студентка
Северо-Кавказский Федеральный Университет
История Отечественного государства и права
Научный руководитель: Седирова Юлия Несретдиновна, ассистент кафедры теории государства и права Юридического института ФГАОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет (г.Ставрополь)
УДК 34.096
Введение
На данном историческом этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и государствах, ранее являвшимися преемниками бывшего СССР, интерес к этому периоду его образования в истории нашей страны несколько утих. Однако можно попробовать рассмотреть этот период , потому что это был одним из самых сложных и непонятных в периодов в истории России.
Таким образом, актуальность, данной темы заключается в нормативно-правовых основах, на которых строилось новое государство на месте бывшей Российской Империи.
Цель работы: заключается в изучении и осмыслении нормативно-правовых основ СССР.
Задачи:
Методы исследования: изучение и анализ процесса образования Советского Союза.
Научная новизна заключается в том, что она позволяет глубже уяснить нормативно-правовые основы создания СССР.
Октябрьская революция поставила новую власть перед рядом проблем. Наиболее опасной проблемой для целостности государства стало развитие национализма и сепаратизма. До октября Декларация прав народов России в 1917 году объявило право на самоопределение нации. Определённые обстоятельства, например, международная обстановка или географическое положение создавали различные условия для реализации этого права. Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного устройства будущей страны. [ 2, С.181 ]
В начале 20-х годов на территориях бывшей Российской Империи существовали независимые государственные образования. Это РСФСР, Украинская СР, Белорусская СР, Азербайджанская СР, Армянская СР и Грузинская СР, а также Дальневосточная республика. Гражданская война и интервенция выявили острую необходимость объединения центральных и региональных сил большевиков для противостояния антисоветским силам.
В 1919 году образовался военно-политический союз, в который вошли РСФСР, Украинская СР, Белорусская СР. Форма правления, которая сложилась между республиками, называлась договорная федерация. На основе этого образовывалось единое военное командование, объединились совнархозы, транспортные, трудовые и финансовые комиссариаты. Управление всей системой осуществлялось из Москвы. Объединение советских республик в военно-политический блок способствовало очищение территорий государства от иностранной интервенции. [ 1, С.769 ]
С 1918 года по 1922 вхождение республик в союз шло путём двухсторонних договоров, которые заключались между независимыми республиками и РСФСР. Двухсторонние межреспубликанские отношения стали развиваться с 1920 года. В этом же году были аналогичные договоры были подписаны с Азербайджаном, Украиной, в 1921 году с Белоруссией, Арменией и Грузией.[ 2, С.181 ]. Усложнённая система двусторонних договоров со временем привязала эти республики к РСФСР и сузила сферу их компетенции. Договор РСФСР и Украины письменно утверждал независимость Украины, у нее оставался свой комиссариат иностранных дел. Весной 1921 года В.И. Ленин выдвинул идею объединения закавказских республик . К ним относились такие государства, как Армения, Грузия и Азербайджан. Создание Союза республик Закавказья было вызвано необходимостью уничтожения остатков антисоветских сил на их территории, восстановления хозяйства, упразднением межнациональной борьбы. В марте 1922 года представители ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР, ЦИК Грузинской ССР на конференции утвердили договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Но зимой этого же года в Баку I-й Закавказский съезд Советов принял решение переименовать ФСССРЗ в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Все республики, входившие в её состав сохраняли свою самостоятельность. Помимо этого, на съезде была утверждена Конституция ЗСФСР, создан ЦИК Союза республик Закавказья.
Безусловно, отношения, которые сложились между республиками к окончанию войны стали недостаточными в мирных условиях. В связи с этим возникла необходимость в поиске новой формы , которая бы установила более тесные государственные связи между республиками. Но поиск этой формы государственного единства затянулся. Вопрос об объединении республик решался в острой политической борьбе.[ 3, С.130 ]
Говоря о политической борьбе, стоит обратить внимание на противостояние И.В. Сталина и В.И. Ленина. Оба политических деятеля выдвинули свои планы вступления республик в состав РСФСР. Сталин разработал план «Автономизации». Согласно ему советская страна становилась унитарным государством, объединение происходило на основе конфедерации. Республикам предоставлялось право самостоятельности в области культурной политики, строгое соблюдение единства и централизации управления. Устанавливалось подчинение республиканских органов власти центральным органам РСФСР. В свою очередь, Ленин создал план «Федерализации». Республикам предлагалось объединиться в союзное государство, члены которого были бы равноправными. Они оставались формально суверенными, но передавали важные отрасли управления в ведение федерации, названной Союз Советских Социалистических Республик или СССР.[ 3, С.130 ] В ходе борьбы, именно план Ленина был признан более приемлемым решением объединения республик.
30 декабря 1922 года в Москве открылся I съезд Советов СССР, который состоял из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. На съезде были приняты Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР, которые закрепляли факт создания нового союзного государства, в состав которого вошли РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР.[ 3, С.130 ]
Декларация официально закрепляла принципы устройства СССР: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Она учитывала все исторические условия, в которых происходило образование Советского Союза. Вход в союз был открытым всем советским республикам, возникшим в ходе мировой революции. Договор утверждал порядок вхождения республик в состав СССР, полномочия высших органов государственной власти. В договоре были определены взаимоотношения высших органов управления СССР, взаимосвязь органов Союза и органов республик, решались вопросы, касающиеся гражданства, бюджета. Право свободного выхода декларировалось, но механизм осуществления этого права не был определен. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР верховным орган власти, который действовал в перерывах между съездами.[ 1, С.772 ] Вопросы, которые вошли в Декларацию о создании СССР и Союзный договор закрепились в Конституции СССР 1924 года, которая также Законодательно оформила образование Союза Советских Социалистических Республик. В Конституции предусматривались непрямые выборы во властные органы, разграничивалась компетенция СССР и республик, содержался исчерпывающий перечень прав Союза. В соответствии с Конституцией СССР были созданы конституции республик. Сохранилось классовое понятие избирательного права.
Конституция являлась типичной конституцией власти. Она не регулировала вопросы из сферы прав и свобод человека и гражданина, а реализовывала принцип федерализма, определяла статус субъектов государства и механизм государственной власти в стране.
Рассматриваемый нами процесс образования СССР не был лишь инициативой партии коммунистов. Предпосылки объединения народов в единое государство складывались много лет.
В заключение стоит сказать, что образование Советского Союза - это событие большой исторической важности не только в истории России, но и в мировой истории.
Объединение республик в Союз позволило направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Создание СССР было не только инициативой коммунистической партии. Предпосылки, объединяющие народ в единое государство, формировались несколько лет. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Они имеют общий исторический путь. Объединение в одно многонациональное государство на противоречило интересам народов, населяющих территорию страны. С момента вхождения различных народов в Россию и присоединение к ней новых территорий их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходила миграция, перемещение населения, складывался единый хозяйственный комплекс страны, основанный на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, единая почтовая и телеграфная служба, формировался общий рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Объединение в Союз позволила молодому государству выйти на ведущие позиции на международной арене.
Комментарии пользователей:
18.09.2017, 13:42 Петушинский Прохор Игнатьевич Отзыв: Тема не раскрыта. Не видно что-то острой борьбы между Сталиным и Лениным. Почему идея Ленина была признана более приемлемым решением? Кто пытался кроме коммунистов объединить страну и как? Как влияло на создание СССР военное, международное положение в мире, интернационал, интервенция, отношения между народами в Российской империи... |