АО "КТК", ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»
экономист
УДК 339.1
Введение. АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» является российской частью группы MONDI. Сыктывкарский комбинат специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, а также производит газетную бумагу, картон для плоских слоев гофрированного картона. Он является одним из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России.
В АО «Монди СЛПК» всегда образовывалась побочная продукция для реализации сторонним организациям. Такие товарные единицы, как электроэнергия, металлолом, талловое масло и сульфатное мыло, продолжительное время являются весомой статьей дополнительного дохода компании. Образование в январе 2015 года отдела, специализирующегося на таких продажах, а также структурные изменения на предприятии, привели к появлению новых видов продукции, от продажи которых можно сократить расходы Монди и получить прибыль.
Однако ранее сферой производственных отходов компаия не занималась. Для этот будет использован метод SWOT-анализ, который позволяет: структурировать информацию о предприятии и рынке, произвести переоценку сложившейся ситуации, обратить внимание на новые перспективы. SWOT-анализ должен основываться не на догадках, а на объективных данных и результатах исследований. Необходимая для его проведения информация может быть получена в результате анализа внешней и внутренней среды. При этом используются как первичные, так и вторичные данные. Если на предприятии функционирует МИС (маркетинговая информационная служба), то необходимые сведения могут быть предоставлены сотрудниками данного подразделения.[1]
Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире существует высокая конкуренция между предприятиями, каждая компания должна знать свои сильные и слабые стороны, а также факторы, на которые она не может повлиять. С помощью стратегического метода SWOT-анализ можно определить данные критерии и высторить стратегию, используя свои преимущества в условиях внешней среды.
Цель данного исследования - установим возможности успешного функционирования предприятия на рынке производственных отходов в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка на примере АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с помощью стратегического метода SWOT-анализ.
Для данной цели были построены следующие задачи:
-определить сильные и слабые стороны предприятия;
-определить возможности и угрозы предприятия;
-спроектировать стратегии вида SO, ST, WO и WT
Научная новизна. Компания Монди впервые выходит на рынки подобных продуктов, и, следовательно, они являются малоизученными и требуют рассмотрения. К специальным продажам относится реализация всего, что не связано с основной деятельностью компании, а именно: целлюлозы, услуг по обжигу извести, электроэнергии, таллового масла/сульфатного мыла, объектов основных средств, определенных к демонтажу и списанию, металлолома и неликвидной продукции, отходов от деятельности АО «Монди СЛПК» и гофрокартона, который не идет на собственные нужды компании.
Для оценки слабых и сильных сторон компании в исследуемой сфере деятельности, а также возможностей и угроз внешней среды, был проведен первичный стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT (Таблица 1).
Таблица 1 – Матрица SWOT (производственные отходы)
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Возможности
|
Угрозы
|
Проведем количественную оценку выделенных сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз. Важность и влияние на организацию оценивались по шкале Лайкерта (3 балла – наибольшая важность/влияние, 1 балл – наименьшая важность/влияние). Полученные результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Количественный SWOT-анализ (производственные отходы)
Факторы |
Важность (Х) |
Влияние (Y) |
Результат |
Сильные стороны |
|||
|
3 3 3
2
3
3
3
3
2 |
3 3 3
3
3
3
3
2
1 |
9 9 9
6
9
9
9
6
2 |
Итого среднее |
687,56 |
||
Слабые стороны |
|||
|
3
3 3
2
3
2
3 |
3
3 2
2
2
1
2 |
9
9 6
4
6
2
6 |
Итого среднее |
426 |
||
Возможности |
|||
|
3
2 2 3
3 |
3
2 2 3
3
|
9
4 4 9
9 |
Итого среднее |
357 |
||
Угрозы |
|||
|
3
2
3
2
2 |
3
2
2
2
2 |
9
4
6
4
4 |
Итого среднее |
275,4 |
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что сильные стороны предприятия и его возможности в рассматриваемой отрасли имеют большие значимость и влияние на него, чем слабые стороны и угрозы, а, значит, перспективы развития деятельности Монди в сфере реализации производственных отходов положительны.
Для определения последующих шагов в управлении отходами от производственной деятельности компании спроектируем стратегии вида SO, ST, WO и WT на основе выделенных сильных и слабых сторон и возможностей и угроз (Таблица 3).
SO-стратегии
- Выход на новые сегменты рынка, используя ценовое преимущество - Расширение линейки продукции за счет отсутствия затрат на производство - Оптимизация затрат на управление отходами производства за счет передовых технологий предприятия и реализации неутилизируемых отходов |
ST-стратегии
- Изучение деятельности конкурентов - Проведение испытаний на предмет возможности замены продуктом компании традиционных материалов - Создание конкурентного преимущества за счет территориально-близкого расположения компании к потребителям и низкой цены |
WO-стратегии
- Проведение анализа рынка потенциальных потребителей продукции - Изучение деятельности конкурентов в сфере производственных отходов - Рассмотрение вопроса хранения реализуемых отходов на предприятии в случае необходимости - Реализация части производственных отходов во избежание их размещения на полигоне |
WT-стратегии
- Изучение тенденций рынка - Анализ рынка потенциальных клиентов и деятельности конкурентов с целью определения ключевых факторов успеха в рассматриваемой сфере - Изучение возможности дополнительных вариантов использования производственных отходов на предприятии |
Заключение. Так как наиболее неутилизируемыми видами производственных отходов, образуемых на предприятии, являются пыль карбоната кальция и древесная золы, было решено, в первую очередь, изучить рынок именно этих продуктов: выявить потенциальных потребителей, проанализировать их потребность и поведение, а также определить прямых и косвенных конкурентов компании.
Рецензии:
28.11.2016, 13:33 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Статья представляет интерес, как нам видится, для отдельно взятого предприятия. Но возникает вопрос, если автор выделил в слабых сторонах деятельности определенные показатели, а в возможностях другие, то, каким образом можно будет нивелировать эти недостатки? И еще, может необходимо сначала начать с изучения потенциальных клиентов (покупателей), прежде чем разрабатывать стратегию дальнейшей деятельности и выход на новые рынки? Только лишь в Заключении данной статьи было упомянуто о том, что потребителей все-таки надо изучить, а ключевое слово "потребность", вообще не понятно, - она одна или потребности???
Кроме того, рекомендуется исправить множество орфографических ошибок - статья все-таки научная?! "отходов компаия не занималась. Для этот будет использован", "высторить стратегию","древесная золы".
Рекомендуется внести коррективы в статью, в частности, акцентировать внимание на изучении потребителей продукции, а потом выработке стратегии ее продажи (реализации). Бесспорно, представленный SWOT-анализ имеет значение для компании, но он не подводит к цели исследования.
Не рекомендуется в таком виде к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий