бакалавр
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г.РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
студент
Наумкина Т.В. кандидат юридических наук, доцент, кафедра «Финансы, бухгалтерский учет, анализ и аудит»ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (ПКУ)»
УДК :33, 338
Введение: Каждое государство ставит перед собой множество задач в различных сферах влияния. Одной из немаловажных целей является повышение экономического благосостояния жизни своих граждан. Достичь экономического роста непросто, ведь необходимо: обеспечить стабильность цен и занятость населения, наладить совокупный спрос и состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения и т.д.[3; с.4] Для осуществления, желаемого, в государстве должен быть сформирован четкий механизм денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование служит основным средством воздействия государства на экономически процессы и представляет собой совокупность кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота.
Актуальность: Проблема денежно-кредитного регулирования российской экономики по-прежнему сохраняет свою актуальность, так как:
- во-первых, проблема денежно-кредитного регулирования, является одним из направлений экономической политики государства в целом в условиях кризисных процессов современного мира;
-во-вторых, снижение темпов роста в центрах мировой экономики, предвещает значительную долларизаци экономики России и создает необходимость выработки практических мер по активному и упреждающему реагированию на мировые кризисные процессы.
Для решения данной проблемы необходимо обращаться к истокам в работах прошлого и использовать новейшие методы исследования, которые позволят более глубоко анализировать причины возникновения экономических дисбалансов.
Цель исследования состоит в определении путей стабилизации состояния экономики в современной России при помощи денежно-кредитного регулирования, основным субъектом которого является Центральный банк.
Определяющими элементами денежно-кредитного регулирования экономики служат его объекты и субъекты. В качестве объектов выступают: спрос и предложение на денежном рынке, курс национальной валюты, объем и структура денежной массы, находящейся в обороте, объем кредитов, а также скорость оборота денег. Субъектами являются монетарные власти – органы, которые принимают решения, влияющие стабильность национальной валюты и сферу денежного обращения. В первую очередь к ним относят Министерство финансов и Центральный банк.
В зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве определяются цели денежно-кредитного регулирования. Все они условно разделены на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Стратегические цели – это основополагающие долгосрочные цели общегосударственной экономической политики. Они заключаются в увеличении производства, обеспечении стабильности цен, снижении безработицы, и т. п. Для их достижения разрабатываются промежуточные цели.
Промежуточные цели – это изменения в
определенных экономических процессах. Они служат
индикаторами денежного рынка и позволяют анализировать
общие макроэкономические тенденции.
Тактические цели регулируют ключевые экономические
переменные через банковскую систему посредством управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.д. и обеспечивают достижение промежуточных целей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что реализация основных задач зависит от грамотного объединения и осуществления тактических целей. Например, изменив валютный курс и процентную ставку можно ликвидировать давление инфляции от роста денежной массы в
обращении. Поэтому, непосредственная связь с обозначенными стратегическими целями должна быть главной чертой избранных целей.[5; с.55]
Несмотря на то, что денежно-кредитное регулирование определяется правительством страны, ее разработчиком и проводником является Центральный банк.
Основная задача Банка России заключается в проведении государственной политики в области эмиссии, денежного обращения, валютного курса и кредита. Конечные цели регулирования - обеспечение товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулирование экономического роста, урегулирование государственного долга, достижение стабильности национальной валюты.
Поставленные задачи достигаются путем взвешенного выбора той или иной стратегии. Стратегии, в свою очередь, подразделяются на четыре вида:
1. инфляционная - допускает слабоконтролируемый рост количества денег в обращении;
2. рефляционная - допускает небольшой процент инфляции в целях стимулирования экономики;
3. дефляционная – производится путем резкого уменьшения денежной массы в обращении;
4. дезинфляционное - упрощенная форма дефляционной стратегии, которая направлена на снижение экономической активности.
Исходя из условий выбранной стратегии, Банк России осуществляет в качестве приоритетной либо валютную, либо денежную политику и использует соответствующие инструменты.
Функции Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования: [3]
1. разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики совместно с Правительством РФ;
2. осуществление эффективного управления золотовалютными резервами;
3. установка и публикация официальных курсов иностранных валют;
4. организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. участие в разработке платежного баланса Российской Федерации;
6. проведение анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам.
Реализовывая денежно-кредитное регулирование, Центральный банк осуществляет непрерывный анализ текущих микро- и макроэкономических условий функционирования отечественной экономики, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений. Полученные данные служат основой для принятия Банком России оперативных действий таких как: изменение процентных ставок, пересмотр лимитов кредитных операций и операций на открытом рынке, корректировка курсовой политики и т. п.
Законодательной основой деятельности Центрального банка РФ, определяющей его полномочия, статус, задачи и функции, являются Конституция РФ и Федеральный закон «О Центральном банке РФ».
Статья 71 Конституции РФ гласит, что федеральные банки, в том числе и Банк России, относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ.
Часть 1 ст. 75 закрепляет монопольное право денежной эмиссии за Центральным банком РФ; во 2 части статьи описана основная функция Банка России - обеспечивать устойчивость национальной валюты.[1] Данная функция осуществляется независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке РФ», функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[2]
Заключение: Подводя итоги, можно сделать вывод, что правильно организованное денежно-кредитное регулирование – это важная и неотъемлемая часть государственной деятельности, благодаря которой достигается благосостояние экономики страны. Главным же субъектом регулирования выступает Центральный банк.
Рецензии:
11.04.2017, 11:37 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации
11.04.2017, 12:29 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Цель исследования не нашла своего отражения в статье. Пути стабилизации состояния экономики в современной России не раскрыты. Возможно следует скорректировать цель статьи, и тогда можно будет рекомендовать к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий