Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 06.12.2016. Последняя правка: 10.01.2017.
Просмотров - 2522

Налоговое регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

Орляк Юлия Юрьевна

студентка 4-го курса

Полесский государственный университет

Кафедра Банковское дело

Гончарик Екатерина Викторовна, Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе была охарактеризована сущность инновационной деятельности, проведён анализ инструментов налогообложения в Республике Беларусь, а также рассмотрены основные показатели затрат в области инновационной сферы Республики Беларусь в сравнении с другими странами.


Abstract:
The article describes the essence of innovation, the analysis of tax instruments carried out in the Republic of Belarus, as well as there are the main indicators of costs considered in the area of the Republic of Belarus in the sphere of innovation in comparison with the other countries.


Ключевые слова:
налоги; инновации; налоговое регулирование; инновационная политика; инструменты; налоговые каникулы; налоговый режим; внутренние затраты.

Keywords:
taxes; innovation; tax regulation; innovation policy; instruments; tax holidays; tax regime; internal costs.


УДК 330

Следование основным инновационным тенденциям, существующим в современном мире, – главная задача любого государства, так как именно постоянное внедрение инноваций позволяет занимать высокую нишу в различных международных системах. Немаловажную роль в эффективном осуществлении данного направления играет именно её налоговое регулирование со стороны государства, что и обуславливает актуальность выбранной темы научного исследования.  

Объектом исследования – налоговое регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Предмет исследования – налоговые инструменты, применяемые для налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Цель работы: провести анализ существующей системы налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь, выявление её недостатков и поиск путей их устранения.

Поставлены следующие задачи:

1) изучение сущности инновационной деятельности и существующей системы её налогообложения в Республике Беларусь;

2) сравнительная характеристика существующих показателей развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и зарубежных странах;

3) выявление направлений совершенствования в сфере налогового регулирования инновационной деятельности и обоснование эффективности их применения на практике.

Эффективная национальная инновационная система представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь [1]. В настоящее время в Республике Беларусь действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Стратегия инновационного развития республики, предусмотренная Государственной программой, заключается в комбинировании внедрения прорывных технологий с «индустриально-инновационным» развитием традиционных секторов экономики [2, с. 4].

Следует понимать, что новации являются важным источником развития производственных отраслей реального сектора экономики. Для того чтобы избежать накопления инновационных продуктов без их дальнейшего внедрения в производство и, как следствие, морального устаревания технологий, государству и субъектам хозяйствования необходимо эффективно взаимодействовать друг с другом. Одним из подобных способов взаимодействия выступает система налогообложения, регулирующая инновационную деятельность. Выделяют следующие факторы, которые  препятствуют развитию инновационной деятельности:

  1. Высокая наукоёмкость представляет собой необходимость применения новых знаний как результатов научной деятельности;
  2. Высокая интеллектуальная ёмкость основывается на необходимости привлечения высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников;
  3. Высокие риски обусловлены неопределённостью рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь потерю финансовых и иных ресурсов, затраченных на реализацию инновационных проектов;
  4. Долгосрочная окупаемость результатов связана с инвестиционным характером инновационной деятельности, необходимостью освоения новых рынков сбыта инновационной продукции [3, с. 23-25].

Государству необходимо учитывать вышеуказанные факторы инновационного развития, чтобы в будущем иметь возможность на макроуровне разработать налоговые стимулы, которые максимально эффективно повлияют на инновационную политику предприятий.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ и краткая характеристика основных налоговых льгот, действующих в Республике Беларусь и зарубежных странах.



Таким образом, Правительство Республики Беларусь старается не ограничиваться применением определённого круга инструментов налогового регулирования. Существует обширный перечень льгот, которые предоставляются субъектам экономики, занимающихся научной, инновационной, исследовательской работой. Государство, в большей степени, поддерживает организации государственной формы собственности, что связано с относительным низким уровнем приватизации в стране и не достаточно развитыми рыночными механизмами. Есть и такие виды налоговых инструментов, которые применяются менее активно, например, налоговые каникулы или ускоренная амортизация.

С целью определения мировых лидеров в сфере инноваций ежегодно производится расчёт «Глобального инновационного индекса», определяющего по множеству критериев мировых лидеров в сфере инноваций. По результатам данного исследования в 2016 году Республика Беларусь заняла 79 позицию, опустившись вниз по сравнению с предыдущим годом на 26 пунктов [4].

Для выявления причин неэффективности и, как следствие, непривлекательности объектов инновационной сферы Республики Беларусь проведём анализ основных её показателей в сравнении с тремя странами мира: Россией (43 место) как примером постсоветского государства и двумя странами-лидерами «Глобального инновационного рейтинга-2016» – Швейцарией (1 место в рейтинге) и США (4 место в рейтинге).

Одним из важнейших показателей развития инновационной сферы Республики Беларусь является уровень внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту государства (рисунок 1).

Исходя из проведённого анализа видно, что процент затрат на инновации к ВВП в странах-лидерах значительно выше (более чем в 4 раза), чем в Республике Беларусь, что свидетельствует о недостаточном финансировании данной сферы деятельности государства на современном этапе развития.

Не менее важным показателем является структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (рисунок 2).

Внутренние затраты Республики Беларусь с точки зрения источников финансирования практически полностью покрываются за счёт средств государства (48,3%) и средств предпринимательского сектора (43,8%). Данная тенденция прослеживается и в России, где иностранные источники в данной системе занимают лишь 2,5%, а также в Швейцарии и США (12,1% и 4,5% соответственно). Таким образом, структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования Республики Беларусь соответствует подобной в странах-лидерах мира по инновациям.

Ещё одним показателем развития инноваций является структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки (рисунок 3).



Наибольший удельный вес в затратах  на исследования и разработки по секторам науки во всех рассмотренных странах занимает предпринимательский сектор (около 60-70%). Однако роль государственного сектора в исследуемых постсоветских государствах в разы больше, нежели в Швейцарии и США, поскольку в Беларуси по-прежнему преобладают  объекты государственной формы собственности, в то время как общемировой тенденцией является полная приватизация имущества.

Показателем качества инновационной политики государства является также структура внутренних затрат на исследования и разработки по видам работ (рисунок 4).

По представленной структуре внутренних затрат на исследования и разработки по видам работ можно сделать вывод, что Республика Беларусь, Россия и США отдают предпочтение финансированию разработок, в то время как Швейцария 40,7% затрат на исследования и разработки направляет на прикладные исследования.

Определяющее значение в продвижении инноваций имеет величина интеллектуального потенциала страны (рисунок 5).

 

Численность исследователей в Республике Беларусь, по сравнению со странами-лидерами, сравнительно невелика. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить «утечку умов» за границу, отсутствие явных перспектив в связи с недостаточным развитием отрасли, а также несовершенство государственной инновационной политики Республики Беларусь, в том числе в части налогообложения инновационной деятельности.

Таким образом, значительными препятствиями для эффективного развития инновационной деятельности в Республике Беларусь являются низкая привлекательность инвестирования в отрасль со стороны национальных и зарубежных инвесторов, недостаточное финансирование инновационных проектов, сравнительно невысокая численность научных сотрудников. Республика Беларусь должна уделять должное внимание решению данных проблем, в том числе совершенствуя методы налогового регулирования инновационной деятельности в целях повышения заинтересованности потенциальных инвесторов в реализуемых  инновационных проектах страны.

С учётом вышеизложенного материала можно предложить следующие направления совершенствования налогового регулирования  инновационной деятельности в Республике Беларусь:

  1. Значительная доработка нормативной базы в сфере налогового регулирования инновационной деятельности [6];
  2. Введение льготных ставок налога на добавленную стоимость в отношении реализации некоторых видов инновационной продукции;
  3. Включение в затраты расходов на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на правовое оформление и защиту прав на них при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль;
  4. Исключение из налогооблагаемого дохода средств, полученных в результате целевого финансирования в виде грантов;
  5. Создание механизма ускоренной амортизации приобретенного организациями высокотехнологичного оборудования и новых видов техники, произведенных организациями Республики Беларусь;
  6. Установление упрощённого режима налогообложения недвижимости отечественных организаций, которые занимаются производством  высокотехнологичного оборудования и новых видов техники [7];
  7. Отнесение к выплатам, не подлежащим налогообложению, доходов физических лиц, вознаграждений и премий, полученных  авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау);
  8. Освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль (т.е. введение налоговых каникул) в течение первых 2 лет работы организации, а также уплата 50% суммы налога – в последующие два года;
  9. Освобождение от уплаты подоходного налога выплат стимулирующего характера работниками изобретательской и рационализаторской деятельности;
  10. Введение льготы по налогу на прибыль для банков и иных кредитных организаций, которые осуществляют кредитование научных и инновационных организаций по льготным процентным ставкам.

Заключение
Таким образом, в данной работе были решены следующие задачи:

  1. Охарактеризована сущность инновационной деятельности;
  2. Проведён анализ инструментов налогообложения в Республике Беларусь;
  3. Рассмотрены основные показатели затрат в области инновационной сферы Республики Беларусь в сравнении с другими странами (Россия, США и Швейцария);
  4. Выявлены основные проблемы в сфере налогообложения инновационной деятельности и предложены пути их решения.

Библиографический список:

1. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальная инновационная система. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/nis/. – Дата доступа: 29.09.2016.
2. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Инновационная деятельность / Государственная программа инновационного развития. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/export/sites/default/ru/Documents/GPIR_2016_2020.doc. – Дата доступа: 29.09.2016.
3. Журнал «Международный бухгалтерский учёт №3» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.by/books/about . – Дата доступа: 19.11.2016.
4. The Global Innovation Index [Electronic resource] / Analysis / Global Innovation Index. – https://www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator/ – Date of access: 10.11.2016.
5. Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 304 с.
6. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2016.
7. О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2009 г., № 441 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.




Рецензии:

6.12.2016, 18:00 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Основания: 1.Актуальность проблематики... 2.Стиль автора дает основания принять все научные доводы. 3.Компетенция реальная образовательная реальность. 4.Логические связи между частями статьи показывают хорошую информированность.Между тем имеется вопрос к автору:Как на практике будет применяться включение прибыли в затраты и расходы на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на правовое оформление и защиту прав на них при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх