магистрант
Карагандинский государственный университет
кафедра психологии
Амирова Бебисара Аубакировна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Карагандинский государственный университет
УДК 159.9
Введение. На сегодняшний день существует проблема межпоколенных отношений как в семье, так и в обществе в целом. Возрастает продолжительность жизни человека, «старения» населения.
Актуальность. Социальная неустойчивость в современном мире накладывает отпечаток на взаимоотношения поколений и требует от психологов, социологов и других специалистов работы по их восстановлению.
Цель: изучение и анализ понятия межпоколенной преемственности.
Задачи:
Научная новизна.
Определены типы межпоколенных связей, существующие в семье, согласно которым выделены семьи с сохранной преемственностью, с нарушенной преемственностью и семьи с односторонней передачей.
Мы рассматриваем межпоколенное воспроизводство как процесс, который предполагает повторение потомками опыта предков. При этом межпоколенное воспроизводство рассматривается в двух направлениях. Во-первых, опыт предков выступает условием личностного развития потомков. Во-вторых, опыт предков как функциональная модель (образец, пример, который моделируется в индивидуальном поведении).
Межпоколенная преемственность - это передача и усвоение потомками опыта предков, при которых собственный опыт потомков не повторяет опыт предшественников, но содержит его наиболее ценные, полезные элементы. Ключевым в понимании феномена «межпоколенной преемственности» является процесс «усвоения». При этом, процесс усвоения опыта предков проходит в несколько этапов:
Говоря о процессе межпоколенной преемственности, нужно особо отметить его осознанность, поскольку данный процесс: включает как передачу предками «переработанного и осмысленного» опыта, так и усвоение опыта потомками, которое также происходит осознанно.
Оценивая характер связи между поколениями в семье, мы рассматриваем в качестве критерия создания типологии семей - сохранение/нарущение межпоколенной преемственности. Выбор данного критерия обусловлен рядом причин. Во-первых, преемственность является осознанным процессом, и, в силу этого, более доступным для изучения. Во-вторых, именно от осознанности в межпоколенном контексте зависит эффективность функционирования как семьи в целом, так и каждого ее члена в отдельности.
Межпоколенная преемственность в семье представляет собой процесс взаимной передачи, усвоения и использования материальных и духовных ценностей, опыта предшествующих и сосуществующих поколений. При этом опыт трактуется в широком значении, как «любые явления и события, которые пережил человек; общее количество знаний». Условием изучения процесса межпоколенной преемственности является рассмотрение ее лишь в ряде наиболее значимых сфер. Мы рассматриваем «преемственность в воспитании», «преемственность семейных ценностей», «сохранность традиций».
Рассмотрим семьи с разными типами преемственности:
Семьи с сохранной преемственностью в качестве решения межпоколенных конфликтов выбирают компромисс. Такие семьи характеризуются «двусторонней» связью между поколениями; учитываются интересы и старшего и младшего поколений. В сложной жизненной ситуации младшие члены семьи пользуются советами старших, но решения принимают самостоятельно.
Семьи с односторонней передачей разрешают конфликтные ситуации между поколениями лишь учитывая интересы и мнения старшего поколения (интересы младшего поколения не рассматриваются).
Семьи с нарушенной преемственностью, решая межпоколенные конфликты, предлагают как самостоятельное решение проблем младшим поколением (не привлекая прародителей), так и решение проблем младшим поколением, при котором интересы старшего поколения не рассматриваются.
Вышесказанное позволяет нам сделать ряд выводов.
Выводы:
Заключение:
Таким образом, связь между поколениями в семье многоаспектна. Она включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые составляющие. От сохранения осознанности в межпоколенном контексте во многом зависит успешность функционирования как семьи в целом, так и каждого ее члена в отдельности. Этим обусловлен выбор «межпоколенной преемственности», как осознанного процесса, в качестве критерия создания типологии семей с разным характером связи между поколениями.
Рецензии:
14.03.2017, 18:30 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Рецензия: В постановке актуальности нет статистических данных, отсутствуют ссылки на нормативные документы. Первая поставленная задача посвящена анализу психотерапевтической литературы - в результате в библиографическом списке имеем всего 3 источника, из которых ни одного психотерапевтического. В тексте статьи не упоминается ни одной фамилии ученого, занимавшегося проблемой связей между поколениями. Результаты как категория статьи не выделена и не обсуждается. Авторами не проводится переход от анализа понятия "межпоколенная связь" к термину "межпоколенная преемственность". В нескольких словах присутствуют опечатки (лишние буквы в словах), есть нарушения в оформлении списка научных источников, как то - отсутствие точек, наличие лишних пробелов и т.п. Таким образом, статья нуждается в значительной доработке и не рекомендуется к публикации.
24.03.2017, 7:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Имеет смысл серьезно поработать над содержанием статьи.
27.04.2017, 4:59 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Статья сырая! Согласен с коллегами! На доработку!
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий