Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 28.11.2016. Последняя правка: 28.11.2016.
Просмотров - 6844

К вопросу о проблемах семейного воспитания

Плотникова Екатерина Анатольевна

нет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Студент магистрант I курс

Ганщук Светлана Владимировна кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии


Аннотация:
В данной статье рассмотрены распространенные проблемы семейного воспитания, и причины их возникновения. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым.


Abstract:
The article reviewed widespread problems of family education and their reasons.The author considers that family education is the process of parents-child cooperation, which leads to a formation of a definite evolutional level. The process of family education should be thoroughly realized and analyzed in order to make positive educational results.


Ключевые слова:
Семья; воспитание; ребенок; личность.

Keywords:
Family; education; child; personality.


 УДК 37.013.77 

Введение

Воспитание – это важнейший процесс, который влияет на развитие ребенка. Сам процесс представляет собой систему, которая образует единство нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Основная цель воспитания заключаются в формировании и понимании сущности личности, которая реализуется в общественных отношениях, в сферах, которых человек формирует себя всесторонним образом.При определении воспитания, мы опираемся на мнение Н. К. Крупской и И. Е. Шварца, которые трактуют данное понятие в узком смысле, как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, имея в виду не только детей, но и взрослых.[2]  Таким образом, в узком смысле — это весь процесс воспитания человека, а в широком — процесс организованного воздействия на детей.Стоит отметить, что и узкое, и широкое понимание данного понятия распространены в равной степени.

Актуальность.

На данный момент, изучение проблем воспитания в семье актуально, зная возможные причины возникновения проблем  в воспитании, есть возможность их  предотвращения и ликвидации.

Цель этой статьи – освещение основных проблем воспитания в семье и их влияние на ребенка.

Задачи:

- изучить тематическую педагогическую литературу, где рассмотрены  проблемы воспитания в семье.

- провести анализ данной литературы

- выявить распространенные, часто возникающие проблемы при воспитании в семье ребенка.

Научная новизна. Выявлены распространенные возникающие проблемы при воспитании ребенка, и их влияние на него.

В современной науке проблемы воспитания изучаются достаточно широко. На сегодняшний день мы сталкиваемся со следующими проблемами в области воспитания: формирования культуры межнационального общения, межнациональной толерантности, проблемой семейного воспитания и некоторыми другими. По нашему мнению на первый план выдвигается проблема семейного воспитания. Институт семьи играет огромную роль в становлении ребенка. Именно в семье ребенок получает первый социальный опыт, формируется как личность. Более того, институт семьи несет моральную и юридическую ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки. [1]

В своих работах А. В. Мудрик указывает на то, что полученные в семье знания и навыки взаимодействия с членами семьи в будущем будут использованы в новой построенной уже «своей» семье.[6]

Семья и семейное воспитание – это два сложных механизма, которые включают в себя ряд, необходимых для решения, проблем.[3]

Первая проблема семейного воспитания – это забота родителей только о физическом состоянии ребенка. [7] При таком методе воспитания упускается духовное и эмоциональное развитие ребенка.

Доказано, что при таком подходе страдает гармоничное развитие ребенка. Прежде всего, с появлением малыша в семье, родителям следует представлять алгоритм воспитания ребенка, читать дополнительную литературу, прислушиваться к рекомендациям специалистов, в данном случае воспитателей, большую часть времени проводить с ребенком, налаживая живое общение, обучать ребенка взаимодействию с миром.

При рождении ребенок имеет лишь комплекс физиологических и психологических особенностей, под воздействием среды и воспитания они преобразуются в личностные качества, потребности, способности, черты характера. [7]

Задача родителей – наделить ребенка духовными и нравственными ценностями, помочь ему  реализовать свои возможности, творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал.

Вторая проблема – неумение родителями подобрать стиль и тон общения, который поможет наладить контакт родителей с ребенком, а в будущем ребенка с обществом.

Порой родители не контролируют свою речь и грубо общаются с детьми, или говорят с детьми на своем языке, используют нецензурную лексику.  Данная модель общения усваивается ребенком, прививается и реализуется в жизни. Эту систему взаимодействия ребенок может использовать при общении с друзьями, с учителями в школе, в общественных местах, а в будущем и со своими детьми. Таким образом, семейное воспитание должно воспитывать в ребенке и закреплять определенного рода нормы поведения и общения: с друзьями, с взрослыми, с пожилыми людьми и т.д. Ведь именно семейное воспитание, решает задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка. Ребенок с первых дней своего существования вступает в общение с родителями, познавая родителей, ребенок познает сам себя и общество, обогащается различной информацией, копирует эмоциональное отношение к миру, мысли, жесты, поступки.

Третья проблема семейного воспитания заключается в формировании неправильного образа жизни ребенка.

Порой родители ведут пассивный социальный или нездоровный образ жизни. Образ жизни родителей, их интересы и волнующие вопросы, быт, вещи окружающие ребенка чаще всего копируются им. В семье, где родители регулярно читают книги, обмениваются мнениями о прочитанном, принимают активное участие в различных мероприятиях, акциях, дети будут проявлять интерес к книгам, газетам, принимать участие в мероприятиях класса и школы. Если в семье проявляют заботу, эмоциональную отзывчивость на печаль и радость других людей, то у ребенка тоже будет развиваться навык понимать мир эмоций и переживаний сначала родителей, а затем других людей, получать удовольствие от того, что его чуткость, отзывчивость вызывают положительные эмоции у окружающих.

Четвертая проблема – неблагоприятный климат в семье.

А. С. Макаренко отмечал: «Главным фундаментом становления растущей личности, обеспечивающим высокий коэффициент в семье является – воспитательный климат». Его образуют такие составляющие как: взаимоотношения членов семьи, общение, личный пример родителей, семейные традиции. [4]

Семейная атмосфера – это стиль жизни семьи, система ценностей, ее социальные установки, взаимоотношения с окружающими людьми, умение тактично выстраивать взаимоотношения в семье.[5]

Отношения между родителями формируют педагогическую атмосферу, а культура отношений между супругами является главной частью семейного климата. Человеческое достоинство может утверждаться только в атмосфере семейной гармонии.

Нередко встречается явление, когда дети не спешат идти домой, предпочитают находиться на улице или в компании друзей, такая проблема возникает именно  потому, что дети не ощущают благоприятного семейного климата, душевной теплоты, не чувствуют, любви и радости в семье.

Ребенок чувствует свою ненужность в семье, он начинают плохо учиться, проявлять в общении с родителями агрессию и негативные эмоции, появляются пагубные привычки.

Пятая проблема – это отсутствие доброжелательного отношения к ребенку, отсутствие  интереса со стороны родителей к его настроению, моральному состоянию.[8] Отсутствие ласки, заботы, продолжительной эмоциональной изоляции порождают замкнутость ребенка в себе.

Родители, которые не выражают положительные эмоции, доброжелательное приветливое отношение к своим детям, способствуют неуравновешенному, импульсивному поведению, формированию страхов и комплексов у ребенка.

Шестая проблема – это гиперопека.

Сегодня мы часто встречаемся с таким явлением в семьях, как гиперопека. Гиперопека – это чрезмерная забота о ребёнке и тотальный контроль, вследствие чего ограничивается  самостоятельность личности. [7] Такое поведение родителей порождает у ребенка психические расстройства, неуверенность в себе, несостоятельность. В будущем гиперопекаемый ребенок не сможет самостоятельно делать выбор, самостоятельно принимать решения. Такая модель воспитания порождает в будущем члене общества слабовольность и инфантильность. Ещё один возможный сценарий вследствие гиперопеки – уход ребёнка из семьи. Как только ребёнок почувствует такую возможность – он ею воспользуется. Он может просто убежать, или поскорее заключить брак, и намеренно поступить в ВУЗ в другом городе, или просто уехать в другой город в поисках лучшей судьбы. В таких случаях бывает, что ребёнок впоследствии практически полностью прекращает общение с родителями. Так или иначе, детям, которые выросли в семье с гиперопекой, сложно жить. Им тяжело поверить в себя, сделать карьеру, создать семью. Им всю жизнь приходится преодолевать комплекс неполноценности и неудачливости, который вбивался им в голову «любящими» родителями.

Заключение.
Таким образом, воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень: интеллектуального, физического, ценностно-ориентированного развития. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Для того, чтобы результат воспитания ребенка в семье был положительный, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Важно, чтобы теоретические основы, которым родители обучают ребенка, были подкреплены примерами, теория не должна расходиться с практикой. Неотъемлемой частью воспитания в семье яляется постоянный психологический контакт родителей с ребенком. Основная задача родителей – создание  условий, в которых ребёнок мог бы открыть и развить себя. Сформировать зрелую и интересную личность ребёнка можно, если помогать ему в раскрытии творческого потенциала: врождённых умений, склонностей и талантов. Именно эти скрытые способности, преобразуясь в будущем в увлечения, интересы и предпочтения, составят личность вашего сына или дочери, подчеркнут её своеобразие. Индивидуальность и неповторимость. Помимо этого, следует давать ребёнку свободу, уважать его собственное мнение, учиться доверять ему, а также учить нести ответственность за свои поступки. Только при создании таких условий, можно рассчитывать на взаимопонимание друг между другом и на открытые, честные, добропорядочные, партнёрские отношения.

Библиографический список:

1. Иржанова А. А. Статья проблемы семейного воспитания [Электронный ресурс] // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU»// № 17 (январь) 2015 –URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1417961299 (дата обращения 10.10.16)
2. Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н., Педагогическая теория Н.К. Крупской / История педагогики / А. Н. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.:Просвещение, 1982
3. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик — М.: Просвещение 2003. 175 с.
4. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. – М.:Уч.пед.из, 1955.- 320 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания / Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания – Пермь: Кн. Изд-во, 1988.-186 с.
8. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - Москва : Статистика, 1978. - 223 с.




Рецензии:

28.11.2016, 17:29 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: статья не научна, к сожалению...семейное воспитание не заявлено в актуальности, выделение его проблем есть субъективным, общим, относящимся ко всем семьям ,что не является правильным и объективным..название не соответствует содержанию - описаны проблемы семейного воспитания из разных исторических периодов, судя по литературе. уточните -современные проблемы семейного воспитания или в эпоху макаренко, или 80-е годы прошлого столетия? семья развивается, как и семейные проблемы и отношения..на основе чего выделяются проблемы семейного воспитания? чем они обусловлены? воспитание в семье и воспитание отождествляются, особенности семейного не выделены.1 и 2 задачи тождественны,выводы не соответствуют заданиям..не рекомендуется к печати, пока не будут исправлены замечания.

28.11.2016, 22:44 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Замечания. 1. Статья имеет ненаучный, поверхностный характер. Научная новизна отсутствует. 2. Тема семейного воспитания всегда была актуальной, а теперь тем более. Но актуальность в статье не обоснована, противоречия не выделены, отсутствуют временные рамки проблемы. 3. Анализ библиографических ссылок показывает, что автор использовал в первую очередь учебники и пособия немного устаревшие для выделения современных проблем, что уменьшает научной уровень статьи. Все это влияет на содержание статьи. В таком виде статья не рекомендуется к публикации.

30.11.2016, 7:36 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В работе не хватает системности, научности, согласованности позиций автора. К примеру, во введении представлено определение сущности воспитания с позиции классической (Н.Крупская) субъект-объектной формулы взаимоотношений участников процесса, то есть «как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков». В заключении: «воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей». В этом принципиальное противоречие. Классическая формула (как одностороннее воздействие) – вчерашний день. Современная – воспитание как интерактивная деятельность (взаимодействие), интегрально трактуется как основа личностно ориентированной, компетентностной образовательной системы безотносительно к типу и уровню. Статья требует существенной доработки.

6.12.2016, 16:04 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья не научна. Обилие смысловых, стилистических ошибок и общих мест, не нуждающихся в доказательстве, позволяет заключить, что материал к публикации не готов.

7.12.2016, 13:10 Плещев Владимир Васильевич
Рецензия: Статья носит больше реферативный характер, даже в какой то степени литературно-обзорный. Но никак не научный. Есть ошибки. Не раскрыта новизна. Статья нуждается в доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх