кандидат педагогических наук
Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка
ассистент кафедры компьютерных технологий
Горбатюк Роман Михайлович, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедры компьютерных технологий Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка,
УДК 378.147
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Возможность учиться в «любом месте и в любое время является общей тенденцией жизни человека в информационном обществе. Такая возможность обеспечивается с помощью технологий мобильного обучения которые базируются на интенсивном применении современных мобильных средств связи и информационно-коммуникационных технологий. Использование мобильных технологий открывает новые возможности для обучения, что является особой формой организации учебного процесса, основанной на применении мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи. В мире разработаны и успешно используются системы мобильного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов» [3, c. 112].
Последней тенденцией в обучении является смешанное обучение, которое сочетает в себе различные виды обучения, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества различных форм обучения, и лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде. Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами обучения, обеспечивая интерактивные условия обучения для студентов. Поэтому, опираясь на опыт ведущих зарубежных университетов, ВУЗы Украины должны уделять внимание проблеме использование в учебном процессе мобильных технологий [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых сделана попытка решения данной проблемы и на которые ссылается автор, выделение нерешенных частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Идея формирования готовности будущих инженеров-педагогов к профессиональной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий отражена в психолого-педагогических исследованиях. Так, обоснование содержания профессиональной деятельности инженера-педагога рассмотрено Н. Брюхановой, В. Кабаком, Е. Коваленко, Л. Тархан, применение информационных технологий в учебном процессе – К. Акуленко, А. Ашеровым, Р. Горбатюком, Е. Громовым, О. Потапчук, В. Хоменко, методические аспекты информатизации образования – В. Быковым, М. Жалдаком, С. Семериковым, Ю. Триусом. Проблеме профессиональной подготовки специалистов в исследуемом формате уделяют внимание зарубежные исследователи (Е. Зеер, Е. Нероба, А. Сейтешев, D. Parsons, V. Venugopal, S. Manjulika и др.). Несмотря на значительный интерес к проблеме формирования готовности будущих инженеров-педагогов к профессиональной деятельности, она до сих пор остается недостаточно исследованной, а ее профессиональные составляющие в условиях интеграционных процессов требуют кардинальных изменений.
Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является определение системы мобильного обучения будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.Использование мобильных технологий вместе с беспроводными сетями позволяет говорить о перспективности мобильного обучения.
Выделим некоторые его особенности:
- повсеместность – єто самое очевидное преимущество мобильного устройства, позволяющее в режиме реального времени получать информацию, оставаться на связи и проводить обучение независимо от местонахождения;
- доступность – доступ к личным и обучающим ресурсам обеспечивается любым устройством через любую сеть – кабельную или беспроводную; [1]
- удобство – в мобильных устройствах хранятся личные данные и необходимые учебные материалы, они всегда под рукой, а использовать их становится все легче; [1] мгновенное подключение к Интернету с мобильного телефона постепенно становится обыденностью;
- персонализация – индивидуальный подход к обучению доступен уже сегодня, хотя и в очень ограниченной степени.
Проанализируем, каким образом можно обеспечить реализацию мобильного обучения студентов педагогического университета.
Учебная мобильность тесно связана с мобильными технологиями обучения, поскольку студенты имеют возможность участвовать в образовании без ограничений во времени и пространстве. В соответствии с потребностями студентов с устройствами мобильных технологий, разрабатываются системы управления мобильным обучением (Mobile Learning Management System – MLMS), которые должны быть гибкими и автоматически приспосабливаться к устройствам, так как не все мобильные устройства оснащены одинаковыми экранами, процессорами, памятью и средствами ввода данных. Использование МLMS в процессе обучения позволяет студентам получать доступ к учебным материалам, а преподавателям – управлять процессом обучения и отслеживать его эффективность [4].
Использование в образовательной среде системы управления мобильным обучением МLMS обеспечивает возможность: участникам образовательного процесса свободно перемещаться; составление учебных групп, поддержку расписания занятий, формирование различных ведомостей и отчетов; расширять рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения; учиться людям с ограниченными возможностями; коллективную работу студентов и преподавателя; распространять учебные материалы между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi); лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу [2].
Существует много мобильных систем поддержки обучения как коммерческих (Blackboard, Mobile ELDIT, Amadeus LMS Mobile и др.), так и свободно использованных (Mobl21, MLE-Moodle, LearnCast, MoSync, Hot Lava Mobile (HLM), Mobile Learning Engine (MLE) ) [5].
Среди разных автоматизированных систем наибольшую популярность и широкое применение получила система Moodle. Существуют такие типы модулей: отчеты администратора, элементы курса, средства аутентификации, типы задач, блоки, форматы и отчеты курсов, поля базы данных, фильтры, отчеты по оценкам, формы экспорта и импорта оценок, импорт и экспорт тестов, типы вопросов в тестах, отчеты о тестах, архив файлов, а также модуль мобильного обучения (MLE) [3].
Поскольку упомянутая система является свободно распространяемой и наиболее популярной, ее избрали для реализации цели изследование с применением мобильных технологий, которое направлено на определение эффективности использования системы MLE-Moodle в процессе подготовке будущих инженеров-педагогов в области КТ, для формирования их компетентностей в профессиональной деятельности. Поетому, рассмотрим функциональные возможности MLE-Moodle.
Наличие доступа к учебным курсам с помощью мобильных устройств позволяет преподавателю осуществлять оперативный контроль состояния учебных материалов курса, учебной деятельностью студентов, в том числе по отчетам о выполнении индивидуальных заданий, заданий к лабораторным работам, прохождением тематического тестирования, а студенту, в свою очередь просматривать учебные материалы, видео-лекции, новости курса, уведомления от преподавателя, общаться с друзьями и т.д. [2].
В процессе обучения будущих инженеров-педагогов в области КТ модуль мобильного обучения MLE-Moodle применялся на всех этапах процесса изучения дисциплин профессиональной и практической подготовки. Будущие специалисты имели доступ к учебному материалу, возможность определить уровень усвоенных знаний и сформированных умений в учебно-информационной среде системы MLE-Moodle.
Для изучения теоретического материала, несмотря на возможность посещать студентами лекционные занятия, для экспериментальной группы в системе MLE-Moodle размещены электронные варианты лекций. Это обеспечило студентам в любое время ознакомиться с необходимым теоретическим материалом.
Главное преимущество электронных лекций заключается в использовании электронных носителей информации, что позволяет представлять ее в сжатом и более объемном виде. Лекционный материал изложен в виде текста и дополнен видеоматериалами (видео-лекции, слайд-лекции), которые студенты могли просматривать в удобное для себя время и в характерном для них ритме. Каждый субъект обучения имел возможность самостоятельно выбрать последовательность изучения учебного материала исходя из своего интереса и возможностей. Использование в лекционных материалах гиперссылок давало возможность в любой момент перейти к нужному разделу или теме.
Особенности работы преподавателя в данных условиях заключаются не только в чтении лекций, а также в создании учебно-методического обеспечения дисциплины в электронном виде, в работе над внесением необходимых изменений в учебный материал, подборе наглядного материала (графиков, презентаций, видео и др.).
После выполнения лабораторных работ студенты должны оформить отчет и разместить его в электронной системе обучения, где преподаватель проверит последовательность выполняемого задания каждым студентом, оставит замечания и оценит их работу. Кроме лекционных и лабораторных занятий, в учебном процессе предусмотрено индивидуальную и самостоятельную работу. Результаты решения заданий студенты помещали в электронной системе обучения MLE-Moodle. Для этого предусмотрены поля ввода текстовой информации, рисунков, ссылок на использованные источники и прикрепления всего файла.
В системе MLE-Moodle также есть возможность осуществлять контроль знаний будущих специалистов. Среди основных преимуществ электронного контроля знаний выделим основные:
- объективность (исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменатора;
- обработка результатов проводится через компьютер);
- демократичность (все студенты находятся в равных условиях);
- массовость и кратковременность (возможность за определенный промежуток времени проверить знания большого количества субъектов обучения).
Кроме того, результаты деятельности каждого студента доступны другим пользователям курса учебной дисциплины. Они имеют возможность ознакомиться с замечаниями преподавателя, его ответом на поставленные студентами вопросы, найти ошибки и исправить их.
Для поэтапного контроля уровня профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности и мониторинга учебной активности студентов одним из основных способов проверки полученных знаний есть тестирование, которое используется на всех этапах контроля знаний и итогового контроля по дисциплине.
Тест является стандартным инструментом для осуществления измерения учебных достижений студентов. При разработке тестов главное внимание приделяли соответствию предмету и целям обучения.
В связи с тем, что учебный процесс подготовки к профессиональной деятельности будущих инженеров-педагогов в области КТ происходит с помощью системы MLE-Moodle, то оценки и результаты учебной деятельности студентов были представлены в этой системе, где предусмотрено автоматическое оценивание знаний студентов (тестирование) и проверку знаний преподавателем. Такая возможность особенно важна, поскольку программное обеспечение не может предоставить полной информации о качестве выполненного действия практического характера.
Система сохраняет все результаты в журнале оценок. Информацию о ходе процесса обучения и собственную деятельность студенты могут получить с журнала оценок, в котором отображались все оценки. Для каждого студента доступны результаты оценки собственной учебной деятельности, которые размещены в системе последовательно, с указанием даты его выполнения. Благодаря этому, преподаватель имеет возможность увидеть наиболее активных студентов. Для обеспечения личностно-ориентированного подхода в системе предусмотрена возможность просмотра активности каждого студента индивидуально.
Выводы данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. На основе технологий мобильного обучения можно обеспечить доступ к широкому кругу информационных ресурсов – от помощи в выполнении конкретной работы и автономных учебных курсов, загружаемых на мобильное устройство студента к сетевым учебным курсам с проблемно ориентированным программным обеспечением, функционирующим на сервере. Открытость, расширяемость, быстрое развитие систем управления мобильным обучением способствует их применению в различных видах учебной деятельности как преподавателей, так и студентов, обеспечивая гибкость и обеспечение широкого круга образовательных потребностей.
Учитывая значительный спектр возможностей системы мобильного обучения MLE-Moodle, считаем, что использование интерактивных элементов указанной системы будет способствовать применению смешанного обучения студентов. Для формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий нужно определить организационно-педагогические условия согласно которым будет осуществляться их подготовка.
Рецензии:
28.02.2017, 11:08 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема интересна, очевидно, практический опыт тоже представляет ценность. Замечания относятся к технологии оформления информации в виде научной статьи. Если цель статьи заявлена как «определение эффективности мобильных технологий в учебном процессе подготовки будущих инженеров-педагогов», то она безальтернативно может быть реализована только через классическое экспериментальное обучение с диагностической составляющей. Рекомендую переформулировать цель, акцентируя внимание на представлении (описании) опыта использования…. Непонятна позиция автора относительно теоретической основы исследования, поскольку практически все позиции – это цитаты, которые закономерно предполагают необходимость авторской интерпретации, систематизации. Статья требует смысловых, стилистических, грамматических правок (последними тенденциями в обучении является смешанное обучение (забыли обозначить тенденцию); смешанное обучение сочетает в себе преимущества различных форм обучения, и лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде (все зависит от конкретных ситуаций и учебных задач); в учебном процессе подготовки…; ее профессиональная и практическая составляющие (а практическая не относится к профессиональной?). После доработки статья может быть опубликована в журнале.