Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №46 (июнь) 2017
Разделы: Правоведение
Размещена 26.04.2017. Последняя правка: 03.07.2017.
Просмотров - 11410

Государственная власть в Российской Федерации и методы ее осуществления

Дмитриева Юлия Вячеславовна

Оренбургский государственный университет

студент

доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Усманова Резида Минияровна, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования


Аннотация:
Статья посвящена теоретическим аспектам государственной власти в РФ. Особое внимание уделено методам осуществления государственной власти. Выделены основания классификации данных методов, приведены примеры методов.


Abstract:
The article is devoted to theoretical aspects of state power in the Russian Federation. Special attention is paid to the methods of exercise of state power. The grounds of classification of these methods were highlighted, and there are some examples of methods in this article.


Ключевые слова:
Российская Федерация; государственная власть; методы осуществления государственной власти; признаки государственной власти; структура государственной власти

Keywords:
the Russian Federation; the power of the state; methods of exercising state authority; signs of state power; the structure of state power


УДК 342.597

Введение: Власть является главным регулятором социальных процессов, которые происходят в обществе. Управление обществом, обеспечение правопорядка, а также соблюдение прав и законных интересов граждан невозможно без государственной власти.

Не имея сильной и стабильной государственной власти, противоборствующие силы разрывают общество на части. Для формирования общенациональных, межклассовых и межгрупповых  отношений, для гармонизации интересов данных групп, предотвращения социальных противоречий государственная власть находит поддержку в обществе, добиваясь доверия у определенных слоев или групп общества.

Для осуществления государственной власти существует большое количество разнообразных методов. Например, методы убеждения, поощрения, принуждения; обычные и особые методы; расширительные и ограничительные и многие другие.

Метод дает необходимое представление о том, каким образом действует механизм (аппарат) исполнительной власти, как реализуются на практике управленческие функции государства, а также какие средства используются при этом.

Актуальность данной темы связана с тем, что методы осуществления государственной власти играют большую роль в современном мире. Так, теоретическое осмысление и понимание классификации методов дает возможность применять несколько методов осуществления государственной власти одновременно. Так как существует большое количество методов, применяемых государством на практике, изучение их классификации выступает способом познания действительности, а также расширяет границы понимания сущности методов.

Целью данной работы является изучение государственной власти в Российской Федерации и методов ее осуществления.

Задачи статьи:

1. Рассмотреть понятие и признаки государственной власти;

2. Изучить структуру государственной власти;

3. Рассмотреть сущность методов осуществления государственной власти;

4. Изучить классификацию методов осуществления государственной власти.

Теоретической базой при написании данной работы стали положения теории государства и права, а также конституционного права.

Научная новизна: Исследование проблем государственной власти в современной России является одним из самых важных направлений в общественных науках. Значимость данной тематики усиливается и в связи с переоценкой многих ценностей в правоведении и других науках об обществе.

1) Понятие и признаки государственной власти

Каждое общество нуждается в эффективном управлении и организации, согласовании деятельности людей и групп. Власть признается одной из форм управления, которая производится путем подчинения одних людей другим.

Власть позволяет управлять социальными процессами, согласовывать совместную деятельность людей для дальнейшего достижения необходимых для всего общества результатов.

Власть может быть классифицирована по различным основаниям. Если рассматривать власть с точки зрения ее социального уровня, то можно выделить: власть всего общества; власть внутри организации или коллектива; власть между двумя индивидами. То есть можно сказать, что власть может присутствовать не только в государственном масштабе, но и в межличностных отношениях. Интересна точка зрения Р.М. Усмановой, которая пишет, что  в «современных условиях на основе частных и публичных интересов различается публичная и частная власть, соответственно функционирование власти осуществляется на двух уровнях социальной структуры общества: публичном и частном. Частный уровень действует в малых группах, публичный же включает в себя государственную власть и корпоративную власть. На публичном уровне различается и муниципальная публичная власть местного сообщества»  [13, с. 134].

Социальная власть представляет собой отношений между людьми в обществе, выражающиеся возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата. Социальная власть может быть представлена в неполитической и политической форме. Первая – это власть между супругами, родительская власть. Политическая же власть является способом защиты интересов социальных групп.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Она находит свое воплощение в разных учреждениях, органах, политических институтах, которые образуют механизм государственной власти.

Государственная власть всегда должна быть организованной, так как иначе она утратит способность провести свою волю и реализовать ее в жизни, а также обеспечить правопорядок и законность в обществе.

Каждой власти необходима сила авторитета, сильнее всего власть становится, когда является добровольной и общество подчиняется ей сознательно. Чем точнее, глубже и полнее государственная власть будет выражать интересы народа, класса или элиты, тем больше у нее будет поддержки от данных субъектов.

Государственную власть всегда будут сопровождать следующие институты: вооруженные силы, силовые учреждения – полиция, армия, органы безопасности, а также пенитенциарные учреждения, тюрьмы. Данные институты являются главной поддержкой и силой государственной власти.

Средством осуществления государственной власти признаются правовые нормы. Они могут точно и подробно фиксировать определенные требования, которые предъявляются к поведению людей, условия и границы поступков, описывать требуемые или возможные варианты поведения для каждого человека, а также устанавливать последствия неисполнения данных требований. Однако, как верно отмечает Р.М. Усманова, в последнее время мы видим и влияние различных политических норм, а также политических традиций на организацию  власти [14, с. 26].

Можно выделить определенные признаки государственной власти:

1. Власть всегда социальная, то есть она складывается в обществе, в отношениях между людьми и служит организатором общества.

2. Государственная власть наделена волевым характером, то есть является проявлением воли, признается взаимодействием воли подвластных и властвующих субъектов.

3. Государственная власть имеет монополию на издание общеобязательных требований и велений, а также на применение мер принуждения. Данный признак является одним из главных отличий государственной власти от иных видов власти.

4. Государственная власть всегда универсальна, она действует на всей территории конкретной страны, распространяется на всех жителей государства, которые находятся на обозначенной территории.

5. Государственная власть имеет право запрещать, приостанавливать, разрешать, признавать ничтожным проявление иной власти на территории государства, то есть государственная власть имеет приоритет перед другими видами власти.

6. Государственная власть всегда имеет четкую структуру, особый аппарат, механизм реализации власти, где органы взаимосвязаны и находятся в строгой иерархичности и соподчиненности. Каждый орган также имеет свою четкую иерархию.

7. У государственной власти имеются свои каналы для передачи и реализации велений, которые отсутствуют у иных властей. Такими каналами являются законодательство и право. Также государственная власть имеет средства воздействия на жителей страны – полицию, армию, учреждения пенитенциарной системы.

8. Государственная власть чаще всего базируется на принципе разделения властей.

9. Государственная власть всегда публична, в широком понимании публичной является всякая власть. Но по отношению к государственной власти это свойство обозначает осуществление власти профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта.

10. Государственная власть суверенна, то есть независима от других государств, а также власть признается верховной в самой стране. Верховенство данного вида власти состоит в том, что государственная власть выше иных общностей, учреждений и организаций в стране, все они подчиняются государственной власти.

Таким образом, государственная власть является способом руководства (управления) обществом, для которого характерны опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы) и ряд специфических признаков, рассмотренных выше.

2) Структура государственной власти

Структура власти – это совокупность элементов и компонентов: объект, субъект, ресурсы и процесс, который приводит данные элементы в движение для достижения конкретной цели.

Субъектом может быть группа или отдельный человек, которые создают, разрабатывают конкретные политические проекты, принимают решения, воздействуют на процесс принятия данных решений и их дальнейшей реализации. Субъектом могут выступать как облеченные властью должностные лица, так и само государство в целом.

Объект власти – это определенные органы, учреждения или лица, на которых направлена деятельность субъекта власти. Например, в классовом обществе подвластными признаются определенные лица, национальные или социальные общности, классы, а в роли властвующего субъекта выступает господствующий класс, элита. В демократическом же обществе субъект и объект имеют тенденцию сближения, иногда даже совпадения. Это объясняется тем, что каждый гражданин такого государства является носителем источника власти. Данный индивид имеет право принимать активное участие в создании представительных органов власти, выдвигать кандидатуры, контролировать их деятельность, быть инициатором реформирования или роспуска.

Следующим элементом структуры государственной власти можно назвать ресурсы. В широком понимании это все то, что группа или индивид имеют право применять для влияния на других. Ресурсы могут быть нематериальными, например, средства массовой информации как рычаг воздействия; материальными, например, финансы; силовыми, с участием силового военного аппарата; политическими, например, переговоры [7, с. 245].

К данному элементу относятся также и понятия «легальность» и «легитимность» государственной власти. Последнее определяет фактическую значимость власти для людей, ее престиж среди населения, узаконенность, но не в силу закона, исходящего от власти, а благодаря расположенности населения. Легитимность – это своего рода принятия государственной власти населением, признание ее права управлять и руководить процессами в стране. Легальность же власти означает ее законность, действие в соответствии с принятыми в стране законами, то есть юридическая узаконенность. Легальность является юридическим выражением легитимность власти.

В широком понимании государственная власть реализуется всеми государственными органами, учреждениями и должностными лицами. В узком значении данный вид власти принадлежит только центральным (высшим) органам государства. Конституция (основной закон страны) определяет именно систему высших органов государства, их полномочия и компетенцию, порядок формирования и ликвидации.

Существующие понятия «разделение» и «соединение» власти обозначают механизм реализации государственной власти в стране. Государственная власть по своей природе едина и не может быть поделена на части. Первоисточником данной власти признается народ, класс или общность. Поэтому термин «разделение» применяется не к самой государственной власти, а к ее организации [1, с. 129].

Основным принципом, который положен в основу структуры государственной власти, является принцип разделения властей. Данный принцип в большей мере присущ демократической республике.

Первой организацией государственной власти была монархия, следовательно, в ней действовал принцип единовластия, когда полнота власти была сосредоточена в руках одного индивида.

Принцип соединения исполнительной, законодательной и судебной власти действовал продолжительное количество времени, так как обладал рядом преимуществ. Например, отличался мобильностью и оперативностью решения вопросов, исключал возможность переложить ответственность за принятое и реализованное решение на другое лицо или орган, защищал от борьбы между органами за объем властных полномочий. В то же время данный принцип вел к бесконтрольному принятию решений, появлению диктаторских режимов.

Более рациональной организацией власти в демократическом государстве в настоящее время признается принцип разделения властей. Данный принцип обеспечивает взаимодействие и взаимоконтроль высших государственных органов как частей единой государственной власти. Это обеспечивается существующей при данном принципе системой сдержек и противовесов [1, с. 132].

Дж. Локк утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и федеративную, причем первая могла указывать, как именно должна реализовываться сила государства. Федеративная власть должна решать вопросы участия в союзах, войны и мира, то есть вести внешнюю политику [3, c. 198].

Ш. Монтескье полагал, что должны существовать самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Органы данных ветвей власти должны взаимодействовать и осуществлять взаимоконтроль на основании системы сдержек и противовесов.

Таким образом, после рассмотрения объекта, субъекта и ресурсов как структурных единиц государственной власти, можно сказать, что процессом, который приводит данные элементы в движение ради достижения поставленной цели, является реализация государственной власти государственными органами, в России основанный на принципе разделения властей.

3) Сущность метода осуществления государственной власти

Государственная власть функционирует в обществе, которое всегда разделено на группы, классы, социальные слои, часто находящиеся в противоречии друг с другом, имеющие противоположные интересы. Любая власть стабильна только благодаря своей социальной основе.

Государственная власть всегда стремится представить себя перед обществом как образцовую власть. Она должна следить и устанавливать справедливость в стране, стремиться работать ради общего блага. Та власть, которая использовала противоречащие идеалами и нравственности методы, признавалась аморальной властью.

Для государственной власти важны социально-культурные, исторические и национальные традиции. Власть становится более стабильной, если в своей деятельности опирается на устоявшиеся традиции страны. Государственная власть, опирающаяся на ценности и традиции, принятые в стране, реже использует принудительные методы осуществления государственной власти. Если государственная власть постоянно прибегает в своей деятельности к методу принуждения и насилия, то она никогда не будет стабильной и долговечной, так как создает сопротивление в обществе.

Методом признается определенный прием, способ практического осуществления чего-либо.

Метод осуществления государственной власти является приемом, способом практической реализации функций, задач исполнительной власти, деятельности должностных лиц и органов данной ветви власти на базе компетенции в установленной форме и в определенных границах.

Метод является одним из основных элементов исполнительной власти, так как может характеризовать процесс реализации данной власти. Методы реализации власти могут быть различными. Государство может использовать универсальные методы принуждения и убеждения. Последние стимулируют необходимое поведение участников общественных отношений. В данный метод входят рекомендательные, разъяснительные, поощрительные, воспитательные меры, то есть меры, направленные на моральное воздействие [8, с. 55]. Метод же принуждения признается вспомогательным методом воздействия на участников общественных отношений. Он применяется, если метод убеждения не дал результатов, а также если были нарушены определенные административные нормы права. Тогда метод может быть выражен в административной и дисциплинарной ответственности.  Так и Р.М. Усманова пишет, что управление как внешнее проявление власти связано с наличием организационных средств и соответствующих методов  убеждения, принуждения и поощрения [13, с. 136].

Существует также метод административного принуждения, который призван обеспечивать общественную безопасность. Данный метод характеризуется совершением субъектом власти управленческих действий, которые обеспечивают необходимое должное поведение управляемого объекта. Это может быть метод, носящий прямое предписание, то есть императивный вариант волеизъявления субъекта государственной власти. Прямой характер подразумевает то, что властный субъект принимает решение, которое является юридически обязательным для объекта управления.

Перечисленные методы являются базовыми, основными, но не единственными методами осуществления государственной власти. Поэтому далее приводится классификация методов осуществления власти.

4) Классификация методов осуществления государственной власти

Отсутствие единой классификации методов осуществления государственной власти может повлечь за собой произвольные группировки методов по усмотрению различных авторов, что нарушит и теоретическое понимание, и практическую реализацию методов [9, с. 53].

Первой классификацией можно указать классификацию на основании способов воздействия методов осуществления власти. Это методы косвенного и прямого воздействия на участников общественных отношений.

Методы прямого воздействия – это методы, которые имеют целенаправленное прямое взаимодействие объекта и субъекта государственной власти. Так, Н.В. Макаренко подразумевает под такими методами метод поощрения, убеждения и принуждения [4, c. 204].

Метод убеждения включает в себя воспитание, разъяснение и иные организационные меры, который приводят к направлению воли объекта в необходимую для государства сторону. Важную роль в методе убеждения имеет правовое воспитание и правовая культура населения. Нередко только лишь знание норм права недостаточно для их неукоснительного исполнения.

В правовом государстве метод убеждения признается основным методом осуществления государственной власти. В то же время метод принуждения должен существовать для тех лиц, чьё правомерное поведение зависит от наличия в стране ответственности и принудительного исполнения норм права.

В отличие от убеждения, которое имеет больше информативный характер, поощрение и принуждение оказывают непосредственное влияние на человека. Это активное реагирование государственной власти на поведение человека на основании позитивной или негативной оценки.

Поощрение – это такой метод воздействия на объект, который основывается  на позитивной оценке действий данного объекта и направлен на побуждение дальнейшего добросовестного исполнения обязательств и выполнения требований, установленных законодательством. Поощрение может выражаться, например, в устной и письменной благодарности, денежном вознаграждении.

Поощрение и убеждение – тесно связанные  методы осуществления власти, но в определенных моментах они существенно различаются [9, с. 57]. Например, поощрение признается индивидуализированным методом, в то время как убеждение рассчитано на коллектив.

Когда методы убеждения и поощрения не могут повлиять на объект управления, существенно изменить ситуацию или поведение данного объекта, используется метод принуждения. Данный метод при помощи государственных учреждений, органов и должностных лиц воздействует на объект, используя неблагоприятные правовые меры, которые влекут за собой определенные ограничения для объекта в целях охраны жизни и здоровья членов общества, правопорядка, безопасности [12, с. 7]. В узком смысле метод принуждения направлен на воздействие на объект обязывающими или запретительными нормами права [6, с. 3].

Таким образом, метод государственного принуждения является целенаправленным методом влияния государственных органов на объект управления и имеет индивидуальный характер.

К методам косвенного воздействия относятся методы, влияющие на все процессы опосредованно, через изменение условий для объекта. Это пропагандистские, экономические, социально-психологические и иные методы. Особую роль играет экономический метод. Он касается таможенной и налоговой политики государства. В настоящий момент экономическим методом можно назвать сдерживание импорта для развития отечественного производства.

Следующим основанием классификации является субъект реализации методов. Такими методами могут быть те методы, которые реализуются органами государственной власти, и методы, которые реализуются функциональными органами публичной власти, исполняющими функции по специальному назначению.

Основанием для классификации также могут выступать и юридические факты. Сюда относятся методы, реализуемые при наступлении определенных событий, например, при чрезвычайной ситуации; при совершении конкретных действий, например, при совершении преступления; при изменении состояния объекта воздействия, например при прекращении режима военного, чрезвычайного положения.

Основанием следующей классификации является сфера действия. В соответствии с этим признаком выделяют методы, применяемые в экономической сфере, политической, культурной, социальной, экологической и иных сферах.

По характеру объектов государственного управления выделяются методы, направленные на коллективы, и методы, направленные на индивидов.

На основании территориальности методы могут быть внутри- и внешнегосударственными.

Также методы могут быть ограничительной и расширительной сфер действия. Например, если в законе указано, что правило действует применительно ко всем субъектам, то это расширительный метод воздействия. Ограничительным методом можно назвать метод выделения определенной категории граждан.

Основанием классификации могут быть и последствия реализации методов. В соответствии с данным основанием выделяют правоустанавливающие, правопрекращающие и правоизменяющие методы.

По признаку обязательности методы могут быть императивными и диспозитивными. Первые устанавливают строгий порядок исполнения требований закона, которые не может быть изменен по воле объекта управления. Диспозитивный метод предполагает свободу выбора в порядке реализации действующих норм.

В зависимости от правового режима методы могут быть обычными и особыми. Обычные методы используются повседневно; особые же применяются тогда, когда фиксируется отклонение в существовании государства. Это могут быть чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера; насильственное изменение конституционного строя страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что методам осуществления государственной власти присуще разнообразие, и именно благодаря классификации происходит четкое понимание и разграничение методов осуществления власти.

Заключение: итак, рассмотрев основные составляющие структуры государственной власти, а также методы ее осуществления, можно подвести итог. Государственная власть является формой политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть имеет свою структуру, включающую субъект, объект, ресурсы и процесс, который объединяет все перечисленные элементы и приводит их в движение. Государственная власть имеет многочисленные методы осуществления, которые классифицируются по различным основаниям.

Библиографический список:

1. Ворошилов Н. Критический обзор учения о разделении властей, Спб.: Лань. 2013. 460 с.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с попр. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. – № 31.
3. Локк Дж. Сочинения: 3 т., М.: Мысль. – 2002. – 404 с.
4. Макаренко Н.В. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013. 336 с.
5. Макаренко Н.В. Государственное принуждение в механизме обеспечения экономической безопасности: теоретические и прикладные проблемы. – Н.Новгород. Нижегородская академия МВД России. 2011.
6. Мельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 2-8.
7. Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров, М.: Издательство Юрайт. 2014. 407 с.
8. Разгильдяева М.Б. Правовое убеждение и принуждение: теоретические основы. – М.: Юрлитинформ, 2012. 272 с.
9. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль. – Н. Новгород. Нижегородская академия МВД России. – № 4. – 2015. – С. 53-69.
10. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.06.2001 г. – № 23.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г. № 143-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15.12.2003 г. – № 50.
12. Цыганкова Е.А. Принуждение как метод осуществления государственной власти. – М., 2010. – С. 7-8.
13. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть»// Общество: политика, экономика, право-. 2011.- № 3. -С. 133-140.
14. Усманова Р.М. Политические традиции и политические нормы: их роль в публичном регулировании общественных отношений // Юридические исследования. -2012.- № 2.- С. 25-48.




Рецензии:

10.05.2017, 20:01 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Рецензируемая рукопись авторской редакции статьи отличается оригинальностью избранной исследователем тематики. Достаточной является показать оригинальности размещенного автором текста (92,51 %). Вызывает интерес и четкая структура рукописи. Вместе с этим, в рукописи имеется и несколько досадных ошибок, требующих привлечения внимания автора. В частности, рекомендуется уточнить наименование статьи, отметив в нем, идет ли речь в статье именно о РФ, или вообще о государственной власти в любой стране мира. Следуя логике рукописи, можно (как минимум, на первый взгляд) предположить, что автором исследуется лишь РФ. С другой стороны, анализа государственной власти иных государств в указанной рукописи, к сожалению, обнаружить не удалось. Возможно, некоторый элемент компаративистского исследования, рекомендуемый к включению в рецензируемую рукописи, дал бы ей новый положительный элемент при оценке. Логическим продолжение здесь также является использование термина "полиция". В некоторых иных государствах мира используются и иные наименования похожих структур (например, милиция в Республике Беларусь). Несомненно, конкретизации требует указание автора на использование сотрудниками органов внутренних дел холодного оружия. Вероятно, целесообразным станет актуальность удаления столь незначительной для общей структуры работы части. Рукопись требует некоторой доработки. После ее совершенствования данная рукопись сможет быть рекомендована к опубликованию.

02.07.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Дмитриева Юлия Вячеславовна:
Благодарю за рецензию к статье. Действительно, в работе была исследована государственная власть только Российской Федерации (в доработке было конкретизировано наименование статьи). Также в рецензии было указано на фрагмент статьи об "использовании сотрудниками органов внутренних дел холодного оружия". Данный фрагмент был удален.

8.07.2017, 15:18 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Вновь представленная на рецензирование рукопись также отличается высокой степенью оригинальности текста. По результатам проверки, осуществленной с использованием возможностей ресурса: https://www.antiplagiat.ru/My/Cabinet, оригинальность текста составляет 92,53%. Автором рукописи были учтены высказанные ей прежде отдельные критические замечания. Рецензируемая рукопись может быть рекомендована к опубликованию. Вместе с тем, в процессе дальнейшей научной деятельности, автору можно рекомендовать обратить свое внимание на следующие моменты: 1. В списке ключевых слов целесообразно избегать дублирования отдельных слов (в частности, "власти"). Ключевые слова указываются для облегчения процедуры поиска конкретной информации с использованием компьютерных технологий. 2. Мнение о том, что власть является главным регулятором общественных отношений, оспорено национальной историей (см.: события 1917 года). 3. Во введении речь идет о методах исполнительной власти. При этом, однако, можно вспомнить и и методах, практикуемых и иными ветвями власти. 4. Интересным может оказаться и процесс преломления супружеской и (или) семейной власти во власть политическую. Здесь возможны и дальнейшие углубленные исследования.
26.07.2017 12:12 Ответ на рецензию автора Дмитриева Юлия Вячеславовна:
Благодарю за повторную рецензию. При дальнейшей научной деятельности в области правоведения мной обязательно будут учтены Ваши рекомендации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх