Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №44 (апрель) 2017
Разделы: Маркетинг, Экономика
Размещена 20.04.2017. Последняя правка: 14.04.2017.
Просмотров - 4768

Проблемы безопасности товаров на потребительском рынке

Жуненбаева Айгирим Сарбукеновна

Студент 4 курса

Оренбургский государственный университет

Кафедра маркентинга, коммерции и рекламы

Мельникова Татьяна Федоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет, Денисюк Святослав Ярославович, магистрант, кафедра маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет, Россия, г. Оренбург


Аннотация:
В данной статье изучаются проблемы фальсификации продукции, выделяются основные факторы, влияющие на качество продукции, а также проводится опрос среди потребителей с целью выявления фальсифицированной продукции.


Abstract:
In this article, the problems of product falsification are studied, the main factors influencing the quality of products are highlighted, and a survey among consumers is conducted to identify falsified products.


Ключевые слова:
Продовольственный рынок, качество продукции, фальсификация.

Keywords:
Food market, product quality, falsification, types of falsification.


УДК 339.19

Введение. Маркетинговая концепция в наиболее полной степени удовлетворяет интересы потребителей, а значит, обладает средствами и инструментами для успешной борьбы на конкурентном рынке. Вместе с тем, развитие общественного сознания и ответственности за состояние общества привело менеджеров к пониманию, что наряду с удовлетворением интересов потребителей, необходимо заботиться и об общественном благе.                      

Актуальность. На сегодняшний день тема о качестве продукции является наиболее актуальной и глубоко обсуждаемой в обществе. Несмотря на это, покупатели ежедневно встречаются с проблемами, приобретая товары и остерегаясь, не являются ли они фальсифицированными.

Целью данной работы является выявление проблем фальсификации товаров на потребительском рынке.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить вопросы фальсификации товаров.  

2. Выявить состояние качества продукции на потребительском рынке.

Развитие продовольственного рынка определяется целым рядом факторов, среди которых особое место занимают факторы социально-ориентированного маркетинга, связанные с обеспечением  продовольственной безопасности региона.

Среди факторов социально-ориентированного маркетинга можно выделить проблему защиты потребителей от употребления в пищу некачественной и фальсифицированной продукции.

В настоящее время проблема фальсификации становится все более актуальной. Причем поддельная продукция охватывает все более широкий ассортимент продовольственных товаров. К сожалению, ситуация с обеспечением качества продовольственных товаров в России достаточно сложная, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. В таблице 1 представлены данные о качестве товаров, поступивших на потребительский рынок, по Российской Федерации [1].

Таблица 1 – Качество товаров,  поступивших на потребительский рынок, %

Продовольственные товары

Установлено ненадлежащее качество

2013 год

2014 год

2015 год

отеч.

имп.

отеч.

имп.

отеч.

имп.

Мясо и птица

13

6

2

4

5

3

Колбасные изделия

2

0

1

1

3

2

Продукция рыбная

6

3

4

18

8

19

Масло растительное

0

0

0

2

0

0

Цельномолочная продукция

1

3

4

2

6

3

Кондитерские изделия

4

27

2

25

4

6

Продукция маргариновая и майонезная

1

0

3

2

2

0

Сыры

1

4

3

4

2

5

Водка и ликероводочные изделия

1

1

6

1

3

0

Вина виноградные и плодовые

1

1

1

2

2

2

Пиво

3

4

1

5

4

8

Выделяя в качестве наиболее актуальной проблемы на продовольственном рынке области проблему фальсификации продукции, отметим, что фальсификацией являются действия, направленные на получателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Выделяют следующие основные виды фальсификации:

– ассортиментная (видовая);

– качественная фальсификация;

– количественная фальсификация;

– стоимостная;

– комплексная;

– информационная [2].

В качестве примеров рассмотрим несколько видов фальсификации безалкогольных напитков, представленных в таблице 2.

Таблица 2 – Примеры фальсификации безалкогольных напитков

Вид фальсификации

Характеристика

вида

Пример фальсификации

Качественная фальсификация

активно применяется как в процессе их производства, так и в процессе их реализации, включает в себя введение добавок, не по рецептуре; разбавление водой; замена одного типа напитка другим.

минеральная вода «Славяновская» изготавливается предприятиями по всей России и реализуется в большом количестве, а на самом деле фактический источник располагается исключительно в  г. Железноводске. Наиболее опасная качественная фальсификация напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители, без соответствующей надписи на этикетке.

Количественная фальсификация

представляет собой обман потребителя за счет существенных отклонений параметров товара, которые превышают предельно допустимые нормы отклонений.

к примеру, если вес нетто упаковки или ее объем занижены. Распознать такую фальсификацию довольно просто, необходимо лишь измерить предварительно массу или объем поверенными измерительными приборами.

Информационная фальсификация

представляет собой обман потребителя при помощи неточной либо искаженной информации (наименование продукции; фирма-производитель продукции; вводимые пищевые добавки).

так на сегодняшний день, сокосодержащие напитки регламентируются как натуральные. Но, в связи с узаконенной фальсификацией сока, его пастеризацией и введением консервантов он не может рассматриваться как продукт, содержащий натуральные витамины, а только как продукт, который катастрофически воздействует на организм человека.


Для того, чтобы выявить насколько часто население сталкивается с проблемой фальсифицированной продукцией, нами был проведен такой вид маркетингового исследования как опрос среди потребителей в форме анкетирования. Общее количество участников составило 150 человек. В опросе приняли участие потребители всех возрастных групп от 18 до 60 лет, преимущественно это были женщины (62 %), так как именно они чаще совершают покупки.  Ниже представлены несколько примеров.

Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы встречали фальсифицированную продукцию?» представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы встречали фальсифицированную продукцию?»

Большее количество опрошенных не встречали фальсифицированную продукцию, и только 18 % встречали раз в неделю, также 13 % встречали раз в месяц. Всего 9 % встречали ежедневно.

Далее мы спросили у покупателей, «По каким признакам Вы выбираете продукцию?», распределение ответов на вопрос представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «По каким признакам Вы выбираете продукцию?»

Самой главной характеристикой, которая влияет на лояльность покупки потребителей, является цена, на втором месте качество.

Фальсификация всегда связана с определенными рисками и потерями, как со стороны государства, так и потребителя. Фальсифицированные пищевые продукты могут представлять реальную опасность в плане источника токсичных веществ, служащих фактором риска для возникновения пищевой аллергии, отравлений и других заболеваний, соответственно возникает потребность контроля за такой продукцией со стороны государства, разработки быстрых и надежных методов выявления и предотвращения фальсификации.

Основными процедурами установления соответствия товара установленным требованиям являются идентификация и стандартизация [3].

Одним из важнейших условий выживаемости любого предприятия является качество продукции, на которое влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

Рассмотрим и уточним внешние и внутренние факторы, влияющие на качество продукции. Для более четкого понимания представим их на рисунке 3.

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на качество продукции

К внутренним факторам относятся такие факторы, на которые предприятие может повлиять самостоятельно. Организация сама принимает решение об осуществлении какой-либо операции, направленной на повышение качества. Помимо вышеперечисленных факторов, отдельно можно выделить человеческий фактор, который в условиях равной конкуренции при наличии одинаковых техники и технологий является определяющим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что был проведен анализ применимости метода маркетингового исследования (опрос) среди респондентов для изучения проблем фальсифицированной продукции. Также можно сказать, что повышение качества продукции на потребительском рынке будет возможным лишь при повышении контроля со стороны органов Госторгинспекции за выдачей сертификатов и качеством реализуемой продукции, создании независимой лаборатории, оснащенной необходимыми исследовательскими оборудованиями, соответствующим мировому уровню. 

Библиографический список:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
2. Морозов, Ю. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Электронный ресурс]: Учебник / Ю. В. Морозов; Под ред. проф. Ю. В. Морозова, доц. В. Т. Гришиной. – 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 448 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415400
3. Позняковский, В. М. Безопасность продовольственных товаров (с основами нутрициологии): Учебник / В.М. Позняковский. – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2015. – 271 с.




Рецензии:

20.04.2017, 15:51 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Тема очень даже актуальная. Хотя я не согласен с данными табл. 1, т. к. у меня совершенно другие цифры по фальсификации пищевой продукции, но данные автора статьи основаны на данных Росстата (стоит отметить, что в данных Росстата присутствует определенные искажения). Поэтому в последующих исследованиях данного вопроса советую использовать и иные источники информации. Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх