Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Физическая культура
Размещена 31.01.2017. Последняя правка: 31.01.2017.
Просмотров - 2859

ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Баженова Анна Сергеевна

нет

ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

лаборант, спортивный клуб института

Наговицын Роман Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО


Аннотация:
На основе разработки основ физкультурно-спортивного воспитания апробированы и научно обоснованы подходы к организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в аспекте реализации моделей организации занятий физического воспитания в нефизкультурном вузе. Моделирование физкультурно-спортивного воспитания в вузе способствует развитию форм, методов и средств физического воспитания, что позволяет решать задачи оздоровления студентов, повышения уровня их подготовки к творческой и предстоящей трудовой деятельности и увеличения мотивации к ведению здорового образа жизни.


Abstract:
On the basis of the development of the foundations of physical education been tested and scientifically sound approaches to the organization of sports activity of students and holding classes of physical education in high school not sports. Modelling of Physical Education at the university contributes to the development of forms, methods and means of physical education, which allows students to solve sanitation problems, improve their level of preparation for the creative and upcoming employment and increase motivation to healthy lifestyles.


Ключевые слова:
физкультурно-спортивное воспитание; моделирование; принципы и критерии реализации; подходы к организации; вуз

Keywords:
physical education; modeling; principles and implementation criteria; approaches to the organization; high school


УДК 378.147.88

Введение

Студенты нового поколения – это главный ориентир и резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия нашей страны. В связи с этим необходимо решение проблемы организации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в педагогическом вузе с помощью модернизации содержания предмета «Физическая культура» как дисциплины, направленной на поддержание здоровья обучающихся, совершенствования физкультурно-спортивных знаний и модернизации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузе [4,5].

Актуальность

Актуальность проблемы реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся  педагогических вузов и физкультурно-спортивной деятельности в вузе обусловлена значимой ролью физкультурно-спортивного воспитания и спорта в развитии современного общества на основе ориентира на особую необходимость активизации физкультурно-спортивной деятельности для формирования здорового и физкультурного образа жизни населения и здорового стиля жизни обучающихся [3].

Исследование опирается на следующие фундаментальные работы: методология и методы современной организации физкультурно-спортивного воспитания в образовательных организациях (Ж.К. Холодов, В.А. Щеголев и др.); работы, посвященные проблемам реорганизации в различных направлениях физкультурно-спортивного воспитания (М. Я. Виленский, Ю. М. Николаев [2] и др.); формирования физкультурно-спортивного воспитания личности и спортизация данной сферы деятельности (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева [1] и др.); исследования влияния спортивной специализации на развитие личностных качеств (А.В. Чесноков, С.М. Гордон, Е.П. Ильин); труды о формировании профессионально-прикладной физической культуры средствами физкультурно-спортивного воспитания и спорта (Л.П. Матвеев,  В. М. Наскалов, М.А, Петраков и др.); докторские исследования по ведущим направлениям реализации физкультурно-спортивной деятельности в различных образовательных организациях (С.С. Аганов, В.С. Макеева, Н.Н. Малярчук, Р.С. Наговицын, С.Г. Наговицын, Т.В. Скобликова, Г.М. Соловьев, В.В. Становов, И.С.Сырвачева, М.М. Чубаров, В.Г. Шилько и др.).

Цель исследования: выявить и обосновать модели реализации физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа направлений физической культуры и методологических подходов смоделировать реализацию физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе.

2. Научно обосновать модельные основы реализации физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе в контексте изучения апробации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности.

Научная новизна исследования:

В работе определены модели физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе: здоровье-сберегающая; здоровьеразвивающая; индивидуально-дифференцированная; социально-ориентированнная.

Результаты исследования:

В исследовании выявлены модельные основы реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся в контексте охвата всех существенных аспектов решаемой проблемы:

1. Здоровье-сберегающая, направленная на поддержание необходимого уровня физкультурно-спортивного развития и здоровья населения через ведение физкультурного образа и стиля жизни и формирования физкультурно-спортивного воспитания личности на основе внедрения информационных технологий. Внимание обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в контексте этого направления акцентируется на том, какие личностные качества вырабатываются у обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в процессе реализации различных видов физкультурно-спортивной деятельности.

2. Индивидуально-дифференцированная через увеличение общего уровня знаний обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза по различным уровням образованности о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом на основе интерактивных технологий. Индивидуально-дифференцированное применение физических упражнений, игр, закаливания в зависимости от состояния физкультурно-спортивного здоровья и физкультурной образованности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности требует серьезного врачебного контроля, и в первую очередь правильного и своевременного распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой.

3. Социально-ориентированнная направлена на разностороннее воспитание патриотизма, нравственности и обеспечения преемственности в осуществлении физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения и удовлетворения физкультурных потребностей населения в условиях стремительно меняющейся жизни, увеличением темпов научно-технологического прогресса на всех уровнях современного социума, внедрения новых федеральных государственных стандартов, активизацией социальных перемен, влияющих на обучающихся различных уровней образовательно-воспитательной сферы, которому необходимо адаптироваться к современным изменениям в условиях жизнедеятельности.

4. Здоровьеразвивающая ориентирована на дифференцированное совершенствование процесса развития физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, и ловкость) в аспекте разработки физкультурно-спортивного контента, нетрадиционных физкультурно-оздоровительных и спортивных методик, новых видов спорта и физических упражнений, отвечающих современным запросам подрастающего поколения, направленных на гуманизацию и индивидуализацию учебно-оздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов подрастающего поколения.

Основными направлениями исследования выступают системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и технологический подходы; реализация гуманистической педагогики и педагогики инновационного и интерактивного обучения; научно и методически обоснованного управления процессом правильной организации процесса физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза; успешность исследования достигается при соблюдении принципа культуросообразности воздействия, взаимосвязи и взаимообоснованности интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурно-спортивной деятельности.
Эффективность исследования будет достигаться при соблюдении следующих педагогических условий: организация физкультурного пространства на основе интеграции четырех взаимодополняющих и взаимосвязанных подпространств: образовательного, внеучебного, медиа и семейного [4; 5].

В исследовании использовались методы теоретического исследования: сбор информации, подбор материала, логико-содержательный анализ физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, анатомо-физиологической литературы и электронных ресурсов по проблеме исследования, учебно-методической и методологической литературы по практической реализации методов, форм и элементов содержания физкультурно-спортивного воспитания современных физкультурно-спортивных технологий в обучении; обобщение передового российского и зарубежного физкультурно-спортивного опыта; синтез теоретического и эмпирического материала; методы эмпирического исследования; методы математико-статистической обработки полученных экспериментальных данных [6].

1 этап исследования (2015-2016): исследование организации занятий физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в педагогических вузах. Разрабатывались, теоретически обосновывались основы обучения физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе через детальное изучение научной литературы, различных методических разработок, систематизацию физкультурно-спортивных исследований в области образовательно-воспитательной сферы и организации физкультурно-спортивного воспитания в педагогических вузах. 

2 этап (2016-2017): проводится экспериментальная проверка практической реализации моделей обучения физкультурно-спортивного воспитания на базе педагогических вузов Удмуртской Республики (ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» и Глазовский инженерно-экономический институт). Здоровье-сберегающая модель реализации физкультурно-спортивного воспитания поэтапно внедряется в содержание программы по физической культуре со студентами, имеющими ослабленное здоровье, группы лечебной физической культуры, а также оздоровительные группы спортивного клуба и управления внеучебной и социальной деятельности института «Стретчинг», «Дыхательная гимнастика», «Скандинавская ходьба» и т.д. Здоровьеразвивающая модельная установка внедряется в секции спортивных клубов институтов: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Тяжелая атлетика», «Настольный теннис», «Фитнес», «Калланетика», «Аэробика», «Стретчинг» и т.д. Индивидуально-дифференцированная модель охватывает реализацию физкультурно-спортивного воспитания на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами 1, 2 и 3 курсов обучения. Социально-ориентированнная модель реализации физкультурно-спортивного воспитания внедряется на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами 4 курсов обучения, а именно по модулю «Профессионально-прикладная физическая подготовка», а также в различных спортивных секциях спортивного клуба институтов военно-прикладного характера «Рукопашный бой», «Парапланеризм», «Туризм», «Основы самообороны», «Самбо», «Дзюдо» и т.д. В этот период активно осуществляется сбор отзывов, рецензий, актов внедрения, методических указаний и наработок, замечаний предложений по доработке исследования.

Заключение.

В результате исследовании предложены, апробированы и научно обоснованы модельные основы к организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза и проведению занятий физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе, основанные на разработке модельных характеристик обучения физической культуре.

Результаты исследования создают новую методическую базу по реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности, физкультурного и здорового образа жизни молодежи в условиях распространения информационных технологий и качественно изменяют современные представления в целях:

- своевременного и качественного удовлетворения запросов общества в сфере массовой физкультурно-спортивного воспитания и спорта с учетом потребностей, интересов, мотиваций и ориентированных целевых аудиторий;

- популяризации физкультурного образа и стиля жизни среди различных социальных и возрастных групп населения; организации и подготовки населения к выполнению норм "Готов к труду и обороне";

- мониторинга и самоконтроля за результатами маркетинговой физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты научной работы создают базу для модернизации физкультурно-спортивного образовательно-воспитательной сферы в аспектах совершенствования содержания, структуры и мониторинга обязательной учебной дисциплины «Физическая культура».

Библиографический список:

1. Лубышева Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физического воспитания студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. И. Лубышева. – М., 1992. – 58 с.
2. Николаев Ю. М. Теретико-методологические основы физического воспитания в преддверии XXI века: монография. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. – 217 с.
3. Наговицын Р.С. Мониторинг формирования физического воспитания студента в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 10-16.
4. Наговицын Р.С. Формирование физического воспитания личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза // Alma Mater. - 2014. - № 10. - С. 68-70.
5. Наговицын Р.С. Концептуальные основы формирования физического воспитания личности студента на основе мобильного обучения // Теория и практика физического воспитания. - 2014. - № 10. - С. 11-14.
6. Педагогика физического воспитания: учебник / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин и др.; под ред. С. Д. Неверковича. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 368 с.




Рецензии:

11.02.2017, 15:58 Гуляев Андрей Анатольевич
Рецензия: В исследовании отражена проблема реализации физической культуры обучающихся и в целом физкультурно-спортивной деятельности в педагогическом вузе. В работе систематизирован процесс формирования физической культуры студентов по различным моделям: здоровье-сберегающая; здоровье-развивающая; индивидуально-дифференцированная; социально-ориентированная. Результаты исследования имеют практическую значимость. Научная статья соответствует работам такого рода и рекомендуется к печати.

26.02.2017, 18:58 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Вопрос физического развития студентов вуза действительно актуален. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

8.02.2017, 14:27 Жарков Александр Валерьевич
Отзыв: В статье встретил следующие замечания: Если есть задачи исследования, то должны быть выводы! Построить более логически текст, с четкой последовательностью текста. Расширить литературный обзор и список литературных источников. Не рекомендую статью в печать. Нужно доработать!


Оставить комментарий


 
 

Вверх