией которой является оказание потребителям услуг по передаче различного рода сообщений (информации), а также обеспечение населения техническими средства для совершения передачи информации.
Транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, материального производства, которая осуществляет перевозки пассажиров и грузов и служит неотъемлемым элементов развития экономических отношений и связей между странами. Уровень развития транспортной отрасли государства – это один из важнейших признаков технологического развития страны, наличия цивилизованности в государстве [5].
Управление отраслью, формирование приоритетных направлений развития отрасли, а также государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Исходя из характера выполняемых работ, транспорт может быть пассажирским и грузовым.
А как вид хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего (индивидуального) пользования.
Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей и сфер экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного обслуживания населения. Данный вид транспорта подразделяется на:
Основными показателями, которые характеризуют эффективность развития транспортной отрасли являются скорость перевозки грузов или пассажиров, в случае перевозки пассажиров важна комфортабельность, пропускная способность, надёжность, регулярность, безопасность передвижения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Перевозки грузов в Беларуси по видам транспорта общего пользования представлены в таблице 1:
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Перевезено по всем видам транспорта |
393 453 |
401 308 |
413 154 |
435 431 |
420 055 |
455 978 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
|
Трубопроводный |
164 646 |
160 113 |
156 849 |
152 171 |
146 683 |
142 992 |
Железнодорожный |
125 097 |
133 679 |
140 967 |
147 172 |
133 996 |
139 937 |
Автомобильный |
100 685 |
103 653 |
110 857 |
130 949 |
133 893 |
166 862 |
Внутренний водный |
3 011 |
3 837 |
4 460 |
5 120 |
5 458 |
6 168 |
Воздушный |
14 |
26 |
21 |
19 |
25 |
19 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Перевезено по всем видам транспорта |
493 275 |
484 371 |
471 210 |
467 486 |
447 212 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
Трубопроводный |
137 359 |
137 359 |
134 199 |
130 589 |
132 549 |
Железнодорожный |
153 673 |
153 673 |
140 040 |
141 437 |
131 439 |
Автомобильный |
189 302 |
189 302 |
192 475 |
191 660 |
180 226 |
Внутренний водный |
4 023 |
4 023 |
4 486 |
3 758 |
2 960 |
Воздушный |
14 |
14 |
11 |
41 |
39 |
Примечание - Источник: [2]
Количество перевезенных грузов за период 2005-2015 гг. увеличилось в 1,14 раза или на 14%. Одновременно произошли значительные изменения в структуре при перевозке грузов на воздушном транспорте: с 2005 года (14 тысяч тонн) по 2015 год (39 тысяч тонн) увеличилось в 2,79 раза или на 179%, сократились перевозки трубопроводным видом транспорта с 164 646 тысяч тонн до 132 549 тысяч тонн (в 1,2 раза), а также увеличилось количество перевозок автомобильным транспортом в 1,79 раза (с 100 685 тыс. тонн до 180 226 тыс. тонн).
Грузооборот в Беларуси по видам транспорта общего пользования приведен в таблице 2:
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Грузооборот всех видов транспорта |
127 320 |
128 494 |
130 868 |
130 796 |
121 172 |
128 144 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
|
Трубопроводный |
74 261 |
73 631 |
70 835 |
67 871 |
64 785 |
65 743 |
Железнодорожный |
43 559 |
45 723 |
47 933 |
48 994 |
42 742 |
46 224 |
Автомобильный |
9 351 |
8 939 |
11 941 |
13 742 |
13 512 |
16 023 |
Внутренний водный |
90 |
109 |
93 |
132 |
83 |
110 |
Воздушный |
59 |
92 |
66 |
57 |
50 |
44 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Грузооборот всех видов транспорта |
134 269 |
131 684 |
130 752 |
131 402 |
125 957 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
Трубопроводный |
65 258 |
61 134 |
61 220 |
59 704 |
60 552 |
Железнодорожный |
49 406 |
48 351 |
43 818 |
44 997 |
40 785 |
Автомобильный |
19 436 |
22 031 |
25 603 |
26 587 |
24 523 |
Внутренний водный |
143 |
134 |
84 |
49 |
21 |
Воздушный |
27 |
34 |
27 |
65 |
77 |
Примечание - Источник: [2]
Объём грузооборота по всем видам транспорта за период 2005-2015 гг. сократился незначительно в 1,01 раза или 0,01%. Грузооборот внутренним водным транспортом сократился значительно в 4,29 раза, трубопроводным в 1,23 раза, при этом грузооборот автомобильным транспортом увеличился в 2,63 раза, а воздушным в 1,31 раза.
Сокращение объёмов перевозок грузов (грузооборота) связано с изменениями в направлении экспортно-импортных отношений со странами СНГ и иными европейскими странами. Также создание дополнительных пограничных переходов, таможенных структур, формирование каждым из государств СНГ собственной тарифной политики привело к тому, что начали увеличиваться расходы на перевозку грузов, замедлились процессы транспортировки, нарушились торгово-экономические связи.
Перевозка пассажиров также сократились, но в гораздо меньших масштабах (таблица 3):
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Перевезено пассажиров видами транспорта |
2 540,3 |
2 492,0 |
2 572,6 |
2 278,4 |
2 209,7 |
2 395,8 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
Железнодорожный |
104,5 |
99,4 |
92,6 |
88,0 |
83,5 |
83,6 |
Автомобильный (автобусы) |
1 509,9 |
1 490,3 |
1 527,3 |
1 298,8 |
1 257,0 |
1 410,0 |
Трамваи |
90,7 |
84,5 |
96,2 |
96,8 |
82,7 |
83,7 |
Троллейбусы |
582,6 |
551,8 |
592,4 |
541,0 |
519,9 |
535,0 |
Метрополитен |
250,4 |
264,0 |
262,1 |
244,2 |
254.2 |
273,6 |
Воздушный |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
1,0 |
Внутренний водный |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Перевезено пассажиров видами транспорта |
2 438,5 |
2 453,2 |
2 451,2 |
2 255,4 |
2 094,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
Железнодорожный |
89,0 |
100,5 |
99,4 |
91,6 |
87,1 |
Автомобильный (автобусы) |
1 440,3 |
1 435,8 |
1 415,5 |
1 304,4 |
1 216,4 |
Трамваи |
85,3 |
89,2 |
84,1 |
78,7 |
66,9 |
Троллейбусы |
546,2 |
536,0 |
508,2 |
447,3 |
403,6 |
Метрополитен |
268,0 |
281,4 |
328,3 |
318,5 |
305,3 |
Воздушный |
1,0 |
1,3 |
1,6 |
2,0 |
2,1 |
Внутренний водный |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Перевозка пассажиров по всем видам транспорта за период 2005-2015 гг. сократилась всего в 1,2 раза или на 0,2%. Из этого перевозки на железнодорожном транспорте сократились в 1,2 раза (с 104.5 миллионов человек до 87,1), на автомобильном – в 1,24 раза (с 1 509,9 миллионов человек в 2005 году до 1 216,4 миллионов человек в 2015 году), на трамваях – в 1,04 раза (с 90,7 миллионов человек до 87,1 миллионов человек), на троллейбусах перевозки пассажиров сократились в 1,44 раза. Однако, перевозки пассажиров на метрополитене и воздушном транспорте увеличились соответственно 1,22 раза и в 4,2 раза. Неизменным за десятилетний период остался показатель перевозки пассажиров водным видом транспорта.
Пассажирооборот за период с 2010 года по 2015 год сократился незначительно, всего в 1,01 раза или 0,01% (таблица 4):
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Пассажирооборот всех видов транспорта |
24 354 |
24 108 |
23 906 |
21 699 |
19 932 |
23 498 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
Железнодорожный |
10 351 |
9 968 |
9 366 |
8 188 |
7 401 |
7 578 |
Автомобильный (автобусы) |
9 231 |
9 343 |
9 353 |
8 184 |
7 247 |
10 194 |
Трамваи |
352 |
331 |
370 |
387 |
298 |
301 |
Троллейбусы |
2 037 |
1 924 |
2 068 |
1 897 |
1 826 |
1 891 |
Метрополитен |
1 678 |
1 768 |
1 756 |
1 636 |
1 703 |
1 833 |
Воздушный |
684 |
754 |
975 |
1 281 |
1 284 |
1 571 |
Внутренний водный |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Пассажирооборот всех видов транспорта |
23 671 |
25 295 |
26 618 |
25 092 |
24 051 |
из него: |
|
|
|
|
|
Железнодорожный |
7 941 |
8 977 |
8 977 |
7 796 |
7 117 |
Автомобильный (автобусы) |
9 923 |
10 016 |
10 546 |
9 946 |
9 490 |
Трамваи |
305 |
320 |
300 |
281 |
249 |
Троллейбусы |
1 931 |
1 925 |
1 873 |
1 673 |
1 509 |
Метрополитен |
1 796 |
1 885 |
2 200 |
2 134 |
2 335 |
Воздушный |
1 643 |
2 035 |
2 490 |
3 070 |
3 164 |
Внутренний водный |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Примечание - Источник: [2]
Пассажирооборот на железнодорожном транспорте с 2005 по 2015 гг. сократился в 1,45 раза (с 10 351 миллионов пассажиро-километров до 7 117 миллионов пассажиро-километров), на трамвайном виде транспорта – в 1,41 (с 352 миллионов пассажиро-километров в 2005 году до 249 миллионов пассажиро-километров), также на сократился пассажирооборот на троллейбусах – в 1,35 раза или 0,35%, В структуре данного пассажирооборота есть показатели, который увеличили за данный период пассажирооборот. Так, за период с 2005 по 2010 год показатель пассажирооборота на автомобильном и воздушном транспорте увеличились соответственно в 1,03 раза и 4,63 раза. Пассажирооборот на внутреннем водном транспорте остался неизменным – 2 миллиона пассажиро-километров, но при этом, достигнув своего максимального значения (4 миллиона пассажиро-километров) в период с 2011 года по 2013 год.
В условиях формирования рыночной экономики помимо транспортных средств, перевозки грузов и пассажиров важное значение имеет потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов услугах связи.
Связь – это одна из отраслей экономики страны, которая обеспечивает своевременную передачу и распространение информационных потоков в государстве. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управления системой обороны и всеми видами транспорта, а также служит для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомлённости населения.
Управление данной отраслью осуществляет Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание) [1].
Связь, как область национального хозяйства представляет собой следующую классификацию:
Итак, рассмотрим основные показатели развития связи общего пользования (таблица 5):
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего пользования, тысяч штук |
3 503,0 |
3 616,5 |
3 718,2 |
3 894,1 |
4 121,7 |
4 245,3 |
Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами, подключенными к сети электросвязи общего пользования |
29 |
30 |
31 |
33 |
35 |
36 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи, тысяч |
4 098,0 |
5 960,4 |
6 959,8 |
8 127,9 |
9 686,3 |
10 332,9 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи |
43 |
62 |
73 |
85 |
102 |
109 |
Количество абонентов сети Интернет, тысяч |
… |
… |
2 795,1 |
3 100,7 |
4 436,8 |
5 432,2 |
Количество абонентов сети Интернет на 100 человек населения, единиц |
… |
…
|
29 |
33 |
47 |
57 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Число телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего пользования, тысяч штук |
4 203,0 |
4 283,1 |
4 359,9 |
4 417,2 |
4 426,8 |
Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами, подключенными к сети электросвязи общего пользования |
37 |
38 |
39 |
39 |
39 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи, тысяч |
10 694,9 |
10 676,5 |
11 114,4 |
11 401,9 |
11 448,3 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи |
113 |
113 |
117 |
120 |
121 |
Количество абонентов сети Интернет, тысяч |
6 804,8 |
8 360,5 |
9 433,1 |
9 690,8 |
10 300,1 |
Количество абонентов сети Интернет на 100 человек населения, единиц |
72 |
88 |
100 |
102 |
108 |
Примечание - Источник: [3]
Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать вывод: количество телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего доступа с 2005 года по 2010 год увеличилось в 1,26 раза, также увеличился показатель обеспеченности населения квартирными телефонными аппаратами, которые подключены к сети общего доступа на 100 человек с 29 штук в 2005 году до 39 штук в 2015 году; значительно вырос показатель количества абонентов сотовой подвижной связи с 4 098 в 2005 году до 11 448,3 в 2015 году ( в 2,8 раза), также выросло количество абонентов сети интернет, так на 2005 год не было зарегистрировано значение данного показателя, но уже в 2007 году появились первые сведения ( 2 795,1 ) и в 2015 году этот показатель составлял 10 300,1 ( увеличился в 3,67 раза).
Рассмотрим также показатели обеспеченности городского и сельского населения квартирными телефонными аппаратами, подключенными к сети электросвязи общего пользования по областям и г. Минску.
Так, показатели обеспеченности городского населения представлены в таблице 6:
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Республика Беларусь |
324 |
330 |
334 |
343 |
356 |
364 |
Области и г. Минск |
|
|
|
|
|
|
Брестская |
323 |
328 |
332 |
340 |
351 |
359 |
Витебская |
323 |
332 |
338 |
350 |
364 |
375 |
Гомельская |
321 |
325 |
328 |
337 |
353 |
360 |
Гродненская |
324 |
330 |
335 |
345 |
356 |
367 |
г. Минск |
336 |
340 |
344 |
348 |
351 |
355 |
Минская |
318 |
325 |
330 |
345 |
359 |
369 |
Могилёвская |
311 |
319 |
320 |
328 |
364 |
379 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Республика Беларусь |
370 |
377 |
381 |
385 |
387 |
Области и г. Минск |
|
|
|
|
|
Брестская |
365 |
371 |
377 |
379 |
382 |
Витебская |
382 |
389 |
395 |
399 |
397 |
Гомельская |
371 |
376 |
380 |
384 |
386 |
Гродненская |
376 |
381 |
386 |
390 |
393 |
г. Минск |
360 |
365 |
370 |
374 |
378 |
Минская |
378 |
384 |
390 |
395 |
400 |
Могилёвская |
372 |
385 |
386 |
390 |
390 |
Примечание – источник: [3]
Исходя из представленных можно сделать вывод, что количество телефонных аппаратов у городского населения в целом по республике выросло незначительно, только на 63 штуки на 1000 человек за десятилетний период (в каждой из областей также наблюдается незначительный рост обеспеченности в телефонных аппаратах).
Показатели обеспеченности сельского населения представлены в таблице 7:
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Республика Беларусь |
214 |
230 |
247 |
281 |
328 |
358 |
Области: |
|
|
|
|
|
|
Брестская |
240 |
255 |
268 |
300 |
342 |
371 |
Витебская |
198 |
214 |
231 |
263 |
307 |
335 |
Гомельская |
212 |
226 |
241 |
268 |
306 |
333 |
Гродненская |
206 |
223 |
246 |
289 |
344 |
376 |
Минская |
207 |
224 |
243 |
277 |
326 |
359 |
Могилёвская |
217 |
233 |
248 |
287 |
343 |
375 |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Республика Беларусь |
378 |
387 |
399 |
408 |
411 |
Области: |
|
|
|
|
|
Брестская |
385 |
394 |
406 |
413 |
414 |
Витебская |
357 |
369 |
381 |
392 |
387 |
Гомельская |
347 |
359 |
374 |
382 |
387 |
Гродненская |
406 |
415 |
428 |
442 |
448 |
Минская |
379 |
388 |
399 |
405 |
408 |
Могилёвская |
395 |
399 |
414 |
423 |
434 |
Примечание – Источник: [3]
Показатель обеспеченности сельского населения телефонными аппаратами за десятилетний период по республике значительно увеличился: с 214 штук на 1000 человек в 2005 году до 411 штук на 1000 человек в 2015 (на 197 штук на 1000 человек). По областям также наблюдается тенденция роста показателя обеспеченности сельского населения телефонными аппаратами.
При этом отрасль имеет приоритетные направления в национальном хозяйстве: важнейшим является создание условий для внедрения новых технологий, модернизация существующих систем связи и средств связи, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение качества предоставляемых услуг и снижение их стоимости. Очень важная роль должна уделяться организации более дешёвого и быстрого доступа в сети Интернет.
Однако при всех преимуществах транспорта и связи (быстра доставка грузов и пассажиров, бесперебойное распространение информации), есть также проблемы, которые образуются при использовании транспортных средств и средств связи.
Так первоочередной является экологическая проблема.
При функционировании транспортных средств выделяются газообразные (оксид серы, азот, угарный газ, различные углеводороды, продукты неполного сгорания), парообразные (тетраэтилсвинец и другие), жидкие (сточные воды переменного состава) и твердые (золы) загрязняющие вещества.
Именно по этой причине у людей возникают болезни и жалобы на здоровье, разрушается озоновый слой атмосферы, нарушается кругооборот в экосистеме, погибают редкие виды животных и растений, загрязняют воды и почву [6].
Ещё одной проблемой транспортных средств является высокий показатель аварий, как правило, связанный с фактором человеческой невнимательности.
Что касается связи, то её развитие в Республике Беларусь осуществляется на основе соответствующей государственной программы и также имеет проблемные вопросы.
Первая проблема – это проблема безопасности при использовании мобильного телефона и других средств беспроводной связи. Данная проблема включает в себя два основных аспекта: механическая безопасность и безопасность передаваемой информации по каналам мобильной связи. Очень значительное воздействие оказывают мобильные телефоны на здоровье человека, так как создают магнитные поля и являются излучающими устройствами. Радиоволны от мобильных телефонов также повреждают клетки в организме человека и изменяют его ДНК.
Но сотовая связь имеет и важное значение для экономики. Во-первых, данный вид связи является активным источником привлечения дополнительных денежных средств в государственный бюджет (например, за лицензии на стандартные виды связи), во-вторых, мобильная связь оказывает значение на эффективность развития экономике, так как мобильные технологии помогают предприятиям разных сфер поддерживать конкурентоспособный уровень, который способствует созданию новых продуктов и услуг, а также ускорению принятия решений и так далее. Основным качеством мобильной связи является быстродоступная информация.
Вторая проблема – это трудность при внедрении инноваций среди старшего поколения. Так сеть Интернет является одним из важнейших факторов глобализации и определяет характерные черты ее развития. Среди молодёжи социальные сети и, в общем, сеть Интернет является популярным средством общения и развлечений, а вот среди старшего поколения внедрение интернетной связи является проблемным вопросом. Данный вид связи также оказывает негативное значение на здоровье человека – психическое здоровье, которые, как правило, вызвано Интернет-зависимостью.
Однако сеть Интернет имеет и положительное значение в отношении экономики. Интернет влияет на эффективность работы предприятий, фирм, организаций в экономике, расширяет информационные потоки, которые приводят к получению новых знаний. Облегчает осуществление платежей между экономическими субъектами (оплата, денежные переводы через Интернет-банкинг и т.д) [4].
Таким образом перед государством ещё стоит множество вопросов по совершенствованию отраслей транспорта и связи. Ведь проблемы окружающей среды – это первоочередные вопросы на сегодняшний день, так как основное национально богатство страны, а значит и экономики – это здоровое общество.
Механизмы регулирования функционирования отраслей транспорта и связи должны основываться на законодательной базе. Должны приниматься меры по развитию отношений между странами, осваиваться новые рынки, тогда транспорт и инновационные продукты и услуги связи будут развиваться более быстрыми темпами.
Реализация государственных мер по развития транспорта и связи позволит при высококачественных предоставляемых услугах, обеспечении экологической безопасности и высоком уровне конкурентоспособности выйти на более значимый уровень технологического обслуживания.
На основании проведенного анализа можно сказать следующее:
Количество перевезенных грузов за период 2005-2015 гг. увеличилось в 1,14 раза или на 14%. Объём грузооборота по всем видам транспорта за десятилетний период сократился незначительно в 1,01 раза или 0,01%. Перевозка пассажиров по всем видам транспорта за период 2005-2015 гг. сократилась всего в 1,2 раза или на 0,2%. Пассажирооборот за период с 2010 года по 2015 год сократился незначительно, всего в 1,01 раза или 0,01%.
Количество телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего доступа с 2005 года по 2010 год увеличилось в 1,26 раза, также увеличился показатель обеспеченности населения квартирными телефонными аппаратами, которые подключены к сети общего доступа на 100 человек с 29 штук в 2005 году до 39 штук в 2015 году; значительно вырос показатель количества абонентов сотовой подвижной связи с 4 098 в 2005 году до 11 448,3 в 2015 году ( в 2,8 раза), также выросло количество абонентов сети интернет, так на 2005 год не было зарегистрировано значение данного показателя, но уже в 2007 году появились первые сведения ( 2 795,1 ) и в 2015 году этот показатель составлял 10 300,1 ( увеличился в 3,67 раза).
Связь должна быть доступной и беспрепятственной. Для этого должны внедряться новые технологии и услуги. Рынок сотовой связи охватывает на данный момент значительную часть всей отрасли, однако, его совершенствованию будет приводить к более высокому уровню работы с клиентом.
Рецензии:
13.11.2016, 17:49 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. в ней современная статистика. она хорошо иллюстрирована. использована новая экономическая литература. несмотря на немного наивное начало. считаю, что ее можно опубликовать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий