Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 22.12.2016. Последняя правка: 21.12.2016.
Просмотров - 2300

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА ХМАО-ЮГРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Ширгазина Яна Альфатовна

бакалавр

Югорский государственный университет

студентка, кафедра экономики

Бурундукова Елена Михайловна, доцент, кафедра финансов и банковского дела, Югорский государственный университет


Аннотация:
В статье рассматривается проблемы бюджета ХМАО-Югры в условиях кризиса.


Abstract:
The article discusses the problem of the budget of KHMAO-Yugra in crisis.


Ключевые слова:
проблемы; бюджет; округ; доходы; расходы; нефть.

Keywords:
problems; the budget; the County; income; costs; the oil.


УДК 332.1

Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут направлены средства. А характеризуют региональный бюджет его доходы и расходы.

В связи с этим представляется актуальность темы настоящей научной статьи.

Целью данной научной статьи  является по результатам исследования доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации выявить проблемные вопросы и рассмотреть направления их решения.

Задачи научной статьи:

  • Проанализировать доходы и расходы бюджета субъекта РФ;
  • Определить проблемы связанные с доходами и расходами бюджета субъекта РФ и пути их решения.

Объект исследования – ХМАО- Югра.

Предмет исследования – доходная и расходная часть бюджета округа.

Анализируемый период 2013-2015 гг.

Научная новизна
 исследования обусловлена комплексным подходом к изучению перспектив развития бюджета округа и разработкой практических рекомендаций.

Ханты-Мансийский АО - субъект Российской Федерации, образованный 10 декабря 1930 года. Согласно уставу Тюменской области, Югра входит в состав Тюменской области, но при этом является равноправным субъектом Российской Федерации. Округ является экономически самодостаточным регионом-донором.

ХМАО глубоко специализированный регион, здесь добывается более 55% российской нефти. Поэтому в отраслевой структуре экономики доминирует топливная промышленность (88%), еще 7% приходится на электроэнергетику. По сравнению с другими нефтегазодобывающими регионами (Ямало-Ненецким АО, Самарской области, Татарстана) по динамике промышленного производства ХМАО не имеет диверсифицированную экономику.

Поэтому на доходную часть бюджета округа, значительно повлияет снижение нефтегазовых цен. В связи с дестабилизацией экономики с 2013 году, снижение нефтегазовых цен распространилось на 2014г. и 2015г. (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели исполнения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в млн.руб.:[2]

Года

Доходы бюджета ХМАО-Югры, млн.руб.

 

Темп роста, %

Расходы бюджета ХМАО-Югры,

млн.руб.

Темп роста, %

Дефицит/ профицит бюджета, млн. руб.

2013 г.

 136 684,5

100

166 916,7

100

-30 232,2

2014 г.

197 019,5

144,1

184 362,6

110,5

+12 656,9

2015 г.

 

228 148,6

115,8

221 654,7

120,2

+6 493,9

Доходы бюджета увеличились на 15,8%, но расходы так же увеличились на 20,2%, темп роста расходов превышает темп роста доходов, но тем не менее суммарно доходы выше расходов. Согласно таблице в 2015 году произошел профицит бюджета и он составил 6 493,9 млн.рублей.

В 2013 году сформировался дефицит бюджета округа, около 30 млрд. руб. Во время экономического кризиса, который пришелся на 2014-2016 года был получен профицит, в основном за счет государственной поддержки. Дефицит бюджета правительство округа покрывало за счет кредитов в банках. Данный вариант решения проблемы невыгоден, ввиду ухудшения кредитного доверия к округу.

Рассмотрим темп роста доходной части бюджета ХМАО-Югры:

Таблица 2 – Состав, структура и динамика доходов бюджета ХМАО-Югры, млн.:[2]

Наименование разделов

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

сумма, млн.руб.

доля, %

сумма, млн.руб.

доля,

%

сумма, млн.руб.

доля,

%

Безвозмездные поступления

5 759,5

4,2

 9 403,1

4,7

 

13 731,0

 

6,0

238,4

Неналоговые доходы

4 941,0

3,6

3 869,9

 

2,0

9 240,4

 

4,1

 

187,0

Налоговые доходы

125 984,0

 

92,2

183 745,7

 

93,3

205 176,2

 

89,9

162,9

Итого

136 684,5

100,0

197 018,7

100,0

228 148,6

100,0

166,9

Из таблицы 2 видно, что основную часть бюджета ХМАО-Югры составляют налоговые поступления. Темп прироста безвозмездных поступлений увеличился  на 138,4%. Так же возросли неналоговые доходы, темп прироста которых составил 87%. Доходы 2015 году по отношению к 2013 году увеличился на 91464,1 млн.руб., (166,9%). По большей части быстрый рост налоговых поступлений обусловлен необходимостью покрытия темпов роста расходов бюджета, а так как налоговые поступления занимают большую, если не сказать основную, долю доходов бюджета данное решение является эффектным.

Рассмотрим информацию о динамике и структуре расходов бюджета округа за 2013-2015 годы в разрезе разделов функциональной классификации расходов (таблица 3).

Таблица 3 - Состав и структура расходов бюджета ХМАО - Югры, в млн. руб.:[2]

Наименование разделов

2013 г.

2014 г.

2015 г.

сумма, млн.руб.

доля, %

сумма, млн.руб.

доля, %

сумма,

млн.руб.

доля, %

Общегосударственные вопросы

4 642,6

2,8

4 937,3

2,7

5 529,3

2,5

Национальная оборона

40,7

0,0

54,9

0,0

60,0

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3 447,6

2,1

3 236,6

1,8

3 138,1

1,4

Национальная экономика

15 970,3

9,6

16 622,0

9,0

34 144,1

15,4

Жилищно - коммунальное хозяйство

22 114,1

13,2

17 565,0

9,5

26 006,1

11,7

Охрана окружающей среды

1 086,4

0,7

1 167,9

0,6

609,3

0,3

Образование

36 016,4

21,6

50 242,7

27,3

53 714,2

24,2

Культура, кинематография

1 754,6

1,1

1 842,3

1,0

1 978,4

0,9

Здравоохранение, физическая культура и спорт

41 219,8

24,7

44 236,4

24,0

45 494,1

20,5

Социальная политика

25 274,7

15,1

28 746,2

15,6

29 758,5

13,4

Межбюджетные трансферты

4 013,6

2,4

4 889,4

2,7

5 014,1

2,3

Средства массовой информации

856,3

0,5

880,2

0,5

926,4

0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

237,5

0,1

414,6

0,2

1 613,8

0,7

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

10 233,1

6,1

9 527,1

5,2

13 668,3

6,2

Всего

166 916,7

100,0

184 362,6

100,0

221 654,7

100,0

Доля финансирования в общем объеме была повышается к 2015 году по таким направлениям как: национальная экономика (+5,8%); образование (+2,6%); обслуживание государственного и муниципального долга (+0,6%); межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (+0,1%).

Национальная экономика это раздел в который входят расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики этот раздел социально значим и повышение его доли является необходимым. Образование очень важный аспект формирование личности и затраты на него необходимы для более качественного его уровня. Так как правительство округа было вынуждено покрыть дефицит бюджета кредитами, возросла доля показателя «обслуживания муниципального и государственного долга», данный раздел можно было бы сократить, применяя другие источники покрытия дефицита. Так как из доходов бюджета округа часть уходит в муниципалитеты (на выплату зарплат учителям, врачам), возросла доля показателя «межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектам РФ и муниципальных образований».

Доля расходов за анализируемый период снижается по разделам: общегосударственные вопросы (-0,3%); национальная безопасность и правоохранительная деятельность (-0,7%); жилищно-коммунальное хозяйство (1,5%);  охрана окружающей среды (-0,4%); культура и кинематография (-0,2%); здравоохранение, физическая культура и спорт (-4,2%); социальная политика (1,7%); межбюджетные трансферты (-0,1%); СМИ (-0,1%).

            Можно предположить, что, так как увеличение и уменьшение доли разделов зависит, прежде всего, от распределения финансирования в связи со сложившейся экономической ситуации в стране и в округе и увеличено финансирование тех разделов в которых округ нуждался явно, незначительное сокращение потерпели все остальные разделы, но это не критично.

Основную массу среди доходов данного бюджета составили налоговые поступления. А среди расходов – разделы «Здравоохранение», «Образование» и «Национальная экономика».

Основными проблемами формирования доходной и расходной части бюджета округа Югры в данный момент является:

  1. Зависимость бюджета округа от нефти в условиях экономического кризиса и низкими ценами на нефть;
  2. Слабая диверсификация структуры экономики.

Решением данных проблем могут стать следующие действия:

1) Для сбалансированности бюджета региона необходимо создать региональный резервный фонд достаточных размеров  для покрытия возможного дефицита бюджета;

2) Для диверсификации экономики региона можно сформировать специальную комиссии, в чьи полномочия войдёт разработка программы модернизации экономики, имеющей окружное значение, координирующей интересы многих хозяйствующих субъектов;

3) Воссоздать в полной мере звено коммерциализации инноваций, через создание городского бизнес-инкубатора, в чьи полномочия войдёт не только формирование перспективных проектов в рамках модернизации городской экономики, но и направленное повышение качества профессиональной подготовки кадров управления;

4) Создание условий для развития частного бизнеса, осуществлять подготовку кадров для сферы услуг, для развития нематериальной сферы, которая поможет улучшить доход бюджета округа;

5) Ввиду неэффективности природоохранных мероприятий в целях комплексного решения проблем экологической безопасности ХМАО- Югры необходимо вести разработку и принятие законов и иных нормативных правовых округа в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и водные отношения в пределах его территории;

6) В будущем  необходимо стараться не прибегать к заимствованию как инструменту покрытия дефицита регионального бюджета.

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного пути решения данных вопросов зависит экономическое и социальное развитие региона.

Библиографический список:

1. Официальный сайт органов государственной власти ХМАО-Югры [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.admhmao.ru (дата обращения 12.11.2016)
2. Рой О. М., Петров А. И. Стратегия монопрофильного города (опыт подготовки и методология разработки) // Муниципальная власть. 2004. № 3. С.81–8
3. Статья «Цены на нефть продолжают снижаться» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://regnum.ru/news/economy/2206967.html (дата обращения 17.11.2016)
4. Фасиков Ю. Ф. Теоретические проблемы социально экономического развития ХМАО — Югры // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 316-319.
5. Экономика и юриспруденция: теория и практика: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2015. –116 с.




Рецензии:

22.12.2016, 17:54 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья оформлена по правилам. имеет таблицы с новыми цифрами. выводы заслуживают внимание. статью можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх