Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Педагогика, Образование, Психология
Размещена 25.01.2017.
Просмотров - 18933

Проблема инклюзивного образования в дошкольных общеобразовательных учреждениях

Севиринова Елена Владимировна

МБДОУ детский сад №2 "Солнышко"

Педагог-психолог

Аннотация:
В статье представлен анализ возникающих и возможных проблем, с которыми сталкиваются дошкольные общеобразовательные учреждения в связи с появлением нового варианта обучения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивного образования. Описаны возможные риски с включением детей – инвалидов и детей с ОВЗ в процесс обучения и воспитания, которые могут привести к нежелательным последствиям для всех участников образовательного процесса.


Abstract:
The article presents the analysis of emerging and potential problems faced by preschool educational institutions in connection with the emergence of a new variant of learning disabled children and children with disabilities – inclusive education. Describes possible risks with the inclusion of children with disabilities and children with special needs in the process of training and education, which can lead to undesirable consequences for all participants in the educational process.


Ключевые слова:
инклюзивное образование; психолого – педагогическое сопровождение; ребенок – инвалид; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; дошкольное образование; психолого – медико – педагогическая комиссия; нарушенное развитие; симптоматика.

Keywords:
inclusive education; psychological and pedagogical support; disabled child; child with disabilities; early childhood education; psychological – medical – pedagogical Commission; violated the development; symptoms.


УДК 376

Введение. Каждый ребенок, согласно многим нормативно - правовым документам, имеет право на получение образования [1, 2, 3.] Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовали развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов. Инклюзивное образование – один из таких вариантов обучения и воспитания детей с ОВЗ, которое подразумевает доступность образования для всех детей, и которое дает право обучатся всем детям без исключения в любом образовательном учреждении. При этом каждое образовательное учреждение должно учитывать особенности любого ребенка: психические, физические, психологические, интеллектуальные, а так же предоставить необходимые условия для его обучения и воспитания [1].

Инклюзивное образование обоснованно положительными моментами и ориентировано на эффективность: снижение степени изоляции и детей с ОВЗ, совершенствование культуры, доступностью образования для любого и каждого, повышение поддержки особых детей и помощь в социализации и дальнейшей адаптации. Данная форма обучения может способствовать появлению у остальных участников образовательного процесса таких чувств, как сопереживание, сочувствие, понимание, терпение [4].

Но внедрение данного вида обучения повлекло за собой и появление трудностей, которые в последствие могут нарушить положительные вышеперечисленные итоги введения инклюзивного образования.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает дошкольную организацию как первый уровень образования. В дошкольном возрасте ребенку закладываются первоначальные навыки и умения, которые потом останутся с человеком на всю жизнь. Дошкольное обучение и воспитание направленно на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического, нравственного и психического здоровья, всестороннее развитие, приобретение жизненного опыта, выработку необходимых умений и навыков с учетов возрастных индивидуальных особенностей, подготовку к обучению в школе. С данной ступени образования и воспитания мы сталкиваемся впервые с инклюзивным образованием [3].

Актуальность. В современное время в каждом дошкольном учреждении есть дети, которые нуждаются в особых образовательных потребностях. Если говорить о специализированном коррекционном или комбинированном детском саду, то там не возникают такие проблемы, которые появляются в общеобразовательных детских садах, так как они меньше всего ориентированы на обучение и воспитание детей с ОВЗ [6,7].

Новизна и достоинства. В данной работе были проанализированы труды российских и зарубежных ученых, специальная справочная литература, материалы периодической печати. Указанная проблема существует в каждом общеобразовательном учреждении. Подведение к тому, что инклюзивное образование – это один из видов образования детей с ОВЗ, помимо которого существуют и другие варианты обучения, развития и воспитания особых детей, а так же указанны критерии, которые были бы полезны при включении каждого особого ребенка в общеобразовательное учреждение.

Цель исследования. Эффективна ли данная утвержденная и введенная система обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в дошкольных общеобразовательных учреждениях, и насколько эффективна реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного дошкольного учреждения.

Объект исследования: особенности инклюзивного образования в дошкольных общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время в любом достаточно большом городе есть коррекционные и комбинированные образовательные учреждения, психолого – медико – педагогические центры и больницы, различные специалисты и техническое оборудование, доступность и обмен информацией. В малых городах и селах все иначе: малая доступность к новой информации, наличие общеобразовательных дошкольных учреждений в одном количестве, отсутствие специалистов и оборудования. Но и в городах, и в селах дети с ОВЗ нуждаются в воспитании и обучении. Государство, гарантируя право и давая возможность на образование любому ребенку, дает зеленый свет родителям особых детей на законное посещение обычного детского сада, который расположен рядом с местом их жительства и который обязан по закону предоставить необходимые условия и необходимых специалистов. Это удобство для родителей не всегда оказывается, в первую очередь, эффективным в отношении особого ребенка, но и в отношении других участников образовательного процесса: педагогов, детей, администрации и иногда самих родителей.  Возникающие небольшие разногласия  могут перерасти в большую проблему, которая вовсе не будет способствовать помощи, сохранению и укреплению, коррекции здоровья особому ребенку.

Внедрение инклюзивного образования действительно будет полезным, если учитывать характер нарушений у особых детей и их потребности. Существование легких и тяжелых форм нарушений, сочетанных нарушений должно подтолкнуть к пониманию того, что не все дети с ОВЗ могут посещать обычное дошкольное образовательное учреждение. Проявления разных форм нарушений – поведение, самочувствие ребенка, влияние окружающей на это среды – может ухудшать состояние здоровья, как самого ребенка, так и других детей, педагогов. Например, если мы будем говорить о ребенке с нарушением внимания и о ребенке с детским церебральным параличом, задержкой психического развития и нарушением речи, то необходимо сравнить вид помощи и коррекции, необходимость нужных специалистов. Легкая форма нарушения требует намного меньше условий для ее коррекции, чем тяжелые формы нарушения. Если в первом случае необходимо небольшое количество методик и стимульного материала для диагностики и выявления данного нарушения, программа, состоящая из коррекционно - развивающих занятий, педагог – психолог и воспитатель, который подберет по рекомендациям специалиста методы для работы с данным ребенком. Во втором случае необходимо намного больше условий и большего объема работы с особым ребенком. Установление специального оборудования (пандусы, опоры), которого нет в обычном детском саду, наличие специалистов (педагог – психолог, ортопед, учитель – дефектолог, учитель ЛФК), постоянное внимание и контроль со стороны воспитателя (помощь при передвижении, при выполнении гигиенических действий – индивидуальный подход), когда в группе еще находится около двадцати детей. В отдаленных местах проживания нет данных специалистов, дополнительные ставки не предусматриваются в общеобразовательных дошкольных учреждениях, и для самого дошкольного учреждения нецелесообразно принимать на работу такого специалиста, который будет нужен в течение нескольких лет, а по сроку выпуска такого ребенка из дошкольного учреждения нет гарантий, что в малонаселенном пункте поступит в дошкольное учреждение ребенок с похожим редким и тяжелым нарушением. Получается, что ребенок с ОВЗ овладеет знаниями и умениями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети только в том случае, если уровень психофизического развития соответствует возрасту или близок к нему.

Воспитатель, к которому поступит данный ребенок, может испытывать страх: справится ли он, сможет ли помочь, правильно ли он взаимодействует с ребенком. Данный страх будет способствовать сбою в работе педагога психологически и морально – повышение ответственности, неуверенности, непринятия. Незнание того, как нарушение проявляется, что может навредить, неумение применять специальные и рекомендованные техники и методы работы с особым ребенком – навредит, в первую очередь, самому ребенку, и создаст напряженную обстановку вокруг.

Непринятие особого ребенка может возникнуть по причине некомпетентности педагога – воспитатель не знает и не умеет взаимодействовать с такой категорией детей. Этим занимаются специально обученные люди, специализированные на конкретных нарушениях (учитель – логопед с нарушениями речи, педагог – психолог - сопровождением всех категорий детей, учитель – дефектолог может работать и с такими нарушениями, как умственная отсталость), которые направляют, консультируют педагогов и администрацию в отношении особых детей. Будет ли обеспечен особый ребенок нужным специалистом, и будет ли специалист профессионален и компетентен в своей деятельности – проконтролировать сложно [4].

Не стоит забывать и о том, что при схожих нарушениях может быть разная симптоматика. Если у одного ребенка это проявляется в легкой форме, которую возможно контролировать, то у другого ребенка может проявляться в агрессивном поведении, направленном на сверстников, взрослых, что создаст опасную ситуацию – появится угроза здоровью других воспитанников или педагога. Или, у одного ребенка наличие гиперактивности не будет зависеть от окружающей его среды, а у другого ребенка, с тем же диагнозом от большого количества детей в группе и шума может ухудшаться самочувствие, повышаться возбудимость. В заключениях психолого – медико – педагогической комиссии не учитывают разные особенности проявления поставленного диагноза или не указывают рекомендации, которые позволили бы педагогам общеобразовательных учреждений правильно начать коррекционную работу. Соответственно, не каждому ребенку с особыми образовательными потребностями будет комфортно и безопасно находиться в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Еще одна из проблем, с которой сталкиваются дошкольные общеобразовательные учреждения – отсутствие специальных комиссий, ПМПК – центров, врачей. Далеко расположенные психолого – педагогические комиссии или реабилитационные центры может посетить не каждый направленный родитель (законный представитель) с особым ребенком. Отсюда отсутствие заключения врачей и специалистов, отсутствие рекомендаций для ведения коррекционной работы с особым ребенком, отсутствие контроля динамики развития и эффективности той работы, которая ведется без специальных рекомендаций.

Индивидуальный подход, возможно, следует начинать до поступления в обычный детский сад. Отсюда, возникает следующая проблема в инклюзивном образовании… Государство обязывает каждое образовательное учреждение создать специальные условия, принять особого ребенка, предоставить специалистов. И для общеобразовательных дошкольных учреждений сел, деревень, поселков это не исключение. Но для этого требуются большие финансовые затраты, выделяемые не всегда, не везде и не каждому учреждению. Учитывая время оформления запроса общеобразовательных учреждений, установления оборудования, привлечение специалистов так же тормозит процесс предоставления специальных условий и создания специальной среды. Все это время ребенок с ОВЗ уже начал посещать дошкольное образовательное учреждение. Можно предположить, как отразится образовательный и воспитательный процесс в целом – правильной ли и эффективной будет работа педагогов, будет ли посещение обычного дошкольного учреждения способствовать развитию и коррекции нарушений особого ребенка и не вредить ему. Тогда как в специальных коррекционных дошкольных учреждениях и комбинированных детских садах наличие специалистов и условий на начальных этапах достаточно для того, чтобы коррекционный процесс обучения и воспитания начался сразу, как только особый ребенок поступил в учреждение.

Заключение. Много противоречий между специальным и общим образованием. Важно помнить, что помимо инклюзивного образования существуют и другие варианты обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей – инвалидов, хотя традиционной формой обучения все-таки остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения [6]. Сокращение коррекционных и комбинированных образовательных учреждений, неготовность участников процесса обучения и воспитания, «включение» в образовательный процесс всех детей без исключения – приведет ли это к качественному обучению и воспитанию особых детей, к их социализации. Такой вариант обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей – инвалидов вместе со здоровыми детьми, как инклюзивное образование, возможно, потребует корректировки и детального рассмотрения, обращая особое внимание на образовательные учреждения, расположенные вне городов и мегаполисов.

Библиографический список:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации// Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология/ 2010.
2. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России// Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология/ 2010.
3. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития// Сборник научных статей международного теоретико - методолoгического семинара/ 2012. С. 77-87
4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.1994. Режим доступа к нормативно-правовому документу URL: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504. (дата обращения 13.11.2016)
5. Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. Инклюзивное образование// 2010. №1. С. 3-8
6. Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа к нормативно-правовому документу URL: http://доу233ржд.рф/views/ndou234/files/obrazovatelnie_standarti.pdf. (дата обращения: 17.11.2016)
7. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-ф3). Режим доступа к нормативно-правовому документу URL: http://shkola5kimovsk.ucoz.ru/dokument/ofizal/fz_ob_obrazovanii.pdf. (дата обращения: 13.11.2016)




Рецензии:

25.01.2017, 19:11 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется опубликовать после доработки.Основания: 1.Актуальность проблематики-обучение детей с особыми образовательными потребностями важная методическая задача для всех национальных образовательных систем. 2.Нужно разграничить институциональный характер корекционной работы в школе с остальными оторизируемыми органами. 3.Корекционна работа уже методический факт, так что нужно анексировать тематику....нужно выбрать другой конструкт...в никаком случае проблема.PhD Георги Клинков

26.01.2017 19:19 Ответ на рецензию автора Севиринова Елена Владимировна:
С первым замечанием согласна с вами, действительно это проблема еще больше, чем я ее раскрыла в статье. Со вторым и третьим пунктами-я затрагивала тему именно в детских садах-не в школах. а третий пункт не поняла по словам-возможно, ошибки, смысл не уловила!

27.01.2017, 11:39 Попов Алексей Михайлович
Рецензия: Статья актуальна и выполнена на высоком научном уровне. Ее содержание отражает ряд тезисов, представляющих теоретический интерес для современной научной мысли. Статья соответствует требованиям и может быть рекомендована к печати.
27.01.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Севиринова Елена Владимировна:
Благодарю за положительный отзыв о статье!

31.01.2017, 7:11 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья отличается серьезной проработкой проблемы.Научный язык,логичность.Реклмендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх