ГО ВПО Донецкий Национальный Университет Экономики и Торговли имени Михаила Туган-Барановского
Студентка 2 курса, Институт Учета и Финансов
Канеева Инара Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, Кафедра финансов Донецкого Национального Университета Экономики и Торговли имени Михаила Туган-Барановского
УДК 339.187.44
Введение
В современном мире всех развитых странах набирает обороты такой вид деятельности, как франчайзинг. Сформированы международные франчайзинговые организации, которые способствуют выходу на международный рынок. Такие страны как Россия и Украина обладают необходимым потенциалом в данной области ведения бизнеса.
Сегодня актуальность франчайзинга характерна для всех развитых стран, так как предприниматели ищут наиболее безопасный и выгодный вариант выхода на рынок. Именно такой способ и предлагает франчайзинг для ведения безопасного бизнес. Многие предприниматели ставят перед собой цель найти такой бизнес, который обеспечит стабильную прибыль. Поэтому бизнесмены чаще всего склоняются к франчайзингу.
Цель: рассмотреть сущность франчайзинга; определить преимущества и недостатки; просмотреть статистику по странам.
Коммерческий кредит - это товарная форма кредита, которая определяет отношения по поводу перераспределения материальных ресурсов и характеризует отношения между двумя экономическими субъектами.
Коммерческий кредит очень распространен в странах с развитой рыночной экономикой.
Его характерной особенностью является то, что он осуществляется предприятиями по их желанию, и не подчиняются банковской системе.
В статье хотелось бы обратить внимание на нетрадиционный механизм коммерческого кредитования такой как франчайзинг.
Франчайзинг - это финансово-кредитная операция, связанная с обеспечением прибыльной деятельности малого бизнеса; это лицензия крупной и известной фирмы мелким предпринимателям на продажу продукции или оказанию услуг под его торговой маркой (товарным знаком).
Франчайзинг зародился в США в 50-тые годы 20 века. Первые кто достиг успеха в этой области были братья МакДональды. Их компания «McDonald’s» и посей день является лидером и насчитывает около 14 тысяч предприятий по всему миру.
По сравнению со многими другими компаниями McDonald’s Corporation может предложить франчайзи два вида содействия: управление партнеру может передаваться уже в существующий ресторан с помещением и оборудованием; или же предлагается освоить заново целый регион, а именно образовать сеть ресторанов на новом месте с нуля. Договор на франшизу заключается компанией «McDonald’s» сроком на 20 лет.
Преимущества франчайзинга:
Недостатки франчайзинга:
Место |
Страна |
Число франчазеров, оперирующих на рынке |
1 |
Китай |
5000 |
2 |
США |
3680 |
3 |
Республика Корея |
2420 |
4 |
Бразилия |
1688 |
5 |
Индия |
1575 |
В Российской Федерации в настоящее время функционирует 485 франчайзеров и около 20 тысяч франчайзинговых сетей.
Основными проблемами франчайзинга являются: нормативно-правовые; незнания предпринимателей о такой форме ведения бизнеса; экономические.
В России франчайзинг начал свое существование в 1990 годах. Тогда появились первые франчайзинговые сети. Однако официально первую франшизу продала компания «Баскин Робинс» в 1993 году.
Самыми известными компаниями считаются Пятерочка, Спортмастер, Subway, Ростикс, Sela, Savage.
По оценкам аналитиков объем российского франчайзингового рынка оценивается в 5 млрд. долларов.
«Пятерочка», основным инвестором которой является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основана в 2000 году в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день стала крупнейшей сетью супермаркетов в России (150 магазинов в Петербурге, Москве, Воронеже и других городах). Стратегия «Пятерочки» — широкая сеть сравнительно небольших магазинов, поэтому компания первой среди ритейлеров открыла программу франчайзинга.
«Спортмастер»
В последние несколько возрос рынок спортивных товаров. В «Спортмастере» представлены товары марок Columbia, Helly Hansen, O’Neill, Colmar, Volkl, Tecnica, Kettler. В их планах открывать по 20 новых магазинов в год и занять 70% рынка спорттоваров в России. Магазин под маркой «Спортмастер» стоит не менее 200—300 тысяч долларов. Однако недавно. «Спортмастер» запустил демократичный проект «Спортландия» — франшизную сеть, торгующую качественными, но менее раскрученными, и потому более дешевыми марками.
Еще одна популярная франшиза это «Subway», которая нет так давно обогнала «McDonald’s» по числу сетей: 45 тысяч в 113 странах мира. Для открытия не нужны кухня и склад достаточно приобретать у поставщиков «Subway» ингредиенты для сэндвичей, а также иметь пекарню для выпечки вкусного и свежего хлеба. Однако в России открыто 625 ресторанов. Они первые кто объединили фаст-фуд и здоровый образ жизни. Лицензия стоит 12 тысяч долларов, а ежемесячные роялти 8%.
В Украине по франшизе работает 22 тысячи предприятий. Первое заведение было открыто в 1993 году. Самые популярные «Квітка», «Теремок-Union», «Булочная №1», ECO Buffet, Техническая студия «Винахідник».
«Квітка» - это служба доставки цветов и подарков. Компания занимается поставкой букетов и подарков. Вдобавок они оформляют свадьбы и другие торжественные мероприятия. А.Созинов открыл бизнес с нуля, а первые заказы развозил самостоятельно. Лицензия колеблется в пределах 1000 долларов, ежемесячные роялти отсутствуют.
«Теремок-Union» - это сеть детских развивающих центров. Они предоставляют разнообразные занятия, разрабатывают индивидуальную программу для каждого ребенка отдельно, занимаются подготовкой к школе. Лицензия стоит 9500 тысяч долларов, ежемесячные роялти отсутствуют. Договор заключается сроком на 5 лет.
«Булочная №1» создана в Кривом Роге. Выпекают 25 различных видов булочек и 17 видов хлеба. Они подписали договор на использование технологии по выпеканию багетов и круассанов с французской пекарней. Для того чтобы создать киоск необходимо 5 тысяч евро.
Российская Федерация и Украина имеет все возможности для развития франчайзинга. Однако необходимо создать определенные условия:
Заключение
Франчайзинг набирает обороты на международном рынке. Количество сетей, работающих по франшизе с каждым днем увеличивается. Бизнесмены все больше склоняются к франчайзингу и считают его выгодной формой ведения бизнеса. Однако стоит отметить, что франчайзинг, как и любой бизнес имеет свои недостатки, которые проявляются в тонкости его ведения.
Рецензии:
2.02.2017, 9:34 Зазыкина Любовь Александровна
Рецензия: Научная статья Бадаева Виолетта Сергеевна"Нетрадиционные механизмы коммерческого кредитования и их совершенствование»." соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, представлен анализ рынка франчайзинга, однако есть ряд замечаний, необходимо доработать и проработать юридический аспект франчайзинга в РФ и на Украине, провести сравнительный анализ входа на рынок новому франчайзи на примере конкретной фирмы. После внесения изменений, данная статья может быть рекомендована к публикации. С уважением, к.э.н. Зазыкина Любовь Александровна
3.02.2017, 18:46 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Данная статья безусловно соответствует научным требованиям и рекомендована к публикации. Обращает на себя внимание умение автора пользоваться новейшими электронными источниками по данной теме.
Рецензент : Трокаль Т.В. к.и.н. колледж Российского Нового Университета (РосНОУ) г.Москва
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий