Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг
Размещена 28.11.2016. Последняя правка: 27.11.2016.
Просмотров - 9307

SWOT-анализ деятельности АО «Монди СЛПК» в сфере управления производственными отходами

Ульнырова Ольга Александровна

АО "КТК", ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

экономист

Аннотация:
В данной статье установлены возможности успешного функционирования целлюлозно-бумажного предприятия на рынке производственных отходов, благодаря определению сильных и слабых сторон, а также влияния внешней среды на деятельность предприятия, в рамках исследуемой продукции.Данное исследование проводилось с помощью метода SWOT-анализ.


Abstract:
This article established the possibility of the success of the pulp and paper companies in the market of industrial waste, by identifying strengths and weaknesses, as well as the influence of the environment on the activity of the company, as part of the study produktsii.Dannoe study was conducted using the method of SWOT-Analysis.


Ключевые слова:
SWOT-анализ; сильные и слабые стороны; возможности и угрозы; производственные отходы

Keywords:
SWOT-analysis; advantages and disadvantages; opportunities and threats; industrial waste.


УДК 339.1 

Введение. АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» является российской частью группы MONDI. Сыктывкарский комбинат специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, а также производит газетную бумагу, картон для плоских слоев гофрированного картона. Он является одним из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России.

В АО «Монди СЛПК» всегда образовывалась побочная продукция для реализации сторонним организациям. Такие товарные единицы, как электроэнергия, металлолом, талловое масло и сульфатное мыло, продолжительное время являются весомой статьей дополнительного дохода компании. Образование в январе 2015 года отдела, специализирующегося на таких продажах, а также структурные изменения на предприятии, привели к появлению новых видов продукции, от продажи которых можно сократить расходы Монди и получить прибыль. 

Однако ранее сферой производственных отходов компаия не занималась. Для этот будет использован метод SWOT-анализ, который позволяет: структурировать информацию о предприятии и рынке, произвести переоценку сложившейся ситуации, обратить внимание на новые перспективы. SWOT-анализ должен основываться не на догадках, а на объективных данных и результатах исследований. Необходимая для его проведения информация может быть получена в результате анализа внешней и внутренней среды. При этом используются как первичные, так и вторичные данные. Если на предприятии функционирует МИС (маркетинговая информационная служба), то необходимые сведения могут быть предоставлены сотрудниками данного подразделения.[1]

Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире существует высокая конкуренция между предприятиями, каждая компания должна знать свои сильные и слабые стороны, а также факторы, на которые она не может повлиять. С помощью стратегического метода SWOT-анализ можно определить данные критерии и высторить стратегию, используя свои преимущества в условиях внешней среды.

Цель данного исследования - установим  возможности успешного функционирования предприятия на  рынке производственных отходов  в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка на примере АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с помощью стратегического метода SWOT-анализ.

Для данной цели были построены следующие задачи:
-определить сильные и слабые стороны предприятия;
-определить возможности и угрозы предприятия;
-спроектировать стратегии вида SO, ST, WO и WT

Научная новизна. Компания Монди впервые выходит на рынки подобных продуктов, и, следовательно, они являются малоизученными и требуют рассмотрения. К специальным продажам относится реализация всего, что не связано с основной деятельностью компании, а именно: целлюлозы, услуг по обжигу извести, электроэнергии, таллового масла/сульфатного мыла, объектов основных средств, определенных к демонтажу и списанию, металлолома и неликвидной продукции, отходов от деятельности АО «Монди СЛПК» и гофрокартона, который не идет на собственные нужды компании.

Для оценки слабых и сильных сторон компании в исследуемой сфере деятельности, а также возможностей и угроз внешней среды, был проведен первичный стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT (Таблица 1). 

Таблица 1 – Матрица SWOT (производственные отходы)

Сильные стороны

  1. Отсутствие затрат на производство
  2. Большой объем продукции
  3. Широкий спектр возможностей использования продукции
  4. Использование большей части отходов на предприятии
  5. Передовые технологии по управлению производственными отходами
  6. Наличие выгодных для компании договоров по утилизации части отходов
  7. Наличие спроса на многие категории отходов
  8. Наличие технических характеристик и сертификатов соответствия некоторых наименований производственных отходов
  9. Наличие собственной ж/д ветки

 

Слабые стороны

  1. Недостаточное изучение потенциальных клиентов
  2. Отсутствие анализа рынка
  3. Незнание деятельности конкурентов в сфере производственных отходов
  4. Неудобное расположение предприятия в ж/д тупике
  5. Нерешенный вопрос хранения некоторых производственных отходов
  6. Реализация продукции только на условиях самовывоза
  7. Размещение части отходов на полигоне

Возможности

  1. Получение дополнительной прибыли для предприятия
  2. Расширение рынков сбыта
  3. Выход на новые сегменты рынка
  4. Снижение затрат на утилизацию производственных отходов
  5. Снижение стоимости продукции по сравнению с товарами-заменителями за счет отсутствия затрат на их производство

 

 

Угрозы

  1. Большое количество компаний, специализирующихся на выпуске товаров-заменителей
  2. Более выгодные условия по доставке продукции у других компаний
  3. Снижение спроса на продукцию за счет появления новых технологий и материалов
  4. Снижение спроса на продукцию потребителей
  5. Возможное несоответствие продукции требованиям потенциальных потребителей

 

Проведем количественную оценку выделенных сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз. Важность и влияние на организацию оценивались по шкале Лайкерта (3 балла – наибольшая важность/влияние, 1 балл – наименьшая важность/влияние). Полученные результаты представлены в Таблице 2. 

Таблица 2 – Количественный SWOT-анализ (производственные отходы)

Факторы

Важность (Х)

Влияние (Y)

Результат

Сильные стороны

  1. Отсутствие затрат на производство
  2. Большой объем продукции
  3. Широкий спектр возможностей использования продукции
  4. Использование большей части отходов на предприятии
  5. Передовые технологии по управлению производственными отходами
  6. Наличие выгодных для компании договоров по утилизации части отходов
  7. Наличие спроса на многие категории отходов
  8. Наличие технических характеристик и сертификатов соответствия некоторых наименований производственных отходов
  9. Наличие собственной ж/д ветки

3

3

3

 

2

 

3

 

3

 

3

 

3

 

 

 

2

3

3

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

2

 

 

 

1

9

9

9

 

6

 

9

 

9

 

9

 

6

 

 

 

2

Итого среднее

687,56

Слабые стороны

  1. Недостаточное изучение потенциальных клиентов
  2. Отсутствие анализа рынка
  3. Незнание деятельности конкурентов в сфере производственных отходов
  4. Неудобное расположение предприятия в ж/д тупике
  5. Нерешенный вопрос хранения некоторых производственных отходов
  6. Реализация продукции только на условиях самовывоза
  7. Размещение части отходов на полигоне

3

 

3

3

 

2

 

3

 

 

2

 

3

3

 

3

2

 

2

 

2

 

 

1

 

2

9

 

9

6

 

4

 

6

 

 

2

 

6

Итого среднее

426

Возможности

  1. Получение дополнительной прибыли для предприятия
  2. Расширение рынков сбыта
  3. Выход на новые сегменты рынка
  4. Снижение затрат на утилизацию производственных отходов
  5. Снижение стоимости продукции по сравнению с товарами-заменителями за счет отсутствия затрат на их производство

3

 

2

2

3

 

3

3

 

2

2

3

 

3

 

 

 

9

 

4

4

9

 

9

Итого среднее

357

Угрозы

  1. Большое количество компаний, специализирующихся на выпуске товаров-заменителей
  2. Более выгодные условия по доставке продукции у других компаний
  3. Снижение спроса на продукцию за счет появления новых технологий и материалов
  4. Снижение спроса на продукцию потребителей
  5. Возможное несоответствие продукции требованиям потенциальных потребителей

3

 

 

2

 

3

 

 

2

 

2

3

 

 

2

 

2

 

 

2

 

2

9

 

 

4

 

6

 

 

4

 

4

Итого среднее

275,4

Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что сильные стороны предприятия и его возможности в рассматриваемой отрасли имеют большие значимость и влияние на него, чем слабые стороны и угрозы, а, значит, перспективы развития деятельности Монди в сфере реализации производственных отходов положительны.

Для определения последующих шагов в управлении отходами от производственной деятельности компании спроектируем стратегии вида SO, ST, WO и WT на основе выделенных сильных и слабых сторон и возможностей и угроз (Таблица 3). 

Таблица 3 – Стратегии развития Монди СЛПК в сфере производственных отходов

SO-стратегии

 

- Выход на новые сегменты рынка, используя ценовое преимущество

- Расширение линейки продукции за счет отсутствия затрат на производство

- Оптимизация затрат на управление отходами производства за счет передовых технологий предприятия и реализации неутилизируемых отходов

ST-стратегии

 

-  Изучение деятельности конкурентов

-  Проведение испытаний на предмет возможности замены продуктом компании традиционных материалов

- Создание конкурентного преимущества за счет территориально-близкого расположения компании к потребителям и низкой цены

WO-стратегии

 

- Проведение анализа рынка потенциальных потребителей продукции

- Изучение деятельности конкурентов в сфере производственных отходов

- Рассмотрение вопроса хранения реализуемых отходов на предприятии в случае необходимости

- Реализация части производственных отходов во избежание их размещения на полигоне

WT-стратегии

 

- Изучение тенденций рынка

- Анализ рынка потенциальных клиентов и деятельности конкурентов с целью определения ключевых факторов успеха в рассматриваемой сфере

- Изучение возможности дополнительных вариантов использования производственных отходов на предприятии

Заключение. Так как наиболее неутилизируемыми видами производственных отходов, образуемых на предприятии, являются пыль карбоната кальция и древесная золы, было решено, в первую очередь, изучить рынок именно этих продуктов: выявить потенциальных потребителей, проанализировать их потребность и поведение, а также определить прямых и косвенных конкурентов компании. 

Библиографический список:

1. Гвозденко А.Н. SWOT-анализ:методика проведения и возможности применения на российских предприятиях//Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2006. - №2. С.144-156.




Рецензии:

28.11.2016, 13:33 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Статья представляет интерес, как нам видится, для отдельно взятого предприятия. Но возникает вопрос, если автор выделил в слабых сторонах деятельности определенные показатели, а в возможностях другие, то, каким образом можно будет нивелировать эти недостатки? И еще, может необходимо сначала начать с изучения потенциальных клиентов (покупателей), прежде чем разрабатывать стратегию дальнейшей деятельности и выход на новые рынки? Только лишь в Заключении данной статьи было упомянуто о том, что потребителей все-таки надо изучить, а ключевое слово "потребность", вообще не понятно, - она одна или потребности??? Кроме того, рекомендуется исправить множество орфографических ошибок - статья все-таки научная?! "отходов компаия не занималась. Для этот будет использован", "высторить стратегию","древесная золы". Рекомендуется внести коррективы в статью, в частности, акцентировать внимание на изучении потребителей продукции, а потом выработке стратегии ее продажи (реализации). Бесспорно, представленный SWOT-анализ имеет значение для компании, но он не подводит к цели исследования. Не рекомендуется в таком виде к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх