специалист
фрилансер
инженер-эколог
УДК 58.006
Введение
Современный мир характеризуется активным развитием экономики, промышленности. Увеличивается численность населения, потребления товаров и услуг. Ежегодно растут объемы выпускаемой продукции. Все это требует больших затрат и не только экономических, но и природно-ресурсного потенциала. Вместе с увеличением народонаселения растут города, расширяются. Территории населенных пунктов, промышленных зон, транспортной и иной инфраструктур занимают все большие территории. А это приводит к сокращению природных территорий, уменьшению и изменению биоразнообразия.
Однако в наши дни человечество озабочено не только ростом экономики, но и сохранением природы. Существует множество международных и общественных организаций, которые занимаются сохранением природы, редких и исчезающих видов, природно-ресурсного потенциала. Организации, правительства издают законы по охране природы, регулируют ее экономическое использование. Создаются различные заповедники, национальные парки и иные особо охраняемые природные территории. Они предназначены в первую очередь для сохранения уникальных ландшафтов и природных комплексов, биоразнообразия, исчезающих животных, используются также в научных целях для изучения природных сообществ и восстановления видов животных, растений, выполняют и иные функции.
Следует отметить, что животные и растения гибнут не только в результате неграмотной экономической деятельности, но и в результате небрежного отношения к природе обычных людей. Человек срубает деревья для своих нужд, собирает цветы, в том числе и краснокнижные, разводит костры в лесах и на торфяниках, бросает непотушенные окурки, выбрасывает мусор на лесной поляне или на тропинке. В результате происходит загрязнение природы бытовыми отходами, которые могут быть губительны для растений, случаются лесные пожары, беднеет местная флора. Часто человек, совершая подобные действия, не задумывается о последствиях, а иногда просто и не знает, что так может нанести сильный вред природе. В данном случае возникает функция особо охраняемых природных территорий – экологическое просвещение и воспитание.
Наиболее доступные для посещения особо охраняемые природные территории – ботанические сады и дендрологические парки. Они наглядно демонстрируют посетителям богатство растительного мира, разнообразие как местной флоры, так и растений других природных зон. Посетителям рассказывают о функциях растений, потребности в них и о том, почему мы должны бережно к ним относиться.
Актуальность . Все ботанические сады и дендропарки осуществляют функцию экологического просвещения и воспитания. Они осуществляют ее различными способами в зависимости от бюджетных и территориальных возможностей ООПТ. Однако при усовершенствованном подходе к организации функции просвещения можно повысить экологическую грамотность, улучшить экологическую культуру населения, что необходимо для сохранения природы и ее биоразнообразия. Таким образом, тема направлений по совершенствованию просветительской функции ботанических садов весьма актуальна. В особенности с учетом наступившего «Года экологии» в России.
Цель статьи – определить направления совершенствования просветительской функции в ботанических садах и дендрологических парках. Задачи работы – определить различные способы экологического просвещения в ботанических садах и дендрологических парках.
Методы исследования: анализ материалов официальных сайтов ботанических садов, синтез полученной информации, сравнение, анализ специальной литературы. Материалы для исследования: официальные сайты ботанических садов, специальная литература.
Специальной литературы по данной тематике достаточно мало, поскольку в науке такая проблема слабо освещена, что и послужило выбором данной темы.
Научная новизна работы заключается в том, что в статье впервые изучены способы совершенствования эколого-просветительской функции ботанических садов и даны направления для развития и совершенствования этой функции.
Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют экологическое просвещение различными способами.
Ботанические сады России можно подразделить на две большие группы: ботанические сады, как самостоятельные научные учреждения, находящиеся в ведомстве министерств, администраций или входящие в систему РАН, и ботанические сады учебных заведений.
Ботанические сады вузов создавались с целью обеспечения учебного процесса в вопросах практического освоения ботанических знаний, через учебные практические занятия, научно-исследовательскую работу студентов [1].
Студенты учебных заведений проходят в ботанических садах практику по самым различным специальностям: ботаника, биология, ландшафтоведение, садоводство и другие. Однако все ботанические сады осуществляют просвещение не только студентов профильных специальностей и научных работников, но и различных слоев населения: школьников, студентов не профильных специальностей и просто всех желающих.
В целях экологического просвещения ботанические сады проводят различные экскурсии, организовывают праздники, фестивали, акции.
Так, Тверской ботанический сад проводил конкурсы среди школьников на лучшие фотографии сада, сочинения о саде, театральные постановки, художественные поделки [5]. Подобные мероприятия позволяют заинтересовать детей коллекциями сада, помогают им расширить кругозор, в игровой форме увеличивают их знания по ботанике, биологии, природной истории своего края и географии различных уголков планеты. Стоить отметить, что проводить подобные конкурсы можно не только среди школьников, но среди взрослых, разделив номинации по возрастным группам. Наверняка среди взрослых найдутся любители и профессионалы фотографии, писатели, журналисты, просто люди с хорошим литературным слогом, дизайнеры и художники желающие поучаствовать в подобных конкурсах и акциях. Такие мероприятия привлекут внимание к ботаническому саду, к природе родного края, увеличат посещаемость садов, позволят заинтересовать население в бережном отношении к окружающей среде.
Самый популярный в ботанических садах способ экологического просвещения – проведение экскурсий. Так в ботаническом саду Ивановского государственного университета в целях внедрения и пропаганды современных методов ведения экологически безопасного овощеводства, садоводства, цветоводства с минимальными расходами на удобрения и химикаты заложен показательный огород и сад [7]. Такие тематические экскурсии будут весьма интересны и полезны для садоводов и огородников, как любителей, так и профессионалов, дачникам и лицам, постоянно проживающим за городом и ведущим личное подсобное хозяйство.
Также большинство ботанических садов проводит специальные тематические экскурсии по озеленению территории. На таких экскурсиях посетителям предоставляется информация о растениях, которые можно использовать при озеленении, о том, какие могут быть использованы растения местной флоры и интродуценты, которые являются перспективными для выращивания в данной местности, предоставляются результаты исследований селекционеров о выведении новых более устойчивых сортов.
В некоторых ботанических садах, например в Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета, проводят экскурсии для фармацевтов, на которых рассказывают о новых растениях, пригодных к использованию в лекарственных целях, или выявлению новых свойств у уже известных видов.
В Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета проводят экскурсии, специально предназначенные, для собирающихся в путешествие по горному Алтаю. На экскурсии слушателям предоставляют не только информацию о местной флоре и редких растениях края, но и дают также полезную в походе информацию о том, какие растения можно употреблять в пищу, какие являются ядовитыми и опасными, а какие растения можно использовать в лекарственных целях [8]. Посещением такой экскурсии будет весьма полезным перед осуществлением похода, так как полученная информация позволит избежать отравлений растениями, утолить голод или оказать первую медицинскую помощь. Посещение такой экскурсии рекомендуется включать в программу туров по горному Алтаю. Кроме того, подобный опыт возможно внедрять при организации туров по другим местностям в случае близкого расположения ботанических садов и дендропарков.
Ботанические сады осуществляют также разработку методов по борьбе с вредителями. В качестве примера можно привести использование моли вида D. Radiella для борьбы с борщевиком Сосновского в СибБС ТГУ [3]. В сочинском парке «Дендрарий» существует проблема уничтожения деревьев дендрофильными полифагами [4]. При посещении данного парка туристы смогут узнать о вреде, который наносят вредители древесной растительности.
Немало важную роль играют ботанические сады в просвещении детей и подростков. В данном случае ботанические сады ставят цель не просто преподнести детям ботаническую информацию, но и сформировать у них бережное отношение к окружающей среде, привить любовь к природе. Детей приводят на школьные экскурсии, они посещают ботанические сады с родителями, участвуют в познавательных мастер-классах, конкурсах, акциях. А в Ботаническом саду Иркутского государственного университета существует программа садовой терапии для трудных подростков, привлекавшихся к уголовной ответственности [5]. Использование метода садово-парковой терапии для лечения н является новым для ботанических садов. Еще в XVII-XVIII вв. такой метод использовался для лечения психических расстройств, а начало этому было положено еще в Древнем Египте [2].
В Полярно-Альпийском ботаническом саду существует целая программа «Экотерапия», которая основывается на релаксирующем, успокаивающем воздействии природы на человека. Эта программа применяется при лечении пациентов с психическими расстройствами. Успешность данной программы подтверждена специалистами Мурманской областной психиатрической больницы [2].
В России есть несколько ботанических садов, прикрепленных к лечебно-курортным учреждениям: Дендрологический парк курортного комплекса «Русь», Дендрологический парк ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе». Эти ботанические сады предназначены для отдыха, релаксации отдыхающих. Также их можно использовать не только для отдыха, но и активного экологического просвещения.
Для развития взаимодействия ботанических садов и посетителей необходимо составлять определенные банки данных по посетителям. В этом случае возможно применение зарубежного опыта, например США и Канады. Банки данных формируются по разным категориям посетителей. В них содержится информация о поведении и предпочтениях отдельных категорий посетителей: какие экспозиции предпочитают, как передвигаются по залам и территории, какие экскурсии и мастер-классы предпочитают и т.д. Это позволит управлению сада развивать нужные направления, структуру сада, создавать новые экскурсии и совершенствовать имеющиеся.
Также практически все ботанические сады издают специальные брошюры, каталоги и другую литературу по собственно самому саду, по ботанике, в том числе и краевой, местной, экологии.
Таким образом, способы экологического просвещения в ботанических садах можно подразделить на контактные, когда посетители общаются с экскурсоводами, специалистами и бесконтактные, когда посетители покупают специальную литературу. Контактные способы можно подразделить на проведение конкурсов, акций, фестивалей и других мероприятий и проведение экскурсий, как общих, так и тематических. Для наибольшей эффективности выполнения функции экологического просвещения ботаническим садам и дендропаркам следует использовать обе группы способов.
Ботанические сады и дендропарки могут проводить различные акции и мероприятия в силу своих возможностей. Так, небольшие сады и парки могут проводить фотоконкурсы, литературные и небольшие творческие конкурсы, проводить мастер-классы по поделкам из натуральных природных материалов. Крупные ботанические сады могут проводить экологические фестивали. Самое главное нужно подобрать такую тематику мероприятия, чтобы это было не только массовое развлекательное событие, но и преподнесение посетителям в доступной и легкой форме знаний в сфере ботаники и экологии. Такими мероприятиями могут быть, к примеру: сбор гербария, помощь в посадке растений, мастер-классы по использованию растений в качестве первой медицинской помощи, приготовление растений в пищу с пояснением целебных и полезных свойств растений, уборка территории и т.д.
Экскурсии в ботанических садах могут быть как общими, так и специализированными (для садовников, ландшафтных дизайнеров, озеленителей, фармацевтов и т.д). На общих экскурсиях посетители узнают о местной флоре и флоре других климатических зон, о видах растений, в том числе редких и исчезающих. При подготовке экскурсий внимание следует уделить таким материалам, которые дадут посетителям практические знания, а не только общие о биоразнообразии. К практическим знаниям можно отнести использование растений в лекарственных целях, флористика, косметология, организация огорода и сада, ядовитые и съедобные растения.
В некоторых ботанических садах и парках возможно организовать зону, которая наглядно бы демонстрировала последствия пожара, замусорения, вытаптывания, разлива химикатов, использования пестицидов. Такие зоны наглядно демонстрировали бы посетителям пагубные последствия некоторых своих неосторожных и необдуманных действий: непотушенные сигареты, оставление костров, мусора на привале и пикнике, использование пестицидов при ведении садоводства и огородничества.
Заключение.
Таким образом, можно выделить следующие направления для совершенствования эколого-просветительской функции ботанических садов:
- использование контактных и бесконтактных способов просвещения;
- проведение акций, конкурсов, мастер-классов и фестивалей в зависимости от финансовых и территориальных возможностей ботанического сада на экологическую тематику;
- при проведении экскурсий давать посетителям больше информации, которую они смогут применить на практике (пример: использование лекарственных растений, правила сбора растений, растения пищевые и ядовитые и т.д.)
- создание зон с реконструкциями возможных негативных последствий деятельности человека.
При грамотном подходе к организации мероприятий и проведению экскурсий можно значительно повысить экологическое сознание граждан, привить бережное отношение детей к природе и, как следствие, сохранение природы родного края.
Рецензии:
19.03.2017, 22:46 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Тема обладает определённой ценностью и актуальностью. Желательно разбить статью по разделам журнала, выделить заключение. Неплохо было бы добавить результаты экспертных оценок в проблемах адаптации к образовательным и просветительским целям. Литература также оформлена не по ГОСТу. Хорошо бы добавить ссылки по непосредственной теме статьи (кроме [2]). После реакции на замечания рецензента работа заслуживает публикации и развития.