Кандидат психологических наук, доктор философии психологии (PhD), доцент, чл.-корр. РАМТН
ООО Центр "Концепт"
Руководитель сектора нейрореабилитации
УДК 159.99
В современном мире толпы являются повседневной реальностью. Люди продолжают съезжаться в крупные города в поисках заработка и новых возможностей, в результате житель любого мегаполиса, например, каждый человек, спустившийся в московское метро в час пик, практически ежедневно становится частью толпы. Доказательством мощного влияния толпы на сознание человека является то, что среди жителей больших городов в последние десятилетия особенно распространено такое расстройство, как демофобия, или охлофобия — боязнь скоплений людей [2, 3]. В связи с особой чувствительностью толпы к любому инциденту, в особенности несчастным случаям, а также непрекращающейся угрозой террористических актов встает вопрос о том, как практическая психология может помочь не допустить еще больших трагедий, связанных уже не столько с самим инцидентом, сколько с реакцией на него людей, вызванной спецификой динамики толпы.
Работу психолога в толпе можно рассматривать и в рамках психологии личности, и в рамках психологического консультирования и в рамках краткосрочной психологической коррекции, но в представленной работе мы предпримем попытку разобраться с тем, каким образом психолог может воздействовать на динамику толпы, чтобы предотвратить ее деструктивность.
Целью данной работы является изучение специфики психологической работы в толпе.
Задачи, которые были нами определены - это:
Для выполнения последней задачи мы обратимся к опыту, накопленному в психологической службе МЧС России.
Понятие толпы и особенности ее состава и функционирования
Толпа является стихийной группой [1]. Тем не менее, толпу нельзя назвать группой в узком смысле этого слова, так как она крайне разнородна, а именно состоит из людей разной этнической принадлежности, возраста, социального и экономического статуса, профессии и даже разного уровня интеллекта и психического здоровья. Кроме того, толпа не имеет заведомо известных и общих целей и общей организации. Так, что же такое толпа? Р. Мокшанцев и А. Мокшанцева дают следующее определение толпы: толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Более метафоричное определение дает известный автор Г. Лебон в своей книге «Психология народов и масс»: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю». Сам термин «толпа» начали использовать во времена революционных движений конца XIX – начала XX веков.
Можно выделить ряд психологических особенностей толпы: неспособность к осознанию, сильно развитая способность к воображению, вплоть до подверженности галлюцинациям, категоричность, внушаемость, превалирование эмоций над разумом, реализация бессознательных инстинктов, снижение значимости личного интереса отдельно взятого человека, безответственность, непостоянство мнений и настроений, повышенная физическая активность. В толпе зачастую стираются индивидуальные особенности отдельного человека, в результате поведение большинства людей становится инстинктивным и бессознательным.
Толпа получает информацию из двух основных источников: СМИ, а также слухи/сплетни. Отношение к информации некритичное. Это связано, в том числе и с тем, что зачастую толпа формируется в условиях неопределенности, например, скопление близких и зевак вокруг Театрального центра на Дубровке во время «Норд-Оста» или вокруг школы в Беслане. Ситуация неопределенности бессознательно невыносимее даже самых плохих новостей, поэтому люди начинают верить любой поступающей информации. Г. М. Андреева называет это «эффектом доверия информации».
Еще один важнейший механизм, который необходимо учитывать любому специалисту при работе в толпе, - это механизм заражения. Люди в толпе бессознательно принимают эмоциональное состояние стоящего рядом человека. Чем сильнее и ярче эмоциональная реакция, тем проще ей заразиться. Чаще всего «заражаются» агрессией и страхом, вплоть до паники. Однако вопреки распространенному мнению, люди способны перенимать не только негативные, но и позитивные образцы поведения, такие, как выручка, взаимопомощь, самоотверженность. Передача заражения наиболее ярко описана механизмом цепной реакции.
Особенности психологической работы в толпе
В последнее время систематизируются практические знания, накопленные психологами МЧС при работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Наиболее известными местами работы являются теракты в школе Беслана и театральном центре на «Дубровке», а также взрывы в московском метро и крушения самолетов.
Важно помнить, что толпа, образовавшаяся в результате бедствия, состоит из трех категорий: непосредственно пострадавшие, близкие и родственники пострадавших, а также наблюдатели, привлеченные происшествием. Основная работа ведется с первыми двумя категориями, однако спускать со счетов третью категорию тоже нельзя.
Психологи заметили, что происшествие часто привлекает к себе внимание психически нездоровых людей. Этот феномен пока не объяснен, однако психически нестабильные люди часто начинают реагировать истерически, склонны впадать в панику, что особенно опасно в связи с тем, что в толпе действует вышеописанный механизм заражения. Задача психологов и врачей — нейтрализовать такие реакции.
Основными задачами психологической работы в толпе являются:
Организация работы психологов. В случае, если толпа не движется, как, например, бывает во время ожидания последних новостей о пострадавших или заложниках, за каждым психологом закрепляется определенный сектор. Одновременно с работой с пострадавшими психологи наблюдают за ближайшими коллегами. Это делается для того, чтобы перераспределить работу в случае необходимости, а также помочь коллеге, если он перестанет эмоционально справляться с настолько тяжелой ситуацией.
Часто деструктивные реакции наблюдаются на фоне недостаточности удовлетворения физиологических потребностей. Голод, жажда, холод и жара усиливают эмоциональное состояние, поэтому наилучшая профилактика, доступная любому специалисту, - организовать наличие воды, горячего чая и теплых одеял. Часто в толпе присутствуют дети, которые, даже не понимая происходящего, считывают не самые позитивные эмоциональные состояния взрослых, поэтому психологу желательно иметь при себе минимальные принадлежности для рисования, чтобы ребенок мог отвлечься от происходящего, пока у взрослых нет ресурса им заниматься.
Работа с истерикой. Истерика является особенно опасной реакцией среди пострадавших, так как обладает сильным заражающим свойством. Даже несмотря на то, что во время бедствий в истерику впадают бессознательно, она все равно направлена на публику. При столкновении с истерической реакцией пострадавшего отводят как можно дальше от центра толпы к ее периферии, ставят лицом в сторону от толпы и делают что-то резкое, чтобы истерику заглушить, например, выплескивают в лицо стакан прохладной воды. Лучше всего, если такие манипуляции будет совершать не сам психолог, а близкий человека впавшего в истерику, поэтому в задачу психолога также входит экспресс-обучение граждан работе с негативными реакциями.
Работа с агрессией. Как отмечалось ранее, толпа склонна быстро становиться агрессивной, причем агрессивность из вербальной быстро переходит в физическую. Если психолог заметил группу недовольных, следует подойти к ней и спросить: «Кто среди вас главный?». Этот вопрос снимает анонимность, возвращает ответственность, а также локализует агрессию. Когда в ответ на этот вопрос вызывается человек, следует выяснить основные претензии и вопросы, честно ответить на них, либо пообещать ответить в ближайшее время, конечно, если это возможно. При этом нужно назвать точное время, через которое психолог вернется и сообщит информацию. Психологи МЧС советуют называть точное, но не слишком предсказуемое количество времени, например, 33 минуты.
Работа с психомоторным возбуждением. Ситуация опасности для жизни вызывает инстинктивные реакции у многих людей, например, кто-то может сорваться с места и побежать. Эта реакция абсолютно бессознательная и сопровождается последующей амнезией. Такое поведение опасно, так как способствует возникновению паники, поэтому пострадавшего нужно как можно быстрее остановить. Для этого его ловят под локти сзади и укладывают к земле. Конечно, если это будет выполнять физически крепкий специалист.
Работа с панической толпой. Если толпа начинает двигаться в направлении от реального или воображаемого источника опасности, следует не допустить давки, в результате которой могут серьезно пострадать или даже погибнуть люди. Такой толпе нужна организованность, которую может обеспечить человек, сохранивший адекватное состояние сознания. Для этого нужно взять под руки ближайших людей и начать громко и отчетливо скандировать «ВЫ-ХО-ДИ».
Заключение
В современном мире, где толпа образуется ежедневно, а инциденты, способные привести к деструктивному поведению толпы, случаются часто, роль психолога особенно важна. Необходимо помнить, что психологическая работа является рациональной силой, способной простыми, но действенными методами предотвратить еще большие трагедии и разрушения.
Рецензии:
14.03.2017, 18:36 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Рецензия: Состав толпы и ее динамика автором не показаны, следовательно, вторая задача не реализована. В оформлении списка научных источников присутствуют недочеты (отсутствие общего количества страниц, употребление относительно устаревших учебников и т.п.). Категории "результаты" и "выводы" не выделены и не описаны. Статья нуждается в доработке и не может быть пока опубликована.
31.10.2018, 13:12 Чечулин Владимир Львович Отзыв: Работу с последствиями "наведённых" эмоций или "социальным вовлечением" можно было описать коротко-подавлением, с помощью противоположных эмоций. |