Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №43 (март) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 06.03.2017. Последняя правка: 06.03.2017.
Просмотров - 3513

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона на примере бюджета Брестской области

Мироненко Виктория Александровна

УО "Полесский государственный университет"

студентка

Киевич Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, УО Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается значение местного бюджета в социально-экономическом развитии региона. Изучены основы и принципы формирования доходной части местных бюджетов, а также содержание и основные направления расходов местных бюджетов. Проанализирована динамика и структура доходов и расходов бюджета Брестской области за 2013-2015 гг. и определены пути повышения эффективности расходов и формирования доходов бюджета Брестской области.


Abstract:
This article discusses the importance of the local budget in socio-economic development of the region. Studied the foundations and principles of formation of revenues of local budgets, as well as the contents and the main directions of expenditures of local budgets. The article analyses dynamics and structure of revenues and expenditures budget of the Brest region for 2013-2015 and identify ways to improve cost efficiency and income generation of the budget of the Brest region.


Ключевые слова:
местный бюджет; доходы местных бюджетов; налоговые доходы; неналоговые доходы; расходы местных бюджетов.

Keywords:
local budget; revenues of local budgets; tax revenues; nontax revenues; local budgets.


УДК 336.1

Введение. На сегодняшний день местные бюджеты – один из главных источников доведения до населения конечных результатов производства. С их помощью распределяются фонды потребления между отдельными группами населения. Из этих бюджетов также финансируется развитие отраслей коммунального хозяйства, производственной сферы, объем продукции и услуги которых являются важным элементом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местные бюджеты составляют порядка 70% всех затрат государства на социально-культурную сферу. В этих условиях возрастает роль местных бюджетов, которые осуществляют финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий. Местные органы власти имеют возможность изучать повседневные потребности населения и при наличии устойчивой финансовой базы быстрее и эффективнее способствовать их удовлетворению.

Актуальность выбора данной темы обусловлена немалым значением местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, так как именно местные бюджеты финансируют такие социально значимые сферы, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и т.д.

Цель работы: рассмотреть теоретические основы формирования доходов местного бюджета, выявить его роль в социально-экономическом развитии региона, проанализировать расходы местного бюджета на примере Брестской области.

Методы исследования: системный метод, графический, табличный, анализ, сравнение, обобщение.

Информационной базой исследования являются материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, аналитические и статистические обзоры, источники из сети Интернет.

Научная новизна

Местный бюджет - необходимый атрибут территорий и материальная основа самоуправления, без которой невозможно было бы столь активное их влияние на формирование новых общественных отношений. В процессе мобилизации огромной массы доходов в государственный бюджет местные органы власти посредством местных бюджетов осуществляют действенный контроль за сферой производства и использованием создаваемых материальных и финансовых ресурсов [1].

Местные органы власти для выполнения своих функций должны располагать определённой финансовой основой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Через местные бюджеты формируется и реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых затрат.

Важнейшим показателем бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния общества.

Проанализируем доходы бюджета Брестской области исходя из отчётов об исполнении Брестского областного бюджета за 2013, 2014 и 2015 гг.

Таблица 1 – Динамика доходов бюджета Брестской области за период 2013-2015 гг., млн руб.

Статьи доходов

2013 год

2014 год

Темп роста 2014/2013 гг., %

2015 год

Темп роста 2015/2014 гг., %

Налоговые доходы

2 844 307,2

3 448 020,6

119,54

3 406 670,7

98,80

Неналоговые доходы

215 651,2

244 809,5

113,52

255 452,5

104,35

Безвозмездные поступления

6 502 629,9

6 616 292,0

101,75

5 683 692,5

85,90

Всего доходов:

9 562 588,3

10 309 122,0

107,81

9 345 815,7

90,66

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источников [2]

 Проанализировав таблицу 1, в которой представлены темпы роста доходов бюджета Брестской области в 2013-2015 гг., можно сказать, что при изучении данных показателей можно отметить положительную тенденцию в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Налоговые доходы выросли на 19,54%, неналоговые доходы в аналогичном периоде выросли на 13,52% и безвозмездные поступления – на 1,75%. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается снижение некоторых статей доходов бюджета Брестской области. Так, налоговые доходы снизились на 1,2%, неналоговые доходы увеличились на 4,35%, а безвозмездные поступления снизились на 4,1%. Что касается общей суммы доходов, то в 2014 г. по сравнению с 2013 г. данный показатель увеличился на 7,81%, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 9,34%.

Далее рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений по бюджету Брестской области в 2013-2015 гг.

 Таблица 2– Доходы бюджета Брестской области за период 2013-2015 гг., млн руб.

Статьи доходов

2013 год

Структура, %

2014 год

Структура, %

2015 год

Структура, %

Налоговые доходы

2 844 307,2

29,74

3 448 020,6

 

33,45

 

3 406 670,7

 

36,45

 

Налоги на доходы и прибыль

1 340 999,5

14,02

1 537 695,0

 

14,92

 

1 478 734,5

 

15,82

 

Налоги на собственность

103 473,5

1,08

131 265,4

 

1,27

 

160 657,6

 

1,72

 

Налоги на товары (работы, услуги)

1 381 419,5

14,45

1 661 994,0

 

16,12

 

1 764 938,1

18,88

 

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

18 414,7

0,19

117 066,2

 

1,14

 

2 340,5

 

0,03

 

Неналоговые доходы

215 651,2

2,26

244 809,5

 

2,37

 

255 452,5

 

2,73

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

165 606,4

1,73

179 794,7

 

1,74

 

194 561,2

2,08

 

Доходы от осуществления приносящей доходы государственной деятельности

37 141,5

0,39

47 886,2

 

0,46

 

48 571,7

0,52

 

Штрафы, удержания

399,8

0,004

192,3

 

0,002

 

93,8

0,00

 

Прочие неналоговые доходы

12 503,5

0,13

16 936,3

 

0,16

 

12 225,7

0,13

 

Безвозмездные поступления

6 502 629,9

68,00

6 616 292,0

 

64,18

 

5 683 692,5

60,82

ВСЕГО доходов

9 562 588,3

100

10 309 122,0

100

9 345 815,7

100

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источников [2]

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Брестской области занимают безвозмездные поступления – 68% в 2013 г., 64,18% в 2014 г. и 60,82% в 2015 г. Это связано с тем, что собственных доходов бюджета Брестской области недостаточно для покрытия расходов, поэтому бюджет Брестской области наполовину состоит из безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы занимают примерно треть общей суммы доходов: 29,74% в 2013 г., 33,45% в 2014 г. и 36,45% в 2015 г. Неналоговые доходы составляют незначительную долю в структуре доходов: 2,26% в 2013 г., 2,37% в 2014 г. и 2,73% в 2015 г.

В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налоги на товары (работы, услуги) – 14,45% в 2013 г., 16,12% в 2014 г. и 18,88% в 2015 г. и налоги на доходы и прибыль – 14,02%, 14,92% и 15,82% соответственно. Наименьшую долю в сумме налоговых доходов занимают другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы –  0,19% в 2013г., 1,14 % в 2014 г. и 0,03% – в 2015 г.

На рисунке 1 продемонстрировано изменение структуры доходов бюджета Брестской области с 2013 по 2015гг.

Рисунок 1 – Структура доходов бюджета Брестской области за период

2013-2015гг., % 

Примечание – Источник: собственная разработка на данных источников [2]

Как видно из представленной диаграммы, существенных изменений в структуре доходов не наблюдается. Налоговые доходы во всех анализируемых годах занимают примерно треть доходов, неналоговые составляют незначительную долю в структуре расходов (2,26 – 2,73%), а безвозмездные поступления, в свою очередь, являются самой крупной статьёй доходов бюджета и занимают 68 % от общей суммы доходов в 2013 г., 64,18% в 2014 г. и 60,82% в 2015 г. 

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расхо­дов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и раз­витием экономики и социальной сферы административного района или горо­да.

Проанализируем темпы роста статей расходов Брестской области за период 2013-2015гг.

Таблица 3 – Динамика расходов бюджета Брестской области за период 2013-2015 гг., млн руб.

Расходы

2013 год

2014 год

Темп роста 2014/2013 гг., %

2015 год

Темп роста 2015/2014гг., %

Общегосударственная деятельность

4 365 858,2

4 457 418,1

 

102,10

 

4 561 884,7

 

102,34

 

Национальная оборона

836,4

1 610,7

192,57

3 268,4

 

202,91

 

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

60 416,1

67 285,6

 

111,37

 

72 536,7

 

107,80

 

Национальная экономика

1 381 053,8

1 666 848,6

 

120,69

 

1 211 215,9

 

72,67

 

Охрана окружающей среды

32 869,7

14 923,8

 

45,40

 

8 750,3

 

58,63

 

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1 359 217,9

1 472 189,6

 

108,31

 

1 146 595,8

 

77,88

 

Здравоохранение

857 961,5

1 164 272,8

135,70

 

1 181 716,3

101,50

 

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

230 367,5

210 654,5

 

91,44

 

255 674,6

 

121,37

 

Образование

724 881,5

808 248,9

 

111,50

 

817 355,8

 

101,13

 

Социальная политика

326 967,4

336 089,4

 

102,79

 

360 744,7

 

107,34

 

Всего расходов

9 340 429,8

10 199 542,1

109,20

9 619 743,2

94,32

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источников [2]

   Как видно из таблицы 3, статьи расходов бюджета Брестской области в 2013-2015 гг. имели неустойчивую тенденцию. Из всех представленных в таблице статей расходов наибольший темп роста имеют расходы на национальную оборону - в 2014 г. по сравнению с 2013 г. они выросли на 92,57%, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 102,91%. Это связано с тем, что в анализируемом периоде значительные средства из бюджета были направлены на содержание всех родов войск и расходуются на оплату вооружения, боеприпасов, техники, горюче-смазочных материалов, продовольствия, предметов, необходимых для обеспечения боевой подготовки; на содержание военных учебных заведений, личного состава военнослужащих и т.п. Кроме того, за счет средств, выделяемых на оборону, финансируется научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим. Особое место в расходах на оборону в настоящее время занимает модернизация наших Вооруженных Сил. При этом общая сумма этих расходов не увеличивается за счет уменьшения их по другим направлениям.

Также можно отметить, что тенденцию роста из года в год в анализируемом периоде имеют расходы на общегосударственную деятельность (в 2014 по сравнению с 2013 они увеличились на 2,10%, а в 2015 по сравнению с 2014 – на 2,34%); расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (11,37% и 7,80% соответственно); расходы на социальную политику (2,79% и 7,34% соответственно) и т.д.

Расходы же на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2014 по сравнению с 2013 увеличились на 8,31%, а в 2015 по сравнению с 2014 сократились на 22,22%. Такую же тенденцию имеют расходы на национальную экономику – в 2014 по сравнению с 2013 г. они выросли на 20,69%, а в следующем году – упали на 27,33%. Это связано с тем, что доходы бюджета Брестской области снизились в 2015 году по сравнению с 2014 г. на 9,33% (таблица 2.1).

Исходя из рисунка 2, наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Брестской области в 2013 г. занимали расходы на общегосударственную деятельность – 47%. Сюда относятся расходы на государственные органы государственного назначения, органы местного управления и самоуправления, обслуживание государственного долга Республики Беларусь и другие расходы. За счет средств областного бюджета могут выделяться бюджетам районов и городов областного подчинения субвенции, дотации, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Рисунок 2 – Структура расходов бюджета Брестской области в 2013 г., %

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источника [2]

На национальную экономику израсходовано 13% общей суммы расходов бюджета Брестской области в 2013 г. Эти средства были направлены на развитие предпринимательской деятельности, промышленности, строительства, архитектуры, транспорта и пр.

Доля расходов на здравоохранение в анализируемом периоде составила 12% общей суммы расходов. Основная часть средств направлялась на финансирование широкой сети государственных поликлиник и больниц, которые представляют бесплатные услуги здравоохранения.  Расходы бюджета на образование составили 8% общей суммы расходов. В рамках государственных, отраслевых и региональных программ реализуются меры, направленные на дальнейшее развитие образовательных услуг, обеспечивается выполнение социальных стандартов в сфере образования.

Как видно из рисунка 3, наибольшую долю в 2014 году в структуре расходов бюджета Брестской области по-прежнему занимала общегосударственная деятельность – 44% и национальная экономика – 16%. Расходы на здравоохранение составили 11%, на образование – 8%, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 15% общей суммы расходов бюджета. При формировании бюджета полностью обеспечены, исходя из макроэкономических показателей, расходы на оплату труда работников бюджетных организаций, трансферты населению, оплату коммунальных услуг, продуктов питания, медикаментов.

Рисунок 3– Структура расходов бюджета Брестской области в 2014 г., %

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источника [2]

Согласно рисунку 4, в 2015 г. намеченная тенденция в области расходов бюджета Брестской области сохраняется: по-прежнему расходы на общегосударственную деятельность занимают наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета – 47% от общей суммы расходов бюджета. Расходы на национальную экономику составили 13%, расходы на охрану окружающей среды –до 1%, на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, также как и на здравоохранение -12%. Расходы бюджета Брестской области в 2015 г. на образование составили 8%. 

Рисунок 4 – Структура расходов бюджета Брестской области в 2015 г., %

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источника [2]


Исходя из того, что в 2013 – 2015 гг. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Брестской области составили расходы на общегосударственную деятельность, необходимо более подробно рассмотреть структуру данной статьи расходов.

Таблица 4 – Расходы бюджета Брестской области на общегосударственную деятельность за период 2013-2015 гг., млн руб.

Статьи расходов

2013 год

2014 год

2015 год

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4 365 858,2

4 457 418,1

4 561 884,7

Государственные органы общего назначения

72 349,3

80 143,6

97 667,3

Органы местного управления и самоуправления

68 664,9

73 836,3

90 220,7

Государственные архивы

3 684,4

6 307,3

7 446,6

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

38 309,9

35 783,5

43 872,8

Обслуживание долга органов местного управления и самоуправления

38 309,9

35 783,5

43 872,8

Прикладные исследования в области общегосударственной деятельности

-

320,0

400,0

Трансферты бюджетам других уровней

3 979 441,4

4 170 470,6

4 273 685,9

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных источников [2]

Изучив представленную таблицу, можно отметить, что трансферты бюджетам других уровней являлись самой крупной статьёй расходов бюджета на общегосударственную деятельность и составляли 3 979 441,4 млн руб. в 2013 г., 4 170 470,6 млн руб. – в 2014 г. и 4 273 685, 9 млн руб. в 2015 г.

Расходы бюджета Брестской области в общем увеличиваются в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 9,2%, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снижаются на 5,68%. Из этого можно сделать умозаключение, что бюджет Брестской области в анализируемом периоде обеспечивает 2 важнейшие цели: социальную направленность и поддержку реального сектора экономики.

Результаты: На сегодняшний день грамотное бюджетное планирование обеспечивает рациональное и экономически обоснованное определение расходов, а также бесперебойное спонсирование мероприятий, которые  предусмотрены прогнозом социально-экономического развития. Именно поэтому важнейшим аспектом успешного выполнения бюджета как Брестской области, так и других местных бюджетов, является его планирование с учётом всех особенностей.

Для формирования доходов местных бюджетов, в том числе бюджета Брестской области, можно предложить следующее методы увеличения доходов:

-применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования;

-повышение обоснованности мкроэкономических показателей;

-получение наиболее достоверной информации об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения;

-формирование и реализация программы правовой реформы;

-укрепление и развитие законодательных аспектов налогообложения.

Заключение: Местные бюджеты играют особую роль в социально-экономической жизни региона и в целом страны. За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование государственных расходов, это и решение многих вопросов социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии и т. д. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий [3].

Формирование расходной части бюджета производится исходя из возможностей доходной части. Стабильное и динамичное развитие отраслей экономики Брестской области, достижение основных прогнозных целей, рост объемов производства продукции, мобилизации дополнительных доходов в бюджет является базой для успешного выполнения расходной части бюджета.

Библиографический список:

1. Абрамчик Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htm – Дата доступа 20.02.2017г.
2. Министерство финансов РБ [Электронный ресурс]/ Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2013, 2014, 2015 год / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/– Дата доступа 20.02.2017г.
3. Старовойтова С.В. Финансы и кредит: учебное пособие / С.В. Старовойтова. – Минск: Феникс, 2008. – 325 с.
4. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы [Электронный ресурс] – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 20.02.2017 г.




Рецензии:

6.03.2017, 16:49 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Сбалансированность бюджета - это один из основных принципов формирования бюджета, составленного на основе бюджетных расходов и источников их финансирования. Этот принцип позволяет достичь равенства между величиной бюджетных поступлений и объемом производимых расходов, даже при наличии дефицита бюджета. Статья вполне отражает полноту данных, соответствует требованиям журнала. Следует опубликовать. С уважением Боровский Владимир Наумович

6.03.2017, 18:39 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: рекомендую данную статью к публикации. она логична, хорошо иллюстрирована. в ней использована современная информация.

6.03.2017, 19:05 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья хорошо оформлена. рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх