Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 26.01.2017. Последняя правка: 28.02.2017.
Просмотров - 3170

Эффективность использования платёжных карт при проведении розничных платежей (на примере ОАО «БПС-Сбербанк»)

Орляк Юлия Юрьевна

студентка 4-го курса

Полесский государственный университет

Кафедра Банковское дело

Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается эффективность использования платёжных карт розничными клиентами ОАО «БПС-Сбербанк» за 2013-2015 гг. Обозначены ключевые направления развития системы безналичных расчётов по розничным платежам.


Abstract:
This article describes the efficiency of the using of payment cards by retail customers of «BPS-Sberbank» for 2013-2015 years. There are outlined the main directions of development of the system of cashless payments for retail payments.


Ключевые слова:
безналичные расчёты; платёжная карта; банковские операции; розничные платежи; клиенты; эквайринг.

Keywords:
non-cash payments; payment card; banking transactions; retail payments; clients; acquiring.


УДК 336.717.1

Актуальность исследования определена тем, что на сегодняшний день существует необходимость увеличения доли безналичных расчётов населения при помощи активного использования платёжных карт.

Объект исследования – розничные безналичные платежи с использованием платёжных карт.

Предмет исследования – платёжные карты, выпущенные структурным подразделением ОАО «БПС-Сбербанк».

Цель работы: определение эффективности использования платёжных карт населением Республики Беларусь.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать количество выпущенных платёжных карт по различным показателям за 2013-2015 гг.;
  2. Обозначить проблемы дальнейшего развития карточных продуктов и технологий в Республике Беларусь и указать возможные пути их решения.

Как известно оплата за товары, работы и услуги может происходить как в наличной, так и в безналичной форме. Расчёт в безналичной форме предполагает использование платёжных карт, электронных денег, расчётных документов, иных платёжных инструкций посредством ЕРИП. Итак, безналичные расчёты осуществляются без использования наличных денег, посредством движения денежных средств по счетам и зачётов взаимных требований [1].

Население при проведении безналичных платежей наиболее активно использует платёжную карточку. Одной из главных причин её столь широкого применения является выплата заработной платы населению через счета в коммерческих банках, реализация партнёрских карт, возможность получения наличных денег с банковского счёта в банкоматах.

На 1 октября 2015 года согласно «Стратегии развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы» 23 банка выпускали в обращение платёжные карты системы БЕЛКАРТ, международных платёжных систем VISA и MasterCard. Лишь 8 банков проводят эквайринг по операциям с карточками указанных платёжных систем. Кроме того, ОАО «БПС-Сбербанк» осуществляет эквайринг по операциям с карточками платёжной системы American Express. Если говорить о системе дистанционного банковского обслуживания, то в Республике Беларусь 21 банк предоставляют подобные услуги физическим и юридическим лицам, среди них можно выделить: Интернет-банкинг, SMS-банкинг.
ОАО «БПС-Сбербанк» осуществляет просветительскую функцию путём проведения различных акций для держателей карточек, информационных кампаний и семинаров. Также активно реализуются программы лояльности клиентов по предоставлению скидок. 

Для развития системы безналичных расчётов по розничным платежам с использованием карточек следует:

  1. повысить качество услуг, предоставляемых коммерческими банками в области обслуживания торговых организаций за счёт внедрения новых технологий;
  2. оснащать предприятия торговли соответствующим оборудованием, необходимым для проведения безналичных платежей;
  3. устанавливать ограничения по операциям с использованием наличных денежных средств;
  4. увеличить количество кобрендинговых карточек, которые совмещают в себе свойства как банковской, так и дисконтной карточки. Цель их выпуска – получение населением бонусов, скидок. Банку данная карточка позволит увеличить не только клиентскую базу, но и долю безналичных платежей;
  5. расширить линейку кредитных и дебетовых карточек, в том числе для конкретных категорий клиентов [2].

В таблице 1 представлены данные количества эмиссии платёжных карт за 2013-2015 годы.

Проанализировав таблицу по эмиссии банковских платёжных карт можно сказать, что плановые значения за анализируемые периоды не выполнялись, за исключением следующего показателя: объём фактически выпущенных дебетовых платёжных карт в 2013 году превысил планируемый показатель на 3500 штук.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом фактический выпуск платёжных карт снизился на 10,9% или 24 671 штуку. Причиной такого снижения послужил тот факт, что до 2015 года при оформлении карт-счёта по зарплатному проекту выпускалось 2 карты – одна – категории Visa или MasterCard, вторая – национальной платёжной системы БЕЛКАРТ. Однако в 2015 году ОАО «БПС-Сбербанк» прекратил выпускать платёжные карты национальной системы БЕЛКАРТ. Есть вероятность сохранения данной динамики, так как банком было принято решение выпускать дополнительную карту для получения овердрафта, только при положительном одобрении заявки.

Тем не менее, в 2015 году произошло увеличение выпуска кредитных карточек по сравнению с 2014 годом на 18% или 6735 штук.

В 2015 году среди населения стала весьма популярна платёжная система MasterCard, так как показатель выпуска платёжных карт данной платёжной системы превысил аналогичный показатель за 2014 год на 607,2% или 9241 штуку.

Среди физических лиц пользуются популярностью платёжные карточки, выпущенные в национальной валюте, показатель превышает выпуск карточек в иностранной валюте в 50,5 раз. Несмотря на это, выпуск платёжных карт в национальной валюте в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 11,5% или 25454 штуку. А выпуск платёжных карт в иностранной валюте наоборот увеличился на 24,8% или 774 штуку.

Наибольшую долю в составе комиссионных доходов занимают доходы, полученные от операций, проводимых с юридическими лицами. Тем не менее, на втором месте по уровню доходности следуют доходы от операций с банковскими платёжными картами, что, несомненно, важно при анализе эффективности использования платёжных карт.

ОАО «БПС-Сбербанк» проводит активную политику в сфере использования платёжных карт, предлагая своим клиентам широкий выбор платёжных карточек, различные услуги по дистанционному обслуживанию, передовые Интернет-технологии для работы с розничными клиентами.

Заключение

Представлены следующие условия, направленные на более успешное развитие карточных продуктов и технологий в Республике Беларусь:

  1. необходимо популяризировать использование платёжных карточек при проведении безналичных платежей;
  2. совершенствовать программно-технические системы, с помощью которых осуществляются операции с карточками;
  3. подробно описывать и регламентировать положения, регламентирующие защиту прав потребителей банковских услуг;
  4. повышать уровень доверия физических лиц к платёжной карточке; 
  5. формировать у потребителя привычки использования карточки в повседневной жизни (в магазинах, на почте, в парикмахерской, в спортивном комплексе, в кафе и ресторанах).

Выполнение всех вышеперечисленных условий поспособствует увеличению доли безналичных расчётов и сокращению наличного денежного обращения. Банкам необходимо выполнять информационно-просветительскую функцию, так как при формировании новых потребностей у населения именно их задачей является популяризация карточных продуктов  и технологий среди населения.

Для экономики Республики Беларусь увеличение доли безналичных расчётов будет иметь положительный эффект, так как позволит обеспечить стабильность национальной денежной единицы. Коммерческим банкам, в свою очередь, стоит внедрять больше новых компьютерных технологий, использовать прогрессивные стратегии привлечения клиентов, которым будет предоставлен широкий выбор услуг и продуктов, необходимых для осуществления различных финансовых операций на качественно новом уровне. 

Библиографический список:

1. Г.И. Кравцова «Деньги, кредит, банки» [Электронный ресурс] / Безналичные расчёты и принципы их организации. – Режим доступа: http://www.finkredit.com/banks20.html.–Дата доступа: 28.12.2016.
2. Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Законодательство / Нормативно-правовые акты и письма Национального банка / Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. – 2000. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/Legislation/documents/DigitalBankingStrategy2016.pdf. – Дата доступа: 28.12.2016.




Рецензии:

26.01.2017, 15:40 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Материал статьи вполне соответствует уровню современных достижений научного знания. Практические результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы по данному вопросу. На наш взгляд ключевой проблемой, стоящей перед банками в развитии карточного бизнеса, является разработка и внедрение инновационных технологий в обслуживании банковских карт с целью расширения круга клиентов, а также обеспечении надежной системы защиты пластиковых карт от мошенничества. Достоверность приводимых сведений подтверждаю Стиль изложения материала хороший Рекомендую публикацию статьи в представленном виде, С уважением Боровский В.Н.

26.01.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Орляк Юлия Юрьевна:
Уважаемый Владимир Наумович, благодарю за отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх