Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Менеджмент, Правоведение, Экономика
Размещена 27.01.2017.
Просмотров - 3418

Понятие деловой репутации в учётной практике и проблемы её охраны и правового регулирования

Никишина Анастасия Юрьевна

-

Южный Федеральный Университет

Магистрант

Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия


Аннотация:
В данной работе определены основные подходы к рассмотрению понятия «деловая репутация» в соответствии с российскими и международными правилами учёта, анализируются теоретико-правовые и практические вопросы, имеющие отношение к деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя.


Abstract:
In this paper, the basic approach to the consideration of the concept of "goodwill" in accordance with Russian and international accounting rules, analyzes the theoretical, legal and practical issues related to the business reputation of the legal entity or individual entrepreneur.


Ключевые слова:
деловая репутация; честь; достоинство; информация; правовая защита; порочащие сведения

Keywords:
goodwill; honor; dignity; information; legal protection; defamatory


УДК 657.372

Введение. Российское, как и европейское, законодательство, которое охраняет честь и достоинство лиц, основано на концепции человеческих прав, которая изложена во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята в 1948 году, подчёркивающей, что достоинство свойственно каждому члену семьи, а права на свободы и равенство, вытекающие из него, являются неотчуждаемыми, неотменяемыми и обладают преимуществами перед всеми полномочиями, в том числе государственными [4]. Человек приобретает достоинство с момента своего рождения, оно признаётся без какого-либо различия. Согласно Международному пакту 1966 года «О гражданских и политических правах» достоинство личности рассматривается в качестве основополагающего блага и фундамента, опираясь на который формируются остальные права и свободы человека и гражданина. Согласно принципам, которые были провозглашены Уставом ООН, признание достоинства – это основа свободы, справедливости и всеобщего мира [20]. Международный пакт подчёркивает, что подвергаться посягательствам незаконного характера на его честь и репутацию не может никто. Любой человек имеет право на защиту закона от подобного вмешательства или посягательства [11].

Актуальность. Данная работа весьма актуальна, поскольку деловая репутация каждой компании способствует её дальнейшему эффективному функционированию либо результативным сделкам купли-продажи компании на рынке, что не может не приносить экономическую пользу обществу и государству, поэтому анализ защиты деловой репутации является довольно-таки важной проблемой на сегодняшний день.

Цели, задачи и научная новизна. Цель данной работы – анализ сущности деловой репутации и исследование её защиты и охраны. К задачам статьи следует отнести рассмотрение толкования деловой репутации в отечественных и международных стандартах, а также особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты чести, деловой репутации и достоинства экономических субъектов. Научная новизна заключается в необходимом анализе существующей системы охраны деловой репутации, поскольку она способствует экономической эффективности деятельности любого предприятия.

Конституция РФ определяет человека, его права и свободы как высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является государственной обязанностью. Вопросы, касающиеся защиты достоинства, деловой репутации (ДР) и чести со стороны государства, являются вопросами о человеческих правах, их реальном обеспечении, о гарантированной государством возможности пользоваться ими [7].  Права на достоинство, честь и ДР – это сугубо субъективные права, а также это одни из основных естественных прав личности, умаление которых влечёт ответственность, которая установлена законом и наиболее суровым видом которой считается уголовная ответственность, предусмотренная статьями 129 и 130 (клевета и оскорбление соответственно) УК РФ [19].

Сейчас в СМИ широко распространены порочащие сведения в отношении ИП и юридических лиц. Такая информация всегда причиняет вред деловой репутации экономических субъектов, однако должной правовой защиты эти лица не имеют. Такая проблема может быть связана с рядом причин, носящих не только правовой характер. За последние годы в России произошли серьёзные экономические изменения, расширилась сфера информационных технологий и ресурсов, и эти события детерминировали социально-психологическое общественное развитие, что в свою очередь не могло не отразиться на стабильности установленных приоритетов, в т.ч. уважении достоинства, чести и ДР лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Экономическая конкурентная борьба с использованием и распространением информации, которая порочит честь, достоинство и ДР экономических субъектов, не воспринимается в данное время большинством в качестве исключительно порочащих действий, которые нарушают моральные устои и нравственные общественные ценности. Воздействие социально-экономического положения отражается и на правовой защите ДР. Гражданские и уголовные законодательные нормы в этом плане достаточно консервативные и не решают всех проблем, которые возникают в практической деятельности. Должная правовая регламентация отношений, которые связаны с защитой ДР, будет способствовать решению конфликтов и стабилизации отношения между экономическими субъектами и гражданами, а также восстановлению приоритета основных общественных ценностей, добросовестному и разумному поведению субъектов гражданского оборота. Однако, установление лишь запретов в области права касаемо распространения порочащей информации без изменения общественного отношения к данному вопросу не может в должной мере поменять ситуацию и вернуть социум к шкале нравственных ценностей, которые находят своё отражение как в Конституции РФ, так и в международном законодательстве [18].

Определение репутации органически связано с честью и достоинством. Толкование ДР отсутствует в ГК РФ и постановлениях Пленума Верховного суда РФ. В литературных источниках ДР в общем виде – это приобретаемая в процессе профессиональной или бизнес-деятельности оценка общества, общее или широко распространённое мнение о деловых качествах, достоинствах физического или юридического лица. Некоторые эксперты определяют ДР в качестве определённого набора качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в понимании своих контрагентов, коллег по работе, избирателей и поклонников и персонифицируется среди других профессионалов в этой сфере деятельности. Другие считают, что репутация – это оценка личности в обществе. Третьи полагают, что репутация – это сложившееся мнение о лице, которое основано по итогам оценки его общественно значимых качеств, а деловая репутация является оценкой его профессиональных качеств. По мнению авторов, деловая репутация – это понятие, которое не отделимо от чести и достоинства, так как эти категории являются отражением определённых социальных отношений между гражданином и обществом. На ДР указывает общественная оценка деловых качеств субъекта [1,5].

Термин «деловая репутация» был введён в 1991 году в Основы гражданского законодательства СССР и отражал новые социальные реалии. Поэтому ДР зачастую связана с предпринимательской деятельностью и определена в качестве относящейся к общественно значимой деятельности лица оценки о достоинствах и недостатках этого лица [14]. Этот термин распространяется на физических и на юридических лиц. ДР юридических лиц относится к нематериальным и неотчуждаемым благам, однако имеет свои специфические особенности. Под ДР подразумевают восприятие субъекта в деловой среде и имидж (образ субъекта в глазах общественности) [8]. Компании создают ДР собственными силами, так что она определяется как средство их индивидуализации. ДР не является статичной, она подвержена изменениям, её можно корректировать, а также она зависима от усилий всего персонала и распространяется на каждого сотрудника. Деловой репутацией считается результат интеллектуальной деятельности, который имеет денежную оценку. Её согласно тому или иному договору может передавать одна сторона в пользование другой за вознаграждение на какой-то конкретный срок либо бессрочно, а также может быть вкладом по договору (в соответствии со ст.1027-1040, ст.1042 Гражданского кодекса Российской федерации) [5].

Согласно IFRS 3 «Объединение предприятий» термин «деловая репутация» означает отдельный идентифицируемый объект бухгалтерского учёта, представляющий собой объединение отдельных фирм, которые осуществляют бизнес, в одну отчитывающуюся организацию. Когда фирмы объединились, покупатель получает контроль над одной и более фирмами и впоследствии обязуется признавать приобретённую в результате объединения фирм деловую репутацию как актив на дату данного приобретения. IFRS 3 гласит: «деловая репутация, которая была приобретена в результате объединения организаций, – выплата, производимая фирмой-покупателем с учетом ожидания выгод экономического характера от активов в будущем, которые невозможно индивидуально идентифицировать и отдельно признать» [13]. Международные стандарты определяют деловую репутацию по себестоимости, в свою очередь определяемой путем превышения затрат на объединение бизнеса над долей организации-покупателя в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств. Но, согласно ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов», ДР равна разности суммы, уплаченной продавцу за предприятие, и балансовой стоимости активов и обязательств организации на дату её покупки. Следует подчеркнуть, что данное положение не даёт конкретного определения ДР, а приводит лишь методику её расчёта в п.42 [16]. Это определение можно назвать не совсем корректным, так как здесь отмечается, что для расчёта величины ДР нужно из покупной цены компании в качестве имущественного комплекса вычесть сумму всех обязательств и активов по бухгалтерскому балансу. Конечно, эксперты в этой области понимают, что законодательство имеет в виду не сумму обязательств и активов, а разницу между активами и обязательствами, то есть активы, которые свободны от обязательств (чистые активы). В российском стандарте определён порядок учёта только «приобретённой» ДР. Международный стандарт финансовой отчётности рассматривает ДР как систему, состоящую из двух самостоятельных категорий – внутренне созданной ДР (IAS 38 «НМА») и ДР, которая возникает в процессе объединения предприятий (IFRS 3). ПБУ 14/2007 не определяет различия между внутренне созданной ДР и ДР, которая возникает при объединении предприятий. В России стандарты понимают ДР только как возникающую при объединении предприятий. Причём ДР в отечественных правилах учёта включается в состав НМА, в то время, как МСФО в качестве НМА её не признает. Согласно п. 4 ПБУ 14/2007 «Учёт НМА» в состав НМА включается деловую репутацию, которая возникла в связи с приобретением предприятия в качестве имущественного комплекта [16]. А в соответствии с п. 11 IAS 38 «НМА» определение нематериального актива нуждается в его идентифицируемости, отделимости от компании, наличия договорных или юридических прав на объект, что, в результате, не позволяет признать ДР нематериальным активом. Термин «внутренне созданная ДР» соотносится с аналогом отечественного толкования расходов будущих периодов. Так, в п. 48 IAS 38 определяется, что во многих случаях создание будущих экономических выгод связывается с возникновением затрат, но это не приводит к созданию нематериальных активов, которые удовлетворяют критериям признания. Поэтому расходы на получение будущих экономических выгод могут привести к ситуации, при которой возникает определённый актив. При невыполнении всех условий, необходимых для идентификации данных затрат как какого-либо вида активов, их целесообразно рассматривать в качестве «затрат в расходы будущих периодов». Иначе говоря, затраты понесены, они обещают будущие выгоды, но при этом не удовлетворяют критериям признания их в данной ситуации как нематериальные активы. Но IAS 38 определяет «… такие затраты во многих случаях характеризуются как способствующие созданию деловой репутации внутри организации» [12]. Таким образом, они не способствуют формированию стоимости ДР, а только лишь косвенно способствуют её возникновению, так что анализировать внутренне созданную ДР как один из элементов расходов будущих периодов не считается верным. Причём внутренне созданная ДР – это не идентифицируемый актив, она не может быть надёжно оценена и в результате анализа не признаётся как какой-либо актив, в том числе нематериальный. Вследствие этого, следует определить термин «внутренне созданная деловая репутация» в качестве некого объекта, который не имеет материально-вещественной формы и не признаётся НМА. В общем говоря, это является потенциалом компании, который заключается в наличии у него деловых связей, базы клиентов, отлаженной сбытовой системы, позиционирования товаров на рынке и так далее, то есть всего того, что характерно деловой репутации, в общем. Но, по мнению авторов, нет как ДР, которая создана исключительно внутри копании без взаимодействия с другими экономическими субъектами, так и ДР, которая образовалась только в результате продажи компании. Не имеет сомнений, что ДР возникает в ходе финансово-хозяйственной деятельности организации и на её величину воздействует ряд факторов. Но идентификация и надёжная охрана этой величины возможно только в процессе продажи хозяйствующего субъекта целиком в качестве имущественного комплекса. Также, по мнению авторов, не является верным полагать, что ДР образовывается лишь при продаже / объединении компаний, так как она возникает намного ранее, в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [18].

Деловая репутация компании является комплексной характеристикой, многогранной и сложной в идентификации и оценка. В формировании ДР участвует рынок – внешний фактор по отношению к компании. В связи с этим выделяется два компонента ДР – внутренний, который характеризует конкретную фирму, и внешний, обусловленный рынком в отношении этой же фирмы в качестве хозяйствующего субъекта [2].

Положительная деловая репутация фирмы является важным фактором её экономического успеха. Такой репутацией считается часть рыночной стоимости компании, надбавка к цене компании, формируемая с помощью представления о ней как о субъекте экономической деятельности в конкретных условиях экономики. Представления о компании формируются за счёт её оценки теми, кто вступает с ней в экономическое взаимодействие, и создаются, базируясь на информации о различных сторонах её функционирования. Положительная ДР состоит из информационного компонента, который представляет собой совокупность всех данных о компании, и оценочного компонента, который связан с её экономической деятельностью. Отрицательной ДР является часть рыночной стоимости компании в виде скидки с цены для покупателей. К ней относится неимение опыта ведения управления, маркетинговых навыков, отсутствие квалифицированных работников, налаженной логистики и многое другое. Её учитывают в составе будущих периодов. Отрицательная ДР полностью относится на финансовые результаты компании как прочие доходы [18].

За последние годы экспертами в данной области употребляется неизвестный российскому законодательству термин «goodwill» (гудвилл). Существует широко распространённое мнение, что термины «гудвилл» и «деловая репутация» являются тождественными. Согласно Письму Минфина РФ от 23.12.1992г. №117 понятие гудвилла используется в целях выявления учётных объектов. Расчёт гудвилла обозначает обсчёт всех его элементов: высокую репутацию компании, инновационные технологии, которые используются компанией, эффективный менеджмент и т.д. Иначе говоря, гудвилл является отражением стоимости совокупных активов компании, в т.ч. и нематериальных [15]. С данной позицией трудно согласиться, поскольку гудвилл не охватывает материальные активы организации, поэтому он не может отражать стоимости совокупности всех её активов. Нельзя отождествлять гудвилл и деловую репутацию, поскольку в корпоративном праве гудвилл понимается с точки зрения нематериальной стоимости организации: деловые связи предприятия, его репутация, иные нематериальные элементы (наименование, товарные знаки и т.д.). В результате, следует заключить, что ДР – это один из нематериальных активов и составная часть гудвилла, которая значительно влияет на стоимость организации, поскольку выражается в разнице между стоимостью активов и обязательствами компании по балансу и величиной продажной стоимости [9].

ДР юридических субъектов может меняться, в частности, посредством заключения сделок, которые направлены на формирование определённого имиджа, основная доля которого является формирование общественной оценки. Деловая репутация, её положительная или отрицательная общественная оценка, зависима от множества факторов, однако дискредитация ДР юридического лица затрагивает интересы всего коллектива сотрудников данного предприятия. Зачастую подрывается ДР именно коммерческих фирм посредством оглашения другими лицами сведений, которые не соответствуют действительности, с помощью распространения кем-то собственной рекламы. Происходит серьёзное снижение стоимости фирмы, а это особенно опасно во время подготовки её к продаже. К примеру, бывший владелец организации «Евросеть» заявил, что он получил в итоге продажи своего дела «копейки», что было связано с появлением в СМИ негативной информации о фирме и её управлении. Потери юридических лиц, которые заняты в предпринимательстве, конкретные и осязаемые, имеющие имущественный денежный эквивалент и способные быть точно определёнными [6]. В таком случае крайне важно, чтобы государство, которое охраняет интересы бизнеса путём введения уголовной ответственности за получение и разглашение данных, которые составляют коммерческую тайну, либо за недобросовестную конкуренцию, сочло необходимым криминализировать один из самых опасных видов этой недобросовестной конкуренции – подрыв ДР юридических лиц, который причиняет значительный ущерб принципам свободной конкуренции. Характер общественной опасности напрямую зависим от ценности общественных отношений, которым был причинён ущерб [18].

Нормы уголовного законодательства защищают наиболее важные отношения в обществе. Другие отношения защищаются с помощью гражданских, административных и дисциплинарных мер воздействия, а не посредством уголовных мер [6]. Ю.И.Ляпунов (д.ю.н., известный деятель в области уголовного права, академик) отмечал, что для криминализации деяния важно определить, является ли оно существенно опасным для государственных и общественных интересов [10]. Постановление Конституционного суда РФ от 27.06.2005г. №7-П гласит, что введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние – это свидетельство достижения им уровня общественной опасности, при котором для того, чтобы восстановить нарушенные общественные отношения, необходимо использование сил и средств государства. Решение вопросов, касающихся возбуждения уголовного дела, его дальнейшего движения, его прекращения или уголовного преследования, не зависит от волеизъявления потерпевшего, оно предопределено абсолютно только интересами общества, которые конкретизируются, основываясь на требованиях закона и фактических обстоятельств дела [3,17,19].

Результаты. Вышеизложенный анализ способствует возникновению вопроса: обладает ли деловая репутация признаками объекта состава преступления и есть ли необходимость в уголовной ответственности за распространение заведомо ложных сведений, которые подрывают ДР экономического субъекта? Для начала необходимо проанализировать отличия уголовно-правовых и гражданско-правовых средств защиты чести и достоинства. Уголовно-правовой защитой предусматривается наказание виновного и его осуждение от государственного имени. Гражданским законодательством устанавливается обязанность ответчика опровергнуть те порочащие сведения, которые были им распространены. С помощью уголовного наказания не представляется возможность предотвращения распространения порочащих сведений, а также принуждения, например, редакции то или иного СМИ поместить опровержение.  Ст.152 ГК РФ гласит о том, что гражданин вправе требовать по суду опровержения сведений, которые порочат его честь, достоинство и деловую репутацию, при условии, что распространивший не докажет их соответствие реальности. Эта статья применима для защиты ДР и юридического лица, в то время, как уголовное законодательство защищает честь и достоинство только физического лица. Возбуждение уголовных дел тоже возможно только в отношении физических лиц, которые по закону могут нести уголовную ответственность. В иных случаях уголовный закон защиту не предоставляет. ГК РФ таких ограничений не содержит. К ответчикам могут относиться не только граждане, но и компании, к примеру, редакции журналов и газет. В таких случаях речь идёт о применении не только положений ГК РФ, но и множества других НПА. Гражданско-правовая защита достоинства, чести и ДР лица, в отношении которого распространены порочащие сведения, которые не соответствуют реальности, не исключена также в случаях, когда невозможно установить виновное лицо в распространении таких сведений (например, анонимные письма). Согласно п.6 ст.152 ГК РФ суд в таких случаях вправе по заявлению заинтересованной стороны признать данные сведения не соответствующими реальности. Иск об опровержении бывает и тогда, когда виновное лицо недееспособно либо не представляется целесообразным привлекать его к уголовной ответственности, например, подобные сведения были распространены по неосторожности, случайно) [5]. Существенное отличие гражданско-правового и уголовно-правового законодательства касаемо посягательства на честь, достоинство и репутацию граждан заключается также в том, что в результате удовлетворения гражданского иска крайне неблагоприятного исхода для ответчика не наступает, в то время, как уголовная ответственность предусматривает судимость, которая влияет на социальное и правовое положение. Распространение информации, причиняющей ущерб ДР с использованием СМИ либо в публичных выступлениях с учётом большого круга лиц, которые получают эту информацию, формирует деяние повышенной общественной опасности и требует более суровых мер защиты, чем гражданско-правовые.

Заключение. Достоинство, честь и ДР, которые отражают социальные отношения между гражданином и социумом, а также между экономическими субъектами, имеют весомое общественное значения и защищаются нормами права. Их ущемление приводит к потере нормальных общественных взаимосвязей, а, следовательно, и к утрате определённого статуса лица в правоотношениях с другими лицами. Таким образом, достоинство, честь и деловая репутация – это важнейшая социально-правовая ценность и потребность для любого общества и государства, которая нуждается в необходимой законодательной защите.

Библиографический список:

1. Баранов П.П., Козлов В.П., Климашина Ю.С. Неопределенность понятия деловой репутации: последствия для учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. – №13 (307).
2. Ветошкина Е.Ю. Понятие "деловая репутация" в российской и международной учетной практике // Филология и культура. 2010. – №21.
3. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М., 2000.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
5. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Колосова В.И., Вавилычева Т.Ю. Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. – №3-1.
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
8. Куликов А.А. Деловая репутация: международный и российский стандарты // Международный бухгалтерский учет. – 2007. – №5.
9. Лекаркина Н.К. Гудвилл: природа, структура, содержание // Оценка инвестиций. 2016. – №3.
10. Ляпунов Ю.И. Общественная опасность как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989.
11. Международный пакт от 16 октября 1966 года «О гражданских и политических правах» // Информационная справочная система КонсультатантПлюс.
12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 21.01.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124016/
13. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 26.08.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124548/
14. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_972/
15. Письмо Минфина РФ от 23.12.1992 N 117 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1349/
16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 №153 н.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 7-П [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/1354263/
18. Смолина Л.В. Защита деловой репутации организации // СПС КонсультантПлюс. 2008.
19. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
20. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/




Рецензии:

8.02.2017, 18:07 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх