Студент
Северо-Кавказский Федеральный Университет
студент
Лесниченко И.П., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Юридического института СКФУ (г.Ставрополь)
УДК 34.096
Введение. В юридической литературе споры о роли и месте прокуратуры России в системе российской государственности не прекращаются и не теряют своей актуальности. Среди проблем выделяют, в частности, вопросы о необходимости прокуратуры России, ее полномочиях и др.
Актуальность темы исследования. Как любое современное государство, Российская Федерация разрабатывает собственный механизм обеспечения правопорядка в стране и надзора за соблюдением Конституции РФ, законов и нормативно-правовых актов всеми субъектами правоотношений, а роль главного, компетентного и эффективного звена в этом механизме отведена прокуратуре РФ. Поэтому актуально рассмотреть вопрос, касающийся значения прокуратуры в государственном механизме нашей страны.
Цели и задачи: проанализировать деятельность прокуратуры и ее принципов; определить место и роль прокуратуры в системе государственного управления.
Научная новизна исследования заключается в анализе функций прокуратуры РФ и выявлении ее преимуществ на современном этапе механизма государства.
Прежде чем говорить о проблемном вопросе,поставленном выше,необходимо дать определение прокуратуры. «Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполением действующего законодательства» [1, с. 523].
Чтобы сделать правильные выводы о значении прокуратуры РФ,необходимо проанализировать ее функции по осуществлению прокурорской деятельности. Функции прокуратуры - осуществляемые в строго регламентируемых федеральным законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой РФ задач, которые заключаются в реализации прокуратурой ее полномочий. Прокурорский надзор - важнейшая функция прокуратуры. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом этой деятельности являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, субъектами осуществления контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Выделяют два направления прокурорского надзора:
1) надзор за исполением законодательства;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами, осуществляющими оперативно-розызскную деятельность, дознание и предварительное следствие[1, с. 534]. Осуществляя данную функцию, органы прокуратуры реализуют статью 2 Конституции РФ, в которой закреплено плоложение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Особое внимание следует обратить на то, что проблема коррупции в органах власти приобрела масштабный характер. Кроме того, она стала причиной отказа от проведения государственных преобразований и реформ,а так же улучшения механизма государства. Ее последствия охватывают все сферы общественной жизни, что отрицательно сказывается как на обществе и государстве в целом, так и на отдельной личности. Для борьбы с коррупцией были приняты определенные меры. Так, одним из институтов, осуществляющих противодействие коррупции, являются органы прокуратуры. В современной России борьба с коррупцией стала основной задачей прокуратуры РФ. Прокуратура в процессе выполнения этой задачи осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными лицами их служебных запретов, ограничений и обязанностей. Кроме того, прокуратура имеет определенные полномочия по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Она так же вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов. Роль прокуратуры РФ в проведении антикоррупционной политики велика, поскольку ее органы осуществляют профилактические мероприятия, выявляют и воздействуют на причины коррупции, устанавливают и анализируют уровень коррумпированности тех или иных органов государственной власти и местного самоуправления. Осуществляя данную деятельность, прокуратура основывается на нормах международного права, на федеральный закон о противодействии коррупции, а также на нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Проводя антикоррупционную деятельность, прокуроры выносят представления, протесты, предостережения и постановления. На освнове данных фактов нужно сделать вывод о том, что такая деятельность прокуратуры Российской Федерации приносит эффективные результаты в борьбе с проблемой коррупции. Из этого следует, что органы прокуратуры качественно и в полной мере реализуют данную задачу, что доказывает их огромное значение в управлении российским государством.
Указом Президента РФ от 20 октября 1993 г. введено еще одно направление прокурорской деятельности — координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, котороя связана с увеличением количества преступлений в стране и необходимостью усилить борьбу с нею. Данная функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с другими правоохранительными органами, совместных операций, обмена необходимой информацией, разработки системы учета состояния преступности и раскрываемости преступлений и др. Прокуроры решают вместе с данными органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального строительства общества. К таким органам относят органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы внешней разведки и органы по контролю за оборотом наркотиков. Их взаимодействие дает возможность в полной мере обеспечить безопасность личности, общества и государства в целом.
Отдельно следует отметить такую функцию прокуратуры как регистрация и учет преступлений в целях выявления результатов борьбы с преступностью и прогнозирования динамики преступности в стране. Данную функцию прокуратура РФ реализует во взаимодействии с органами МВД, Министерством Юстиции, ФСБ и другими. Гаврилов Б.Я. утверждает, что правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета - нет преступления, нет правосудия[3]. Данное высказывание в полной мере доказывает важность и необходимость данной функции прокуратуры.
Следующая функция - уголовное преследование, которое осуществляется стороной обвинения для изобличения обвиняемого в преступлении. А прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Оно выражается в осуществлении ряда действий на определенном этапе досудебного расследования. Например, в вынесении решений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания, оспаривании незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров. Данная функция обеспечивает справедливость досудебного следствия.
Помимо перечисленной выше деятельности, прокуратура выполняет другие функции. Конституционный принцип состязательности судебного разбирательства гарантируется путем участия прокурора в делопроизводстве. Это позволяет наиболее тчательно изучить обстоятельства конкретного дела, обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов судопроизводства, повысить уровень справедливости и правильности судебных решений.
Шестая функция прокуратуры РФ заключается в контроле за соответствием расходов лиц, замещающие государственные должности, которая так же играет важную роль в функционировании механизма и аппарата государства.
Следует отметить, что нельзя отрицать значение следующих функций прокуратуры: функция уголовного преследования, функция участия в правотворческой деятельности, функция международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями. А также учесть то, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности по вопросам своей компетенции.
Осуществляя данные направления деятельности, прокуратура РФ основывается на следующих принципах: единство, централизация, независимость от федеральных и местных органов, законность и гласность. Так, единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы образовывают иерархичную систему, которая возглавляется Генеральным прокурором РФ. Они имеют общие цели, задачи, способы, меры и средства осуществления своей деятельности. Принцип единства заключается в том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору и наоборот.
Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов как на местном, так и на федеральном уровне.
Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции открыто для общества. Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, который является основополагающим в деятельности органов прокуратуры. Он заключается в исполнении Конституции РФ, законов и нормативно-правовых актов, конституций республик, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других законодательных актах, действующих на территории страны, всеми государственно-правовыми организациями и институтами, должностными лицами, гражданами и ,конечно же, прокуратурой Российской Федерации.
Заключение.Таким образом, изучая и анализируя основные функции прокуратуры, можно сделать вывод о том, что роль органов прокуратуры в функционировании государственно-правовых механизмах России велика. Более того, с усложнением задач в управлении государством и экономикой, появлением таких негативных явлений, как терроризм, коррупция значение деятельности прокуратуры будет возрастать. Поскольку данная деятельность направлена на реализацию главной задачи каждого государства - охрана прав и свобод человека и гражданина. Являясь важным инструментом в государственно-правовом механизме государства, прокуратура осуществляет координацию и организацию деятельности трех ветвей власти и обеспечивает их единство и взаимодействие. А ее обособленность от трех ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным, справедливым, правовым и независимым органом. Но только осуществляя рассмотренные выше функции в комплексе и взаимодействии, на основе приведенных принципов прокуратура Российской Федерации может по прову считаться эффективно действующим органом государственной власти. В этом и заключается особое значение прокуратуры в становлении и развитии государственности нашей страны.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий