Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Менеджмент
Размещена 16.01.2017. Последняя правка: 18.01.2017.
Просмотров - 3813

Особенности управления знаниями в образовательных учреждениях

Никишина Анастасия Юрьевна

-

Южный Федеральный Университет

Магистрант

Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия


Аннотация:
В данной статье анализируются особенности системы управления знаниями как в российский компаниях, так и в зарубежных. Выявляются основные проблемы на пути развития данной системы, а также исследуются стратегии управления знаниями. В результате определяется положительное влияние управления знаниями на функционирование организаций.


Abstract:
This article analyzes the characteristics of the knowledge management system in Russian companies, as well as in overseas. Identify major problems in the development of this system, as well as investigates the knowledge management strategy. The result is determined by the positive impact of knowledge management on the functioning of organizations.


Ключевые слова:
управление знаниями; знания; организация; система управления знаниями; образование; образовательные учреждения.

Keywords:
knowledge management; knowledge; organization; knowledge management system; education; educational institutions.


УДК 338.24.01

Введение. Знаниям всегда отводилась значительная роль в обществе, однако в данный момент в ходе колоссальной конкуренции их значимость намного возросла. Данное явление необходимо связывать с мировым переходом на новую ступень развития, когда всю человеческую деятельность начинают вести руководители, которые обладают блестящими умениями управления знаниями, внедрения инноваций, ведения конкуренции с лидирующими структурами бизнеса в собственных экономических отраслях. Очевиден тот факт, что фундаментальной компетенцией любого сегодняшнего руководителя и ключевым конкурентным преимуществом любой организации в 21 веке являются готовность и умение управлять знаниями. Стремительно распространяется понятие «экономика знаний», что подразумевает собой экономику, которая основана на знаниях и в которой управление знаниями является основным элементом бизнес-стратегии, позволяющим организациям повышать скорость и результативность реакций на любые колебания бизнес-среды, стимулировать способности и возможные варианты ведения инновационной деятельности. Управление знаниями основывается на требовании переоценки важнейших экономических активов фирмы – её интеллектуального капитала.

Актуальность. Данное обстоятельство на сегодняшний день становится наиболее актуальным, поскольку почти до конца прошлого столетия множество учёных-экономистов полагали, что менеджмент – это исключительно менеджмент бизнеса. В настоящий момент такие представления являются пережитком прошлого, и современные экономисты понимают менеджмент, в первую очередь, в качестве управления любой фирмой.

Цели и задачи. Целью данной статьи является исследование особенности системы управления знаниями в образовательных учреждениях как в России, так и за рубежом. Задачи данной работы: исследовать характерные черты развития системы управления знаниями, проанализировать стратегии управления знаниями, проанализировать процессы управления знаниями и их влияние на функционирование компаний.

Научная новизна данной статьи заключена в том, что рассматриваемая в данной работе проблема является относительно новой в современных научных исследованиях и требует тщательного анализа, касающегося как теоретических, так и практических аспектов.

Согласно мнению одного из ведущих теоретиков менеджмента П.Дракера, бизнесмены и управленцы ощущают на себе переход к новой парадигме управления, когда к менеджменту относится всё, что в той или иной степени влияет на производительность компании и эффективность её деятельности. При этом значительную роль начинают играть некоммерческие организации и, следовательно, управление ими [6]. В данный момент некоммерческие фирмы в странах, имеющих развитую экономику, составляют весомую долю экономики. Более 61% капитала США принадлежит некоммерческим компаниям. Поэтому аспектам, касающимся изучения и внедрения современных технологий системы управления знаниями в некоммерческих фирмах, важно уделять значительное внимание [7]. Сказанное выше можно отнести к любой организации социально-экономической сферы нашей страны. Однако ввиду большой степени консервативного отношения в области управления особый интерес, по мнению авторов, порождают организации, которые работают в сфере образования. Когда речь идёт об управлении знаниями, необходимо понимать, что знания являются особым продуктом, нечто большим, чем просто информация. Согласно К. Джанетто и Э. Уиллеру, к ним также можно отнести моральные ценности, убеждения, идеи и изобретения, суждения, навыки и профессиональный опыт, теоретические аспекты какой-либо деятельности, правила, человеческие отношения, мнения, понятия и так далее [5]. К характерным чертам развития системы управления знаниями следует относить:

1)      Стремительное развитие знаний, всё больше проявляющих себя в форме прямой производительной силы.

2)      Непрерывно растущая роль наукоёмкого сектора, рост производственных объемов и сбыта современных наукоёмких технологий, ускоряющиеся процессы компьютеризации и автоматизации экономического пространства и общественной жизни.

3)      Рост капитализации рыночной стоимости компаний, которые осуществляют прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники.

4)      Капитализация затрат в человека в качестве одной из направлений системы государственных приоритетов в образовательном, научном и техническом развитии.

5)      Большие темпы обновления основных производственных фондов в секторах материального производства, обеспечивающих человеческую жизнь, и сферы услуг (в т.ч. и образовательных) [8].

Без затруднений можно войти в такое заблуждение, что образовательное учреждение лишено таких проблем, как проблемы управления знаниями, однако таким организациям присущи те же проблемы, которые присущи всем остальным организациям.

Если для любого человека современного общества система постоянного образования становится ключом к его успеху в карьере, то для любой компании обеспечение системы управления знаниями и переход к самообучению является ключом к победе в процессе конкурентной борьбы.

Присущие персоналу компании знания практически во всех отраслях развитых стран занимают роль главной компетенции и самого важного фактора развития стратегии и инноваций компании. Ввиду этого в долгосрочной перспективе управления знаниями, тесно увязанной с миссией и целями компании, основывается ряд мероприятий по формированию инновационной системы, основу которой определяют инфраструктура знаний, подготовка и обучение кадров и проектное финансирование развития системы постоянного образования и системы социального партнерства.

В обществе обычно считают, что образовательные учреждения сами по себе – это «фабрики» по производству и распространению знаний. Но важно не забывать о том, что значима не столько формальная передача накопленной информации, сколько умение собственного самообразования и перехода на систему «самообучающихся» организаций. Поэтому имеют важное значение подходы к выбору стратегии управления знаниями, которые можно применять к различным компаниям. Специалисты провели исследования, которые позволяют выявить 6 стратегий управления знаниями (УЗ) и перехода на систему самообучающихся организаций, которые могут быть использованы передовыми образовательными учреждениями на современном этапе развития общества.

  1. Стратегия УЗ как бизнес-стратегия. Её используют организации, в которых осознают, что УЗ и их распространение – это решающие факторы для обеспечения их конкурентоспособности и роста. Данные фирмы понимают знание в качестве продукта, а управления знаниями – в качестве фактора, оказывающего значительное положительное влияние на успешность компании.
  2. Стратегия трансферта знаний и лучшей практики. Данная стратегия является наиболее распространенной, она фокусирует своё внимание на систематических подходах к неоднократным исследованиям знаний и передачи лучшей практики в целях использования этого знания для совершенствования качества продукции и услуг. Происходящий обмен явными и неявными знаниями позволяет компании работать более результативно и экономично. Эта стратегия характерна для множества образовательных учреждений.
  3. Стратегия знаний, которая ориентирована на потребителя. Данная стратегия основывается на приобретении знаний о потребителях, на развитии и передаче знаний и понимания потребностей клиентов. Она особенно важна для образовательных учреждений в условиях спада демографии.
  4. Стратегия персональной ответственности за активы знаний. Компании, которые выбрали данную стратегию, полагают, что человек обладает знаниями, которые надо поддерживать, что на него следует возлагать ответственность за идентификацию, поддержаний и расширение собственных знаний. От людей также ждут понимания важности роста активов знаний и обмена ими. Данные фирмы понимают, что их персонал является наиболее ценным активом, и нуждаются в использовании и персональных знаний работников, и коллективных, важных для пользы компании и потребителей. В данных фирмах существуют тенденции к созданию команд, которые состоят из практиков, которые ответственны за состояние организационных знаний. Эта стратегия может быть интересной для образовательных организаций, ставящих в основе своего функционирования вопросы социального развития своего коллектива.
  5. Стратегия менеджмента интеллектуальных активов. Главное внимание в данной стратегии уделяют управлению интеллектуальными активами. Их результативное использование может помочь компаниям преумножить свои конкурентные преимущества. В образовательных учреждениях этот вопрос может решаться посредством создания различных сообществ, например, научных.
  6. Стратегия инноваций и создания знаний. Она делает акцент на инновации и на создание новых знаний с помощью организации исследований и стимулирования развития. Создание уникальных знаний может помочь фирме увеличить её конкурентные преимущества. Стратегия может воплощаться в жизнь в образовательных организациях посредством создания соответствующих инновационных центров. Она стала наиболее актуальной в наши дни, поскольку реализуется национальный проект «Образование» [9].

На практике та или иная организация использует не одну, а несколько стратегий УЗ, и выделяет из их ряда приоритетную.

Учреждения, направленные на образовательную деятельность должны определять наиболее подходящую для себя стратегию системы управления знаниями. Многообразие существующих стратегических подходов к УЗ в фирмах говорит о том, что в этой области существуют большие возможности, содержащиеся в знаниях, которые составляют основу инновационной деятельности. В ходе практической деятельности УЗ как функция и как вид управленческой деятельности в границах самообучающейся фирмы содержит в себе совокупность решений следующих задач: придание дополнительной ценности имеющейся базе информации с помощью выявления, отбора хранения, обобщения и распространения знаний; придание знаниям конкретного значения для потребителей для того, чтобы они являлись необходимой и доступной для пользователей информацией; воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, БД и в ПО; стимулирование прироста знаний; создание такой интерактивной общественной среды, в которой люди непрерывно обмениваются между собой информацией и соблюдают все условия, чтобы эффективно усвоить новые знания; оценка знаний в качестве основного капитала; трансфер знаний потребителям в необходимой форме [11].

Выполнение вышесказанных задачи послужило бы развитию системы постоянного образования. Пользование интеллектуальным капиталом и профессиональная компетентность кадров, которая с ним связана, обеспечили бы выживание и экономические благоприятные результаты любым образовательным учреждениям. Также важно осознавать, что управления знаниями является совокупностью стратегий и процессов, направленных на выявление, приобретение, распространение, использование и контроль качества знаний. Знания, которые были при этом получены, необходимо уметь контролировать, регулировать, расширять и воспроизводить, что является наиболее важным. Данный подход к процессу УЗ помогает обеспечивать конкурентоспособность любого вида деятельности, в т.ч. и образовательного. Это является особенно актуальным в 21 веке, когда происходит тенденция резкого возрастания роли менеджмента в некоммерческих компаниях. Множество образовательных учреждений различных размеров и масштабов выполняемых задач использует те или иные организационные структурные системы управления своими организациями. Такой подход помогает им более полно раскрывать свои организационные возможности и претворять в жизнь свои основные стратегические и инновационные цели. Когда образовательные учреждения внедряют систему УЗ, они часто сталкиваются с рядом трудностей и проблем, к которым, в первую очередь, относятся необходимость интеграции и расширения распространения знаний, ограниченный срок службы знаний, стандартизация знаний и сохранение их уникальности, непрерывный контроль за качеством знаний, наличие временных лагов для получения рентабельности от вложений в знания.

Чтобы понять и освоить новые знания нужно время, и люди нуждаются в обдумывании того, чем они занимаются, они не должны начинать выполнять работу незамедлительно, допуская при этом закономерные ошибки. Но множество образовательных учреждений, которые вкладывают средства в технологии глобальных коммуникаций и в распространение знаний, затруднительно понимают, что значит обдумывать, понимать и осваивать знания. Главным фактом в управлении знаниями являются не информационные технологии, а сотрудники компании. Работа с отдельным человеком является скрупулезным процессом, который требует определённой системы и чувства такта. УЗ можно понимать в качестве процесса, который помогает организациям извлекать конкурентные преимущества из объёма знаний, который находится в её распоряжении, вырабатывая свой инновационный подход к управлению своим персоналом.

Без сомнений необходимо признать тот факт, что даже значительные университеты, не использующие инновационные технологии по работе с сотрудниками, обречены на провал.

В процессе управления знаниями следует выделять данные процессы, связанные со знаниями:

1)      Создание и приобретение;

2)      Хранение и передача;

3)      Обдуманное использование и контроль над качеством;

4)      Создание определенной среды, которая будет способствовать их распространению;

5)      Овладение, развитие и приумножение [8].

В общем виде процесс УЗ в целостной системе образования необходимо сравнивать с постоянным единым образовательным механизмом и рассматривать в качестве составной части общей стратегии любого образовательного учреждения.

В ходе управления знаниями важно непрерывно помнить о том, что необходимо проводить контроль над качеством знаний. Данный этап – важнейший в процессе УЗ, поскольку качество знаний могут обеспечивать нужный уровень и статус любого учреждения образования. Если обнаружились недостатки в качестве имеющихся и приобретаемых знаний руководство должно вносить необходимые корректировки.

Самой трудной задачей организационного обучения является формирование в образовательном учреждении культуры, которая будет располагать сотрудников к инициативности, к тому, чтобы они охотно делились друг с другом информацией и опытом, а также к ответственности за свою деятельность. Даже присутствие нескольких авторитетных сотрудников, которые обладают достойным объёмом современных знаний, не гарантирует учреждению образования успех, поскольку очень важным является то, как они умеют делиться со своими коллегами этими знаниями. Руководство должно создавать специальные организационные структуры управления знаниями в образовательных учреждениях, которые предусматривают в зависимости от масштабов конкретной организации то или иное число сотрудников, так как это считается современным требованием развития любой компании [11]. Например, в небольших учреждениях образования (в обычной среднеобразовательной школе) такой структурой может быть заместитель директора по науке. Также такой структурой могут быть более сложные организационные системы управления. А в крупных учебных организациях высшего профессионального образования это могут быть центры инноваций или специализированные подразделения, занимающиеся вопросами внедрения и распространения системы УЗ. Причем все подобные организационные объединения не должны работать отдельно, так как их основной задачей является внедрение в организациях крупномасштабной системы УЗ, предусматривавшей участие в ней всех работников образовательного учреждения и переход к самообучающейся организации. Весьма ценным является то, когда подобные структуры управления помогают участвовать образовательному учреждению в программах развития образования государственного уровня. Например, существовал приоритетный национальный проект «Образование», в котором участвовало множество школ, университетов и других образовательных учреждений. Результаты данного проекта были поразительные: колоссальный обмен знаниями прошёл настолько эффективно, что эффект от данного проекта будет «работать» еще много лет. Во многих школах был подключен Интернет, была организована сеть национальных университетов и бизнес-школ, было организовано среднее профессиональное образование для военнослужащих и многое другое. Данные события говорят о том, как качественно был проведён обмен знаниями между школьниками, студентами, учителями, преподавателями, с одной стороны, и государством, с другой.

Впервые понятие «управление знаниями» применил специалист по искусственному интеллекту Карл Вииг в 1986 году на заседании Международной организации труда при ООН. Он полагал, что для результативной работы каждый фирмы необходимы три составляющие: персонал, технологии и производственный процесс, а управление знаниями должно работать в двух направлениях: рост эффективности деятельности работников за счёт более полного и качественного использования их интеллектуальных способностей и опыта, а также приумножение имеющихся знаний с помощью процесса создания нового знания и обучения персонала [4]. Его мнение находит своё подтверждение и в настоящее время. Систематический обмен знаниями развивается с каждым днём все быстрее и быстрее, он находит своё отражение в сообществах практики, конференциях, выставках, в коллективных решениях. Результаты исследований доказывают, что от системы УЗ управление организации ожидает рост производительности труда, эффективность принятия управленческих решений, улучшение обслуживания клиентов и инновационный прогресс.

К.Коллинсон и Д.Парселл в книге «Учитесь летать: практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций», которая была написана на основе работы в организации «BP», предлагают модель УЗ, которая включает в себя следующие взаимосвязанные процессы: обучение, трансфер знаний и применение знаний в процессе своей деятельности. Обучение включает в себя «обучение до» – изучение всех имеющихся данных по тому или иному явлению, «обучение в процессе» и «обучение после» – анализ полученных результатов. При этом авторы акцентируют внимание на необходимое формирование в организации культуры обмена знаниями, включающую в себя самообучение и обучение работников, благоприятную корпоративную культуру, потребности в новых формах и методах обучение и новой информации и внедрение этих форм и методов [10]. Л.А. Петридес и Т.Р. Нодайн из американского Института по изучению управления знаниями в сфере образования полагают, что сотрудники образовательных учреждений пользуются инструментами управления информацией уже в течение многих лет в целях улучшения результативности административных услуг и учебных программ. Но они также считают, что ранее подобная практика длительный период была сфокусирована преимущественно на технических системах, которые используются для сбора, организации и распространения внутри организации количественной информации в таких сферах, как финансовое планирование, бухгалтерский учёт и регистрация, причем это не полностью соотносится с процессом УЗ. Также они полагают, что всё большее количество законодательных собраний штатов в США, администраторы, преподаватели, студенты и их родители начинают поиск учебных заведений с лучшими результатами от обучения. Ввиду данного факта множество учебных заведений начали вкладывать средства в технологии, которые позволяют генерировать данную информацию. Некоторые колледжи получили возможность развития дорогих и сложных технологических систем, позволяющих отделам обмениваться данными в режиме реального времени посредством веб-интерфейсов системы, правда и не всегда публикуют данные, позволяющие оценить качество образования. Такие ситуации случались в образовательных учреждениях, где учителя не были заинтересованы в знаниях студентов и обмене опытом. Л.А. Петридес и Т.Р. Нодайн подчеркивают, что множество школ, колледжей и университетов инвестируют колоссальные средства в информационные технологии, однако, не учитывают, как их можно эффективно интегрировать в совместное принятие решений в целях повышения качества образования и планирования. Также инвестируются средства в системы вовлечения преподавателей и студентов, в управление всего учебного процесса и администрирование учреждения образования. С другой стороны, множество школ, колледжей, университетов успешно продвигается в создании «информационной культуры», однако отстают в разработке «технологической культуры» [3]. Д.Д.Кидуэлл, К.М.Вандер Линд и С.Л.Джонсон в книге «Практические применения управления знаниями в сфере высшего образования» ссылаются на то, что главные формы УЗ в учреждениях образования тесно связаны с введением новейших информационных систем и технологий, в т.ч. связанных с Интернетом, Интранетом, системой Smart-campus. Но их данные указывают на то, что в данный момент только 7% изученных учреждений образования пользуются системой управления знаниями в полной мере. В связи с этим ключевыми задачами использования УЗ остаются рост скорости и качества анализа и хранения информации и снижение организационных затрат. Главной пользой введения УЗ в образовательном учреждении в целях исследования процессов деятельности компании Д.Д.Кидуэлл, К.М.Вандер Линд и С.Л.Джонсон определяют рост конкурентоспособности, снижение временных затрат на исследования, совершенствование качества услуг образования и снижение административных издержек. В границах процесса образования, по их мнению, управление знаниями должно обеспечивать рост качества учебных программ с помощью выявления и привлечения лучших из них и контроля результатов, роста скорости пересмотра учебных планов и их обновления, совершенствования административных услуг, которые связаны с преподаванием и процессом обучения с помощью современных технологий, роста уровня оперативности посредством мониторинга и проведением мероприятиях, направленных на изучение опыта преподавателей и студентов, возможности введения междисциплинарного подхода к выработке и внедрения учебных программ с преодолением организационных преград между подразделениями и кафедрами учебных заведений [2].

Что касается повышения качества корпоративной культуры УЗ может способствовать:

1)      Улучшению условий труда преподавателей и других работников.

2)      Улучшению качества услуг для выпускников и организаций-партнёров.

3)      Повышению уровня взаимодействия преподавателей, вспомогательных работников и студенческих объединений.

С позиции роста эффективности администрирования УЗ способствует повышению децентрализации в управлении, повышению уровня интеграции различных мероприятий административной политики, повышению уровня оперативности и связей. Интересным примером с точки зрения корпоративного администрирования служит материал Министерства науки, технологий и инноваций Дании, который подготовил начальник отдела управления знаниями Р.Б.Бертрамсен. Цели датской системы образования в сфере УЗ включают поддержку структурных изменений в экономике Дании, развитие организационного творчества, рост качества знаний преподавателей и уровня обучения. Методами УЗ на национальном уровне указывают интеграцию разнообразия систем знаний, межсекторальную интеграцию в разработке политики администрирования, развитие частной инициативы и научных исследований. Причём под межсекторальным сотрудничеством понимают развитие бизнеса и промышленного производства в виде неотъемлемой части образовательного учреждения, коллегиальные выборы руководителей на базе профессиональной компетенции, реформу образования подготовки бакалавров и магистров, а также более высокие требования к абитуриентам и снижение числа отчисленных студентов из ВУЗов. Помимо этого, результатами УЗ следует отметить развитие самоуправления и автономии посредством деятельности профессионального руководства и роста экономической ответственности и введение новейших институциональных механизмов и методов администрирования.

Результаты. Согласно статистическому исследованию, целью которого являлось определение состояния управления знаниями в компаниях, которое провела компания International Data Corporation, были выявлены основные задачи применения управления знаниями:

1)      Сохранение знаний работников (52%)

2)      Рост удовлетворенности клиентов (43%)

3)      Рост прибыли и доходов (38%)

4)      Поддержка электронных деловых инициатив (25%)

5)      Сокращение циклов разработки продуктов (23%)

6)      Обеспечение благоприятных условий проектных реализаций (12%) [11].

К базовым мероприятиям УЗ, которые выявили в ходе исследования Ф.Баутхильер и К.Ширер можно отнести деятельность сообществ практик, работу баз знаний, поддержку информационного обмена в форумах в сети Интернет, экспертизу баз данных, организацию телеконференций и проведение Интернет-рассылок [1].

А к главным препятствиям для реализации внедрения системы УЗ эксперты отнесли недостаток времени у сотрудников для реализации мероприятий по УЗ (41%), наличие корпоративной культуры в компании, которая препятствует обмену знаниями и опытом (37%), непонимание в принципе системы УЗ (30%), трудность в измерениях финансовых выгод от введения системы УЗ (25%), отсутствие навыков в УЗ у работников (23%), отсутствие финансирования мероприятий по УЗ в компаниях (22%), а также отсутствие системы стимулирования и поощрения в целях обмена знаниями со стороны руководителей компании (20%).

В целом, совершенствование концепции УЗ в качестве одной из современных технологий управления требует от руководителей понимания того, что знания превратились в основной экономический ресурс и источник конкурентных преимуществ любой компании, в т.ч. и учреждений образования.

Заключение. В заключение, следует сделать вывод о том, что к основным препятствиям для внедрения системы управления знаниями в образовательных учреждениях относятся, во-первых, недостаток знаний и непонимание самого процесса управления знаниями как у руководства, так и у персонала, причём, согласно наблюдениям, значительная часть профессорско-преподавательского состава и руководства среднего и высшего звена учреждений образования периодически пользуется определёнными элементами управления знаниями и их обмена в процессе своей профессиональной деятельности, но их нецеленаправленное применение весомо снижает организационный эффект, во-вторых, техническая, организационная и корпоративная культура учреждений образования, которая препятствует процессу обмена знаниями.  Таким образом, использование системы управления знаниями в образовательных учреждениях в качестве составного элемента корпоративного управления способствует значительному повышению качества образовательных услуг и обеспечению современного развития образования как в России, так и за рубежом.

 

Библиографический список:

1. Bouthillier, F. Understanding knowledge management and information management: the need for an empirical perspective / F. Bouthillier, K. Shearer. [Электронный ресурс] URL: http://informationr.net/ir/8-1/ paper141.html 2. Kidwell, J. J. Applying Corporate in Higher Education // Jillinda J. Kidwell, Karen M. Vander Linde, and Sandra L. Johnson. [Электронный ресурс] URL: http://net. educause.edu/ir/library/pdf/ EQM0044.pdf. 3. Petrides, L. A. Knowledge management in education: defining the landscape / L. A. Petrides, T. R. Nodine; the Institute for the Study of Knowledge Management in Education, March 2003. [Электронный ресурс] URL: http://iskme.path.net/kmeducation.pdf 4. The knowledge: Karl Wiig. Inside knowledge. [Электронный ресурс] URL: http://www.ikmagazine.com/xq/asp/ sid.0/.FD0C4391-F53F-4F27-8B45-4CE89C7 EEC7D/eTitle. The_ knowledge_Karl_Wiig/qx/ display.htm. 5. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями // Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии и управлению знаниями. – М.:Добрая книга, 2005. 6. Дракер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: ИД «Вильямс», 2003. 7. Дракер П. Ф. Менеджмент в некоммерческой организации. – М.: ИД «Вильямс», 2007. 8. Изычев А.М. Особенности механизма управления знаниями в условиях экономики знаний // Социально-экономические явления и процессы. 2012. – №2. 9. Карпенко Д.С., Глебова О.В., Домников А.С. Система управления знаниями ВУЗа // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2013. – №6. 10. Коллинсон К., Парселл Д. Учитесь летать: практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М., 2006. 11. Пастухов А.Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. – №12 (266).




Рецензии:

17.01.2017, 8:47 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Автором проанализировано несколько точек зрения на исследуемую проблему, структурные части статьи отвечают требованиям министерства образования, имеются ссылки на использованную литературу. Замечание касается как раз посылов на источники, необходимо дать не вторичные, а первичные. Например на П.Друкера. Статью рекомендую доработать, пока не рекомендуется к опубликованию.

18.01.2017 15:15 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
Статья доработана согласно Вашим рекомендациям, спасибо большое за рецензию!

17.01.2017, 21:31 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Основания: 1.Актуальность проблематики... 2.Стиль автора дает основания принять все научные доводы. 3.Компетенция реальная образовательная реальность. 4.Логические связи между частями статьи показывают хорошую информированность
18.01.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
Спасибо большое за рецензию!

18.01.2017, 17:34 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Замечания рецензента учтены, статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

16.01.2017, 19:26 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Ну не о чем. Сам термин "управление знаниями" представляет собой полную ерунду. А почему знаниями, а не умениями? Но у Вас цель выявить особенностями управления знаниями в ОУ и где эти самые особенности? Этот текст в принципе противоречит бритве Оккама, ибо нет смысла плодить сущности. Совершенно не понятно зачем нужно все это, если есть целая наука - педагогика, которая и занимается, не "управлением знаниями", а собственно передачей всего опыта между поколениями.


16.01.2017, 21:00 Никишина Анастасия Юрьевна
Отзыв: Добрый вечер, уважаемый Эрштейн Леонид Борисович, благодарю вас за оставленный отзыв. Однако он вызывает несколько вопросов и комментариев лично у меня. Во-первых, вы, как я поняла, педагог, а я экономист, мы можем смотреть на одну и ту же вещь с разных позиций, то что для вас - "полная ерунда", для меня - тема диплома, которую я защитила на отлично в своём ВУЗе, не считаете ли вы, что немного некорректно, прошу прощения за прямоту, утверждать, что моя тема "ни о чём", если вы попросту смотрите на это со своей позиции педагога, что априори говорит о том, что судите вы исключительно субъективно? Во-вторых, не я первоисточник данной проблемы, на тему "управление знаниями" написана масса работ, а если вы считаете полным бредом анализ управления знаниями в образовательных учреждениях, то опять же, тогда полный бред не только моя статья, а множество и других статей, посвящённых именно этой проблеме. В-третьих, спасибо данному журналу, Вам и всему научному сообществу в целом, поскольку наша с вами цель - это спорить, обсуждать либо соглашаться,но, согласитесь, трудно это делать тогда, когда вам "перечёркивают" статью лишь потому, что комментатору "просто так захотелось".


16.01.2017, 21:09 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Ну хорошо. 1. Обратите внимание, что я пишу не рецензию, а отзыв. Рецензию пусть вам пишут специалисты по менеджменту. 2. Если Вы считаете, что у экономистов существует какой-то специальный, особенный взгляд на проблемы трансляции информации, то тогда будьте же любезны указать в чем специфика, так и пишите "Педагоги понимают так-то, а мы экономисты понимаем иначе, педагоги не учитывают того, того и того, а мы экономисты это то, то и то учитываем". И тогда читающий поймет в чем разница. 4. Почему именно знаниями, а не чем-то другим, а как быть с умениями и навыками, а как быть с компетенциями (такими ныне модными). Ничего не ясно. 5. Да я считаю бредом термин "управление знаниями" и мне все равно кто об этом писал. Этот термин повторяю противоречит бритве Оккама. Поэтому о какой субъективности Вы имеете честь писать, я не очень понимаю. Принцип Оккама придумал не я. 6. ОУ не занимаются управлением знаниями.Они вообще то образованием занимаются. 7. Тот факт что кто-то о чем-то написал, или тем более защитил какую то работу не является в науке доказательством чего бы то ни было. 8.Да и вообще в этой ситуации необходимо бы определить сам термин "управление", что будет сделать весьма не просто. Как-то вот так.


16.01.2017, 21:24 Никишина Анастасия Юрьевна
Отзыв: Вы очень глубоко начинаете мыслить. Чтобы разграничить мнения педагогов и экономистов, мне не нужно описывать специфику понимания одних и других одной и той же проблемы, для этой цели в процессе подготовки статьи к модерации, я выбрала раздел "менеджмент", который уже за меня говорит, с какой позиции будет описываться данная тема. Наш диалог мне напоминает некие дебаты, где можно оспорить и согласиться с любой темой и привести любые доводы, лишь бы было умение убеждать. Мы можем спорить бесконечно, ибо как медаль имеет две стороны, так и данную тему можно рассматривать с разных ракурсов, и все ракурсы будут равно иметь место быть.


16.01.2017, 22:08 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Да не вижу я тут второй стороны. Ну нет ее. Какое "управление знаниями", ну возьмите классический учебник по менеджменту и посмотрите там что такое менеджмент. И основные его функции их четыре: мотивация, организация, контроль и планирование. Вы собираетесь мотивировать знания? Ну вот зачем плодить эти сущности? Ну ради чего. Целая наука занимается обучением и образованием. Ну нет нужно придумывать некую мистическую вторую сторону. Ради чего. Потому что кому-то хочется зарабатывать на этом бабки. И другой причины существования этой самой вашей "второй стороны" я не вижу. И если Вы и Ваши руководители и кто-либо еще готов обосновать эту "вторую сторону" то пусть он это по-честному сделает, а не придумывает того, в чем нет никакой нужды, необходимости и потребности. И потому я и написал что текст не о чем. Потому что этой "второй стороны" просто нет. А ученый обязан мыслить глубоко, иначе он не ученый, а кто догадайтесь сами...Вот какой будет мой ответ Вам. И пока я обоснования этой "второй стороны" не увижу, другого ответа Вы не получите. А будет этот текст здесь опубликован или нет, мне без разницы, еще не то публикуют. Даст Вам кто положительную рецензию, ну и слава Богу, не даст...ну не повезло...


Оставить комментарий


 
 

Вверх