магистр
Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
студент
Шутова Наталья Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, археологии и краеведения Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 433
Введение
Пантюркизм – идеология, в основе которой лежит идея объединения всех тюркоязычных народов, вне зависимости от государственной принадлежности. Ключевая цель этого объединения – создание могущественного Тюрксого государства, так называемого, Турана, претендующего на мировое господство.
Идеология пантюркизма, возникшая на рубеже XIX – XX веков, была закономерным явлением в мировой истории, поскольку аналогичные идеологические течения – объединение территориально разрозненных народов, имеющих общие корни, в единое государство - возникали и в других частях света (например, пангерманизм и панславизм).
Актуальность
Актуальность данной работы обусловлена тем, что и в настоящее время сохраняется тенденция к объединению тюркоязычных государств. Изучению как становления и эволюции тюркизма, так и деятельности и творчества основоположников и видных теоретиков этой идеологии, посвящено немало работ турецких, отечественных и даже западных исследователей.
Предпосылки возникновения пантюркизма. На рубеже XIX – XX веков Османская империя представляла собой развивающееся государство, требующее экономических, политических и культурных изменений. Необходимость реформирования общественной жизни вызвало потребность формирования сильной идеологии, способной объединить под своим лозунгом весь комплекс преобразований. Таким образом, в основе возникновения тюркизма в Османской империи лежала идея укрепления турецкого государства.
К экономическим предпосылкам возникновения пантюркизма относится переход феодального уклада экономики на капиталистические рельсы. Кроме того проникновение иностранного капитала, негативно влиявшее на становление самодостаточной экономической системы Турции, обуславливал распространение идеологии тюркизма.
Политические предпосылки выражены, с одной стороны, кризисом власти, следствием которого стали революции 1908 г. и 1918-1923 гг., с другой стороны, провалом идеологий османизма и панисламизма.
В этом отношении, перед пантюркизмом ставились следующие задачи: укрепление государства национальной идеей и повышение национального самосознания турок, что в дальнейшем могло привести к созданию национального турецкого государства.
Культурными предпосылками идеологии тюркизма было знакомство турок с европейской культурой, в частности, с идеями европейского национализма (пангерманизма и панславизма), а также связанные с этим сдвиги в системе образования и культуры. [7,27] Кроме того, в конце XIX века в Европе были распространены такие культурные явления, как туркофилия – увлечение светского общества произведениями искусства Османской империи - и тюркология – наука, изучающая тюркские народы и их культуру. Стоит также отметить, что пантюркизм Османской империи был сформирован под влиянием российского тюркизма, ярким представителем которого был Исмаил Гаспринский.
В целом, на рубеже веков во всех сферах жизнедеятельности османов наблюдались потребность в консолидации турецкого общества, которая могла быть удовлетворена возникновением сильной идеологии. Таким идейным течением и стал пантюркизм.
В начале XX века на формирование политики пантюркизма оказывают влияние такие идеологические течения, как османизм и панисламизм. Политика «османизма» подразумевала отречение всех подданных Османской империи от своей национальной принадлежности, создание единого османского народа, провозглашала равенство всех граждан вне зависимости от их расы и религии. В начале XX века сторонниками этой идеи были, так называемые, младотурки. Однако, фактически, эта идеология шла в разрез с национальным самосознанием покоренных османами народов, и на фоне их борьбы за независимость (балканские войны 1912-1913 гг.) перестала быть актуальной. Полный отказ от политики османизма связан с Кемалистской революцией 1918-1923 гг., в результате которой Османская империя как государственное образование перестает существовать (на смену ей приходит Турецкая республика). [8, 66]
После отсоединения славянских народностей от Османской империи политический курс младотурок сменяется идеологией панисламизма, которая отражала стремление народов Ближнего и Среднего Востока к объединению в борьбе против империализма. Подобная тактика была более приемлемой, поскольку помимо основного тюркского населения на территории Османской империи проживали также арабы, курды и другие этносы, исповедующие Ислам.
Основным источником распространения панисламских идей младотурок был журнал «Истинный путь» («Сират-и мустаким») и сменивший его журнал «Путь истинного направления» («Себиль ур-решад»). Мехмед Акифа, редактор этого издания, посвятил не одну статью формированию «единой общины мусульман», вне зависимости от национальности. Взаимосвязь идей осамнизма и панисламизма находит отражения в статьях турецкого историка Мустафы Асыма. В своих работах он подчеркивал, что усиление мусульманского государства напрямую связано с сохранением османства .[8, 66-67]
Следствием развития панисламизма стало формирование турецкого пантюркизма. Становление идеологии, в основе которой лежит идея объединения всех тюркоязычных народов под эгидой Турции, неразрывно связано с именами Юсуфа Акчуры и Зии Гёкалпа.
Теоретики пантюркизма выделили две стадии становления мирового тюркского господства - сформулировали два проекта осуществления указанной идеологии. Программой-минимум являлось создание «Малого Турана» (территория от Байкала до Стамбула), программа-максимум предполагала основание, с помощью «огня и меча», «Великого Турана», от Японии до Скандинавских гор, и от Ледовитого океана до Тибетского плато. В частности, такой взгляд на развитие пантюркизма нашел отражение в книге Альпа Текина «Туран».
Трактат Джеляля Нури «Единение ислама» был посвящен идеи объединения идей пантюркизма и панисламизма, под предлогом схожих целей и задач обоих направлений общественной мысли. Субъективная точка зрения автора заключалась в его тезисе о перерастании империалистической политики в мусульманский вопрос, который занял чуть ли не центральное место в мировой политике. По мнению Джеляля Нури, создание единого исламского государства должно происходить под руководством именно османских тюрок.
Стоит отметить, что в начале XX века идеология пантюркизма распространялась и за пределами Турции. Ярким примером пантюркистской пропаганды в Каире была газета «Тюрк», издаваемая при посредничестве Али Кемаль беея с 1904 года.
Активная деятельность по распространению идеологии пантюркизма проходила также на территории России (связана, в том числе, с именем Юсуфа Акчуры), а также на территории Японии. Так, накануне Первой мировой войны российские тюркисты подняли вопрос о национальной независимости тюркских народов. Одной из мощнейших тюркистских организаций была Тюркская Федералистская партия Мусават, созданная в 1917 году путем объединения партии Мусават (основана в 1911 году Мухаммад Амином Расулзаде) и Тюркской партии федералистов.
Распространение ислама в Японии связано с именем Аббдурашида Ибрагимова, который создает там «Азиатское общество». Этот факт позволял идеологам пантюркизма рассматривать Японию как плацдарм для расширения сферы своего политического влияния далее на Восток.[8, 71]
Таким образом, политика пантюркизма в 1900-10-е годы переживала момент наибольшей популярности. Именно в это время в свет выходят труды таких известных теоретиков тюркизма, как Юсуф Акчура и Зия Гёкалп.
Юсуф Акчура был одним из крупнейших теоретиков пантюркизма, а в последствие турецкого национализма, как на территории Турции, так и за ее пределами, в том числе в СССР (до провозглашения Турецкой республики). Становление Ю. Акчуры как идеолога пантюркизма прошло несколько стадий. В данной главе будет представлена трансформация его идей в период 1900-10-х гг.
После знакомства Ю. Акчуры с различными тюркскими народами в путешествиях, а также его приобщения к произведениям тюркистов, живших до него, в 1903 году мыслитель пишет свою первую серьезную работу - диссертацию «Исследование по истории государственных институтов Османской империи», где он поднимает проблему улучшения структуры государства .[7, 157]
Никто ранее, до этой диссертации, не рассматривал этот вопрос так многосторонне. Ю. Акчура выражает несогласие с мыслью младотурок о том, что можно создать единую османскую нацию, объясняя это тем, что после распространения среди разлиных этнических групп Османской Империи национальной идеи и возникновения вражды между христианскими и мусульманскими народами, в частности, невозможно объединить их в единую нацию.
Автор также считает, что если не предоставлять автономию отдельным народам, то они будут добираться полной независимости с помощью оружия, и как следствие отделятся от Империи. В итоге, Ю. Акчура приходит к выводу, что для сохранения Османской империи в существующих границах, оно должно стать государством федерального типа.
К заслугам Ю. Акчуры можно отнести установление связи с лидерами движения младотурок - Ахмедом Ризой, Абдуллахом Джевдетом и Сабахаттином -, которые жили в эмиграции в Париже. Доминирующей идеей среди младотурок того времени была идея восстановления в Турции Конституции 1876 г., которая была отменена султаном Абдулхамидом II. Она должна была предусматривать свободу и равенство граждан Империи независимо от нации и религии. Все младотурки сходились во мнении, что это позволит сохранить единство народов Османской империи и приведет к созданию единой османской нации.
В 1904 году Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу «Три вида политики», которая в том же году выходит на страницах каирской газеты «Тюрок». Эта работа носила теоретический и программный характер, она создала большой резонанс в тюркском мире.[5]
После возвращения в Стамбул в 1911 году Ю. Акчура создает пантюркистское общество «Тюркский очаг» («Тюрк оджагы»). Журнал, издаваемый на базе этого объединения, «Тюркская родина» («Тюрк юрду») пропагандировал принадлежность всех тюркоязычных народов к единой нации и, как следствие, формирование «Великого тюркского государства».
В 1911 в свет выходит брошюра Ю. Акчуры, Али Кемаля и Ферида Ахмеда «Три политические системы», в которой авторы доказывали приоритетность пантюркистской идеологии над панисламизмом и османизмом.[6]Ю. Акчура выделял тюркизм как наиболее перспективный и реальный путь единения тюрков. Он ратовал за создание политического Союза всех тюркских народов с центром в Турции.
После провозглашения Турции республикой Ю. Акчура избирается депутатом Национального Собрания Турции, затем работает в качестве профессора Стамбульского университета и советника президента Турции Кемаля Ататюрка по вопросам культуры и политики. Стоит сказать, что деятельность Ю. Акчуры ознаменовала переход пантуранизма в новую фазу: от культурно-просветительского к политическому движению.
Еще одним знаменитым тюркистом считается Зия Гёкалп. В 1896 году Зия вступает в тайную организацию «Единение и прогресс» в Стамбуле. Во время своего пребывания в столице Зия решает создать некую научную основу, как для турецкого национального движения, так и для того, что он в будущем назовет тюркизмом.
В опубликованной в 1913 году в журнале «Тюрк юрду» статье «Три течения мысли» Зия Гёкалп поднимает проблему исламизации и тюркизма, утверждает, что между турецким национализмом и исламом не существует несовместимости, поскольку первое течение общественной мысли создает национальную общность, второе - интернациональную. Признавая существующую отсталость Востока (преимущественно научно-технического характера), Зия высказывался против уподобления Турции Европе. В заключении, автор говорит о необходимости распространения идей турецкого национализма для противостояния Западному миру. [4]
К 1912—1919 гг. относится сотрудничество Зии Гёкалпа с упомянутым ранее журналом «Тюркская родина», где впервые публикуется его работа «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться», которая в 1918 году выходит и отдельной книгой.
В начале XX века, особенно с 1908 года, в Османской империи начинается полемика между исламистами и тюркистами о путях спасения османского государства. В результате первой мировой войны громадные территории, заселенные арабами-мусульманами, отошли от Империи, таким образом, рухнула возможность сохранения государства на принципе единства мусульман. Что же касается идеи создания государства, которое бы объединяло большинство тюркских народов и о котором в теоретическом плане писали в своих ранних работах Юсуф Акчура и Зия Гёкалп, то она стала практически неосуществимой. Теме не менее в книге «Основы тюркизма», изданной в 1923 году, Зия Гёкалп продолжает отстаивать идеологию пантуранизма – идею создания Турана, «понятие которого объединяет по языку, литературе, культуре огузов, татар, киргизов, узбеков, якутов».
Таким образом, работы Зии Гекалпа обобщили принципы идеалов пантюркизма, с упором на фактор исторического развития народа, его языка, культуры и религии.
В целом, 1900-10-е годы стали периодом расцвета политики пантюркизма: тезисы объединения всех тюркских народов единое могущественное государство активно пропагандировались как на территории Турции, так и за ее пределами: в Египте, России и даже Японии и др.
Пережив момент наивысше популярности, пантуранизм идет на спад. Ситуация кардинально изменяется с приходом к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, с падением монархии и провозглашением республики. Безусловно, первый турецкий президент был заинтересован в признании сложившегося государственного образования на международной арене, потому в его интересах было отказаться от идеи создания, так называемого Турана, претендовавшего на мировое господство. Однако в этническом плане из многонациональной империи Турция превратилась в национальное турецкое государство, что предопределило складывание идеологии, основанной на принципе национализма.
В определение понятия национализма Мустафа Кемаль Ататюрк вкладывал идею единства народа в области языка, культуры, его общей судьбе. Он ограничивал национализм территорией республиканской Турции, отказываясь от стремления к политике завоеваний. Другие нации по отношению к турецкой мыслились как равные, независимые и свободные. Отношения, возникающие между различными национальностями, должны были строиться на принципе взаимоуважения. [1]
Таким образом, в период правления М. К. Ататюрка происходит изменение политического курса: идея объединения всех тюркских народов начинает уступать идее создания единой турецкой национальности. Хотя первый президент турецкой республики негативно относился к пантуранизму, тюркизм и тюркисты оказали большое влияние на формирование политических взглядов и программ К. Ататюрка. В итоге, можно сказать, что пантюркизм трансформируется в турецкий национализм.
Рецензии:
31.03.2017, 18:50 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Рецензент : Трокаль Т.В., кандидат исторических наук, колледж Российского Нового Университета (РосНОУ)
Статья написана грамотным научным языком, представляет неподдельный интерес для специалистов в области истории Востока и безусловно рекомендуется к публикации.