Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: Архитектура
Размещена 05.12.2016. Последняя правка: 04.12.2016.
Просмотров - 2399

«Эмиграция первой волны» как возможность воплощения творческих потенций художника. На примере биографии архитектора Бертольда Любеткина

Филимонова Мария Олеговна

Студент

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

-

Кравец Виктория Сергеевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.


Аннотация:
Данная статья рассматривает явление эмиграции в период революции и гражданской войны на примере признанного классика английского модерна архитектора Бертольда Любеткина,эмигранта "первой волны".


Abstract:
This article considers the phenomenon of emigration during the revolution and civil war, for example the renowned classic English modernist architect Berthold Lubetkin Expat "first wave".


Ключевые слова:
эмиграция; архитектор; искусство; Англия; интеграция.

Keywords:
emigration; architect;art; United Kingdom; integration.


УДК 94

Эмиграция в период революции и гражданской войны в России с ноября 1917 года- так называемая эмиграция первой волны(1918-1928 гг. считаются периодом эмиграции первой волны)-есть событие чрезвычайно важное для культуры как нашей Родины , так и культуры общеевропейской и культуры мировой 20 го столетия. Почти век прошел со времени великого переселения, но до сих пор причины и следствия этого явления вызывают ожесточенные споры. Эта работа- попытка моего осмысления данного феномена- феномена эмиграции российской-"русской"-творческой интеллигенции.

Актуальность темы заключена в попытке показать наличие единого общемирового культурного поля ,неразрывную связь культуры СССР с культурой общеевропейской и культурой мировой, что позволяет с большей убедительностью отстаивать правомочность притязаний нашей национальной культуры на достойное место в общемировом культурном процессе.

Цель данной статьи- демонстрация интегрированности СССР в общемировую и общеевропейскую культуру.

Задачи данного исследования: изучение жизни и творчества архитектора Любеткина в доэмигрантский период; изучение творчества архитектора Любеткина в эмигрантский период; сравнительный анализ творчества архитектора Любеткина в до-и эмигрантские периоды.

Научная новизна данного исследования заключается в признании "эмиграции первой волны" благоприятствующим фактором для развития культуры как СССР, так и современной России.

Эмиграция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют. Начало российской эмиграции обычно датируют с 3 апреля 1801 года, с разрешения императора Александра 1 подданным свободного выезда за границу[1]. Естественно это право не распространялось на большую часть населения Российской империи, что было исправлено после отмены крепостного права.

Наиболее привлекательной и бонусной для историка является политическая эмиграция, хотя,на мой взгляд, эмиграция экономическая- или трудовая- наиболее значимая часть эмиграции. Политика есть концентрированное выражение экономики[2]- это остроумное определение до сих пор приемлимо в науке. Концентрация, некое преувеличение естественного состояния, может -и выражает -какое либо явление более ярко, более выпукло; но истину все таки искажает . Первая волна эмиграции была подготовлена началом первой мировой войны, а именно изменением экономической структуры общества Империи. Представители творческих профессий,а именно- художники и архитекторы, чрезвычайно зависимы от заказчиков. Утверждение Джеффа Кунса- деньги это кровь искусства-несмотря на намеренную провокативность-верно.До начала первой мировой войны рынок заказов российских художников и архитекторов складывался из двух основных групп заказчиков- как частных лиц, так и государственных, казенных заказчиков. Для архитектора и художника наибольший интерес в связи со стабильностью и предсказуемостью представляет государство.Наиболее грандиозные и почетные заказы- как Нового так и Новейшего времени-предлагались именно им. Наличие частных заказчиков позволяло художникам и архитекторам некую свободу маневра в экономических отношениях. Первая мировая война увеличила долю казенных заказов из за военных потребностей и уменьшило долю частных заказов .Границы воюющих государств затруднили естественную миграцию в форме эмиграции.

Стоит вспомнить, что самая массовая экономическая эмиграция в России -4,5 миллиона человек- произошла в период с 1850 по 1915 годы.Большая часть мигрантов- крестьяне,ремесленники. чернорабочие. В период складывания общеевропейского и общемирового рынка искусства российские художники и архитекторы все в большей степени был заинтересованы в зарубежном как общем, так и в факультативном образовании в форме обучения в известных мастерских. Это повышало их шансы на востребованность на Родине.

Также не стоит забывать. что Россия- это страна европейской культуры,причем наличие двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга,мощных мегаполисов придавало особую колоритность культуре Российской империи.

Драматические события в России- война,две революции,сепаратный мир ,распад Империи ухудшили экономическое положение ранее привилегированных слоев населения,причем угроза физического уничтожения была достаточно реальна,что вынуждало эти ранее привилегированные слои эмигрировать.Конечно выехала не вся интеллигенция,но структура эмиграции первой волны отлична от структуры более ранних эмиграций.Преобладало более образованное население. Не весь "цвет нации"- но его значительная часть.Некоторые исследователи считают ,что выезд первой волны эмиграции ослабил культуру России .Да, это так. Но эта волна эмиграции помогла ,во первых, спасти представителей старой культуры от физического уничтожения, во вторых, из-за ограниченности ресурса оставшегося образованного слоя создать слой новой культуры, в ту эпоху более прогрессивного и более эффективного.

Современные аукционы исскуства демонстрируют очень высокую оценку русского авангарда. А возможен ли был русский авангард во всем своем великолепии без поддержки государства"рабочих и крестьян"?Мой тезис формулируется так: постреволюционная эмиграция сформирована по большей части из "отложенных " эмиграций, вызванных как фоновой-естественной эмиграцией,эмиграцией вызванной социальными пертурбациями первой мировой войны и февральской революцией и лишь формально ,из-за наиболее "одиозного события",а именно- революции Октября,именуется эмиграцией первой волны. В доказательство приведу биографию архитектора, российского эмигранта первой волны, оказавшего большое вляние на архитектуру новой родиныи к тому же архитектора, чьи работы интересны по сегодняшний день. Это Бертольд Любеткин.

Бертольд Любеткин,(англ. Berthold Lubetkin, урождённый Бертольд Романович Любеткин; 14 декабря 1901, Тифлис — 23 октября 1990, Бристоль) ,который учился во ВХУТЕМАСе и получил первые серьёзные заказы во Франции (его семья уехала из СССР через Польшу в 1922 году). Учителем Любеткина он сам считал Ле Корбюзье.Их личная встреча- первая встреча учителя и ученика произошла на Парижской выставке 1925 года. Уже эмигрант, Любеткин работал совместно со знаковой для архитектуры СССР личностью- Мельниковым[3], над созданием Парижского павильона. Работал в качестве помощника.На мой взгляд, именно Парижская выставка 1925 года являлась наиболее интересной среди всех выставок как России так и СССР. Ограниченость в ресурсах- да что там- просто бедность СССР вынуждало устроителей павильона искать необычные решения. И они были найдены.Несколько золотых медалей и популярность отметили павильон СССР. Сам Ле Корбюзье говорил, что советский павильон — это единственный павильон, на который стоит смотреть[4]. После Парижа был Лондон.Первые работы архитектора сразу заинтересовали лондонских жителей. Архитектор зоо- вольер для горилл-новых обитателей лондонского зоопарка и и бассейн для пингвинов,до сих радующий посетителей(после реконструкции 80 годов). Позже последовал заказ на социальные обьекты-дешевое жилье для рабочих.Использовав необычный для англичан строительный материал бетон- Любеткин добился успеха и побеленное здание с четко горизонталями и вертикалями окон и колонн выглядело королевой Элизабетой- (океанским круизным лайнером) на суше. "Дом от Любеткина"-прекрасный образец модернистского домостроительства.Ирония в том,что жилье для рабочих досталось представителям миддл класса. Дальнейшее творчество Любеткина- возведение частных домов в Сиденхеме,терраса в Пламстеде, строительство модернистских высоток Highpoint I (1933–35) и Highpoint II (1938), оздоровительный центр в Финсбери (1935–38) – всё это стало базой для восприятия новых архитектурных идей на Британских островах в 1930-х годах. Наибольшей похвалы заслужил от современников «Хайпоинт I», представляющий собой блок из 64 квартир в районе Хайгейт (Лондон)[5]. Ле Корбюзье назвал его «красивым зданием» и «достижением первого ранга», а американский критик Генри Рассел Хичкок – «одним из лучших, если не самым лучшим в мире жилищным проектом для среднего класса». В 1947 году Лубеткиным был разработан план строительства нового городка Питерли, а в следующем году фирма Tecton[6] прекратила своё существование. Почти всегда непременным инженером в проектах Tecton был Ове Аруп, легендарная личность в среде конструкторов и архитекторов."Популярный Корбюзье"-так называли Любеткина. Последним проектом Бертольда Лубеткина стал жилищный комплекс Ленин-Корт (Lenin Court), впоследствии переименованный в Бевин-Корт (Bevin Court). Успех- несомненно.Но достижение идеала- творение новых пространств для людей труда потерпело фиаско. Последние годы жизни - а это почти сорок лет - Любеткин живет с женой, оставив творческую деятельность.

Результатом данного исследования является вывод: политические составляющие эмиграцию первой волны для архитекторов и художников не были столь серьезными,как принято было считать ранее. А наличие зарубежных представителей русской культуры позволило впоследствии- после распада СССР-интегрироваться или реинтегрироваться культуре России в современную мировую культуру. Практическая ценность данной работы состоит в использовании материалов и выводов исследования на уроках в школах при изучении данного вопроса.

Библиографический список:

1. Три века./ Исторический сборник под редакцией Каллаша В.В.- М.:»ГИС»1994.
2. Ленин В. И., Полное собрание соч.- 5 изд.-М.:Издательство политической литературы,1967.- т. 42, с. 278
3. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост. А. Стригалёв и И. Коккинаки. — М.: Искусство, 1985. — 311 с.
4. Константин Мельников. /Хан-Магомедов, С. О.— М.: Архитектура-С, 2006. — C. 168.
5. Lubetkin and Tecton; Architecture and Social Commitment, Arts Council of Great Britain./ Сoe, Peter, & Malcom Reading.-London, 1981.




Рецензии:

6.12.2016, 7:26 Samoilov Konstantin Ivanovich
Рецензия: Рассмотренное в представленной статье явление эмиграции архитекторов в начале ХХ века представляется актуальным, так как показывает своеобразие собственно творческой составляющей в этом процессе. Тем более, что для начала нынешнего столетия работа архитекторов в различных странах широко распространена, а наличие в практике зодчего построек в различных странах стало ныне важнейшим показателем его творческого потенциала и, соответственно, коммерческой востребовательности. Еще более важен указанный в статье параметр некоторой творческой однонаправленности, что привело к уходу от активной работы Бертольда Романовича Любеткина в последние 40 лет жизни. Это лишило мировой архитектурный процесс множества возможных выдающихся произведений. В ряду выдающихся зодчих, не захотевших по различным причинам адаптировать свое мироощущение под запросы реальной практики, стоит и имя К.С.Мельникова. На основании вышеизложенного считаю целесообразным публикацию статьи «Эмиграция первой волны» как возможность воплощения творческих потенций художника. На примере биографии архитектора Бертольда Любеткина". Самойлов К.И., доктор архитектуры ассоциированный профессор Казахской головной архитектурно-строительной академии



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх