Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
студент
Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
УДК336.025
Введение: Еще в середине XX века человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами. Современные ученые выделяют несколько десятков основных вопросов, требующих пристального внимания человека. Все глобальные экологические проблемы возникали как следствие антропогенного воздействия на окружающую среду посредством глобализации.
Актуальность данной проблемы не требует детального обоснования, так как каждое государство, да и каждый конкретный человек, прямо зависят от экологической обстановки на нашей планете.
Цель работы заключается в исследовании имеющихся методов стимулирования поддержания состояния окружающей среды, а также в выявлении новых.
Задачи статьи:
Научная новизна заключается в сопоставлении имеющегося опыта нашей страны и зарубежных стран на современном этапе.
Правительство стран ставит перед собой задачу остановки прогрессирующих глобальных экологических проблем. Для этого применяются агитационные программы, а также государство устанавливает законы и подзаконные акты, которые направлены на улучшение текущей экологической ситуации в стране.
К одним из таких законодательных актов относится Налоговый кодекс Российской Федерации. Он имеет статьи, которые прямо или косвенно регулируют природопользование.
Налоги, то есть обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, и сборы, то есть обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которых обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности, в своей мере осуществляют контроль за пользованием объектами флоры и фауны, водными ресурсами. Их обязаны уплачивать как физические, так и юридические лица, то есть организации.
Сущность налогов и сборов, имеющих экологическую направленность, проявляется в их функциях: фискальной, контрольной, распределительной, ресурсосберегающей, стимулирующей и компенсационной.
Платежи за пользование природными ресурсами являются важными элементами природопользования, а также основными методами направления интересов государства и всего общества в целом. Они должны помогать в решении следующих вопросов:
1. рациональное с точки зрения экологии использование природных ресурсов;
2. выполнение стимулирующей функции в целях добычи необходимого сырья для страны
3. пополнение казны
4. обоснованное и логичное изъятие всех видов природных платежей и, соответственно, последующее объективное распределение.
Ранее в Российской Федерации выдвигались предложения введения экологического налога. В настоящее время он существует в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, даввный вид платежа в недостаточной мере покрывает урон, нанесенный окружающей среде.
Лишь некоторые аспекты природопользования отражены в Налоговом кодексе.
Одним из налогов и сборов, прямо относящимся к природопользованию, является сбор за пользованием объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Данный сбор направлен на регулирование изъятия объектов животного мира и водных биологических ресурсов из среды их обитания.
Ставки сбора устанавливаются на каждую конкретную особь. Если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в научных целях, то законодательно предусматривается льготная ставка в размере 0 рублей. Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается при получении разрешения на добычу объектов животного мира; за пользование объектами водных биологических ресурсов - в виде разового и регулярных взносов.
Еще одним налогом, регулирующим природопользование, является водный налог. С его помощью регулируется забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов.
По каждому виду водопользования налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Ставка водного налога при заборе водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается ежегодно (с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных из водного объекта ).
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует пользование недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Ставка рассчитывается исходя из вида добытого полезного ископаемого, его объема и дохода от его реализации.
Однако эти статьи в должной мере не отображают и половины экологических проблем, существующих в нашей стране.
Одной из крупнейших проблем современной России в сфере экологии, несущих за собой последствия в виде загрязнения почвы, водных ресурсов и атмосферы, является проблема утилизации бытовых отходов.
Каждый человек ежедневно производит несколько килограммов мусора в процессе повседневной жизни – это и жестяные банки из-под консервов и напитков, и полиэтилен, и стекло, и прочие отходы. Что уже говорить об использованных батарейках и аккумуляторах, которые просто выбрасываются с общей массой мусора большинством населения нашей страны. К сожалению, в большинстве населенных пунктов России утилизация мусора представляет собой просто огромные неконтролируемые свалки, которые в жаркое время года имеют огромную вероятность возгорания.По данным исследователей, ежегодно каждый житель России производит около тонны бытовых отходов. При этом доля неутилизированных отходов ежегодно возрастает. Если естественные продукты жизнедеятельности человека перегнивают и приносят определенную пользу почве, то всё, что касается ТБО, остается тяжелым грузом для нашей планеты, образуя свалки.
Сортировка и переработка бытовых отходов в России слаборазвита. В стране практически отсутствуют комплексы по сортировке мусора.
Проблема утилизации отходов может быть решена при наличии контроля за правильностью процедуры утилизации отходов на примере зарубежных стран.
Еще много лет назад немецкие экологи подняли проблему утилизации бытовых отходов. Эксперты считали, что в Германии сформировалось так называемое «общество одноразовых продуктов», и страна вскоре будет погребено под горами мусора.
Однако, введенная в 1991 году на территории страны система «Duales System Deutschland GmbH» позволила немцам избежать экологической катастрофы.
Сбор бытовых отходов производится исключительно при помощи контейнеров, каждый из которых обозначен своим цветом и предназначен для определенного типа отходов:
• желтого цвета - предназначены для пластиковой упаковки;
• коричневого - для сбора пищевых и иных биологических отходов;
• голубого - для бумаги;
• серого или черного - для сбора прочего бытового мусора.
Также существуют специальные контейнеры для стекла, батареек и других возможных отходов. Причем внутри контейнеры устроены таким образом, что опускаемая в них тара разбивается на мелкие части, из-за чего достигается максимальная плотность загрузки контейнеров, и также происходит первичная подготовка боя для переработки. В каждом микрорайоне также есть и хозяйственные дворы, куда немцы, как правило, по субботам, везут различные крупные предметы, от которых им необходимо избавиться, но которые запрещено выбрасывать в обыкновенные контейнеры. Сегодня в стране действует более ста установок, которые рассчитаны на утилизацию более 18 миллионов тонн мусора, что рассчитано также и на зарубежные страны.
Результат: При введении сбора за утилизацию бытовых отходов, который будет создавать налоговое бремя для граждан в разумных пределах, а также сформирует для различных предприятий культуру избавления от отходов, позволит не только остановить неконтролируемый рост свалок, в том числе и в местах, где это запрещено, но и создаст дополнительные средства для развития в стране системы по утилизации бытовых отходов.
Заключение: В условиях современности с учетом масштабов эксплуатации природных ресурсов и необходимости поддержания экологического равновесия, экономическое устройство природопользования обретает все большее значение.
Налоговые и неналоговые платежи имеют схожую направленность – развитие максимально эффективного и безопасного природопользования посредством экономических методов или же, напротив, поощрения эффективных методов, например с помощью налоговых льгот.
Рецензии:
14.03.2017, 22:46 Набиев Алпаша Алибек
Рецензия: В настоящее налоги действительно являются одним их главных регуляторов состояния окружающей среды. В статье изложены новые подходы оптимизации этой проблемы. С этой точки зрения я рекомендую этой статью к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий