Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: Спорт
Размещена 25.02.2017. Последняя правка: 24.02.2017.
Просмотров - 3529

Развитие прыгучести учащихся 15-16 лет

Волков Сергей Владимирович

студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»

Факультет педагогического и художественного образо

Наговицын Роман Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г. Короленко


Аннотация:
В работе изучен теоретический, методический и практический материал по развитию прыгучести в волейболе у учащихся 15-16 лет, а также проведено экспериментальное исследование по внедрению методики развития прыгучести в экспериментальной группе.


Abstract:
The paper examined the theoretical, methodological and practical material for the development of jumping ability in volleyball among students 15-16 years, and also conducted a pilot study on methodology of development of jumping ability in the experimental group.


Ключевые слова:
волейбол; прыгучесть; прыжковая программа.

Keywords:
volleyball; jumping; hopping program.


УДК 7.092

Введение

Волейбол - это не просто игра, а вид спорта, который в большей степени способствует всестороннему физическому развитию человека. Данный вид спорта предъявляет организму высокие требования. Играя в волейбол, каждый должен знать, что эта игра характеризуется богатой и разнообразной двигательной активностью. Она формирует, совершенствует и развивает многие физические качества, двигательные навыки и их комбинации. Именно эти составляющие в тесной взаимосвязи с точной координацией, быстротой реакции, активной мыслительной деятельностью приводят к успеху.

Любой игрок в команде важен. И каждый из них мечтает «взлететь» над сеткой. Полет над сеткой - это хороший прыжок. Именно хорошо поставленный прыжок - это надежный фундамент к будущим победам.

Прыгучесть кому-то дается от природы, а кому-то усиленными регулярными тренировками. В любом случае, развитие прыгучести – является очень важным компонентом не только в волейболе, но и во многих других видах спорта. Для того чтобы научиться прыгать высоко, надо развивать это качество.

Актуальность

Наиболее актуальной проблемой в волейболе является развитие прыгучести. Всеми уже доказано, что 80 % набранных очков в игре выигрывают в борьбе над сеткой - это блок и нападение. Поэтому прыжок имеет большое значение в волейболе.

Цели исследования: теоретически обосновать и доказать эффективность применения методики прыжковой программы Air Alert III в развитии прыгучести у учащихся 15-16 лет.

Задачи исследования: проверка опытно-экспериментальным путем эффективности использования прыжковых программ на развитие прыгучести учащихся 15-16 лет.

Основные методы развития прыгучести.

Какими бы физиологическими особенностями не обладал спортсмен, прыгучесть достигается при тщательно продуманных тренировках.

Основным этапом развития прыгучести игрока является осуществление на всех этапах тренировки разносторонней физической подготовки – это такие качества как быстрота, сила и выносливость.

Все рассматриваемые методы развития прыгучести должны содействовать развитию комплекса физических качеств, которые в завершающем этапе должны способствовать повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Основными методами прыгучести являются:

1) Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определенные промежутки времени для отдыха, в течение которых происходит восстановление организма.

2) Время необходимое для восстановления сил и энергии определяется двумя физиологическими процессами:

- изменение возбудимости ЦНС;

- восстановление показателей вегетативных функций, связанных с восстановлением дыхания оплатой кислородного долга.

3)Промежутки времени для отдыха должны быть непродолжительными, для того чтобы возбудимость ЦНС не успевала значительно уменьшиться, а с другой стороны довольно длинным, чтобы восстановиться более или менее.

4) При применении повторного метода развития прыгучести тренирующее воздействие на игрока обеспечивает только в период утомления после каждого повторения. Повторный метод в полной мере позволяет дозировать нагрузку, улучшает опорно-мышечный аппарат, воздействует на  дыхательную и сердечно - сосудистую  систему. При повторном методе уровень развития прыгучести увеличивается на 30 %.

5) Интервальный метод схож с повторным методом развития прыгучести. Характер влияния нагрузки определяется исключительно самим упражнением при повторном методе, а при интервальном методе развития прыгучести большим тренировочным воздействием служат и промежутки времени для отдыха.

6) Игровой метод развития прыгучести. При этом методе развития прыгучести присуще ряд недостатков – сильно ограничена норма нагрузки.

В последние годы большое применение развития прыгучести получил метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.

Все выше изложенные методы развития прыгучести необходимо применять не в стандартных ситуациях, а в изменяющихся ситуациях (метод сопряженных воздействий) приближенных к игровым действиям за счет увеличения максимальной скорости и максимальной силы.

Экспериментальная часть исследования

Исследования проводились с июля по октябрь в двух спортивных залах на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях. В эксперименте участвовали 16 учащихся 15-16 лет. Педагогический эксперимент включал в себя внедрение в тренировочный процесс экспериментальной методики развития прыгучести учащихся с помощью прыжковой программы Аir AlerIII. Преимуществом данной программа является отсутствие утяжелителей для выполнения любых физических упражнений. Прыжок увеличивается только за счет собственного веса. В экспериментальной группе тренировочный процесс проводился с применением прыжковой программы Аir AlerIII. Эффективность данной методики осуществлялась путем сравнения результатов исследования с контрольной группой, где секционные занятия проводились по общепринятой методике.

Уровень развития прыгучести учащихся в экспериментальной группе и контрольной группе определили с помощью 2-х тестов:

Тест № 1: выпрыгивание с места толчком двумя ногами со взмахом руками.

Тест № 2: прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

Результаты тестов учащихся 15-16 лет до и после проведенного педагогического эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели прыгучести учащихся до и после педагогического эксперимента

Группа

Выпрыгивание с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Контрольная

40

44

171

179

1 учащийся

40

43

150

157

2 учащийся

39

42

157

163

3 учащийся

43

46

186

195

4 учащийся

35

37

172

180

5 учащийся

46

50

185

194

6 учащийся

37

40

172

180

7 учащийся

48

53

158

165

8 учащийся

33

38

189

198

Эксперименталь-ная

43

54

183

200

1 учащийся

50

62

194

203

2 учащийся

48

60

190

209

3 учащийся

31

39

175

192

4 учащийся

43

53

180

198

5 учащийся

40

50

179

197

6 учащийся

44

55

163

180

7 учащийся

40

51

180

198

8 учащийся

48

63

205

225

Результаты исследования констатируют тот факт, что более высокий рост прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. По всем предложенным тестам в экспериментальной группе мы видим достоверное улучшение в тесте 1 на 10 сантиметров по сравнению с контрольной группой, в тесте 2 на 21 сантиметр по сравнению с контрольной группой. Мы видим, что рост прыгучести значительно ниже в контрольной группе. Хотелось бы обратить внимание, что результаты тестов в экспериментальной группе в большей степени отражают динамику и технику волейбола. В контрольной группе во время эксперимента видно, что динамика улучшения практически одинакова. В контрольной группе мы видим, что методика использованная для развития прыгучести не отражала специфику подготовки учащихся.

Вследствие этого показатели нашего эксперимента показывают действенность использования этой методики на развитие прыгучести в процессе тренировочных занятий для подготовки учащихся 15-16 лет.

Заключение

Тренеры по волейболу указывают на то, что уровень развития прыгучести и степень владения технико-тактическими действиями имеет между собой прямую зависимость. Проведенные исследования специальной физической подготовки учащихся, позволили проследить динамику развития их прыгучести.

Внедренная программа в тренировочный процесс, для целенаправленного развития специальной физической подготовки (прыжковой направленности) учащихся, подтвердила свою эффективность.

Каким бы видом спорта, человек не занимался физические упражнения, прежде всего, дисциплинируют саму личность и укрепляют её физическое здоровье.

Библиографический список:

1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2010 г. 331 с.
2. Суханов А.В., Фомин Е.В., Булыкина Л.В. Методический сборник № 10. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов. Методический сборник Всероссийской федерации волейбола. Москва: ВФВ, 2012. 24 с.
3. Фомин Е. В., Гарипов А. Т., Клещев Ю. Ю. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Всероссийская федерация волейбола. М., 2009. 35 с.




Рецензии:

26.02.2017, 19:01 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Вопрос подготовки спортсменов действительно актуален. Постоянно в поле зрения должна быть методика развития физических качеств. Автор доступно и логично раскрывает методы развития прыгучести. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.

28.02.2017 5:05 Ответ на рецензию автора Волков Сергей Владимирович:
Уважаемый Андрей Владимирович,спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх