Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг
Размещена 29.11.2016.
Просмотров - 17553

Анализ внешней и внутренней среды оптовой продуктовой компании с помощью метода SWOT-анализ

Ульнырова Ольга Александровна

АО "КТК", ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

экономист

Аннотация:
В данной статье установлены возможности успешного функционирования оптовой продуктовой компании, благодаря определению сильных и слабых сторон, а также влияния внешней среды на деятельность предприятия.Данное исследование проводилось с помощью метода SWOT-анализ.


Abstract:
This article established the possibility of the success of the wholesale food company, by identifying strengths and weaknesses, as well as the external environment impact on the operations predpriyatiya.Dannoe study was conducted using the method of SWOT?-Analysis.


Ключевые слова:
SWOT-анализ; сильные и слабые стороны; возможности и угрозы; оптовая компания; рынок продуктов питания

Keywords:
SWOT-analysis; advantages and disadvantages; opportunities and threats; wholesale company; food market


УДК 339.1

Введение. Любое предприятие существует в среде, в которой оно растет и развивается, взаимодействуя с другими элементами среды. Среда бывает внешняя и внутренняя. Внутренняя среда – это среда, элементы которой подконтрольны для компании. Внешняя среда – это факторы и события, которые происходят вне, на них компания не может повлиять.

На примере оптовой продуктовой компании ООО «Ассорти ЛТД» , использован метод SWOT-анализ, который позволяет: структурировать информацию о предприятии и рынке, произвести переоценку сложившейся ситуации, обратить внимание на новые перспективы. SWOT-анализ должен основываться не на догадках, а на объективных данных и результатах исследований. Необходимая для его проведения информация может быть получена в результате анализа внешней и внутренней среды. При этом используются как первичные, так и вторичные данные. Если на предприятии функционирует МИС (маркетинговая информационная служба), то необходимые сведения могут быть предоставлены сотрудниками данного подразделения.[1]

Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире конкуренция на рынке оптовой торговли продуктами питания высока. Поэтому предприятию необходимо знать, какими сильными сторонами она обладает, какие внутренние проблемы должна решить. А также должна иметь стратегию развития в лучшие и худшие времена страны с целью выживания и адаптации к новым условиям внешней среды.

Цель данной работы - установить  возможности успешного функционирования предприятия на  рынке оптовой торговли продуктами питания  в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка на примере ООО «Ассорти ЛТД» с помощью стратегического метода SWOT-анализ.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

-определить сильные и слабые стороны предприятия;
-определить возможности и угрозы предприятия;
- разработать комплексную матрицу SWOT- анализа

Научная новизна заключается в разработке методологии антикризисного финансового управления, базирующейся на причинно- следственной связи, соответствия деятельности предприятия его миссии, перспективному видению, компетентности управления и управления по слабым сигналам, а также на методах проведения управленческой бизнес - диагностики.

Анализ внутренних сильных и слабых сторон компании представлен в таблицах ниже.

Таблица 1. Сильные и слабые стороны компании

Сильные стороны

Слабые стороны

Сервис

 Доставка товара

Условия хранения товара

Отсрочка платежа

 Широкий ассортимент

 Наличие графика доставки товара

 Высокое качество товара

  Предложение прайса в соответствии с остатками товара на складе и запросами клиента

        Отсутствие разработанной программы лояльности

        Недостаточное изучение потенциальных клиентов

        Периодические проблемы с компьютерными устройствами при заказе товара

        Низкая скорость оформления документов и заключения договора поставки

 

 

Ассортимент предлагаемой продукции компанией ООО «Ассорти ЛТД», по мнению клиентов, широк и разнообразен. В перечне имеются разнообразные группы, от кондитерских изделий, до молочной продукции, консервов и т.д. Не все клиенты поставили наивысший балл, так как некоторые опрашиваемые упомянули марки товаров, которыми не занимается компания ООО «Ассорти ЛТД»  ввиду того, что конкурент имеет эксклюзивное право продавать товар определенной марки.  

Отношения с представителями компании ООО «Ассорти ЛТД», а именно с торговыми агентами и мерчендайзерами, в целом не имеют негативной оценки.  Большинство отзывалось положительно о работниках, что они всегда готовы помочь при выкладке товара, предоставляют бесплатные брошюры для повышения уровня продаж. Некоторые поставили средний балл, поскольку не имеют претензий к работе сотрудника, однако и за что поставить высокую оценку не знают, поскольку нет тесного контакта. Среди опрошенных оказались недовольные некоторым инцидентом, произошедшим в их торговой точке.  Девушка, представитель компании ООО «Ассорти ЛТД», во время проведения ревизии товара, его выкладке на полки магазина была в мини юбке, чем смущала как посетителей, так и самих работников магазина. Также по правилам одного клиента работники оптовых продуктовых компаний не имеют право заносить свои сумки на склад магазина. Они должны оставлять их в шкафчиках при входе. Пару раз были жалобы на несоблюдение работниками ООО «Ассорти ЛТД»  данной договоренности. 

Претензий к качеству товара у клиентов не возникло. Дистрибьютор работает с проверенными производителями, которые выполняют требования законодательства. Безусловно, иногда случается просрок товара, но это не носит массовый характер, а разовый прецедент, который устраняется компанией.

Что касается цены, то данный критерий удовлетворенности получил один из наименьших баллов. Попросив обосновать низкую оценку данному критерию, существенных аргументов не нашлось. По факту клиенты признали, что цены на товары от ООО «Ассорти ЛТД»   примерно на одном уровне с ценами конкурентов. Однако всем бы хотелось цену ниже, больше скидок и акций.

Следующий критерий – наличие графика доставки товара. Для подавляющего большинства данный фактор не имеет значения, поскольку они знают, что к ним и так придет агент с прайсом. К тому же товар на складе расходуется по-разному, они не прогнозируют остатки на складе, им график не кажется необходимым. Для пятерых клиентов данный фактор имеет значение, и они поставили высокий балл. У таких клиентов большая проходимость, большие обороты. Им необходим график поставки, т.к. они примерно знают через какой промежуток времени требуется пополнение того или иного товара.

Относительно территориального расположения можно сказать, что обычно представители компании ООО «Ассорти ЛТД»  сами приходят к клиенту, поэтому большого значения данный критерий не имеет. Большинство опрошенных поставило высокий балл относительно места расположения компании.

Критерий – отсрочка платежа для пяти клиентов не имеет значения, поскольку работают в предоплату и для них это не представляет проблемы. Подавляющее большинство клиентов поставили наивысший балл, поскольку отсрочка платежа помогает им в их бизнесе. Оценку 8 поставили 5 клиентов, поскольку, по их мнению, компания ООО «Ассорти ЛТД»  могли бы войти в положение клиента и продлить  отсрочку на больший период.

Срок доставки товара  имеет высокий показатель. Следовательно, нареканий со стороны клиентов нет. Однако двое клиентов отметили, что несколько раз была задержка товара.

Когда клиент делает заказ торговому агенту, он хочет видеть обещанный товар уже на следующий день. Опрошенные клиенты говорили, что периодически бывает так, что оформление заказа задерживается в связи с неисправностью планшета.  В таком случае агенту приходится забивать всё вручную или на бумаге и везти заказ в офис или на склад, тем самым давая почву для размышлений клиента, а не проще ли было бы заказать у другого дистрибьютора.

Замена бракованного товара происходит всегда. Если есть вина Ассорти или производителя, то товар забирают, меняют на другой или находят альтернативу. Другой вопрос, что иногда этот процесс затягивается, что послужило проставлению не самой высшей оценке.

К своевременному уведомлению об акциях и скидках от производителя или дистрибьютора претензий оглашено не было. Торговые агенты посещают торговые точки и всегда могут предложить прайс с новинками товара, специальными предложениями.

Самый низкий балл получил такой критерий, как скорость оформления документов и заключения договора поставки. Когда клиент только начинает работать с ООО «Ассорти ЛТД», для первой отгрузки необходимо подписать договор. Товар клиенту нужен уже сейчас, но он не может быть предоставлен, пока договор не согласуют. Поэтому клиент может больше недели ждать свой первый заказ и договор.

Теперь обратимся к возможностям и угрозам для компании ООО «Ассорти ЛТД» .

Таблица 2. Анализ внешних возможностей и угроз.

Возможности

Угрозы

  Рост покупательской способности

  Новые регионы продаж

  Выход крупных игроков с рынка

  Благоприятное стабильное финансовое положение

        Изменение курса валюты

        Понижение цен конкурентами

       Нестабильность/постоянный рост цен

        Ужесточение правового регулирования

       Ухудшение экономического положения в стране

 Данные возможности и угрозы  являются внешними факторами, на которые компания не может повлиять.

Определив сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы внешнего мира, можно составить комплексную матрицу SWOT- анализа :

Таблица 3. Комплексная матрица SWOT- анализа.

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

  Снижение цен за счет благоприятного стабильного финансового положения в стране

  Заключение эксклюзивных контрактов с производителями популярных торговых марок

  Увеличение частоты и объема заказа товара покупателем

  Лояльное отношение покупателей к компании

 

  создание индивидуальных условий работы с клиентами

 разработка программы лояльности

 устранение проблем с оформлением заказа клиента

Угрозы

 Предложение аналога товарного продукта

  Конкурент не может сделать цену ниже ввиду запрета демпинга от производителя

  Оповещение производителя о демпинге компании – конкурента

  Переговоры с производителем о снижении закупочной цены ввиду более низкой цены конкурента

  Проработка изменения графика работы с клиентом

  Оптимизация кадрового состава

  Покупка товара первой необходимости, товара, оставшегося   спросе у потребителя

  Монитроинг потребительских предпочтений

 

В поле сильных сторон и возможностей раскрывается внутренний потенциал компании, внешние условия позволяют в полной мере использовать существующие возможности. Ввиду предполагаемого благоприятного финансового положения в стране возможно снижение цен на товары. Цена также станет стабильной ввиду отсутствия скачков курса валюты. У предприятия появляется возможность заключения эксклюзивных контрактов с производителями популярных торговых марок. Рост покупательской способности ведет к увеличение частоты и объема заказа товара покупателем.

В поле сильных сторон и угроз положительные стороны компании позволяют минимизировать существующие угрозы, что также является позитивной тенденцией. С изменением курса валюты, некоторые группы товаров вырастут в цене достаточно ощутимо. ООО «Ассорти ЛТД» ввиду имеющегося широкого ассортимента может предложить отечественный или аналог данного товара или по цене ниже. Конкуренты всегда могут сделать цены ниже, однако, они ограничены рамками договора с производителем. Демпинг запрещен. Сотрудники компании ООО «Ассорти ЛТД» могут мониторить цены конкурентов и оповещать производителя о нарушении условий контракта. Последствием может быть как предупреждение, так и штраф и даже окончание сотрудничества. Ввиду снижения покупательской способности на фоне  ухудшения экономического положения нужна проработка  изменения графика работы с клиентом, чтобы предложить ему альтернативный вариант работы в нестабильной экономической ситуации.

Поле слабых сторон и возможностей. Негативные стороны компании связаны с человеческим фактором, отсутствием устранения существующих проблем, однако благодаря повышению доходов людей конкуренция способна перейти в неценовую сферу. Так, например, клиент готов заказывать товар, но для того, чтобы ориентировать его на компания ООО «Ассорти ЛТД», необходимо создать индивидуальные условия работы с клиентами. В условиях благоприятной ситуации во внешней среде, компания ООО «Ассорти ЛТД» должна обратить внимание на свои недочеты в работе к потребителем.

Поле слабых сторон и угроз: высокие затраты ухудшают позицию компании при активизации конкурентов (отрицательная тенденция). Ввиду отсутствия положительной тенденции как во внешней, так и во внутренней среде компании, необходимо задуматься об оптимизации работы. Это может быть  оптимизация кадрового состава в случае, если штат «раздут». Сужение закупа товарных групп до товаров первой необходимости, покупаемых товаров, позволит снизить затраты и избежать просрока продукции на складах в связи с низкой покупательской способностью. Также необходимо проводить анализ потребительских предпочтений, чтобы избежать также закупа товара, который будет трудно реализовать в период сложного экономического состояния в стране.

Проведя анализ внешней и внутренней среды можно сказать, что основными элементами внутренней среды, которые требуют внимания это: технологии, анализ потребителей, индивидуальный подход к клиенту. В ситуации, когда внешняя среда никаким образом не угрожает деятельности организации, данные недостатки необходимо устранить. Сильные же стороны необходимо удерживать на том же уровне или выше, и в случае угроз извне, преимущества компании помогут удержаться наплаву. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз поможет компании ООО «Ассорти ЛТД» ввиду разработки стратегии адаптации к изменяющейся внешней среде.

Библиографический список:

1.Гвозденко А.Н. SWOT-анализ:методика проведения и возможности применения на российских предприятиях//Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2006.- №2.С.144-156.




Рецензии:

29.11.2016, 16:41 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Ольга Александровна! Объясните, пожалуйста, чем ваша предыдущая статья "SWOT-анализ деятельности АО «Монди СЛПК» в сфере управления производственными отходами", которую я не рекомендовала к публикации 28.11.2016 года, отличается от поступившей сегодня на рецензию "Анализ внешней и внутренней среды оптовой продуктовой компании с помощью метода SWOT-анализ"? Я подскажу вам ответ: "Изменено название компании и формат таблиц SWOT-анализа. СТАТЬЯ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ИЗ-ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННЫХ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕКСТА ИЗ ОДНОЙ СТАТЬИ В ДРУГУЮ!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх