доктор технических наук
Московский авиационный институт
ведущий научный сотрудник
УДК 532.517.4 : 536.24
1. ВВЕДЕНИЕ. ИНТЕНСИФИЦИРОВАННЫЙ ТЕПЛООБМЕН В КОЛЬЦЕВОМ КАНА¬ЛЕ ДЛЯ ТУРБУЛЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ С ОДНОСТОРОННИМ КОМБИНИРОВАННЫМ ОРЕБРЕНИЕМ "ВЫСТУПЫ—КАНАВКИ"
В некоторых статьях по интенсифицированному теплообмену [1, 2] говорится о том, что для интенсифицированного теплообмена в кольцевом канале при наличии накатанной внутренней трубы имеют место все преимущества этого способа для продольного омывания узких пучков труб.
Можно сказать, что и в кольцевом канале, и в пучке труб накатанная поверхность в виде кольцевой канавки даёт ощутимое понижения уровня интенсификации теплообмена, чем это имеет место для внутренней трубы с турбулизаторами.
В работах [1, 2] доказано, что максимальное увеличение теплообмена в кольцевых каналах при помощи накатки канавки достигает 60%, в то время как в трубах оно может быть 100% и больше.
Практически имеет место обстоятельство, когда теплоотдача в пространстве между трубами или в кольцевых каналах в теплообменном аппарате меньше, чем в круглых трубах. Следовательно, возможно достижение ощутимой интенсификации теплообмена лишь при заметном увеличении коэффициента теплоотдачи для наружных труб.
С точки зрения уровня интенсификации теплообмена турбулизаторы-выступы гораздо лучше, чем канавки, поскольку они реализуют увеличение теплоотдачи в кольцевом канале почти в два раза, однако гидравлические параметры каналов с турбулизаторами-выступами ниже, чем для каналов с канавками.
Основной недостаток заключается в трудоёмкости и малой технологичности при изготовлении трубы с турбулизаторами на внешней поверхности и недостаточной информации в отношении решения проблемы одновременного увеличения теплоотдачи внутри трубы.
Для решения данной задачи предложили конструкцию труб с накаткой комбинированных турбулизаторов, называемых "выступ—канавка" [3], с разработкой технологии их производства с исследованием соответствующих теплогидравлических параметров [1, 2].
B данных исследованиях заключается, что использование этих комбинированных интенсификаторов позволило повысить теплообмен для кольцевого канала вплоть до пятидесяти процентов (в некоторых случаях, даже немногим более) при сравнении с турбулизатором вида "канавки". Оптимизированная высота турбулизаторов не выше значений h1/dэ=0,04 (dэ=d3–d2 — эквивалентный диаметр кольцевого канала), для которой повышение коэффициента гидросопротивления составляет ξ/ξгл=1,7 (ξ — коэффициент гидросопротивления каналов с выступами; ξгл — коэффициент гидросопротивления гладких каналов). Обобщённые тепловые и гидравлические параметры кольцевых труб с комбинированными турбулизаторами для h/dэ=0,04 таковы: Nu/Nuгл=2,09 и ξ/ξгл=2,5...2,95 при Re=104¸8∙104 (Nu — число Нуссельта для каналов с выступами; ξгл — число Нуссельта для гладких каналов).
Существующие научные работы по теплообмену и гидросопротивлению в кольцевом канале с односторонними комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" имели место, в основном, экспериментально [1, 2]. Здесь сгенерированы необходимые эмпирические формулы. Данное обстоятельство обусловливаем правильность постановленной задачи теоретической разработки рассматриваемого процесса.
Теоретическое исследование в кольцевых каналах с выступами на внутренней трубе на основе 7-слойной схемы было разработано и в первый раз опубликовано в [4—6]. Далее 7-слойная схема была доработана для более широкого набора определяющих величин и для плоского канала с выступами на одной из сторон [7—18].
До этого теоретический расчёт интенсификации теплообмена в кольцевом канале с односторонними комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" был сделан в [4] на базе интегрального соотношения для турбулентного пограничного слоя.
Теоретические разработки [4] хорошо коррелируют с существующими эмпирическими данными [1, 2], но в них имеет место применение дополнительных допущений [4].
Постановка задачи в данном исследовании — математическое моделирование интенсификации теплоотдачи в кольцевом канале с односторонними комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" при применением составной 7-слойной схемы турбулентного погранслоя, которая сочетает главные достоинства супермногослойных схем и схем, базирующихся на интегральном соотношении для турбулентного пограничного слоя [4].
2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕПЛООТДАЧИ В КОЛЬЦЕВОМ КАНАЛЕ С ОДНОСТОРОННИМИ КОМБИНИРОВАННЫМИ ТУРБУЛИЗАТОРАМИ "ВЫСТУП—КАНАВКА"
Конструкция трубы с накаткой комбинированных турбулизаторов "выступ—канавка" частично показывается на рис. 1.
Теплоотдача и гидросопротивление в данных модельных условиях моделируются независимо для канавок и для промежутка между турбулизаторами, что потом осредняется.
Допускается, что погранслои между турбулизаторами и в канавках генерируются вне зависимости одного от другого, что является справедливым для явно выраженных отрывах и присоединениях турбулентных пограничных слоёв, что имеет место при "открытых" впадинах в промежутке между турбулизаторами.
Моделирование теплоотдачи и гидросопротивления все турбулизаторы рассмотрены как турбулизаторы одинаковых высот: h1 примерно равна h4 (рис. 1).
Рис. 1. Конструкции канала с накатанными комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" [1, 2] (фрагмент).
Для начала следует рассмотреть модель интенсификации теплоотдачи в кольцевых канавках.
Для расчёта теплоотдачи в канавках следует использовать тот же метод, который был с успехом развит для расчёта теплоотдаче в канале с кольцевыми канавками при отсутствии выступов [4].
В настоящем исследовании нет необходимости подробно останавливаться непосредственно на расчёте теплоотдачи конкретно в канавке, т.к. данный метод уже был в подробности приведён в [4] для условий расчётного исследования интенсификации теплоотдачи в прямой круглой трубе, кольцевом канале и продольно обтекаемом пучке труб с поперечными кольцевыми канавками, но подробно покажем лишь отличительные стороны вышеуказанной модели.
Для начала необходимо сказать, что математическое моделирование с характерным размером для числа Рейнольдса и числа Нуссельта характеризуется эквивалентным диаметром dЭ.
В исследовании [4] описывается соотношение относительно среднего теплообмена для турбулентных пограничных слоёв в канавках, которое получено на базе интегрального соотношения для турбулентного пограничного слоя:
(1)
где St — число Стэнтона; Р — периметр поперечного сечения канавки (характерный размер); Pr — число Прандтля; Re — число Рейнольдса.
Для детерминирования числа Рейнольса, входящего в формулу (1), следует определить скорости на внешних границах турбулентных пограничных слоёв в канавках. В исследованиях [4] приведены данные, что скорости на внешних границах пограничных слоёв в канавках в нужном нам диапазоне определяющих характеристик с достаточной консервативностью и с нужной точностью можно принять:
(2)
где — аксиальная скорость (среднерасходная).
Среднеинтегральное число Нуссельта для турбулентного пограничного слоя в канавках , которое получено на базе интегрального соотношения для турбулентного пограничного слоя, детерминируется данной зависимостью [4]:
(3)
Осреднённый коэффициент теплообмена в канавках будет равным:
(4)
где λ — коэффициент теплопроводности.
Для турбулентных пограничных слоёв в канавках число Рейнольдса определяется как:
(5)
где ν — молекулярная кинематическая вязкость.
Поскольку , то
(6)
Проведя нужные подстановки, можно получить:
(7)
Среднеинтегральное число Нуссельта для канавок:
(8)
Для периметра Р поперечного сечения канавок и эквивалентного диаметра dэ выводится соотношение, основанное на геометрии канавок (рис. 1) (здесь для относительных величин выбираются такие же соотношения, как для эмпирических зависимостей для теплоотдачи и гидросопротивления для комбинированных выступов "выступ—канавка" [1, 2]):
(9)
где симплекс
Детерминирование теплоотдачи в пространстве между турбулизаторами в кольцевых каналов с применением комбинированных интенсификаторов "выступ—канавка" делается точно так же, как и для кольцевых каналов без канавок [4—6].
Детерминирование теплоотдачи в каналах с выступами "выступ—канавка", следует использовать допущение о независимых погранслоях в канавках и на стенках.
Кроме этого, следует применить допущение о том, что турбулизаторы предполагаются как выступы равной высоты, т.е. h1 приблизительно равна h4 (рис. 1).
При расчёте интенсификации теплоотдачи между выступами по этой 7-слойной модели гидросопротивление трению рассчитывается точно так же, как если бы канавки отсутствовали.
К примеру, значения теплоотдачи и гидросопротивления трению может быть рассчитано по эмпирическим соотношениям для комбинированных выступов "выступ—канавка" для случая h2=t1=0. Могут быть применены эмпирические соотношения, приведённые в [1, 2]:(10)
Осреднённый коэффициент теплообмена в пространстве между турбулизаторами:
(11)
Среднеинтегральная теплоотдача в кольцевых каналах с односторонними комбинированными турбулизоторами "выступ—канавка" будет следующей:
(12)
Среднеинтегральное число Нуссельта для полной поверхности кольцевого канала с турбулизаторами:
(13)
Основное преимущество сгенерированного в настоящей работе компаундной модели расчёта интенсификации теплоотдачи в кольцевом канале с односторонними комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" от способа, сгенерированного в [4], является расчёт теплообмена в канавках с уменьшенным количеством допущений, также детерминирование теплообмена между турбулизаторами по 7-слойной схеме турбулентного пограничного слоя, имеющая гораздо более широкое применение.
3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ТЕПЛООТДАЧИ В КОЛЬЦЕВОМ КАНАЛЕ С ВЫСТУПАМИ
Математическое моделирование теплоотдачи для турбулентного течения в кольцевом канале при турбулизации потока проводится по методу, аналогичному применённому для круглой трубы с выступами. При моделировании теплоотдачи для кольцевых каналов, которая интенсифицируется с помощью периодических поверхностно расположенных выступов на внутренних трубах будут сохраняться все допущения, сделанные для круглой трубы с выступами.
Турбулентное течение в кольцевых каналах с поверхностными турбулизаторами может рассматриваться как стабилизированный турбулентный поток (рис. 2).
Турбулизированный поток в кольцевых каналах с выступами на внутренних трубах может быть смоделирован посредством 7-слойной схемы потока (рис. 2). Те подслои, которые расположены от внутренних труб до поверхности с максимальной скоростью можно условно классифицировать как условно внутренние, а от внешних труб — как условно внешние. Главной отличительной особенностью исследуемого течения в кольцевых каналах с выступами на внутренних трубах (рис. 2) от моделируемого течения в круглых трубах с выступами является разница определяющих характеристиках: скорость течения определяется по тому сечению канала, как при отсутствии выступов: ; диаметр канала (эквивалентный):
Рис. 2. Стратификация моделируемого течения в кольцевом канале с выступами.
Постулируем послойное разбиение течения в кольцевых каналах с выступами, где имеют место соотношения молекулярных и турбулентных вязкостей и профили скорости .
1. Ламинарный подслой (внутр.); расположен в промежутке
(14)
(15)
2. Буферный подслой (внутр.), расположен в промежутке (16)
(17)
3. Турбулентное ядро во впадине (внутр.), расположен в промежутке
(18)
(19)
4. Турбулентное ядро (внутр.), расположен в промежутке
(20)
(21)
5. Турбулентное ядро (внеш.), расположен в промежутке
(22)
(23)
6. Буферный подслой (внеш.), расположен в промежутке
(24)
(25)
7. Ламинарный подслой (внеш.), расположен в промежутке (26)
(27)
Осреднённое число Нуссельта для стабилизированного течения для внутренней стенки Nu1∞ для кольца с двусторонним тепловым нагружением:
(28)
где — критерий Нуссельта с обогревом внутренней поверхности; qc2/qc1 — соотношение плотности теплового потока для наружного и внутреннего обогрева.
Следовательно, при расчёте теплоотдачи в кольцевых каналах с выступами следует детерминировать и
для всего кольцевого канала при данной семислойной схеме турбулентного подслоя: для гладкой поверхности — ламинарный подслой (i=7) , буферный подслой (i=6), турбулентное ядро (i=5), для негладкой стороны — ламинарный подслой (i=1), буферный подслой (i=2), турбулентное ядро во впадине (i=3), турбулентное ядро (i=4).
Из принципа аддитивности, формулы для и
будут следующими:
(29)
(30)
Для больших относительных промежутках между выступами регулярные вихреобразования занимают лишь малую часть промежутка между вихрями. Следовательно, модель с турбулентным ядром в впадине в данном случае несправедлива, поэтому граница турбулентного ядра во впадине будет не на линии y=h, а на линии .
Т.о., когда относительная высота выступа будет менее высоты буферной области (когда ), тогда будет иметь место удаление турбулентного ядра во впадине.
4. СРАВНЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ДАННЫХ ПО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТЕПЛООБМЕНА ДЛЯ ТУРБУЛЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ В КОЛЬЦЕВОМ КАНАЛЕ С ОДНОСТОРОННИМИ КОМБИНИРОВАННЫМИ ТУРБУЛИЗАТОРАМИ "ВЫСТУП–КАНАВКА", ПОЛУЧЕННЫХ НА БАЗЕ СОСТАВНОЙ 7-СЛОЙНОЙ МОДЕЛИ ПОТОКА С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
Полученные в статье расчётные данные по теплоотдаче в кольцевом канале с односторонними комбинированными турбулизаторами "выступ—канавка" верифицируются посредством применения эмпирических зависимостей, которые наиболее полно приведены в [1, 2]:(31)
(32)
Анализируя полученные теоретические данные по интенсификации теплоотдачи для кольцевых каналов при наличии односторонних комбинированных турбулизаторов "выступ-канавка" можно заключить, что они вполне удовлетворительно согласуются с существующими эмпирическими данными.
Для иллюстрации на рис. 3 приводится сравненительный анализ расчётных данных по интенсифицикации теплообмена в кольцевом канале с применением комбинированных интенсификаторов "выступ—канавка", которые получены по 7-слойной схеме, с экспериментальными данными, которые получены по эмпирической формуле (32) [1, 2] при Pr=0,72; R1=0,738; h1/dэ=0,03; h2/dэ=0,135; t/dэ=1,023; h2/t1=0,307; t1/t=0,431; t1/dэ=0,44 как функция числа Рейнольдса Re=104...105.
Рис. 3. Cравнение расчётных значений по интенсификации теплоотдачи в кольцевом канале с применением комбинированных интенсификаторов "выступ—канавка", полученных по 7-слойной схеме (сплошная линия), с эмпирическими [1, 2] (пунктирная линия) при Pr=0,72; R1=0,738; h1/dэ=0,03; h2/dэ=0,135; t/dэ=1,023; h2/t1=0,307; t1/t=0,431; t1/dэ=0,44 при Re=104...105.
Из рис. 3 видно, что расчётные и экспериментальные данные хорошо. соответствуют друг другу.
Из существующего эксперимента, приведённого в [1, 2], известно, что оптимум высот турбулизаторов в интенсификаторах "выступ—канавка" составляет примерно h1/dэ=0,04. Здесь осреднённые теплогидравлические параметры кольцевого канала с комбинированными интенсификаторами "выступ—канавка" таковы: (Nu/Nuгл)Э=2,09 и (ξ/ξгл)Э=2,5...2,95 при Re=104...8×104.
5. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
В настоящей статье была сгенерирована компаундная теоретическая математическая модель интенсификации теплообмена при турбулентном течении в кольцевом канале с односторонними комбинированными интенсификаторами "выступ—канавка", базирующаяся на 7-слойном моделировании турбулентного потока в пограничном слое в промежутке между выступами и применении интегрального соотношения для турбулентного пограничного слоя в промежутках в канавках.
Были получены теоретические аналитические решения задачи об интенсификации теплообмена для этого вида в зависимости от геометрии канала и режима потока теплоносителя.
Вышеуказанные решения преимущественно отличаются от имеющихся [4], т.к. имеют гораздо более широкую общность, и получены с использованием гораздо меньшими допущениями.
Полученные в статье расчётные результаты в зависимости от соответствующих определяющих параметров, удовлетворительно коррелируют с существующим экспериментом, но имеют перед ними существенные преимущества, т.к. допущения, принятые при решении, охватывают существенно более широкий диапазон вышеуказанных определяющих параметров по отношению к ограничениям, которые имели место в существующем эксперименте.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий