студент-магистр
ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Кафедра финансов предприятий и страхования
Научный руководитель: Чепурко Виктор Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов предприятий и страхования, Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского
УДК 330
ВВЕДЕНИЕ. В течении последних десятилетий в результате эскалации нестабильности в области политики и макроэкономики, даже среди высокоразвитых стран с развитой экономикой возникло заметное усложнение условий деятельности всех субъектов хозяйствования под влиянием повышения уровня неопределенности во внешней среде. Эти обстоятельства привели к повышению научно-исследовательского интереса к такому явлению, как кризис отдельной организации.
ЦЕЛЬ. Симптомы кризиса, классификации кризисных ситуаций, возникающих на предприятиях.
ЗАДАЧИ:
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В условиях современной глобализации и динамичности рыночной среды кризисы на предприятиях характеризуются все новыми особенностями. Поэтому возникает необходимость в адаптации научных разработок, посвященных исследованию кризисных явлений на предприятии, к современным форсированным экономическим условиям ведения хозяйственной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Понятие «кризис» - одно из самых сложных, имеет много смысловых оттенков интерпретаций и сущностных характеристик. В современной литературе понятие «кризис на предприятии» характеризуют различные проблемные факторы в деятельности предприятия от простых организационных помех в функционировании предприятия до полного его уничтожения.
Так, Н.В. Водополова и Н.Н. Масалитина, проведя анализ понятия кризиса в трактовке различных авторов, предложили следующее определение: кризис – состояние экономической системы в условиях развития и/или изменчивости среды, которое выражается в нарушении согласованности между состоянием среды и параметрами функционирования системы и способно привести к прекращению ее существования в рамках прежних субстрата и структуры, как в негативном, так м в позитивном смысле таких изменений [8, с. 73].
Коротков Э.М. считает, что кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития – они могут возникать и в самих процессах функционирования. Например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, технологиями и условиями ее использования. Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающей ее жизнестойкости в окружающей среде [5, с.14].
В. Кошкин рассматривает кризис предприятия как незапланированные изменения в деятельности и ограниченные возможности влияния менеджмента на деятельность предприятия с трудно прогнозируемыми последствиями, которые ставят под угрозу все дальнейшее развитие предприятия [7, с. 24].
Следовательно, термин «кризис предприятия» описывает различные явления в жизненном цикле предприятия от простых проблем в функционировании, вызванные разнообразными конфликтами, к ликвидации предприятия. С авторами, которые идентифицируют понятие «кризис предприятия» с понятием «банкротство предприятия» можно согласиться лишь в некоторой степени, ведь банкротство предприятия - это одно из проявлений завершающей стадии кризисного процесса на предприятии, заключительная точка распространения кризисных симптомов. По нашему мнению, такое определение понятия «кризиса» является некорректным, ведь подобное понимание кризисной ситуации не позволяет разрабатывать и внедрять эффективные меры по недопущению или устранению первых стадий кризисного процесса.
Развитие кризисного процесса представляет собой частный случай общего развития предприятия, при котором изменяется, разрушается существующая структура связей или формируется новая. Кризис в деятельности предприятия представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляемым или, по крайней мере, удерживаться в определенных пределах. Таким образом, кризисы в организации – это не однократные экономические явления, которые возникают и сразу же исчезают; они появляются, развиваются и на определенном этапе своего развития становятся необратимыми.
В целом, анализ существующих трактовок понятия «кризис» свидетельствует о существовании трех независимых взглядов на понятийные рамки этого термина (табл. 1).
№ п/п |
Авторы научного подхода |
Сущность понятия «кризис» согласно научного подхода |
1 |
Г.Г. Попов, Н.Ю. Круглова , А.З. Бобылева [5, с. 35] |
Форма поступательного движения, развития системы |
2 |
У.Э. Деминг , А.П. Градов , Е. Винер, Дж. Каан |
Нестандартная ситуация, переломный момент |
3 |
Дж. М. Кейнс , В.Н. Крутько , В.О. Василенко [7, с. 61], Э.М. Коротков , Э. Никбахт , А. Гроппели |
Ухудшение параметров функционирования, реальность банкротства |
Источник: составлено автором на основе [5, с. 35], [7, с. 61]
Согласно первой точки зрения, кризис - это форма поступательного движения, проявление развития системы. Сторонники второй точки зрения считают кризисом переломный момент в функционировании предприятия (независимо от того, каким - положительным или отрицательным, будет результат); отсюда кризисом может считаться любая нестандартная ситуация или изменения в функционировании предприятия. Третья точка зрения предполагает, что кризисом является ситуация значительного ухудшения одного, а чаще нескольких, важных параметров функционирования предприятия, которая вполне реально может привести к банкротству.
Приведенные трактовки отражают два основных отношения к кризисным ситуациям, которые встречаются в работах зарубежных и отечественных авторов - негативное и позитивное. При негативном отношении к кризису внимание акцентируется на его разрушительном влиянии на деятельность предприятия; на угрозе банкротства, вызванной кризисом. Позитивное отношение основано на понимании кризиса как объективного процесса, связанного с развитием системы. Отсюда следует, что кризис предприятия является переломным моментом в последовательности процессов, событий и действий. Кризис на предприятии - объективный процесс, приводящий к оптимизации системы или к ее разрушению в случае неспособности адаптироваться к новым условиям развития.
Одно из наиболее полных определений понятия кризис на предприятии предложил М.Н. Ковалев, полагающий, что это совокупность ситуаций, вызванных экзо - и эндогенными факторами, которые нарушают равновесие системы предприятия, и, со временем, могут приводить к изменению организационного, экономического и производственного механизма функционирования. Соответственно, последствия такого кризиса сложны для прогнозирования и могут носить как негативный, так и позитивный характер [7, c.15].
Важным фактором достижения позитивных результатов в преодолении финансового кризиса на предприятии является определение причин кризисных явлений. Правильная идентификация предпосылок возникновения кризиса дает возможность предприятию эффективно противостоять их, преимущественно негативным и разрушительным, последствиям.
По мнению С.В. Возного и Н.М. Тюрина [9, c. 66-69], существует комплекс факторов, способных вызвать кризис – естественные, экологические, политические, производственно-технические и социальные. В данном перечне ученые учитывают также факторы неопределенности и глобализации. Относительно последнего, следует отметить, что в основном промышленно развитые страны (за счет инвестиций, движения капитала и рабочей силы и т. д) получают положительные экономические последствия от глобализации, тогда как нестабильные и слабые государства сталкиваются с проявлениями кризисов, вызванными уже другими - экономическими, политическими, технологическими факторами.
В основном экономисты-исследователи причины возникновения кризисов (с точки зрения предприятия как субъекта экономической деятельности) делят на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) (см. рис. 1).
Рис. 1 Факторы кризисных процессов на предприятии
Источник: составлено автором на основе [5, с. 72]
Внешние факторы не связаны с деятельностью предприятия и зависят от тенденций в экономике, политической ситуации, траектории развития глобального рынка и т.п. Внутренние факторы непосредственно связаны с деятельностью предприятия и возникают преимущественно вследствие неэффективности аппарата управления, «пассивной» политики в отношении инноваций, производственно-технологических проблем, несовершенства маркетинговой политики.
Таким образом, существует много факторов, способствующих появлению кризисных явлений на предприятии. Понимание финансового кризиса как результата негативного влияния многочисленных факторов позволяет констатировать, что угроза его возникновения существует всегда, а условием предупреждения является своевременное проведение диагностики.
В процессе управления предприятием важным является возможность выявить причины, факторы и симптомы кризиса с целью осуществления антикризисных мероприятий в установленные сроки.
Термин «симптом» греческого происхождения и в переводе означает признак патологического состояния или болезни. Относительно финансово-экономической сферы, в частности антикризисного управления, симптомы являются сигналами, сообщающими об ухудшении ситуации или о возможности возникновения неблагоприятных событий [3, с. 15]. Их своевременное выявление и реагирование на них будет способствовать применению эффективных антикризисных мер, которые могут снизить последствия тенденций кризиса или даже предотвратить ее. Своевременность обнаружения очень важна, поскольку существует временной разрыв между возникновением и проявлением отдельных кризисных событий в виде симптомов (рис. 2).
Рис. 2. Место симптомов в общей модели развития кризиса предприятия
Источник: составлено автором на основе [11, с. 51]
Поэтому, когда появляются предупреждающие сигналы, они должны быть проанализированы и интерпретированы с целью определения причин возникновения событий их генерирующих, и их устранения или уменьшения с помощью соответствующих мероприятий или приемов [5, с. 120].
Симптомы кризиса могут проявляться в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие предприятия. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины, и относительно друг друга [4, с. 236]. Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей рекомендованным значениям, либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.
Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Граница между причинами кризиса и ее симптомами является очень тонкой [3, с. 78]. Поэтому часто бывает трудно уверенно утверждать, является наблюдаемый фактор причиной или симптомом события. Например, потеря ключевых клиентов для предприятия может оказаться симптомом кризиса – из-за ограниченности ассортимента, уменьшение объемов продаж. С другой стороны, потеря основных покупателей может привести к уменьшению доходов от продажи [6, с. 12].
Некоторые авторы ошибочно считают симптомами кризиса ее причины. Например, отсутствие будущих, реальных планов развития предприятия, отсутствие стратегии его развития является причиной, а не симптомом кризиса. То же касается отсутствия деловых навыков управленческого персонала и руководства предприятия, ухудшения качества продукции [4, с. 181].
Симптоматика должна быть комплексной, потому что кризис никогда не бывает простым. Сложность кризиса заключается как в разнообразии факторов, влияющих на его возникновение, так и в особенностях его проявления, касающиеся всех сфер функционирования, отношений субъекта хозяйствования.
Поскольку существуют разные причины кризиса, симптомы также разнообразны [2, с. 62]. Из-за различных субъектных и объектных отношений кризиса предприятий выявление всех возможных симптомов кризисной ситуации, по мнению отдельных авторов, является невозможным [3, с. 149].
Симптомы кризиса тесно связаны с последовательностью развития кризисных ситуаций на предприятиях (табл. 2). Поэтому чем быстрее предупреждающие сигналы обнаружены, тем больше возможностей для маневра будет в следующей фазе кризиса.
Стадии развития кризиса |
Симптомы |
||
Финансовые |
Нефинансовые |
||
Легкий кризис |
Скрытый кризис |
- |
+ |
Явный кризис |
+ |
+ |
|
Хронический кризис |
Кризис прибыльности |
+ |
+ |
Кризис ликвидности |
+ |
+ |
|
Острый кризис |
Кризис платежеспособности |
+ |
+ |
Банкротство |
+ |
+ |
Источник: составлено автором на основе [8, с. 86]
Нефинансовые симптомы проявляются в поведении и отношении управленческого персонала, способе принятия решений, а также изменениях в организации предпринимательской деятельности [9, с. 23]. Важность этих симптомов заключается в том, что только с их помощью можно выявить скрытый кризис на предприятии. А комплексное использование финансовых и нефинансовых симптомов может помочь выявить кризис на очень ранней стадии даже с ее высокой степенью сложности.
Разнообразие симптомов предопределяет необходимость классификации кризисных ситуаций, возникающих на предприятиях.
Исследуя классификацию кризисных явлений в предпринимательстве А.Д. Чернявский считает, что основными классификационными признаками являются: причина возникновения; степень системности; возможность прогнозирования; степень реализации; время для принятия решений по антикризисному управлению; влияние на деятельность субъекта управления [9, с.6]. Однако, данная типология не является полной, поскольку не содержит разделения кризисов по масштабам проявления, степени тяжести, факторами возникновения и другим признакам.
Более расширенную классификацию кризисов предлагает В.А. Василенко, по мнению которого кризисы разделяют по: масштабу проявления; проблематике; структуре отношений в социально-экономической системе и дифференциации проблематики; причине возникновения; предсказуемости; степени обнаружения; уровнем разрушения социально-экономических систем; продолжительности существования [7, с.14-17]. Весьма схожий подход к классификации внутренних кризисов на предприятии предлагают В. Козык и О.Б. Андрушко, однако авторы раскрывают фазы развития кризисов; сферы проявления; характер и факторы возникновения; стадии жизненного цикла предприятия, на которых возник кризис и уровень управленческого воздействия на кризис [2, с.17-18]. Данные взаимодополняющие классификации не содержат признаков, по которым можно было бы определить: является кризис естественным или искусственным; цепным или независимым; реализованным или нереализованным.
В учебном пособии «Управление антикризисной деятельностью предприятия» П. Кукоба тоже исследует подходы и предлагает собственную классификацию видов кризисов в функционировании и развитии предприятия. К выделенным автором классификационным признакам относятся: время воздействия; факторы возникновения; последствия влияния; этап развития; специальные функции управления; возможность прогнозирования; возможность преодоления; интенсивность воздействия [3, с.14].
Обзор литературных источников [2; 11] дает возможность утверждать, что учеными разработаны основные типологии кризисов, возникающих на предприятии, однако все же существуют определенные неясности в выделении типологических признаков и их взаимоисключении. Учитывая вышесказанное, возникает необходимость формирования комплексной типологии внутренних кризисов на предприятии (см. табл. 3).
№ п/п |
Типологические признаки |
Типы кризисов на предприятии |
1 |
Проблематика |
экономический, технический, финансовый, производственный, организационный, технологический, психологический, кадровый |
2 |
Масштаб проявления |
общий (системный); локальный (несистемный) |
3 |
Характер последствий |
разрушительный (негативный); оздоровительный (позитивный) |
4 |
Степень тяжести |
легкий; глубокий; катастрофический |
5 |
Степень выявления |
скрытый (латентный); очевидный (явный) |
6 |
Уровень управляемости |
управляемый; неуправляемый |
7 |
Возможность прогнозирования |
прогнозируемый; частично прогнозируемый |
8 |
Этап жизненного цикла |
кризис роста; кризис стагнации; кризис упадка |
9 |
Степень реализации кризиса |
реализованный; частично реализованный; нереализованный |
10 |
Характер возникновения |
естественный; искусственный |
11 |
Возможность преодоления |
кризис, который может быть преодолен на основе использования только внутренних механизмов |
кризис, который может быть преодолен при помощи внешней санации |
||
непреодолимый кризис |
||
12 |
Структурные факторы возникновения кризиса |
вызванный неоптимальной структурой капитала |
вызванный неоптимальной структурой активов |
||
вызванный несбалансированностью денежных потоков |
||
вызванный неоптимальной структурой инвестиций |
||
вызванный неоптимальной структурой прочих параметров финансовой деятельности |
||
13 |
Причина возникновения |
в с связи с неопределенностью будущего |
в связи с нехваткой информации |
||
в связи с личностными (субъективными) причинами |
||
14 |
Адекватность времени принятия решения по антикризисному управлению |
с предварительно разработанной стратегией управления |
с принятием текущих решений в период кризиса |
||
15 |
Уровень разрушения субъекта управления |
полностью разрушает субъект управления |
частично разрушает субъект управления |
||
16 |
Фаза развития |
стратегический кризис; кризис прибыльности; кризис ликвидности; банкротство |
17 |
Длительность влияния |
краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный (затяжной) |
18 |
Фактор возникновения |
эндогенный (внутренний); экзогенный (внешний) |
19 |
Взаимосвязанность кризиса |
независимый; цепной |
Источник: составлено автором на основе: [2; 11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В целом можно утверждать, что разработка комплексной типологии кризисов на предприятии позволит повысить эффективность процесса экспресс-диагностики, что, в свою очередь, поможет менеджерам вовремя предусмотреть вероятность наступления кризисов, или же оперативно отреагировать на выявленные симптомы кризиса посредством принятия управленческих решений.
Рецензии:
7.02.2017, 12:04 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья актуальна. опирается на современную литература. носит полезный для читателя обобщающий характер с собственными оценками. считаю статью можно опубликовать
7.02.2017, 13:42 Пырков Михаил Михайлович
Рецензия: Актуальное перспективное направление исследований, считаю публикацию статьи целесообразной.
7.02.2017, 16:07 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Статья соответствует всем научным требованиям и представляет безусловный интерес. Однако утверждение автора о том, что "что в основном промышленно развитые страны (за счет инвестиций, движения капитала и рабочей силы и т. д) получают положительные экономические последствия от глобализации, тогда как нестабильные и слабые государства сталкиваются с проявлениями кризисов, вызванными уже другими - экономическими, политическими, технологическими факторами" на мой взгляд, является спорным, поскольку кризисы в нестабильных и слабых государствах, в большинстве случаев, вызывают причины политического и экономического противостояния с так называемыми "промышленно развитыми странами", которые проводят политику глобализации исключительно в глобалистских целях. Также обращает на себя внимание устарелость некоторых источников из библиографического списка.
Тем не менее, как уже было сказано выше, статья соответствует всем научным требованиям, представляет безусловный интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент : к.и.н. преподаватель колледжа Российского Нового Университета (РосНОУ) Трокаль Т.В.
Комментарии пользователей:
27.02.2017, 13:42 Шляхтов Сергей Сергеевич Отзыв: С моей точки зрения слишком много слов и слишком мало практического смысла. Для заявленных целей статьи больше подходит кибернетика, поскольку любой кризис это кризис в первую очередь управления. Управление предприятиями должно оперативно реагировать на любые изменения внешней и внутренней ситуации, для этого должны быть налажены различные коммуникативные потоки с обратной связью. Если вычеркнуть злой умысел (на данном этапе рассуждений) и проявления идиотизма у руководства, то мы придем к тому, что основными причинами кризиса являются: 1. Отсутствие критериев оценки информации, слабая их структуризация. Что приводит к невозможности или сложности вычленить важную или необходимую информацию. 2. Недостаточное количество информационных потоков (связей), что является обычно результатом оптимизации управления предприятий в относительно неизменных условиях. Отсюда как вариант переключение таких потоков на антикризисного менеджера на постоянной основе. 3. Излишняя специализация предприятия и обратных связей в нем. В этом случае любое изменение в деятельности требует серьезных структурных изменений и зачастую материальных. Как видится предприятие всегда должно иметь некоторый избыток возможностей, которые будут использоваться в обычном режиме работы минимально (скрытая диверсификация). |