нет
Южный Федеральный Университет Академия Архитектуры и Искусств
Студент
Кравец В.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
УДК 94
В истории России особую роль занимает эмиграция. Ключевым фактором которой стала смена власти в результате Октябрьской революции 1917 года.
После революции новое правительство установило запрет на свободный выезд из страны. К тому же с 21 ноября 1921 годы бегство и невозвращение из-за границы начали рассматриваться равно как преступное деяние. А приобрести визу на законный отъезд из государства стало проблемно и маловероятно.
Развитие российского Зарубежья, возникло уже после революции и гражданской войны, поделившей народ государства на 2 лагеря. В результате этого в Советской России был издан акт ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. О лишении гражданских прав определенных категорий жителей. В соответствии данному декрету, прав гражданства теряли те личности, прибывающие за рубежом беспрерывно более 5 лет и не получившие с русского правительства документ удостоверяющий личность 1 июля 1922 года, выехавшие из Российской федерации уже после 7 ноября 1917 года в отсутствии разрешения.
Эмиграция 1917-1922 гг. выделяла 3 ключевые группы эмигрантов. К первоначальным принадлежали политические эмигранты, которые вследствие Октябрьской революции были лишены положения и имущества. К другим можно было отнести офицеров и военнослужащий, воевавших против большевиков и Красной Армии. А к третьим принадлежали жители, покинувшие государство согласно финансовым трудностям.
Вскоре начали создаваться главные тенденции эмиграции: северо-западное, южное и восточное. Согласно северо-западному маршруту эмигранты следовали в страны Центральной Европы.
А вот южный маршрут сформировался через Турцию. К октябрю 1920 г. в Крыму находилось свыше 50 тыс. гражданских и военных персон. К ноябрю 1920 г. насчитывалось приблизительно 200 тыс. людей. Но это оказалась лишь временно. К половине 20-х гг. количество русских в этой стране не превосходило 3 тыс. людей.
Актуальность темы связана с проблемой выезда большинства граждан из России. Уровень жизни в стране ухудшается , в результате чего страну покидают личности имеющие большой потенциал и перспективы в области науки и творчества.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении , влияния эмиграции на жизнь и творчество Николая Ивановича Исцеленова, и причины выезда за границу.
В это период сотни тысяч российских эмигрантов отыскали прибежище в различных государствах, сохранив при этом русскую речь, нравы, духовные и культурные устои. В основном это были личности независимых специальностей, таких как деятели художества, литературы, театра и кинематографа.
Одним из представителей независимых специальностей был Исцеленов Николай Иванович (1891 – 1981) – архитектор, художник. Автор церковных и гражданских сооружений во Франции и Бельгии.
Так в 1920 году Н. И. Исцеленов бежит в Финляндию. После отправляется в Хельсинки, там он женится на художнице М. А. Лагорио. Потом он уезжает в Берлин. Именно этот этап его жизни становится в большей мере продуктивным. В Берлине супруги входят в совет «Дома искусств». Помимо этого Исцеленов создает серию литографий для книги: «Экклезиаст» и «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова; выпускает альбомы рисунков: «Московские типы» и «Берлинские уличные типы». Исполняет иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина для издательства «Нева».
Уже после жизни в Берлине, в 1924 г. Исцеленовы переезжают в Прагу, где к тому времени, в 1925 году произошла их общая выставка. Они осуществили план декораций к опере Ж. Оффенбаха для пражской Немецкой оперы. В Праге Исцеленов Н. И. сроднился с Сергеем Эфроном, и они совместно с режиссером британцем А. Брэйем старались сформировать театр-студию, в которой подразумевали установить трагедию «Царь Максимилиан» А. Ремизова и «Метель» М. Цветаевой. К сожалению, данная задумка сорвалась. Однако в 1924 г., в популярном российском издательстве издается книга-притча с обложкой работы Н. Исцеленнова.
В 1925 году супружеская пара прибывает во Францию, Париж. Недолго трудятся на фабрике кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья», где расписывают фарфор в духе российского модерна. Картины и фарфор были презентованы на выставках российского художества в Брюсселе , Париже , Праге.
В это время Исцеленов пишет русские монастыри и храмы, а кроме того увлекается иконописью.
Знакомство Исцеленнова с председателем сообщества “Икона” В. П. Рябушинским в значительной степени определила его последующую участь. Основной проблемой сообщества “Икона” было исследование и защита античной иконы, поддержка иконописных устоев и восточно-христианского художества, знакомство западного общества с иконописанием. 1-ое учредительное совещание сообщества произошло в 1927 годы. Из числа основоположников сообщества были С. Маковский, кн. Г. Трубецкой, С. Третьяков.
Общество “Икона” сплотило равно как знатоков российской старины, так и иконописцев. Практически мгновенно после его основания в него вступили Н. Глоба, С. Щербатов, Л. Успенский. Н. И. Исцеленов в 1951 г. стал председателем сообщества. Основными тенденциями в социальной работе “Иконы” было устройство докладов, издание каталогов, листовок согласно православной иконе и организаций выставок.
В окончании 1960-х – истоке 1970-х Исцеленнов промышлял механизмом колоколов брюссельского храма-памятника, каким был дан звук ростовского манеры. Иной популярной строительной постройкой Исцеленнова был храм названый в честь Св. Александра Невского и Св. Сюра в Льеже (Страна). Принял участие кроме того в постройке вышки "Мужчина-Монпарнас" в Париже.
Скончался Николай Иванович Исцеленов в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Благодаря своему многогранному таланту, энергии и творческой насыщенной жизни, Николай Иванович Исцеленнов – архитектор, художник, книжный иллюстратор, искусствовед, общественный деятель – стал видной фигурой Русского Зарубежья и поистине вписал свое имя в его славную историю.
Основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предписывал художникам содержание произведений искусства и творчиские принципы. Однако существенные изменения в самом бытии человека начинали основательно тревожить сознание общества. Так по сравнению с Советской Россией , в современной России происходит изменение в культурной сфере. В основном формируются различные средства массовой информации. Что мешает развитию свободы творчества. В результате чего происходит смешивание русской классики и заподной культуры.
Рецензии:
7.12.2016, 15:24 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Научный руководитель Нуралиева Э.М. Кравец В.С. разделила эмигрантов из России послереволюционного периода среди своих студентов и все они пишут в сходном стиле, студенческо- реферативном. У Нуралиева Э.М. нет ни одной ссылки на первоисточники. Не указано, кто и как изучал биографию этого эмигранта, и насколько позиции этих биографов совпали. Последние фразы текста мало похожи на выводы, содержание которых важно. Есть грамматические ошибки («…прибывающие за рубежом …» «…русской классики и заподной культуры»). Статью нужно переработать. При этом нужно указать, что большевики с приходом к власти негативно отнеслись к религии, вряд ли Исцеленов И.И. мог при них заниматься служению храмам.