студентка 4-го курса
Полесский государственный университет
Кафедра Банковское дело
Гончарик Екатерина Викторовна, Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет
УДК 330
Следование основным инновационным тенденциям, существующим в современном мире, – главная задача любого государства, так как именно постоянное внедрение инноваций позволяет занимать высокую нишу в различных международных системах. Немаловажную роль в эффективном осуществлении данного направления играет именно её налоговое регулирование со стороны государства, что и обуславливает актуальность выбранной темы научного исследования.
Объектом исследования – налоговое регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Предмет исследования – налоговые инструменты, применяемые для налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Цель работы: провести анализ существующей системы налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь, выявление её недостатков и поиск путей их устранения.
Поставлены следующие задачи:
1) изучение сущности инновационной деятельности и существующей системы её налогообложения в Республике Беларусь;
2) сравнительная характеристика существующих показателей развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и зарубежных странах;
3) выявление направлений совершенствования в сфере налогового регулирования инновационной деятельности и обоснование эффективности их применения на практике.
Эффективная национальная инновационная система представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь [1]. В настоящее время в Республике Беларусь действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Стратегия инновационного развития республики, предусмотренная Государственной программой, заключается в комбинировании внедрения прорывных технологий с «индустриально-инновационным» развитием традиционных секторов экономики [2, с. 4].
Следует понимать, что новации являются важным источником развития производственных отраслей реального сектора экономики. Для того чтобы избежать накопления инновационных продуктов без их дальнейшего внедрения в производство и, как следствие, морального устаревания технологий, государству и субъектам хозяйствования необходимо эффективно взаимодействовать друг с другом. Одним из подобных способов взаимодействия выступает система налогообложения, регулирующая инновационную деятельность. Выделяют следующие факторы, которые препятствуют развитию инновационной деятельности:
Государству необходимо учитывать вышеуказанные факторы инновационного развития, чтобы в будущем иметь возможность на макроуровне разработать налоговые стимулы, которые максимально эффективно повлияют на инновационную политику предприятий.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ и краткая характеристика основных налоговых льгот, действующих в Республике Беларусь и зарубежных странах.
Таким образом, Правительство Республики Беларусь старается не ограничиваться применением определённого круга инструментов налогового регулирования. Существует обширный перечень льгот, которые предоставляются субъектам экономики, занимающихся научной, инновационной, исследовательской работой. Государство, в большей степени, поддерживает организации государственной формы собственности, что связано с относительным низким уровнем приватизации в стране и не достаточно развитыми рыночными механизмами. Есть и такие виды налоговых инструментов, которые применяются менее активно, например, налоговые каникулы или ускоренная амортизация.
С целью определения мировых лидеров в сфере инноваций ежегодно производится расчёт «Глобального инновационного индекса», определяющего по множеству критериев мировых лидеров в сфере инноваций. По результатам данного исследования в 2016 году Республика Беларусь заняла 79 позицию, опустившись вниз по сравнению с предыдущим годом на 26 пунктов [4].
Для выявления причин неэффективности и, как следствие, непривлекательности объектов инновационной сферы Республики Беларусь проведём анализ основных её показателей в сравнении с тремя странами мира: Россией (43 место) как примером постсоветского государства и двумя странами-лидерами «Глобального инновационного рейтинга-2016» – Швейцарией (1 место в рейтинге) и США (4 место в рейтинге).
Одним из важнейших показателей развития инновационной сферы Республики Беларусь является уровень внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту государства (рисунок 1).
Исходя из проведённого анализа видно, что процент затрат на инновации к ВВП в странах-лидерах значительно выше (более чем в 4 раза), чем в Республике Беларусь, что свидетельствует о недостаточном финансировании данной сферы деятельности государства на современном этапе развития.
Не менее важным показателем является структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (рисунок 2).
Внутренние затраты Республики Беларусь с точки зрения источников финансирования практически полностью покрываются за счёт средств государства (48,3%) и средств предпринимательского сектора (43,8%). Данная тенденция прослеживается и в России, где иностранные источники в данной системе занимают лишь 2,5%, а также в Швейцарии и США (12,1% и 4,5% соответственно). Таким образом, структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования Республики Беларусь соответствует подобной в странах-лидерах мира по инновациям.
Ещё одним показателем развития инноваций является структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки (рисунок 3).
Наибольший удельный вес в затратах на исследования и разработки по секторам науки во всех рассмотренных странах занимает предпринимательский сектор (около 60-70%). Однако роль государственного сектора в исследуемых постсоветских государствах в разы больше, нежели в Швейцарии и США, поскольку в Беларуси по-прежнему преобладают объекты государственной формы собственности, в то время как общемировой тенденцией является полная приватизация имущества.
Показателем качества инновационной политики государства является также структура внутренних затрат на исследования и разработки по видам работ (рисунок 4).
По представленной структуре внутренних затрат на исследования и разработки по видам работ можно сделать вывод, что Республика Беларусь, Россия и США отдают предпочтение финансированию разработок, в то время как Швейцария 40,7% затрат на исследования и разработки направляет на прикладные исследования.
Определяющее значение в продвижении инноваций имеет величина интеллектуального потенциала страны (рисунок 5).
Численность исследователей в Республике Беларусь, по сравнению со странами-лидерами, сравнительно невелика. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить «утечку умов» за границу, отсутствие явных перспектив в связи с недостаточным развитием отрасли, а также несовершенство государственной инновационной политики Республики Беларусь, в том числе в части налогообложения инновационной деятельности.
Таким образом, значительными препятствиями для эффективного развития инновационной деятельности в Республике Беларусь являются низкая привлекательность инвестирования в отрасль со стороны национальных и зарубежных инвесторов, недостаточное финансирование инновационных проектов, сравнительно невысокая численность научных сотрудников. Республика Беларусь должна уделять должное внимание решению данных проблем, в том числе совершенствуя методы налогового регулирования инновационной деятельности в целях повышения заинтересованности потенциальных инвесторов в реализуемых инновационных проектах страны.
С учётом вышеизложенного материала можно предложить следующие направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь:
Заключение
Таким образом, в данной работе были решены следующие задачи:
Рецензии:
6.12.2016, 18:00 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Основания: 1.Актуальность проблематики... 2.Стиль автора дает основания принять все научные доводы. 3.Компетенция реальная образовательная реальность. 4.Логические связи между частями статьи показывают хорошую информированность.Между тем имеется вопрос к автору:Как на практике будет применяться включение прибыли в затраты и расходы на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на правовое оформление и защиту прав на них при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий