студентка 4-го курса
Полесский государственный университет
кафедра Банковского дела
Ливенский Валентин Михайлович, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.14
Важным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Посредством бюджета правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера, состава, а также соотношения бюджетных доходов и расходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Такая роль бюджетных доходов обуславливает актуальность данной темы.
Объект исследования – консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования – доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Цель работы: на основании проведённого анализа, выделить пути достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Центральным показателем государственного бюджета выступает величина его доходов. Сумма доходов обусловливает размер расходов государства, направленный на развитие экономики, социальной сферы и в конечном итоге воздействует на уровень жизни населения страны.
Анализ доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2016 г. показал, что они увеличились по сравнению с 2015 г. на 7,1 % в номинальном выражении (в реальном выражении- уменьшились на 0,7%) и увеличились по сравнению с 2014 г. на 30,1 % в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 22,2 %) (рисунок 1).
Рисунок 1- Динамика доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг.
Примечание –Источник: [1,2]
Исходя из рисунка 1, удельный вес консолидированного бюджета в ВВП в 2016 г. составил 30,2 %, уменьшившись по сравнению с 2015 г. на 0,4 процентных пункта, а по сравнению с 2014 г. увеличившись на 2 процентных пункта.
Анализируя структуру доходов консолидированного бюджета, можно отметить, что бюджетные доходы формируются за счёт налоговых поступлений (рисунок 2).
Рисунок 2- Структура доходов консолидированного бюджета за 2014-2016 гг., в %
Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [1,2]
Исходя из рисунка 2, можно отметить, что в 2016 г. налоговые доходы составили 83,7 % всех поступлений в консолидированный бюджет, что на 0,1% больше по сравнению с 2015 г., а по сравнению с 2014 г. налоговые поступления уменьшились на 2,5 %. Если рассматривать налоговые доходы в млрд. руб., то в 2016 г. они составили 23,8 млрд. руб., что по сравнению с 2015 и 2014 гг. больше на 1,6 и 4,9 млрд. руб. соответственно.
Неналоговые доходы в 2016 г. составили 16,3 %, что на 0,1 % меньше по сравнению с 2015 г., а по сравнению с 2014 г. неналоговые поступления увеличились на 2,5 %. Если рассматривать неналоговые поступления в бюджет в млрд. руб., то в 2016 г. они составили 4,4 млрд. руб., что по сравнению с 2015 и 2014 гг. больше на 0,2 и 1,99 млрд. руб. соответственно.
В консолидированный бюджет, кроме налоговых и неналоговых поступлений, зачисляются безвозмездные поступления. Безвозмездные поступления в 2016 год составили 0,26 млрд. руб., что по сравнению с 2015 г. больше на 0,16 млрд. руб.
Рассмотрим более подробно структуру консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. (таблица 1).
Таблица 1- Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг., в процентах к ВВП
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Доходы- всего: |
100 |
100 |
100 |
Налоговые доходы: |
86,2 |
83,6 |
83,7 |
из них: |
|||
Налоги на прибыль и доходы |
24,5 |
22,9 |
22,8 |
в том числе: |
|||
Подоходный налог с физ. лиц |
14,6 |
13,9 |
13,8 |
Налог на прибыль |
9,1 |
8,2 |
8,2 |
Налог на собственность |
4,4 |
4,6 |
5,6 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
46,6 |
39,4 |
41,1 |
в том числе: |
|||
НДС |
31,8 |
27,3 |
28,9 |
Акцизы |
9,7 |
7,3 |
7,7 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
8,4 |
14,7 |
12,0 |
Неналоговые и прочие доходы |
13,8 |
16,4 |
16,3 |
Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [3,4]
Исходя из таблицы 1, в структуре доходов консолидированного бюджета в 2016 г. по сравнению со структурой 2015 г. увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги) на 1,7 %, а по сравнению с 2014 г. уменьшилась на 5,5%. Противоположная ситуация наблюдается по налоговым доходам от ВЭД, а именно уменьшение на 2,7 % в 2016 г. по сравнению с 2015 г. и увеличение на 3,6% по сравнению с 2014 г. Доля налогов на доходы и прибыль с 2014 по 2016 гг. постепенно уменьшалась и в 2016 г. составила 22,8 %. В структуре бюджетных доходов также можно наблюдать увеличение удельного веса налога на собственность - с 4,4 % до 5,6 % от общей величины доходов.
Значительную роль в составе налоговых поступлений занимают шесть основных налогов - налог на добавленную стоимость (34,5%), подоходный налог (16,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (14,4%), акцизы (9,2%), налог на прибыль (9,7%), налога на собственность (6,7%).
Наглядная интерпретация вышесказанного представлена на рисунке 3.
Рисунок 3-Струтура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2014- 2016 гг., в %
Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [1,2]
В структуре консолидированного бюджета 57,7 % приходится на доходы республиканского бюджета и 42,3 % - собственные доходы местных бюджетов. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам представлено на рисунке 4.
Рисунок 4- Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2016 г. (без учёта безвозмездных поступлений)
Примечание- Источник: [2]
Исходя из рисунка 4 видно, что акцизы и налоговые доходы по ВЭД зачисляются в республиканский бюджет, в то время как налоги на собственность и подоходный налог – в местные бюджеты. Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль распределяется между республиканскими и местными бюджетами.
Сопоставление бюджетных доходов и расходов за 2016 г., показывает, что консолидированный бюджет в этом периоде исполнен с профицитом в размере 1,2 млрд. бел. рублей, или 1,3 % к ВВП (за 2015 г. – 1,8% к ВВП, за 2014 г.- 1% к ВВП).
Полученный бюджетный профицит, который был исполнен в анализируемый период говорит о том, что государство не эффективно использует бюджетные средства, либо реализует меры по экономии бюджетных средств.
В Республике Беларусь существует круг проблем, связанных с формированием доходной части государственного бюджета. Основными из них является:
Бюджетная система любого государства, в том числе и Республики Беларусь, должна стремиться к сбалансированности бюджета.
С целью достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь можно проводить мероприятия, которые, в свою очередь, будут стимулировать приток денежных средств в бюджет, а также способствовать сокращению государственные расходов.
Такими мероприятиями являются:
- расширение круга налогоплательщиков одновременно с совершенствованием налогового законодательства;
- оптимизация расходов бюджета,
- развитие рынка государственных ценных бумаг, который будет способствовать финансированию расходов государства без увеличения денежной массы в обороте, а значит и без роста инфляции;
- привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций, что позволит решить задачи как фискального, так и экономического характера.
Таким образом, разработка и реализация мер, которые будут направлены на управление размером бюджетного дефицита/профицита, на повышение эффективности доходов и расходов, на совершенствование налогового законодательства, будут способствовать социально–экономическому развитию Республики Беларусь.
Рецензии:
18.04.2017, 15:47 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: На сегодняшний день анализ исполнения федерального бюджета является актуальной задачей. Изучение его динамики и структуры позволит в будущем предотвратить негативные тенденции и способствует принятию эффективных решений для управления бюджетом. Материал статьи вполне соответствует уровню современных достижений научного знания. Практические результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы в изучении проблемы увеличения доходной части консолидированного бюджета. Достоверность приводимых сведений подтверждаю Стиль изложения материала хороший Рекомендую публикацию статьи в представленном виде, С уважением Боровский В.Н.