Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №43 (март) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 20.03.2017. Последняя правка: 18.03.2017.
Просмотров - 4082

Противодействие легализации денежных средств, полученных преступным путем с использованием банковского счета

Вотинцева Светлана Александровна

-

Нижегородский Государственный Университет имени Николая Ивановича Лобачевского

магистр, кафедра Финансы и кредит

Шашкина Мария Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Нижегородский Государственный Университет имени Николая Ивановича Лобачевского


Аннотация:
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, является актуальной проблемой современности. Это направление охватывает финансово-экономическую, юридическую и социально-политическую сферу жизни. Борьба с отмыванием денег через кредитные организации в России набирает обороты. Среди кредитных организаций, через которые осуществляется легализация денежных средств, полученных преступным путем, выступают банки.


Abstract:
Nowadays it is an issue of primary concern to prevent criminal finances from legalization. This direction embraces economic, judicial and socio-political spheres of life. Fight against money laundering through credit companies in Russia is increasing dramatically. Banks are among those credit companies that legalize criminal finances.


Ключевые слова:
банки; банковский счет; денежные средства; легализация; преступность; отмывание доходов; противодействие.

Keywords:
banks; bank account; finances; legalization; crime; prevention; money laundering.


УДК 336

Введение.

Противодействие легализации денежных средств, полученных преступным путем актуальная проблема современного мира. Легализацией занимаются самые разные лица и структуры. Например, наркоторговцы, растратчики, коррумпированные политики и должностные лица, мошенники, бандиты и террористы. Один из самых ярких примеров легализации преступных доходов мы помним с детства из советского кинематографа. В фильме «Бриллиантовая рука» шеф контрабандистов, чтобы легализовать нечестно нажитые сокровища, нашёл их в виде клада во время субботника при большом количестве свидетелей. Эффективность данной схемы довольно сомнительна, ведь по советским законам, нашедшему клад полагалось лишь 25% от стоимости найденного. Однако, учитывая строгость системы в отношении любых доходов граждан в то время, данный пример можно также принять как один из вариантов легализации.

Вообще преступные сообщества подчас не экономят на легализации своих доходов, ведь если в поле зрения правоохранительных органов попадут «нечистые» деньги, то это может послужить поводом для расследования более серьёзных преступлений. Так, например, известный американский гангстер Аль Капоне для того, чтобы легализовать деньги, полученные преступным путём, открыл сеть недорогих прачечных. Эти прачечные работали с небольшим доходом или и вовсе с убытком, однако, Аль Капоне, вливая в них преступные «грязные» деньги, показывал довольно большую прибыль, которую уже и мог потом тратить как состоятельный успешный бизнесмен, получающий законный доход со своих предприятий. Почему использовались именно прачечные, а не, скажем, продуктовые магазины? Дело в том, что в магазине всё равно есть учёт поступающих и продаваемых товаров. Предположим, если Вы купили 10 банек зелёного горошка по цене 100 рублей, то даже если Вы их продадите по 200 рублей – это всё равно будут те же 10 банок. А сеть прачечных не имеет дело с конкретным товаром, она оказывает услуги. Количество этих услуг может быть большим и трудно контролируемым. То есть наш Аль Капоне открывает прачечную в спальном районе и ставит на кассу своего человека. Этот человек весь день занимается только тем, что пробивает чеки на стирку, а деньги за эти чеки берёт из тех самых преступных доходов Аль Капоне. Доказать, что в конкретную прачечную за месяц пришло не 100 человек, а 1000 уже гораздо сложнее. Именно таким образом Аль Капоне получал возможность абсолютно легально считаться успешным бизнесменом, и, по сути, тратить деньги, полученные от контрабанды, бутлегерства, грабежей и убийств. То есть он как бы «отмывал» в своих прачечных «грязные» деньги. С тех пор на сленге правоохранительных органов выражение «отмывать деньги» стало ассоциироваться с легализацией доходов полученных преступным путём. 

Актуальность.

Так как рынок банковских услуг сейчас очень велик, то и использование банковского сектора для легализации незаконных денег также получило широкое распространение. Практически каждый человек ежедневно пользуется своим банковским счетом, будь то оплата коммунальных услуг или покупка продуктов в магазине, получение стипендий, пенсий, пособий и просто заработной платы и многое другое. Это удобно, быстро, и не нужно носить с собой наличные. И, поскольку банковские услуги получили такое большое распространение, логично, что их возможностями заинтересовались, в том числе и не чистые на руку организации. И один из вариантов вывода денежных средств из теневого сектора тоже происходит с использованием банковского счета. Для начала давайте разберемся, что именно мы подразумеваем под легализацией денежных средств.

Целью выступает изучение процесса легализации денежных средств, полученных преступным путем.

Задачи: дать определение легализации денежных средств, полученных преступным путем, рассмотреть схемы и методы отмывания денежных средств, а так же рассмотреть способы противодействия отмыванию доходов в России.

Основная часть.

Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был официально использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.

  • Существует несколько определений: Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку [5]:

Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение;

  • Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению 

денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате 

совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных 

статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ [1].

В проекте Федерального Закона РФ "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет о доходах, полученных незаконным путем [2]. Это понятие более широкое, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как "вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения". Остановимся на следующей формулировке определения, оно наиболее нам подходит:

  • Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Процесс изменения статуса доходов, полученных незаконным путем, с использованием банковского счета может протекать несколькими способами:

  1. Создание компании - «однодневки»;
  2. Снятие крупных сумм со счета или бизнес-карт;
  3. Сомнительные платежи и переводы третьим лицам;
  4. Выдача беспроцентных ссуд.

Рассмотрим дело, получившее известность на всю страну и связанное с Мастер-банком. Данный банк проводил множество операций по легализации денежных средств.

Основным звеном в схеме обналичивания Мастер-банка была его широкая сеть из 3500 банкоматов (на тот момент она занимала третье место в стране). По словам заместителя председателя ЦБ Михаила Сухова, в течение последнего года работы банк способствовал обналичиваю денежных средств по операциям, не имеющим подтверждения, на сумму не менее 200 миллиардов рублей, при этом было допущено более 100 нарушений законодательства. Происходило это следующим образом, фирмы-однодневки перечисляли на счета клиентов Мастер-банка средства по договорам займа, и они до конца того же дня обналичивали эти средства в банкоматах банка.

Так же комментируя данную ситуацию, господин Мильченко из информационного центра «Аналитика и безопасность» отметил что, банкоматы Мастер-банка в аэропортах были заряжены купюрами по €500, а лимиты при снятии зарплаты или кредита наличными могли отсутствовать [10]. Лицензия у Мастер-банка была отозвана в 2013 году.

Так же в 2013 году лишились своих лицензий 29 банков, в 2014 году – 73 банка, в 2015 году – 88 банков, в 2016 году Центральный банк Российской Федерации отозвал лицензии у 103 кредитных организаций, также у 14 организаций лицензии были аннулированы [12].

В России появилась новая схема отмывания денежных средств, которая со всех сторон защищена законом. Как не парадоксально данная схема использует судебную систему. В рамках нее в 2016 году было выведено более 16 млрд. руб. Сама по себе схема с использованием судебных решений не нова. Именно суды были ключевым элементом, так называемой молдавской схемы хищения и вывода из России средств, широко использовавшейся в 2011-2014 годах. Схема заключалась в следующем, офшорные компании заключали между собой фиктивные сделки по кредитованию, поручителями являлись граждане Молдавии [11]. Эти поручители, как потом выяснилось, принадлежали к социально уязвимым слоям и не знали, по их словам, о своем участии в деле — их подписи были сфальсифицированы. Когда срок договора подходил к концу, одна из сторон не могла выполнить свои обязательства, и поручители должны были это сделать за нее. Молдавские суды один за другим принимали решения о взыскании долгов, после чего начиналось перечисление денег.

С марта 2011 г. по апрель 2014 г. таких решений было на 696,6 миллиардов рублей. Средства взимались со счетов примерно 100 российских компаний. Деньги переводились в адрес 19 компаний, зарегистрированных в Великобритании, Новой Зеландии и Белизе.

По «молдавской схеме» работали такие банки как «Анталбанк», «Транспортный», «Русский земельный банк», «Российский кредит», «Европейский экспресс», «Западный», «Интеркапиталбанк», «Таурус», «Рублевский», «Маст-банк», у всех них была отозвана лицензия, и несколько действующих банков «Окский объединенный кредитный банк», «Балтика», «Морской банк», «Стратегия», Темпбанк, «Кредитинвест», «Смарт-банк», а также «Мособлбанк» (санируемый банком «СМП Банк») и банк «Советский».

Новая схема уникальна тем, что включение судебных приставов делает ее со всех сторон защищенной законом и практически неуязвимой. Схема до сих пор применяется. Технически эта схема не нарушает закон, суды и Федеральная Служба Судебных Приставов (ФССП) действуют строго в границах своей компетенции, а банки формально не имеют оснований для того, чтобы определять операцию как подозрительную и противодействовать для ее проведения, так как речь идет о судебном решении. В ЦБ знают о нависшей проблеме, но пока не в силах решить ее, так как все участники процесса — суды, ФССП, банки — не имеют достаточных полномочий, чтобы остановить мошенников на своем этапе [8]. В планах Банка России отмечается создание рекомендаций для кредитных организаций. Согласно им, в рамках реализации собственных правил внутреннего контроля банкам необходимо принимать решение о квалификации операций, проводимых в рамках использования данной схемы взыскания, в качестве подозрительных. При этом банку следует проявить повышенное внимание ко всем операциям такого клиента, использовать право на отказ в проведении иных его операций и в случае неоднократного отказа в течение года использовать право на закрытие договоров счета.

Так же в число подозрительных и сложно выявляемых операций входит выдача фиктивных подотчетных средств и беспроцентных займов физическим лицам.

Средства, проходящие по данным статьям, не фиксируются в налоговой отчетности, однако очевидный минус этой схемы – средства подлежат возврату (в противном случае лица, получившие займ, должны платить налог на доход) либо отчетности (необходимо предоставить документы, подтверждающие расход полученных средств на нужды компании либо вернуть неизрасходованные деньги в срок, оговоренный правилами фирмы). Однако на практике данный способ обналички является очень популярным, ведь при соблюдении определенных условностей он позволяет не преступать закон. Так, средства, взятые под займ, можно вернуть в течение оговоренного срока при помощи получения нового займа, и стоимость такого варианта практически равна нулю. В то же время при нарушении сроков возврата схема выходит за рамки «белого варианта» и перестает быть бесплатной – физическое лицо, получившее займ и просрочившее его, обязано заплатить НДФЛ (поскольку полученная сумма приравнивается к доходу), а компания практически не имеет возможности отразить данную статью расходов в своих отчетных документах [9].

Но банки тщательно следят за операциями своих клиентов, и если сам банк не втянут в преступную цепочку, то обязательно за такой операцией проследит и составит сообщение в ЦБ о сомнительной операции. Далее у клиента может быть запрошена дополнительная информация и документы о полученных или перечисленных денежных средствах. В зависимости от результата подтверждения, либо отказа в подтверждении принимается решение о закрытии счета.

В рамках политики «Знай своего клиента», созданной ФАТФ и адаптированной в каждой стране, можно и нужно бороться с легализацией денежных средств [3].

Многие банки, в том числе и российские, активно используют этот принцип. С помощью этого банк уменьшает риски вовлечения в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые угрожают репутации банка. Банк интересуется происхождением денежных средств клиента, чтобы убедиться в том, что капитал не имеет преступного происхождения и не используется в преступных целях [7]. Операции, подлежащие обязательному контролю [3,ст.6]:

- Операции свыше 600 000 руб.:

  • Если это первая операция по счету;
  • Если регистрации организации менее 3-х месяцев.

- Операции некоммерческих организаций свыше 100 000 руб.;

- Сделки с недвижимостью от 3 млн. руб. (с переходом права собственности на нее);

- Беспроцентные займы.

Согласно российскому законодательству, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет собой инструмент финансового обеспечения опасных форм преступности и сама по себе, согласно статьи 15 Уголовного Кодекса РФ, относится к категории тяжких преступлений. Наибольшую опасность представляет легализация преступных доходов направленная на финансирование терроризма. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала за границу, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов [6].

Отслеживанием подобных преступлений в РФ занимается Росфинмониторинг. В 2015 году проведено семь тысяч семьсот финансовых расследований [4,16]. Был расширен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их при­частности к экстремистской деятельности или терроризму. Всего в Перечень включено 5493 физических и юридических лиц:

  • по национальному списку – 4931 физическое лицо и 70 организаций
  • по международному списку – 399 физических лиц и 93 иностранных организаций.

Заморожено 3019 счетов участников данного Перечня на сумму 37 миллионов рублей.

Заключение.

Банки с течением времени включают в свои стандартные операции все более расширенный комплекс мер и процедур по выявлению мотивов отмывания денежных средств. Они постоянно совершенствуются и обновляются. Целью таких мероприятий является эффективное воздействие на осуществление банковского контроля, и обеспечение гарантий руководству, что выполняются все необходимые действия по пресечению отмывания доходов клиентами банка.

В соответствии с законодательством и разработанными документами Центрального Банка Российской Федерации, принимая во внимание международный опыт, определены программы и правила, направленные на осуществление внутреннего контроля с целью противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Ужесточение законодательства необходимо, так как рынок преступных доходов быстро адаптируется к изменениям, это позволит своевременно выявлять незаконные операции и пресекать их в самом начале.

С другой стороны не следует полагаться исключительно на «кнут». В качестве «пряника» стоит рассмотреть и вопросы оптимизации налогообложения. Ведь подчас на преступный путь «отмывания» денег некоторые организации попадают ввиду несовершенства налоговой системы.

Комплексный подход с одной стороны купирующий проблемы на этапе «обналичивания», а с другой стороны устраняющий часть побуждающих мотивов в деятельности хозяйствующих субъектов, поможет поставить заслон «отмыванию денег» как явлению.

Библиографический список:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: кодекс [принят Гос. Думой 13.06.1996 N 63-ФЗ, ред. УК РФ от 07.02.2017 с изменениями, вступившими в силу с 07.02.2017].
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федер. закон N 115-ФЗ [принят Гос. Думой 07.08.2001, ред. от 28.12.2016]// Собрание законодательства РФ. 2001. ст. 3 п.1, ст. 6.
3. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Положение [утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П].
4. О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу: публичный отчет [Росфинмониторинг]// М. 2016. 16 с.
5. Президентская комиссия США по организованной преступности [President's, Commission on Organized crime. The each connection]// 1984, S. 7.
6. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков [и д.р.]. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2012. 58 с.
7. Абаканова В. А. Экономическая составляющая легализации преступных доходов (экономико-правовые аспекты): серия «Экономика и экологический менеджмент» //Научный журнал НИУ ИТМО. 2014, №3, 1.УДК 338
8. Локшина Ю. На схемы наложили взыскание// Коммерсант. [Электронный ресурс]URL: http://www.kommersant.ru/doc/3208167 (дата обращения 03.02.2017).
9. Новиков С. Обналичивание денег: способы, схемы и цены// Бизнесменс. [Электронный ресурс] URL: http://businessmens.ru/article/obnalichivanie-deneg-sposoby-shemy-i-ceny (дата обращения 05.04.2016).
10. Руденко П., Зубова Е. Деньги в портфеле: как устроены подпольные сети по обналичиванию в Москве// Forbes. [Электронный ресурс]URL: http://www.forbes.ru/finansy/igroki/253777-dengi-v-portfele-kak-ustroeny-podpolnye-seti-po-obnalichivaniyu-v-moskve (дата обращения 08.04.2014).
11. Титова Ю. МВД раскрыло список банков — участников «молдавской» схемы// РБК.[Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/finances/16/11/2015/5644c0169a794721e9bc4e87 (дата обращения 16.11.2015).
12. Центральный банк РФ// [Электронный ресурс]URL: http://cbr.ru (дата обращения 15.02.2017).




Рецензии:

20.03.2017, 17:35 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх