-
Южный Федеральный Университет
Магистрант
Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия
УДК 657.372
Введение. Современная мировая экономика, в том числе и российская, характеризуется высокой активностью сделок слияний и поглощения, в ходе реализации которых значительную роль играет деловая репутация, включающая клиентскую базу, навыки и опыт сотрудников компании, бренд, торговую марку и существующие связи. В конечном итоге компании с одними и теми же характеристиками будут иметь разную стоимость за счёт деловой репутации (ДР). Первое упоминание деловой репутации, которую часто называют гудвиллом, было отмечено в Англии в 15 веке ещё до выхода работы под названием «Трактат о счетах и записях», который написал родоначальник принципов бухгалтерского учёта Лука Пачоли [5]. На протяжении двух столетий законодательство Англии запрещало использование гудвилла как элемент коммерческих сделок. Компания, проданная с гудвиллом, являлась более привлекательной коммерчески, а это увеличивало вероятность сосредоточения нескольких компаний в одних руках, что уменьшало конкуренцию и вело к монополии. Поэтому в течение нескольких веков в процессе осуществления сделок купли-продажи приходилось вуалировать ДР. При вскрытии обмана продавец компании должен был заплатить большой штраф или сесть в тюрьму. Только в 1620 году лидеры Англии признали право существования категории «гудвилл».
Актуальность. Данная работа является актуальной, поскольку проблема понимания и оценивания деловой репутации существует в каждой компании, причём многообразие существующих методов иногда затрудняет выбор многих руководителей. Деловая репутация влияет на стоимость компании и на представления о ней со стороны контрагентов и клиентов, поэтому важность анализа её сущности и оценивания не вызывает сомнений.
Цели, задачи и научная новизна. К целям данной статьи можно отнести исследование сущности, видов и методик оценки деловой репутации. К задачам относится анализ определения деловой репутации с различных позиций, выявление видов и структуры деловой репутации, а также исследование методов оценки деловой репутации. Научная новизна заключена в том, что вопросами деловой репутации в нашей стране начали заниматься относительно недавно, и сейчас существует не так много исследований, направленных на выявление особенностей данного понятия.
Э.Шмаленбах, являвшийся одним из крупнейших теоретиков бухгалтерского учёта, предложил теорию, согласно которой ключевой место в увеличении стоимости гудвилла занимает слаженная работа коллектива. Шмаленбах развил идею П.Д.Прудона о том, что прибавочный продукт создаётся в ходе координации усилий лиц, которые заняты в едином производственно-организационном процесса. Прудон считал, что каждый занятый в хозяйстве производит свой продукт, но в результате объединённых усилий получается прибавочная стоимость – прибыль компании. Шмаленбах иначе представил эту теорию, по его мнению, самое отсталое предприятие имеет прибавочную стоимость, равную нулю, более развитое предприятие имеет цену продукта более высокую, чем его стоимость. Величина гудвилла в соответствии с его теорией можно определить из затрат на персонал компании, к которым относятся затраты на организацию управления персоналом, на повышения квалификации работников и на привлечение талантливого персонала. Он полагал, что эти расходы должны быть оценёнными и отнесёнными на расходы будущих периодов с последующей амортизацией. Обобщая всё вышесказанное, следует заключить, что ещё в 19 веке впервые была определена ключевая роль персонала компании при оценке деловой репутации [3].
Для нашей страны термин «деловая репутация» является относительно новым. Его возникновение напрямик можно связать с переходом от командной экономики к рыночной. Впервые о ДР заговорили в 90х годах прошлого столетия, и сейчас в законодательстве России отражается и сам термин, и способы учёта ДР. Но законодательно не утверждена методика её оценки и методика определения её справедливой стоимости. Поэтому существует множество открытых вопросов для анализа. Постановление №107 от 25.02.2011г. говорит о принятии на территории РФ МСФО, что даёт право вести бухгалтерский учёт согласно международным нормам. Но необходимо подчеркнуть, что в отношении категории «деловая репутация» международной законодательство продвинуто значительно дальше, нежели отечественное [9].
Термин «деловая репутация» является довольно-таки многогранным. Чтобы дать его полное определение, в таблице были приведены трактовки из различных источников.
Источник |
Определение |
Международное законодательство |
|
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» |
Это актив, который представляет собой будущие экономические выгоды, которые являются результатом других активов, приобретённых в процессе объединения бизнеса, не идентифицирующиеся и не признающиеся по отдельности. |
US GAAP FAS № 142 «Бухгалтерский учет гудвилла и НМА» |
Это превышение стоимости приобрётенной организации над стоимостью ее идентифицируемых активов за вычетом обязательств. |
Законодательство России |
|
ПБУ 14/2007 «Учет НМА» |
Это нематериальный актив (НМА), возникший в связи с приобретением компании в качестве имущественного комплекса, стоимость которого определяется расчётным путём как разница между покупной ценой и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки. |
ГК РФ |
Это вид неотчуждаемого и непередаваемого нематериального блага, который принадлежит физическому или юридическому лицу с позиции его деловых качеств. |
Словари |
|
Современный экономический словарь |
Это оценка фирмы, предприятия, бизнесмена со стороны смежников, контрагентов, потребителей, представления партнёров о фирме, которые благоприятствуют её деятельности и учитываются в условиях хозяйствования. |
Большая Российская энциклопедия |
Это отражение в сознании общества деловых и профессиональных свойств физического или юридического лица, которое занято предпринимательской или иной экономической или социальной деятельностью. |
Монографии |
|
Б.Б. Леонтьев «Оценка нематериальных активов высокотехнологичных предприятий» |
Это экономический термин, который используется в бух. учете, торговых операциях в целях отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости его НМА и обязательств. |
Я.В. Соколов, М.Л. Пятов «Бухгалтерский учет для руководителя» |
Это разность между суммой, которая уплачена за фирму, и стоимостью её активов. |
В ходе анализа таблицы, можно заметить, что нет единого определения понятия ДР. Деловой репутацией следует считать комплексную характеристику, сложную как в идентификации, так и в оценке [3]. Безусловно, на количественную оценку стоимости ДР оказывают влияние сложившиеся на рынке условия. Выделяется два вида деловой репутации – внутренняя и внешняя. На рисунке ниже можно увидеть виды и структуру ДР.
Рисунок 1. Виды и структура ДР (составлено автором).
В целом, можно сказать, что гудвилл обладает двойственным характером. С одной стороны, его можно оценивать только теоретически. Такая оценка присуща внутреннему гудвиллу. С другой стороны, гудвилл может иметь и фактическую оценку, в этом случае, объект оценки – это внешний гудвилл. Если компания за время своего жизненного цикла не была куплена в качестве единого имущественного комплекса, то её гудвилл так и не получит фактической оценки. Таким образом, двойственная сущность гудвилла определяется возможностью трансформирования из неквалифицированного в квалифицированный актив, поэтому формально внутренний гудвилл количественной оценке не подвергается. Создают внутренний гудвилл в пределах компании, и он находится в интересах собственников, инвесторов и руководителей. Согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» внутренне созданный гудвилл, хоть и будет приносить экономические выгоды в будущем, активом признаваться не может, поскольку он не идентифицируемый и его нельзя надёжно оценить по себестоимости, поэтому, в балансе он не отражается. Зачастую оценка внутреннего гудвилла носит качественный характер [6,7].
Формирование ДР является длительным процессом. Именно благодаря ДР одна организация имеет конкурентные преимущества перед другой организацией. В современной рыночной экономике в процессе покупки товара человек делает свой выбор исходя не только от своего материального благосостояния, но и исходя от влияния нематериальных и трудноидентифицируемых факторов, таким образом, внутренний гудвилл в итоге влияет на человеческий выбор. Внешний гудвилл имеет отражение в балансе и появляется в результате сделок купли-продажи, поглощения и слияния. Оценка стоимости такого гудвилла носит количественный характер и связана с рыночными ожиданиями от этих сделок. Внешняя ДР включает положительную ДР (гудвилл) и отрицательную ДР (бэдвилл). Последнюю называют по-разному, к примеру, шведы – нежелание, англичане – отсутствие доброй воли [3]. Отечественный и международный стандарты дают определения положительной и отрицательной ДР, которые можно увидеть в таблице 2.
Положительная ДР |
Отрицательная ДР |
|
ПБУ 14/2007 «Учет Нематериальных активов» |
Это надбавка к цене, которая уплачивается покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с покупкой активов и учитывается в качестве инвентарного объекта |
Это скидка с цены, которая предоставляется покупателю ввиду отсутствия факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта и т.д. |
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» |
Это сумма превышения стоимости покупки над приобретённой долей по состоянию на дату покупки. |
Это отрицательная разница между затратами на приобретение и долей организации-покупателя |
В отличие от других активов, оценка которых весьма стабильная и не имеет возможности большой вариации, оценка гудвилла, наоборот, достаточно вариабельная. В некотором смысле гудвилл в качестве объекта купли-продажи ближе к финансовым активам, стоимость которых в условиях рынка подвержена большим колебаниям. К причине данного обстоятельства относится то, что любой гудвилл является абсолютно уникальным объектом, который не имеет аналогов в том смысле, что стоимость гудвилла одной организации никогда не будет такой же, как стоимость гудвилла другой организации, поскольку каждая организация своеобразна как по отдельным параметрам, так и в совокупности. Выбор какой-либо одной методики определения стоимости ДР зависит от многих факторов: от организационной формы, от деятельности компании, от интересов собственников, от интересов покупателей, от доступности предоставляемой информации о компании и множества других. Самые существенные количественные методы оценки ДР будут рассмотрены ниже.
А) Определение суммы затрат по инвестициям, включающей в себя не только сумму имущественного комплекса компании, но и расходы на сопутствующие консультационные услуги
Б) Расчёт балансовой стоимости чистых активов
В) Определение разницы между балансовой стоимостью чистых активов и расходов на инвестиции
Г) Определение дооценки балансовой величины стоимости активов и пассивов компании до рыночной стоимости на текущий момент
Д) Определение текущей рыночной стоимости чистых активов
Е) Переоценка активов и обязательств до рыночной величины
Ж) распределение разницы между балансовой стоимостью чистых активов и инвестиционных расходов на активы, требующие переоценки
З) Сумма, которая осталась после распределения, и есть деловая репутация
И) Превышение цены покупки над рыночной стоимостью – это актив, который учитывается на балансе компании на дату приобретения и подлежит амортизации
К) Если рыночная цена превышает цену покупки, то ДР признается отрицательной и принимается к учёту в качестве расходов будущих периодов [7].
Что касается учёта деловой репутации, то следует отметить, что он регулируется ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов», с позиции бухгалтерского учёта, а с позиции налога на прибыль – статьёй 268 Налогового кодекса РФ. Сделки купли-продажи регулируют статьи 559-566 Гражданского кодекса РФ, в которых отражаются правовые основы их осуществления [2].
Результаты. Таким образом, деловой репутацией можно назвать целостное представление об организации в качестве субъекта, который осуществляет определённый вид деятельности, складывающееся из восприятия и оценки данной деятельности различными субъектами в процессе всего жизненного цикла организации. Формирование положительного гудвилла можно считать залогом конкурентоспособности и долгого динамичного развития. ДР – это необходимое орудие в целях упрочнения своего положения на трудовом и финансовом рынках. Высокая качественная и количественная оценка деловой репутации облегчает доступ к кредитным, трудовым, материальным и другим видам ресурсов, обеспечивая защиту во внешней среде. Корректность и адекватность оценки ДР являются довольно-таки важными условиями. Значительно принципиально её оценка в сфере услуг и развлечения, а также торговле товарами не первой необходимости, где субъективность потребительской оценки можно назвать ключевым критерием получаемой прибыли, а также в компаниях, занятых научными разработками, маркетинговыми исследованиями, сфере консалтинга и создания программных продуктов, где прибыль и ценность заложены в нематериальных активах. Финансовые эксперты с настороженностью относятся к гудвиллу ввиду специфики его оценки, так что нужна особая осторожность и понимание всех процессов, особенно когда речь идёт о его количественной оценке.
Заключение. Каждая успешная и функционирующая компания должна иметь неотрицательную внутренне созданную деловую репутацию. Иначе она может стать объектом поглощения в целях распродажи её активов по частям, так как отрицательная деловая репутация говорит о том, что суммарная рыночная оценка чистых активов больше цены, по которой оценивается фирма рынком, то есть выгодно приобрести компанию с намерением, к примеру, её последующей ликвидации и распродажи её активов. В этой связи весьма актуален вопрос разработки метода оценки гудвилла на каждой стадии функционирования компании, а не только в процессе её купли-продажи. По мнению авторов, такой метод оценки гудвилла должен позволить определить синергетический эффект, генерируемый компанией, который отражает качество работы системы в целом, то есть эффективность использования её компонентов. Иначе говоря, ДР может являться стоимостной оценкой качества организационной системы, трактуемой иногда как «эффект синергии». Рационально анализировать синергетические эффекты в разрезе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности компании и, выделив конкретные виды, оценивать их воздействие на стоимость ДР. Такая оценка позволит оперативное оценивание последствий принятия управленческих решений с позиции их воздействия на стоимость компании.
Рецензии:
31.01.2017, 13:31 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации