Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 05.04.2017. Последняя правка: 04.04.2017.
Просмотров - 3054

Муниципальное образование как объект управления

Скворцов Сергей Владимирович

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия

студент

Гришина Мария Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент Чувашской сельскохозяйственной академии


Аннотация:
Статья рассматривает проблемы управления муниципальным образование на конкретном примере и предлагаются варианты увеличения эффективности деятельности муниципального образования.


Abstract:
Paper examines the problem of municipal management education in the specific example, and offers options for increasing the efficiency of the municipal formation.


Ключевые слова:
муниципальное образование как объект управления; система управления муниципальным образованием; мероприятия по усовершенствованию системы управления муниципалитетом; проблемы управления муниципальным образованием.

Keywords:
municipality as object of management; control system of the municipality; actions for improvement of a control system of municipality; problems of management of the municipality.


УДК 331.101.3

Введение. Муниципальное образование ближе всех находится к гражданам страны и должно обеспечивать стабильные экономические и социальные условия для жизнедеятельности граждан. Необходимо выстроить четкую систему управления муниципальным образованием для обеспечения стабильного роста всей экономики страны.

Актуальность. Данная статья отражает проблемы управления муниципальным образованием на конкретном примере и содержит рекомендации по улучшению и совершенствованию управления. Прежде всего, выбранная тема актуальна тем, что благополучие граждан муниципальных образований напрямую зависит от эффективности выстроенной систему управления муниципалитетом. 

Цель, задачи, научная новизна. Целью данной статьи является разработка мероприятий по усовершенствованию системы муниципального управления.  Для достижения поставленной цели проведен анализ действующей системы управления Моргаушского района Чувашской Республики, эффективность управления активами Моргаушского района Чувашской Республики и приведены варианты увеличения эффективности.

В статье приводится краткая характеристика деятельности Моргаушского района Чувашской Республики и  мероприятия по увеличению эффективности управления муниципальным образованием.

Моргаушский район образован в 1944 году. Территория района вытянута с юга на север на 41 км, а с востока на запад на 23 км. Центр - с. Моргауши - находится в 47 км от г. Чебоксары, соседствует с, Красноармей­ским, Чебоксарским,  Ядринским, Аликовским районами и  Республикой Марий Эл.  

Район имеет уникальное расположение по отношению к важнейшим российским и республиканским транспортным артериям: территорию пересекает автотрасса Москва-Казань, рядом же находится и железная дорога, имеются прекрасные возможности для использования водного транспорта.

Муниципальное управление в Моргаушском районе направлено на повышение уровня жизни местного населения. Однако, Моргаушский район по многим параметрам отличается от городских, и это оказывает сильное воздействие на систему управления.

Моргаушский район Чувашской Республики  является сложной социально-экономической системой, которая развивается в рамках региональной и государственной стратегий социально-экономического развития, региональной и государственной политики, изменяющегося законодательства.  

Администрация Моргаушского района Чувашской Республики принимает участие в решении как муниципальных, так и государственных функций.

На уровне района сосредоточено решение в основном задач межмуниципального характера, для которых необходимы специализированные объекты инфраструктуры, требующие значительных затрат на содержание: охрана общественного порядка, школьное образование (за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, возложенного на субъекты РФ), дошкольное воспитание, организация основных видов медицинской помощи и т.п.

На сегодняшний день на территории Моргаушского района Чувашской Республики функционирует более 14 программ, определяющие приоритетные направления развития района как муниципального образования до 2020 года:

Данные программы охватывают все отрасли деятельности муниципального образования.

Приоритетные направления развития муниципального управления Моргаушского района Чувашской Республики определены Стратегией социально-экономического развития Моргаушского района Чувашской Республики до 2020 года, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики.

Основными целями Моргаушского района Чувашской Республики в области  развития управления  муниципальным образованием являются:

1)  усовершенствование системы управления муниципальным образованием;

2)  повышение результативности и эффективности деятельности муниципальных служащих в Моргаушском районе Чувашской Республике;

3)  повышение доступности и качества государственных услуг в области регистрации актов гражданского состояния, в том числе в электронном виде;

4)  подготовка квалифицированных специалистов органов местного самоуправления Моргаушского района Чувашской Республики, способного обеспечить эффективность муниципального управления;

  Основная задача муниципального образования заключается в обеспечении максимального уровня воспроизводственных процессов. В конце концов, это направлено, прежде всего, на увеличение качества жизни местного населения. Экономической основой муниципального образования является  муниципальная собственность: бюджет и внебюджетные фонды, муниципальная недвижимость и земли, иные природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Имущество Моргаушского района Чувашской Республики представляет собой ресурсную основу исполнения возложенного на него функционала, доход от использования муниципального имущества закладывается в бюджет района.

В 2014г. было увеличение доходов от реализации и сдачи в аренду имущества в связи с приватизацией большего объема имущества и увеличения площади сдаваемой в аренду недвижимости. Благодаря этому доходы от управления имуществом составили более 14 % в общем объеме бюджетных поступлений (без учета трансфертов).  Однако, уже в 2015г. произошло снижение доходов от имущества на 37% по сравнению с 2014г.  Неэффективность использования имущества района в той или иной степени связана с проблемами функционирования системы управления.

Заключение, результаты, выводы.

Пути совершенствования управления муниципальным образованием:

 Во-первых, необходимо повышение квалификации менеджеров района, а также увеличение престижности муниципальной работы.

В рамках реализации данного направления необходимо обеспечить:

1) постоянный мониторинг и анализ законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в сфере управления муниципальным образованием и муниципальной службе;

2) совершенствовать нормативно-правововую базы Моргаушского района Чувашской Республики, регулирующей вопросы управления муниципальным образованием;

3) организацию и проведение семинаров, совещаний по вопросам муниципальной службы;

4) методическое и консультационное обеспечение деятельности кадровой службы администрации  Моргаушского района Чувашской Республики.

5) организация дополнительного профессионального развития муниципальных служащих Моргаушского района Чувашской Республики, направление на курсы повышения квалификации.

Одной из наиболее значимых и актуальных предпосылок обеспечения развития Моргаушского района Чувашской Республики является эффективное взаимодействие органов власти, развиие института гражданского общества, некоммерческих организаций.

Наиболее привлекательным и эффективным способом управления и распоряжения муниципальной недвижимстью является аренда. Арендная плата  от сдачи муниципального имущества в аренду поступает в казну муниципального образования в течение длительного периода, а доходы от продажи – единовременно.  Приватизация, не смотря на то, что привлекает инвесторов, лишает муниципалитет самой собственности и доходов от роста цены собственности. В дополнение, муниципальное образование теряет контроль над проданны имуществом, что чревато последствиями и возникновениями трудностей в деятельности муниципального образования. С этой точки зрения аренда представляет собой наиболее оптимальный вариант использования муниципальных активов. 

Всё это вполне можно оценить как более рациональное направление использования объектов муниципальной собственности Моргаушского района, поскольку - с одной стороны - объекты муниципальной недвижимости находятся в экономическом обороте, а с другой – обеспечивается непрерывное ежегодное поступление арендных платежей в муниципальный бюджет. Тенденция роста ненналоговых поступлений свидетельствует о росте эффективности деятельности Отдела имущественных и земельных отношений администрации Моргаушского района. Однако, в то же время, наблюдаются сложности в использовании муниципальной недвижимсоти.

Отсюда следует, что наимболее приоритетным направлением использования активов района является развитие системы аренды муниципальной собственности.

Для заключения договора аренды органы местного самоуправления вступают в гражданские отношения, которые регламентируются принципом свободы договора. Однако нельзя допускать того, чтобы муниципальные служащие, уполномоченные заключать договора аренды муниципального имущества, имели возможность по своему мнению устанавливать сщественные условия данных договоров. Органы местного самоуправления олицетворяют собой публичную власть, поэтому обязаны:

- разработать и соблюдать систему муниципальных нормативных актов;

- соблюдать интересы всех слоев населения;

- вести свою деятельность открыто и гласно.

Этим обосновывается потребность в доработке нормативного-правового акта муниципального образования, регламентирующего отношения по аренде муниципального имущества, и необходимость доведения его до потенциальных арендаторов, а ткаже любых заинтересованных лиц. Данный нормативно-правовой акт должен определять порядок расчета размера арендной платы с учетом характеристики объекта и наличия инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Для поддержания отдельных видов деятельности следует предусмотреть наличия льгот при расчете арендных платежей.

Кроме этого, следует предусмотреть возможность увеличения аренлной платы в случае изменения объективных внешнеэкономических показателей.

Создание прозразной и понятной системы аренды муниципальной недвижимости, предсказуемость изменения арендных платежей, отсутствие преград для принятия участия в конкурсах на право заключения договора аренды позволяют привлечь большее количество арендаторов. В этом случае арендаторы будут охотнее заключать договора аренды с муниципалитетом, чем с частниками, при одинаковых прочих.

Следует отметить, что зачастую муниципальная недвижимость изношена и, кроме текущего ремонта, требует серьезных вложений на капитальный ремонт. Для увеличения привлекательности заключения договора аренды подобных объектов предлагаем ввести следующую систему мотивации:

- предусмотреть возможность частичного снижения арендной платы на сумму произведенных арендатором фактических вложений или пролонгация договора аренды;

- предусмотреть способ возмещения расходов на капитальный ремонт в момент истечения срока договора аренды.

Освобождение арендатора от платежей на весь срок ремонта экономически не выгодно муниципалитету, т.к. муниципальная казна теряет поступления в виде арендной платы, арендатор не заинтересован в более качественом выполнении капитального ремонта и сокращении фактических расходов.

Библиографический список:

1. Автономов А.С., Дж. Дебарделебен и др. Основы местного самоуправления, М.: Риц «Муниципальная власть» 2015.
2. Альбеков, А.У. Муниципальный менеджмент / А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 700 с.
3. Аникин, Б.А. Муниципальное управление. Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Аникина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
4. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, 2014. - 296 с.




Рецензии:

15.05.2017, 15:28 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья Муниципальное образование как объект управления (Скворцов Сергей Владимирович) НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Статья, претендующая на "рассмотрение проблемы управления...", требует 1) четкой ясности - теоретическая/методологическая основа, авторский результат и его новизна для - ТЕОРИЙ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 2) Соответствующего УДК, анализа результатов автора в сравнении с ТЕОРИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ.



Комментарии пользователей:

25.04.2017, 16:58 Поваляев Сергей Анатольевич
Отзыв: То, что представлено автором, это скорее пояснительная записка с определёнными предложениями, но никак не статья. Этот текст даже трудно рецензировать как статью.


Оставить комментарий


 
 

Вверх