кандидат филологических наук
ВУЗ "Международный гуманитарно-педагогический институт "Бейт-Хана"
преподаватель
УДК 82(569.4)
В свое символическое время известный русско-еврейский поэт Семен Григорьевич Фруг писал:
А в горнилах духа мысли,
В мастерских великих знанья,
Не звенит ли славой вечной
Их святое достоянье. [1, c.37]
Святым достояньем, насквозь пронизывающим всю эпоху существования мировой литературы и была Библия, ставшая и символом «серебряного века» русской поэзии и основой для создания произведений одним из прекрасных символистов этого периода Александром Александровичем Блоком.
Поэзия Блока тесно связана с новыми вениями в русской философии начала ХХ века. В советском литературоведении этим вопросом занимались И.С. Приходько [6], Р.Д. Клуге [4] Ю.В. Винницкая [3], С.А. Макарова [5], А. Эткинд[8] и другие. Однако, эти работы посвящены больше литературоведческой специфики в творчестве поэта. Нам хотелось бы проследить специфику тесной взаимосвязи философии и литературоведения в поэтическом мировоззрении Блока и показать, что без русской философии немыслим этот замечательный поэт.
Традиционно, когда говорили о Блоке в советском литературоведении, забывали о том, что тема творчества Блока связана непосредственно с духовностью в философском мире России этого периода. Блок и русская философия являлись единым органическим целым и символизм Блока – это прежде всего философская литература Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О.Гершона. Именно на этом моменте блоковской поэзии и хотелось бы остановиться в статье.
Блок и философия неразделимы. Одна из главных задач философии – исследовать антропологию в современном мире. Именно на этот вопрос и отвечает нам философия произведений Блока, о которой известный русский философ М.О. Гершензон писал: «Каждый человек рождается готовым и единственным, с определенной, нигде более не повторяющейся психофизической организацией. В каждой живой особи есть чувственно-волевое ядро, как бы центральное правительство, которое из таинственной глубины высылает свои решения и действует с непогрешимой целесообразностью. Каждое такое ядро, т.е. каждая индивидуальная воля – явившись в мире, все равно возьмем мы человека или лягушку, и, сообразно с этим, нет ничего более своеобразного, как мироотношение каждого живого существа… Но человеку, кроме этой стихийной воли, присуще самосознание, и поэтому стать человеком значит осознать своеобразие своей личности и разумно определить свое отношение к миру». [7]
Именно со своеобразностью и неповторимостью человека в мире связана и поэзия Блока.
Мировоззрение Александра Блока своими корнями уходящее в православное христианство, наполняет его произведения пафосом единства народного фольклора древней Руси и образности Византийского христианства в его первоначальной основе и создается впечатление, что слова «Слова о полку Игореве» сливаются с пением птицы Гамаюн:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облаченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!... [2, с.34-35]
Автор неслучайно из древнерусской поэзии выбирает образ Птицы Гамаюн. Это образ женщины, нашедший, впоследствии, свое воплощение в деве Марии.
Образ девы Марии в творчестве Блока тесно связан с образом Прекрасной Дамы и фактически сопровождает поэта всю жизнь и имеет свои индивидуально-символические особенности. Главной особенностью творчества Блока как раз и является то, что когда поэт использует мотивы Библии, они не являются отделенными от всей канвы общего поэтического наследия, а в любой момент, в любой период жизни у Блока встает образ страждущей и страдающей девы Марии, которая через горе преображает человека. В своей философской работе «Дух и реальность» Н.А.Бердяев писал: «Если бы не было страданий, не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, как трансцендирования жизни этого мира, не возникала бы вера в трансцендентный мир.» [7, с.413]
Прекрасная Дама и дева Мария в творчестве Блока сливаются в единство человеческой личности и постепенно, восходя к Богу, проходят путь от христианства к иудаизму с обязательным возвращением к христианству. Наиболее показательным в этом отношение является стихотворение «Благовещение», написанное в 1909 году.
Юные мечты о любви:
«С детских лет – видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла,
На оградах вспыхнувшие розы [2, c.416]
Тонкие поют колокола» – постепенно преображаются в полет познания человеком мира и обретения себя в древности:
«И тогда – незнаемою болью
Озарился светлый круг лица…
А над ними – символ своеволья – [2, c.416]
Перуджийский гриф когтят тельца.», но полет индивидуальности снова приводит поэта на «круги своя» и идя от иудаизма к самому себе он использует Vulgata для объяснения цели своей жизни.
Лишь художник, занавесью скрытый, -
Он провидит страстной муки крест
И твердит : «Profani procul ite,
Hic amoris locus sacer est». [2, с.416]
Именно в этом единстве сакральности и заключен религиозный Блок, который в следующем своем произведении «Успение», проводя параллель между жизнью и смертью, показывает непревзойденную красоту Вечности:
Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не яркий,
С волненьем в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы. [2, с.417]
Постепенно поэт раскрывает перед нами красоту православного Израиля, используя при этом образ трех царей и христианско-православную символику:
Златит далекие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.
Их привела как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи уже седые,
Как встарь сгоняют с гор стада.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит вдаль. [2, с.417]
Деву Марию и поэта объединяет образ Храма, где «высоко, у царских врат, причастный тайнам, - плакал ребенок о том, что никто не придет назад» [2, с.197]
Фактически каждое произведение Александра Блока пронизывает образ Прекрасной Дамы – Девы Марии, причем этот образ как кинолента, в которой перед читателем проходит вся жизнь Девы Марии:
Идешь ты к дому на горах,
Полдневным зноем залитая;
Идешь – повязка золотая
В смолистых тонет волосах. [2, с.100]
Гроб невесты легкой тканью
Скрыт от глаз в соборной мгле,
Пресвятая тонкой дланью
Охраняет на земле…
Над ее бессмертной дремой
Нить свершений потекла…
Это – Третий – Незнакомый
Кротко смотрит в купола. [2, с.175]
О жизни, догоревшей в хоре
На темном крилосе твоем.
О Деве с тайной в светлом взоре
Над осиянным алтарем.
О томных девушках у двери,
Где вечный сумрак и хвала.
О дальней Мери, светлой Мери
В чьих взорах – свет, в чьих косах – мгла. [2, с.223]
Блок с просветленной душой входит в Храм и склоняясь над крестом, ищет символ своей жизни.
Поэт с педалью и гордостью за свою страну несет свой крест. Как отмечает Бердяев в статье «Дух и реальность»: «Перенесение креста на социальную жизнь означает не послушание социальной данности, а принятие необходимости катастроф, революций и радикальных изменений общества. Ошибочно приписывать кресту консервативное значение.
Именно обращенность человека не к личному только спасению, но и к социальному преображению раскрывает личное, глубока личное призвание в духовной жизни…» [7,с.446]
Именно крест является главным символическим образом поэмы «Двенадцать», в которой поэт, идя от двенадцати заповедей Яхвистского кодекса, постепенно подводит нас к ученикам Иисуса Христа и благословляет изменение в обществе, которые ведут русский народ к новой жизни:
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос. [2,с.643]
Основу богатой библиотеки Бекетовского дома, создавшего Блока как личность в первую очередь составляли книги русских философов, что и легло в основу мировоззрения великого русского поэтического художника «серебряного века» Александра Александровича Блока. Александр Блок фактически создал поэтическую философию символизма. Сравнивая Человека с Богом, он воплотил его в образе Иисуса Христа – человека рожденного от Бога. Высокие идеалы гуманизма переплелись у поэта с Ветхим и Новым заветом, с идеалами древности, и слились в одно единое целое воплощение «Сикстинской мадонны» Рафаэля и образа Прекрасной Дамы, где женщина рождает суть Земли.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий