Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 11.04.2017. Последняя правка: 10.04.2017.
Просмотров - 2863

Банк России как основной субъект денежно-кредитного регулирования

Замалдинова Ксения Андреевна

бакалавр

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г.РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

студент

Наумкина Т.В. кандидат юридических наук, доцент, кафедра «Финансы, бухгалтерский учет, анализ и аудит»ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (ПКУ)»


Аннотация:
В данной статье освещены теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования экономики. Проанализирована роль Центрального банка Российской Федерации и его основные функции в системе денежно-кредитного регулирования. Представлена законодательная база деятельности Банка России.


Abstract:
This article deals with theoretical aspects of monetary regulation of the economy. Analyzed the role of the Central Bank of the Russian Federation and its main functions in the system of monetary regulation. Submitted to the legislative base of activity of Bank of Russia.


Ключевые слова:
денежно-кредитное регулирование; Центральный банк РФ; Банк России; денежный оборот.

Keywords:
monetary control; the Central Bank of the Russian Federation; the Bank of Russia; cash turnover


УДК :33, 338
Введение:
 Каждое государство ставит перед собой множество задач в различных сферах влияния. Одной из немаловажных целей является повышение экономического благосостояния жизни своих граждан. Достичь экономического роста непросто, ведь необходимо: обеспечить стабильность цен и занятость населения, наладить совокупный спрос и состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения и т.д.[3; с.4] Для осуществления, желаемого, в государстве должен быть сформирован четкий механизм денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование служит основным средством воздействия государства на экономически процессы и представляет собой совокупность кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота.

Актуальность: Проблема денежно-кредитного регулирования российской экономики по-прежнему сохраняет свою актуальность, так как:

- во-первых, проблема денежно-кредитного регулирования, является одним из направлений экономической политики государства в целом в условиях кризисных процессов современного мира;

-во-вторых, снижение темпов роста в центрах мировой экономики, предвещает значительную долларизаци экономики России и создает необходимость выработки практических мер по активному и упреждающему реагированию на мировые кризисные процессы.

Для решения данной проблемы необходимо обращаться к истокам в работах прошлого и использовать новейшие методы исследования, которые позволят более глубоко анализировать причины возникновения экономических дисбалансов.

Цель исследования состоит в определении путей стабилизации состояния экономики в современной России при помощи денежно-кредитного регулирования, основным субъектом которого является Центральный банк.

Определяющими элементами денежно-кредитного регулирования экономики служат его объекты и субъекты. В качестве объектов выступают: спрос и предложение на денежном рынке, курс национальной валюты, объем и структура денежной массы, находящейся в обороте, объем кредитов, а также скорость оборота денег. Субъектами являются монетарные власти – органы, которые принимают решения, влияющие стабильность национальной валюты и сферу денежного обращения. В первую очередь к ним относят  Министерство финансов и Центральный банк.

В зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве определяются цели денежно-кредитного регулирования. Все они условно разделены на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

Стратегические цели – это основополагающие долгосрочные цели общегосударственной экономической политики. Они заключаются в увеличении производства, обеспечении стабильности цен, снижении безработицы, и т. п. Для их достижения разрабатываются промежуточные цели.

Промежуточные цели – это изменения в 
определенных экономических процессах. Они служат 
индикаторами денежного рынка и позволяют анализировать
общие макроэкономические тенденции.

Тактические цели регулируют ключевые экономические 
переменные через банковскую систему посредством управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.д. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что реализация основных задач зависит от грамотного объединения и осуществления тактических целей. Например, изменив валютный курс и процентную ставку можно ликвидировать давление инфляции от роста денежной массы в 
обращении. Поэтому, непосредственная связь с обозначенными стратегическими целями должна быть главной чертой избранных целей.[5; с.55]

Несмотря на то, что денежно-кредитное регулирование определяется правительством страны, ее разработчиком и проводником является Центральный банк.

Основная задача Банка России заключается в проведении государственной политики в области эмиссии, денежного обращения, валютного курса и кредита. Конечные цели регулирования -  обеспечение товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулирование экономического роста, урегулирование государственного долга, достижение стабильности национальной валюты.

Поставленные задачи достигаются путем взвешенного выбора той или иной стратегии. Стратегии, в свою очередь, подразделяются на четыре вида:

1.       инфляционная - допускает слабоконтролируемый рост количества денег в обращении;

2.       рефляционная - допускает небольшой процент инфляции в целях стимулирования экономики;

3.       дефляционная – производится путем резкого уменьшения денежной массы в обращении;

4.       дезинфляционное - упрощенная форма дефляционной стратегии, которая направлена на снижение экономической активности.

Исходя из условий выбранной стратегии,  Банк России осуществляет в качестве приоритетной либо валютную, либо денежную политику и использует соответствующие инструменты.

Функции Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования: [3]

1.       разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики совместно с Правительством РФ;

2.       осуществление эффективного управления золотовалютными резервами;

3.       установка и публикация официальных курсов иностранных валют;

4.       организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.       участие в разработке платежного баланса Российской Федерации;

6.       проведение анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам.

Реализовывая денежно-кредитное регулирование, Центральный банк осуществляет непрерывный анализ текущих микро- и макроэкономических условий функционирования отечественной экономики, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений. Полученные данные служат основой для принятия Банком России оперативных действий таких как: изменение процентных ставок, пересмотр лимитов кредитных операций и операций на открытом рынке, корректировка курсовой политики и т. п.

Законодательной основой деятельности Центрального банка РФ, определяющей его полномочия, статус, задачи и функции, являются Конституция РФ и Федеральный закон «О Центральном банке РФ».

Статья 71 Конституции РФ гласит, что федеральные банки, в том числе и Банк России, относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ.

Часть 1 ст. 75 закрепляет монопольное право денежной эмиссии за  Центральным банком РФ; во 2 части статьи описана основная функция Банка России - обеспечивать устойчивость национальной валюты.[1] Данная функция осуществляется независимо от других органов государственной власти.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке РФ», функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[2]

Заключение: Подводя итоги, можно сделать вывод, что правильно организованное денежно-кредитное регулирование – это важная и неотъемлемая часть государственной деятельности, благодаря которой достигается благосостояние экономики страны. Главным же субъектом регулирования выступает Центральный банк.

Библиографический список:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Денежно-кредитное регулирование экономики: учебное пособие Д33 для самостоятельной работы / Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров, Т. Г. Гурнович и др.; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 48 с.
4. Электронное учебное пособие (ЭУП) по дисциплине «Организация деятельности ЦБ»/ Г. Н. Белоглазова, И. А. Шашина, Н. Н. Погостинская; Международный банковский ин-т. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eos.ibi.spb.ru/umk/7_4/5/5_R1_T4.html#print
5. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики / М.Ю. Чикарова // Финансы и кредит. – 2013. – № 20, с. 54–56.




Рецензии:

11.04.2017, 11:37 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации

11.04.2017, 12:29 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Цель исследования не нашла своего отражения в статье. Пути стабилизации состояния экономики в современной России не раскрыты. Возможно следует скорректировать цель статьи, и тогда можно будет рекомендовать к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх