Северо-Кавказский Федеральный Университет, Юридический Институт
Студентка
Лесниченко Инна Павловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Юридического Института Северо-Кавказского Федерального Университета
УДК 34. 342
Введение. Одним из главных принципов «правового государства» является признание высшей юридической силы Конституции, ее прямом действии на всей территории страны. Этим и обосновывается то, что «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» [5, ст.15]
В Российской Федерации много органов наделены полномочием выступать с законодательной инициативой, поэтому на практике реализовать данный принцип помогают прокурорский надзор за законностью, глава государства-Президент РФ, который является гарантом Конституции, а также специальные правовые институты. «Одним из таких институтов является конституционный контроль, который также обеспечивает разделение и равновесие властей в правовом государстве.» [1, с.155]
Актуальность. Выбранная тема является актуальной в настоящее время, поскольку мы живем в правовом государстве, которое именуется таковым Конституцией РФ 1993г. И в связи с этим должны понимать главные принципы правового государства, уметь обратиться в нужную инстанцию при нарушении Основного закона нашей страны.
Цель работы.
Главная цель работы состоит в том, чтобы дать понятие конституционному контролю в Российской Федерации и определить его значение в правовом государстве.
Задачи:
1. Исследовать различные точки зрения ученых о понятии конституционного контроля;
2. Выявить функции конституционного контроля и Конституционного Суда РФ, его осуществляющего;
3. Сформулировать выводы о значении конституционного контроля.
Материалы и методы.
Работа была проведена на основании изучения различных научных статей, учебников и пособий. При исследовании мы воспользовались методами анализа и синтеза.
Научная новизна состоит в анализе понятий конституционного контроля, конституционного надзора и контроля и надзора вообще, а также рассмотрении значения конституционного контроля в Российской Федерации и формулирование выводов на основе этого.
Основная часть.
Исследуя данную проблему, можно встретить в юридической терминологии два основных понятия- конституционный надзор и конституционный контроль.
Для характеристики данных терминов большое значение имеют понятия надзор и контроль. Так, Ожегов С.И. толкует понятие «контроль» как 1. «Проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора» .Так же автор дает понятие «надзору», как «Орган, группа лиц для наблюдения за кем-чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил». [7,с.286]
Лексикограф В.И. Даль определяет «контроль» как «учет, поверка счетов, отчетности, присутственое место, занимающееся поверкою отчетов»[4,с.401]
Таким образом, на основе представленных толкований можно выявить несколько форм контроля: наблюдение, которое можно отождествить с надзором, и проверки, то есть активные действия.
Понятие «конституционный контроль» можно рассмотреть с различных подходов. Например, Нерсесянц В. С. дает такое определение конституционному контролю, как «обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер» [3, с.681.]
Д. Л. Златопольский считает, что под конституционным контролем необходимо понимать деятельность государственных органов, должностных лиц по проверке соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех иных актов высших органов государства. [3,с. 681]
Витрук Н. В., в свою очередь, подчеркивает, что конституционный контроль-это «специфические функции компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений» [2,с. 25]
Потребность в конституционном контроле объясняется наличием демократических принципов в правовом государстве. В истории как зарубежных стран, так и отечественного государства, можно увидеть множество примеров, когда изданные нормативно-правовые акты и законы противоречили основному закону страны, и в связи с этим возникали различные спорные и нередко влекущие за собой негативные последствия ситуации. В основном такие ситуации происходили в сфере единообразного применения и толкования законодательства.
Решение данной проблемы в Российской Федерации возложено на органы конституционного контроля, в частности на Конституционный Суд РФ. Именно этот орган государственной судебной власти наделен полномочиями в сфере проверки законов и актов на предмет конституционности. Осуществление этой проверки происходит:
1. В форме «абстрактного нормоконтроля», который предполагает проверку нормативно-правовых актов, не связанную с конкретным делом;
2. В форме «конкретного нормоконтроля», который предполагает проверку акта в конкретном деле.
Помимо этого Конституционный Суд выступает гарантом «разделения и равновесия властей», так как полномочен «разрешать споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ». [1, с.157]
Вынесенные решения Конституционного суда РФ после осуществления проверки конституционности нормативно-правового акта или же разрешении спора относительно компетенции высших органов государства являются конкретными. Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу сразу же после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, организаций, граждан и их объединений.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Законодатель не вправе издавать нормы, аналогичные тем, которые Суд признал неконституционными.
Выводы.
В связи с этим можно выявить несколько аспектов значения конституционного контроля. Во-первых, посредством конституционного контроля напрямую осуществляется защита основ конституционного строя РФ. Во-вторых, с помощью конституционного контроля гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина в РФ. В-третьих, конституционный контроль обеспечивает верховенство и прямое действие Консти¬туции РФ на всей территории Российской Федерации.
Заключение.
Подводя итог, можно сказать, что конституционный контроль осуществляет «защиту конституции» в юридическом смысле,[6,с.34] а также способствует устранению конституционно-правовых коллизий и конкуренции между юридическими нормами.
Рецензии:
4.02.2017, 14:41 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Статья может быть рекомендована для публикации. В дальнейшем, возможно, внимание автора сможет привлечь публикация http://elibrary.ru/item.asp?id=27278817.