Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №45 (май) 2017
Разделы: Экономика, Юриспруденция
Размещена 11.04.2017. Последняя правка: 08.06.2017.
Просмотров - 1786

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Кадала Виталий Витальевич

кандидат юридических наук

Донецкий юридический институт МВД Украины

Исполняющий обязанности заведующего кафедры хозяйственно-правовых дисциплин

Аннотация:
Статья посвящена анализу развития исследований о хозяйственной деятельности железных дорог. Появление железнодорожного транспорта было обусловлено необходимостью осуществления перевозок грузов и пассажиров. Соответственно, такие перевозки составляли содержание деятельности железных дорог. В разные времена такая деятельность становилась предметом научного интереса. Определено появление и развитие исследований хозяйственной деятельности железных дорог.


Abstract:
The article is devoted to analysis of development of studies on the economic activities of the Railways. The emergence of rail transport was due to the need of transportation of goods and passengers. Accordingly, such shipments was the content of activity of the Railways. At different times this work has been the subject of scientific interest. Determined the emergence and development studies the economic activities of the Railways.


Ключевые слова:
железнодорожный транспорт; хозяйственная деятельность; исследование; современное состояние; анализ.

Keywords:
railway transport; economic activities; research; current status; analysis.


УДК 346.656

Введение. Хозяйственная деятельность железных дорог включает в себя осуществление комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей экономики страны и ее населения. Комплекс осуществляемых мероприятий содержит в себе несколько составляющих элементов, с помощью и ради которых собственно и осуществляется хозяйственная деятельность. Среди этих элементов следует выделить средства, с помощью которых осуществляется такая деятельность, непосредственно сам процесс производства и результаты такой деятельности. Перечисленные элементы имеют свою специфику относительно их места в деятельности, осуществляемой железными дорогами.

Актуальность. Такая специфика обусловлена сложностью перевозочного процесса, которая вызывает необходимость выполнения большого количества действий. Эти действия, в свою очередь, следует разграничивать на те, которые являются непосредственно хозяйственной деятельностью, и на те, что связаны с осуществлением хозяйственной деятельности, но совершаемые для ее обеспечения. Кроме того, доминирующая роль государства в железнодорожном хозяйстве и его влияние на деятельность в этой сфере предопределяет существующее состояние дорог.

Учитывая указанную специфику, существует много аспектов относительно деятельности, осуществляемой железной дорогой и на железной дороге. Тем более, что разные точки зрения на такую деятельность будут совпадать или наоборот по-разному ее оценивать в зависимости от области исследования: технической, экономической, юридической, военной, государственно-управленческой и др.

В юридической науке исследование деятельности железных дорог также осуществляется с позиций различных отраслей: хозяйственной, гражданской, административной, уголовной и т.д. Среди ученых, которые занимались этой проблематикой учитывая хозяйственную составляющую следует выделить труды Н.К. Александрова-Дольника, Г.Б. Астановского, И.В. Булгаковой, Н.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.А. Егиазарова, А.Н. Садикова, Г.В. Самойленко, Б.Л. Хаскельберга и др.

Научная новизна. Определение и оценка хозяйственной деятельности железной дороги позволяет разрабатывать определенные оптимизационные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли в агрессивной рыночной среде. Анализ существующего состояния исследований этих вопросов позволяет обобщить имеющиеся взгляды на функционирование железных дорог и определить направления совершенствования законодательства, регулирующего осуществление хозяйственной деятельности на железной дороге.

Цель данной статьи заключается в анализе развития исследований хозяйственной деятельности железных дорог и выяснении их актуальности, достаточности и соответствия современному этапу развития железнодорожной отрасли.

Появление железнодорожного транспорта было обусловлено необходимостью осуществления перемещения более быстрым способом возросшего количества грузов и пассажиров из пункта отправления в пункт прибытия. Но кроме наличия запроса на перевозку необходимым условием развития железных дорог были также определенные достижения человечества в сфере науки и техники. Научный интерес к хозяйственной деятельности железных дорог возник и развивался в корреляции с появлением и развитием железнодорожного транспорта и началом осуществления им соответствующей деятельности. Таким образом, анализ исследований хозяйственной деятельности железных дорог представляется возможным осуществить именно с этого периода.

Нами уже отмечалось, что появление железных дорог в мире приходится на начало XIX века [9, с. 82]. В той же время следует заметить, что еще до появления железной дороги в Российской империи в научной среде возникла определенная дискуссия о необходимости построения и развития такого вида транспорта. Так, профессор Г. Ламе обосновывал необходимость построения железных дорог, отмечая их скорость и экономичность [5]. Другой профессор Н. Дестрем в своих лекциях «Причины невозможности введения железных дорог в России» утверждал, что железные дороги невыгодны экономически, их трудно содержать. Схожую позицию в 1826 году имело и ведомство путей сообщения [4, с. 29].

Но со временем, научное общество и государственные деятели того времени приходили к мысли о необходимости использования железнодорожного транспорта. В 1830 году профессор Петербургского университета Н.П. Щеглов в своем исследовании доказал преимущества железных дорог перед другими видами транспорта [8, с. 5]. Государственный деятель и экономист Н.С. Мордвинов, известные ученые Н.С. Волков и П.П. Мельников, предприниматель С.И. Мальцев и другие представители науки, предпринимательства и государственного управления пытались изменить позицию ведомства путей сообщения в сторону необходимости введения и организации железных дорог. В 1835 году П.П. Мельников издал труд о железнодорожном транспорте, в котором обосновывал необходимость построения сети железных дорог [6]. Однако, основным аргументом ведомства против развития железнодорожного транспорта были сомнения в его рентабельности.

Дальнейшее обоснование необходимости построения железных дорог сделал австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Ф.А. Герстнер. По результатам его исследований была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости и возможности построения железных дорог. Выводы относительно рентабельности нового вида транспорта готовил профессор Института корпуса инженеров путей сообщения Н.А. Крафт [4, с. 34]. После этого было принято решение о сооружении Царскосельской железной дороги. Построение других дорог откладывалась до выяснения пользы для государства, общества и акционеров от такого вида транспорта.

В 1836 году Ф.А. Герстнер издал специальную брошюру, в которой обосновал доходность новой дороги [1, с. 39 – 41].А уже со временем была подтверждена прогрессивность и перспективность нового вида транспорта. Следовательно, научные исследования в сфере перемещения грузов и пассажиров различными видами транспорта позволили изменить государственную политику и ввести один из новых видов – железнодорожный.

После появления железнодорожного транспорта и начала предоставления им определенных услуг возникла потребность в правовом регулировании соответствующих отношений. В то же время, кроме правового интереса к этому виду деятельности существовал также интерес со стороны экономистов и инженеров, что по нашему мнению является естественным процессом в силу новизны транспорта и особенностей его функционирования.

С развитием железнодорожного транспорта дальнейшие исследования деятельности железных дорог касались их влияния на сельское хозяйство, промышленность, торговлю и общее экономическое состояние в целом. Так следует выделить работы следующих исследователей: Д.В. Каншин «Опыт исследования экономического значения железных дорог» (1870 г.), И.С. Блиох «Влияние железных дорог на экономическое состояние России» (1878 г.), А.А. Радциг «Влияние железных дорог на сельское хозяйство, промышленность, торговлю» (1896 г.), И.М. Рабинович «Теория и практика железнодорожного права по перевозке груза, багажа и пассажиров» (1898 г.), М.И. Хилков «Исторический очерк разных отраслей железнодорожного дела и развития финансово-экономической стороны железных дорог в России по 1897 г.» (1901 г.), Б.Д. Воскресенский, В.А. Нагорский «Страницы современного российского железнодорожного хозяйства» (1908 г.), К.Н. Кашкин «Экономика изысканий железных дорог» (1914 г.) и др. В этих работах подчеркивалось значение железных дорог для развития хозяйства страны, проводился исторический анализ деятельности железных дорог, а также исследовалось теоретическое и практическое применение права при осуществлении железными дорогами своей деятельности. Выполнение такого рода исследований с одной стороны было обусловлено государственной политикой в сфере железнодорожного транспорта, а с другой – запросом промышленности на надлежащее урегулирование отношений, которые возникали во время перевозок железными дорогами, то есть осуществления ими хозяйственной деятельности.

Наряду с хозяйственной деятельностью железная дорога рассматривалась не только как неотъемлемый экономический элемент хозяйства страны, а как стратегический, который необходимо использовать в военных целях. Среди работ в этом направлении определим следующие: П. Лебедев «Применение железных дорог к защите материка» (1857 г.), С.П. Бутурлин «О военном значении железных дорог и особенной их важности для России» (1865 г.), М.Н. Анненков «О применении железных дорог к военному делу» (1866 г.) П.П. Мельников «О железных дорогах, необходимых в военном отношении» (1868 г.), А.Н. Измайлов «Практические меры к подготовке управления железными дорогами в военное время» (1894 г.), А.А. Вейндрих «Мероприятия для успеха военной эксплуатации железных дорог» (1895 г.) и др. Анализируя работы в этом направлении целого ряда исследователей, отметим, что железные дороги активно привлекались к обеспечению безопасности государства и перевозке войск. Более того, еще в 1852 году было разработано положение о перевозке железными дорогами войск, которым регламентировался порядок такой перевозки. Также значительное внимание уделялось вопросам управления железными дорогами в военное время.

Таким образом, исследование хозяйственной деятельности железных дорог наряду с обоснованием целесообразности использования их в военных целях становится возможным учитывая стратегическое значение железнодорожного транспорта. Осуществление каждого из видов деятельности железных дорог требовало соответствующего правового обеспечения.

Обеспечение хозяйственной деятельности железных дорог происходило принятием специальных нормативно-правовых актов с учетом международного законодательства. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что на российское законодательство в области транспортного права существенное влияние имели основы, подготовленные для Бернской конвенции, которые были учтены при разработке отечественного законодательства, а именно Устава железных дорог 1885 года [7].

Исследование хозяйственной деятельности железных дорог того времени осуществлялось сквозь призму гражданско-правовой доктрины. Она исходила из того, что перевозки железными дорогами имеет самостоятельный характер и необходимо обеспечить их детальное регулирование в Гражданском Уложении, которое активно разрабатывалось, однако не было введено в законодательство [2].

Его введению, как и последующим исследованиям хозяйственной деятельности железных дорог помешали мировая война, революции и гражданская война. Эти обстоятельства остановили процесс компетентного законотворчества в этой области права и проведения соответствующих исследований.

Дальнейшее исследование деятельности железных дорог возобновилось в 1920-х годах в СССР – новой стране, которая образовалась вместо Российской империи. Риторика работ того времени изменилась с военной на экономическую. Вместе с изменением модели функционирования железных дорог произошла и смена взглядов на хозяйственную деятельность железных дорог. Так, следует выделить следующие исследования того времени: К.А. Оппенгейм «Общие сведения о железной дороге» (1922 г.), М.М. Шмуккер «Очерки финансов и экономики железнодорожного транспорта России за 1913 – 1922 г.г. (в связи с общими явлениями в жизни страны)» (1923 г.), В.В. Петрова «Эволюция средств сообщения» (1924 г.), И.Б. Розенфельд «Значение железных дорог в народном и мировом хозяйстве» (1926 г.), В.К. Яцунский «Транспорт СССР. История его развития и современное состояние» (1926 г.), В.Ю. Ульяновский «Железная дорога» (1928 г.), С.Г. Струмилин «Очерки советской экономики. Ресурсы и перспективы» (1928 г.), Н.Н. Марков «О железнодорожном транспорте» (1932 г.) и др.

В этих и других работах отдельно подчеркивалось значение железных дорог для народного хозяйства, анализировались экономические показатели его деятельности, указывалось на необходимость дальнейшего развития дорожной сети и распространение взаимодействия с другими видами транспорта. В то же время, наряду с развитием сети железных дорог, свое развитие получает законодательное обеспечение хозяйственной деятельности железных дорог. Так, принимались новые редакции устава железных дорог, разрабатывались правила перевозки железными дорогами и др. Следует отметить значительный вклад А.Г. Гусакова в исследование хозяйственной деятельности железных дорог проведенный им в соответствующей работе [3].

С 1930-х годов снова приобретает актуальность вопрос использования железных дорог в военных целях, что находит свое отражение в соответствующих исследованиях. Так, в работах А.Н. Данилова «Война и транспорт» и Н.Г. Васильева «Транспорт России в войне 1914 – 1918.г.» и др., отмечалось, что железные дороги играли и будут играть в дальнейшем важную роль в обеспечении преимуществ на сухопутном театре военных действий. Отметим, что по нашему мнению, использование железных дорог в военных целях в то время не содержало в себе элементов хозяйственной деятельности, а являлось выполнением возложенных на железнодорожный транспорт стратегических задач по обеспечению безопасности страны.

Послевоенные времена вывели на первый план вопросы восстановления дорог и внедрение инноваций в процесс перевозки. Восстановление шло быстрыми темпами и уже в 1948 году железные дороги страны превысили довоенный уровень грузооборота. Активно вводились в эксплуатацию новые железнодорожные магистрали, вокзалы, вагоностроительные и ремонтные заводы и т. п. Происходила электрификация железных дорог, вводилась электровозная и тепловозная тяга, вводились в оборот большегрузные вагоны, специализированные вагоны (цементовозы, рефрижераторы, думпкары, контейнеровозы и др.).

Осуществлялись работы по усилению железнодорожных путей, была внедрена диспетчеризация, автоматическая локомотивная сигнализация с автостопами, радиосвязь, телемеханика, вычислительная техника для планирования и управления работой транспорта. Улучшалась работа сортировочных, грузовых, участковых станций, совершенствовалась механизация грузовых операций, вводились единые технологические процессы работы подъездных путей и станций примыкания. Также развивались передовые для того времени перевозки в прямом смешанном сообщении, паромные и контейнерные перевозки и др.

Такое стремительное развитие железнодорожного транспорта сопровождалось соответствующими научными исследованиями. При этом хозяйственная деятельность железных дорог исследовалась в связи с выполнением плановых заданий для удовлетворения потребностей экономики. Среди исследований того времени выделим следующие труды: В.Н. Изволенский «Правовые вопросы железнодорожных перевозок» (1951 г.), К.Ф. Егоров «Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок», С.С. Алексеев «Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожных перевозок грузов» (1959 г.), Б.М. Рябинский «О совершенствовании транспортных норм, регулирующих транспортную деятельность железных дорог СССР» (1964 г.), Б.Л. Хаскельберг «Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву (1969 г.), В.Т. Смирнов «Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР» (1970 г.), Г.Б. Астановский «Правовая работа на железнодорожном транспорте» (1972 г.) и др. Следует заметить, что хозяйственная деятельность железных дорог исследовалась в контексте перевозки грузов оставляя без внимания другие виды деятельности транспорта.

Современные исследования хозяйственной деятельности железных дорог осуществляются с различных позиций экономического, гражданского, экологического, криминологического, технического, технологического и иного характера. Среди работ, касающихся исследования хозяйственной деятельности железных дорог можно выделить следующие: О.П. Култыгин «Информационная система управления хозяйственной деятельностью предприятия железнодорожного транспорта» (1998 г.), В.М. Витченко «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта» (2003 г.); В.В. Казьмин «Экономическая оценка хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта с учетом параметров налогообложения» (2004 г.); Д.В. Чуприков «Управление хозяйственной деятельностью предприятий железнодорожного транспорта с использованием инструментов рынка ценных бумаг» (2004 г.); Д.П. Плетнев «Измерение и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий промышленного железнодорожного транспорта» (2010 г.); А.Ф. Иваненко «Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте» (2011 г.) и иные. Перечисленные работы большей частью находятся в экономической плоскости и в не достаточной степени освещают вопросы хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта с правовых позиций.

Таким образом, отмечая исторически подтвержденный интерес к хозяйственной деятельности железных дорог и существенную проработку отдельных вопросов такой деятельности следует констатировать необходимость более углубленного исследования деятельности железнодорожного транспорта через правовой аспект.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Хозяйственная деятельность железных дорог имеет тщательную научную проработку с различных позиций. Научный интерес к хозяйственной деятельности железных дорог возник и развивался еще до появления и развития железнодорожного транспорта и начала осуществления им такой деятельности. Благодаря таким научным исследованиям было привлечено внимание к новому виду транспорта и изменена государственная политика в сфере дорожного хозяйства. Первые значительные работы были выполнены в 30-е годы XIX века и в дальнейшем выполнялись на протяжении существования и развития железнодорожного транспорта.

Значительные исследования хозяйственной деятельности железных дорог проводились в Советском Союзе. Такие исследования выполнялись с учетом функционирующей в то время модели транспортной системы страны.

Современные исследование хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта проводились в основном в контексте экономической составляющей. С учетом реформационных процессов в железнодорожной отрасли исследование хозяйственной деятельности железных дорог с правовых позиций приобретает актуальность в связи с необходимостью оптимизации уже существующего законодательства.

В исследовании хозяйственной деятельности железных дорог можно выделить следующие периоды развития: начальный (с 30-х годов ХІХ века до 1917 года), советский период (с 1921 года до 1991 года), современный период (с 1991 года по настоящее время). Каждый из этих периодов имеет свои особенности осуществления железными дорогами хозяйственной деятельности, что соответствующим образом нашло свое отражение в проводимых исследованиях. Имеющиеся исследования в недостаточной мере освещают все виды хозяйственной деятельности железных дорог. А значит, дальнейшие перспективы научных исследований в этом направлении заключаются в осуществлении исследований хозяйственной деятельности железных дорог с учетом формирования новых условий их функционирования и правового обеспечения.

Библиографический список:

1. Герстнер Ф.А. О выгодах построения железной дороги из С-Петербурга в Царское Село и Павловск. Спб, Издательство «Императорская АН» 1836. – 74 с.
2. Гражданское Уложение : проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения / под ред. И. М. Тютрюмова. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 288 с.
3. Гусаков А. Г. Железнодорожное право по законодательству СССР / А. Г. Гусаков. — М.: Транспечать НКПС, 1929. — 343 с.
4. История железнодорожного транспорта России Том 1. История железнодорожного транспорта России. Т.I:1836-1917гг.— СПб,1994.–336 с.
5. Ламе Г. Наблюдения, относящиеся к инженерному искусству. / Рукопись, 1831 г.
6. Мельников П. П. О железных дорогах. — СПб, 1835. — 98 с.
7. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 2 : Товар. Торговые сделки. [Электронный ресурс] / Г. Ф. Шершеневич. — М.: Статут, 2003. — Режим доступа :http://jurbook.narod.ru/934.html#_footnoteref680
8. Н.П. Щеглов «О железных дорогах». Северный муравей, 1830. № 1. С.5
9. Кадала В.В. Історичний розвиток залізниць та їх місце в транспортному комплексі України. С. 81 – 85. // Електронне наукове видання «Юридичний науковий електронний журнал», 2015. – № 5 – 255 с. Режим доступу: http://lsej.org.ua/5_2015/23.pdf




Рецензии:

3.06.2017, 18:27 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья носит историко-познавательный характер. это исследование надо продолжить. название статьи надо привести в соответствие с содержанием. тогда можно ее опубликовать.

08.06.2017 22:22 Ответ на рецензию автора Кадала Виталий Витальевич:
Здравствуйте, Валерий Валентинович! Согласно Вашей рецензии название статьи приведено в соответствие с содержанием, а именно указано на историко-правовое исследование вопроса.

9.06.2017, 9:38 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: правки осуществлены статью следует опубликовать



Комментарии пользователей:

11.06.2017, 15:22 Кадала Виталий Витальевич
Отзыв: Спасибо!


Оставить комментарий


 
 

Вверх