-
Южный Федеральный Университет
Магистрант
Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия
УДК 338.24.01
Введение. Множество экспертов описывает современную экономику с позиции информационного развития. Причём нет чётких пределов между этапами возникновения и развития социально-экономических систем в границах информационного общества, как и нет пределов между индустриальной и информационной эпохами. Понятие «Экономика знаний» было введено в научный оборот учёным из США Фрицем Махлупом и описано в работе «Производство и распространение знаний в США», которая вышла в 1962 году и была переведена на русский язык спустя 4 года. На сегодняшний день этот термин используют для выявления типа экономики, где знания играют определяющую роль, а создание знаний – это источник роста.
Актуальность. Проблематика данной работы является весьма актуальной, поскольку современное общество уже по праву признано основанным на знаниях, а современная экономика считается «экономикой знаний», поэтому анализ управления знаниями на предприятиях и в организациях является необходимым для ведения рационального менеджмента, к тому же правильное функционирование системы управления знаниями в компании способствует повышению эффективности её работы.
Цели и задачи. К цели данной работы относится исследование теоретических аспектов, касаемых термина «экономика знаний». Задачами этой статьи являются: рассмотрение истории термина «экономика знаний», выявление учёных, которые ввели в обиход данное понятие, анализ влияния экономики знания на глобальную экономику и некоторые национальные экономики, исследование взаимосвязей между понятиями «экономика знаний» и «общество знаний.
Научная новизна данной статьи заключена в том, что рассматриваемая в данной работе проблема является относительно новой в современных научных исследованиях и требует тщательного анализа всевозможных теоретических аспектов темы «экономика знаний».
Фриц Махлуп предположил, что самая значимая отрасль современной экономики – это образование, многогранность которого можно наблюдать в его связях с производственной, научной, трудовой и информационной сферами [4]. Термины «экономика знаний» и «экономика, основанная на знаниях» стали означать такой тип экономики, где знания занимают решающую позицию. В таком значении термины были популяризированы, а не изобретены П. Друкером. Использование знаний для производства экономических благ стало ключевым моментом одной из глав его работы «Эпоха разрыва», написанной в 1968 году. В скором времени концепция «экономики знаний» стала известной, и её начали употреблять тогда, когда хотели обозначить новую стадию в развитии экономики, а также для того, чтобы определить, как множество высокотехнологичных предприятий, в частности, которые производят программное обеспечение, телекоммуникации и виртуальные услуги, и образовательных учреждений могло бы вполне реально способствовать ускорению динамики национальной экономики. На данный момент данная концепция расширилась и вышла намного дальше тех логических границ и того понимания, которые изначально представлял Друкер [5]. Расширенное понимание этой концепции стало связывать «экономику знаний» не с информационно-коммуникационными средствами или потоками результатов инновационной деятельности, а со всеми вопросами, связанными с информацией, знаниями, данными и их управлением. Возникает реальное общество знаний. Параллельно происходит изменение интерпретации экономики знаний в зависимости от направлений деятельности экономики и вопросов, которые требуют решения. Для каждой страны, прежде чем претворять в жизнь концепцию экономики знаний, необходима предварительная концептуальная разработка и развитие теоретической системы о строении данной экономики, её организационно-управленческой структуре и специфике влияния на различные сферы жизнедеятельности.
То, что экономическое развитие человека и знаний выдвигается на передний план, говорит о происхождении бесповоротного изменения факторов развития [5]. Труд, капитал и природные ресурсы сменяют информация, знания и потенциал человека. Сейчас рыночную стоимость товаров и услуг в развитых экономических системах складывают, по большей мере, из ресурса знаний. Причём необходимо, чтобы о теории экономики знаний общество было осведомлено. Важно прийти к массовому осознанию того, что экономика знаний не принадлежит только «науке знания», что лишь понимание и овладение всеми формами знаний будет способствовать росту экономики и созданию новых рабочих мест. Нынешняя экономика имела своё развитие на протяжении многих десятилетий, преимущественно, в направлении от «аграрной экономики» к «идейной экономике», известной как «экономика знаний». В литературных источниках авторы часто обращают внимание на то, что существуют весомые различия между знаниями и традиционными ресурсами. Знания определяют в качестве общественного блага, поскольку они не уменьшаются по мере их использования, потребляются независимо от пространства, могут существовать одновременно в нескольких местах, ежедневно увеличиваются и при этом растут в цене именно потому, что находятся в изобилии, а не потому, что их не хватает.
Перетекание от «экономики производства» к «экономике знания» поспособствует стабилизации национальной и глобальной образовательной системы, так как она даёт учащимся необходимые знания и готовит их для широкого спектра рабочих мест [4]. Развитие образовательной системы в условиях экономики знаний превращается в один из ключевых факторов, который способствует росту экономики.
Некоторые страны прямо начинают специализироваться на экспорте образования. Например, в Австралии, чтобы получить высшее образование достойного уровня, нужно заплатить вдвое меньше, чем аналогичное образование в США. И поскольку данное образование – на английском языке, профессоры Австралии имеют доступ и к достижениям США, и к достижениям Европы, то Австралия – единственное место для получения образования для азиатского общества. Также можно привести в пример Нидерланды, где функционирует около тридцати крупных ВУЗов на страну, в которой 12 миллионов населения. Большей частью студентов являются иностранные граждане, образовательный уровень там достаточно высокий, треть университетов имеет весьма высокий международный статус. Это существенный вклад в развитие государственной экономики [3].
Экономика знаний определяется как постиндустриальная экономика, в которой жизненные циклы товаров и услуг всё больше сокращены. Руководство организаций, которые производят товары и услуги с малой долей добавленной стоимости, будут ухудшать своё положение до тех пор, пока они не начнут создание и внедрение беспрецедентных инноваций. Нынешняя экономика находится на третьем этапе роста экономики знания (ЭЗ), где она трансформируется в особенный способ производства с определёнными экономическими отношениями [2].
Этап |
Характеристика |
Особенности |
Этап I — 1969–1993 гг. |
Первичный этап ЭЗ, характеризующийся внедрением в общество компьютерных сетей с определённой инфраструктурой |
Компьютерами пользовались, в основном, как автономными системами, а ПО требовало специальных выделенных машин |
Этап II — 1994-2001 гг. |
Отличается созданием начального популярного графического браузера |
Трансформация бизнес-процессов, создание электронной коммерции и электронного бизнеса |
Этап III — 2002 – по настоящее время |
Внедрение Интернета в массы, создание точки «P2P» связи. |
Веб-интерфейс развивается, он становится более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу |
Как показывает таблица, этап-I отличается возникновением компьютерной сети с необходимой инфраструктурой, он, как первичный этап, включает пока ещё не видимую технологию для бизнеса, государства и общества. Компьютерами пользуются, по большей мере, тогда, когда необходимо работать в качестве автономных систем, которые ещё не были подключены к другим компьютерам. Программному обеспечению требовались специально выделенные машины, однако, распределённые вычисления уже находят другой подход, подчёркивающий сети и распространение программно-аппаратного обеспечения.
На этапе-II Интернет и Java начинают входить в массовое использование в 1994 году, когда вышел Mosaic и первый популярный графический браузер под названием Netscape. К нему был свободный доступ, что позволяло всем пользователям просматривать графику и текстовую информацию. Далее были созданы World Wide Web и обширная коллекция HTML-документов. Во время данного этапа браузер стал по сути интерфейсом для корпоративных систем. До этого клиенты должны были иметь специальное ПО для доступа к компьютерным данным. Этап-III ознаменовался появлением точки «P2P» связи. Интернет всё больше распространяется по всему глобальному сообществу. Люди не мыслят без него своей жизни. Интерфейс прост в использовании, а широкополосное принятие данных ускоряет процесс её передачи.
Анализ зарубежных и отечественных учёных в области экономики знаний, постиндустриальной экономики и информационной экономики представляет собой не абсолютно экономический анализ, а больше пограничное исследование, в котором общество нового типа, организация, технологии и управление являются неразрывно связанными понятиями, которые обладают взаимообусловленными признаками.
Развитие экономики и общества знания является единым процессом, сложно разделять анализ экономики и анализ общества, так как экономика во многом характеризуется качественными параметрами. Однако знания считаются симбиозом количественных и качественных характеристик, и трудно понять, что является преобладающим. Знания меняют экономику, технологии, людей и общество, в целом. Непосредственно знания количественно просчитать нельзя, для этого пользуются косвенными оценками. Например, 80% Валового национального продукта развитых стран составляют знания. Это означает, что вес товаров и услуг, которые произведены в сфере высоких технологий и информации, в общем объёме производства равен 80%. Знания измеряют и рыночной стоимостью решений, которые получают с их помощью [1].
Зачастую термин «экономика знания» используют в качестве синонима инновационной экономики. Но экономика знания может пониматься лишь в качестве высшего этапа развития инновационной экономики. Она фундамент и база общества знаний и информационного общества. Ключевым фактором в формировании и развитии экономики знания определяется человеческий капитал. Особенность развития такой экономики заключается в совершенствовании человеческого капитала, в совершенствовании качества жизни, в создании знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. С точки зрения социологии, это считается ежедневной революцией технологий, характерной для самый развитых стран мира, где создание знаний и высоких технологий является основным источником экономического роста.
Важно отметить, что слово «знание» – зависимое и определяющее сущность термина «экономика знаний», так что данный тип экономики, в основном, связывают с производством и хозяйственным распределением новых знаний [3]. Новое знание, которое представлено в различных формах, становится предметом купли-продажи, в т.ч. в формах, которые ещё нельзя назвать инновационными. К примеру, на глобальном уровне имеет своё развитие торговля идеями, эффективно работают ярмарки и биржи идей. Потребность в разделении понятий инновационной экономики и экономики знаний выявил академик Данилевич Я.Б., делая акцент на том, что ключевым фактором для экономики, которая основана на знаниях, считается понимание знания в роли прямого объекта – товара – и его дальнейшее продвижение на рынке, т.е. включение в рынок науки и учёных. В этом он заключает её отличие от экономики, которая основана на инновациях.
Business dictionary определяет ЭЗ так: это экономика, которая основана на оценке и торговле знаниями. Также в словаре отмечается, что в ЭЗ всё менее являются важными затраты на рабочую силу и такие экономические понятия, как недостаток в ресурсах и эффект масштаба. Примечательно, что в ЭЗ особое внимание уделяют использованию знаний в процессе производства экономических выгод. В Glossary of statistical terms определяется, что термин экономики знаний придумали для того, чтобы описывать тенденции в странах с развитой экономикой. Elearnspace раскрывает это понятие концептуальным образом, подчеркивая, что в более широком смысле ЭЗ понимают в качестве процесса, где компания объединяет мощные компьютеры и образованные субъекты для того, чтобы создавать богатство, и данная комбинация является новым явлением в глобальной истории, так как компании в экономике знаний ведёт конкуренцию за счёт способностей пользоваться научнотехнической и творческой базой, знанием и сетью [4].
В научных источниках можно найти немалое число толкований экономики знаний. ЭЗ можно охарактеризовать как превращение процесса создания и распространения новых знаний в фундамент создания ценностей экономики [2].
Результаты. Есть мнение, что ЭЗ – это более всеобъемлющее понятие, нежели информационная экономика, поскольку экономика знаний является отражением не только процессов, происходящих в отдельных сферах, но и экономики в целом. Параллельно с созданием параметров ЭК возникла концепция «общества знаний», которая показывает, что знания не только катализируют экономический рост, но и способствуют протеканию структурных изменений в обществе. Следует отметить, что эти две трактовки дополняют друг друга, поскольку, с одной стороны, знаниям присуща информационная природа, а, с другой стороны, любые данные базируются на существующих знаниях и навыках, что подтверждает фазы развития информационного обмена.
В некоторых странах лидеры приняли специальные программы, которые направлены на формирование ЭЗ. Например, в Австралии в 2000 году Правительство подготовило специальный доклад «Открывая будущее», который даёт правительственным органам и бизнес-компаниям рекомендательные советы по финансированию инновационных направлений работы. В Китае ЭЗ признали как государственную стратегию. Её сторонники, число которых растёт с каждым днём всё больше и больше, считают, что основой экономики знаний определяется образование.
Заключение. На современном этапе развития общества движущей силе экономики – конкуренции – присуща её неотделимость от знаний. Во многих странах на данный момент постоянно организовываются общенациональные саммиты по данной проблеме. Экономика знаний, которая возникла на рубеже 20 и 21 веков, особенна рождением новых фундаментальных проблем, категорий, критериев уровней социально-экономического прогресса и иерархии в глобальном позиционировании национальных экономик.
Рецензии:
18.01.2017, 11:50 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: "ЭК можно охарактеризовать как превращение процесса создания и распространения новых знаний в фундамент создания ценностей экономики [2]". Что такое ЭК поясните. Если это опечатка исправьте.
После прояснения или исправления этого термина рекомендую статью к публикации.
Замечание, не влияющее на рецензию, касательно табл. "Этапы становления экономики знаний", она больше похоже на развитие доступности знаний посредством электронных коммуникаций, хотя это возможно такое видение авторов статьи.
18.01.2017, 17:47 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Чем отличаются знания от информации? Чем отличаются знания от компетентностей? Вот Абдеев Р. Ф. пишет, что современная экономика это экономика где главным товаром является информация и это достаточно понятно почему так. Но что такое знания, в статье о теоретических аспектах экономики знаний, почему-то нет. Ну дайте Вы базовые определения, ну хотя бы операциональные - свои. Ну этого же нет, что называется будьте любезны понимайте знания как хотите. И научрук - доктор наук. |