Оренбургский государственный университет
студент
Мельникова Татьяна Фёдоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет
УДК 339.137.22
Введение: Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В дальнейшем свое значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева и др.
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Иными словами, конкурентоспособность предприятия чаще всего определяется как преимущество предприятия по сравнению со своими конкурентами в определенной отрасли внутри страны либо за ее пределами.
Конкурентоспособность розничного предприятия предполагает уровень реального или потенциального удовлетворения потребностей относительно других объектов рассматриваемой отрасли деятельности.
B современных рыночных условиях управление конкурентоспособностью предприятия является основным инструментом его успешного функционирования. Для наилучшего решения проблем достижения конкурентоспособности субъектов рынка, необходимо учитывать особенности развития конкретной отрасли экономики. B розничной торговле товарами народного потребления за последние годы значительно усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активным выходом на отечественный рынок зарубежных торговых организаций.
B таких условиях успех торгового предприятия напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает разработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ торгового предприятия на рынке потребительских товаров.
Высокую конкурентоспособность организации обеспечивают следующие признаки:
- продукция устраивает потребителя и в дальнейшем он станет постоянным покупателем;
- общество, акционеры, партнеры довольны деятельностью организации;
- сотрудники прилежно трудятся в организации, а соискатели считают престижным устроиться в данную организацию.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях малым предприятиям сложно оставаться конкурентоспособными, поэтому им необходимо разрабатывать стратегии для сохранения своего положения на рынке.
Цель работы заключается в сравнении и оценке конкурентоспособности на рынке одного строительного магазина и сети.
Новизна статьи состоит в определении возможности существования одного магазина муниципального уровня на ряду с магазинами крупных российских сетей.
Для оценки конкурентоспособности на практике необходимо собрать сведения об объекте исследования и его конкурентов, которые помогут дать объективную и точную оценку конкурентоспособности, а так же используются такие методы, как: матричные, рейтинговые, на основе 4Р, экспертные и другие.
В данной статье оценивается конкурентоспособность магазина строительных материалов ООО «Деловой лес» с помощью экспертного метода.
ООО «Деловой лес», как и его основные конкуренты – магазины «Строительный бум» «Стройландия», уже давно работают на рынке строительных материалов. В связи с территориальными особенностями рынок строительных материалов не особо широкий – этим обуславливается высокая степень конкуренции между его сильнейшими игроками.
Так как ООО «Деловой лес» является объектом исследования, необходимо сравнить его с конкурентами по основным показателям: ассортимент, ценовая политика и удовлетворенность потребителей.
В таблице 1 представлен перечень видов предоставляемых товаров и их количество в каждом магазине.
Таблица 1 – Ассортимент магазинов строительных материалов
Группа товаров |
ООО «Деловой лес» |
«Стройландия» |
«Строительный бум» |
Напольные покрытия |
9 |
15 |
13 |
Электроинструменты |
4 |
12 |
7 |
Инструменты |
10 |
10 |
11 |
Строительные смеси |
3 |
7 |
6 |
Лакокрасочные изделия |
5 |
9 |
11 |
Осветительные приборы |
7 |
15 |
10 |
Фурнитура |
13 |
16 |
18 |
Обои |
5 |
20 |
19 |
Ковровые покрытия |
- |
6 |
3 |
Как видно из таблицы 1, в плане ассортимента конкуренты лидируют. Это обосновывается тем, что конкуренты – представители региональной сети магазинов, а ООО «Деловой лес» работает только на местном рынке строительных материалов.
Далее рассмотрим ценовую политику каждого магазина. В таблице 2 представлена средняя цена по видам товаров.
Таблица 2 – Перечень средних цен на строительные материалы (в рублях)
Группа товаров |
Единица измерения |
ООО «Деловой лес» |
«Стройландия» |
«Строительный бум» |
Напольные покрытия |
м2 |
812 |
1250 |
1100 |
Электроинструменты |
шт |
1999 |
2499 |
2199 |
Инструменты |
шт |
499 |
699 |
699 |
Строительные смеси |
10 кг |
199 |
399 |
249 |
Лакокрасочные изделия |
банка |
150 |
299 |
199 |
Светильники |
шт |
2500 |
3499 |
2999 |
Фурнитура |
шт |
99 |
150 |
130 |
Обои |
рулон |
999 |
1299 |
1199 |
Ковровые покрытия |
м2 |
- |
799 |
899 |
Таблица 2 показывает, что цены ООО «Деловой лес» на порядок ниже цен конкурентов.
Для определения удовлетворенность покупателей магазина ООО «Деловой лес» был проведен опрос в форме анкетирования. Ниже будут представлены результаты анализа анкет.
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек. Анализ анкет показал, что целевой аудиторией магазина ООО «Деловой лес» являются семейные люди в возрасте от 27 до 55 лет со средним достатком.
На рисунке 1 представлена диаграмма результатов ответов на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен магазина?»
Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен магазина?»
Далее покупателям было предложено ответить на вопрос о качестве предлагаемых товаров.
Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Довольны ли Вы качеством предлагаемых товаров?»
Анализ этого вопроса показал, что потребители удовлетворены качеством предлагаемого товара, что в свою очередь говорит об ответственном подходе руководства к выбору поставщиков товара.
И в заключение опроса необходимо выяснить, как клиенты оценивают дисконтную деятельность магазина.
Так как магазины конкурентов достаточно пользуются спросом и в них развита система дисконтных и скидочных карт, чего нет в ООО «Деловой лес», необходимо разработать мероприятия по привлечению покупателей. Узнаем, как относятся покупатели к различным скидкам, бонусам и предложениям.
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Обращаете ли вы внимание на скидки, акции и другие специальные предложения магазина?»
Не удивительно, что большинство (50 %) покупателей отслеживают специальные предложения. В силу того, что основная масса покупателей магазина ООО«Деловой лес» – люди со средним заработком, периодические скидки, постоянные бонусы за покупку и другие специальные предложения будут благоприятно влиять на спрос товаров магазина.
Для оценки конкурентоспособности магазина строительных материалов ООО «Деловой лес» использован экспертный метод. В группу экспертов были включены 9 человек из числа руководителей предприятия или отделов, которые проработали долгое время в этой должности. Также был приглашен независимый эксперт. В результате оценки ООО «Деловой лес» и его основных конкурентов по продаже строительных материалов и инструментов получили соответствующие оценки в баллах от 1 до 5.
Результаты оценки показаны в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Деловой лес» по сравнению с конкурентами
Показатели |
К-т значимости |
ООО «Деловой лес» |
«Стройландия» |
«Строительный бум» |
|||
|
|
баллы |
С учетом к-та веса |
баллы |
С учетом к-та веса |
баллы |
С учетом к-та веса |
Ассортимент |
0,15 |
3 |
0,45 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
Фирменный стиль |
0,17 |
5 |
0,85 |
4 |
0,68 |
4 |
0,68 |
Уровень обслуживания |
0,14 |
3 |
0,42 |
4 |
0,56 |
4 |
0,56 |
Качество предлагаемых товаров и услуг |
0,09 |
4 |
0,36 |
3 |
0,27 |
3 |
0,27 |
Акции, скидки |
0,1 |
3 |
0,3 |
5 |
0,5 |
4 |
0,4 |
Безналичный расчет |
0,06 |
3 |
0,18 |
3 |
0,18 |
3 |
0,18 |
Реклама |
0,17 |
1 |
0,17 |
1 |
0,17 |
1 |
0,17 |
Уровень цен |
0,12 |
5 |
0,6 |
5 |
0,6 |
4 |
0,48 |
Итого |
1 |
27 |
3,33 |
29 |
3,56 |
28 |
3,49 |
По поставленным экспертами оценкам построим многоугольник конкурентоспособности для наглядного представления отличия ООО «Деловой лес» от конкурентов. Многоугольник конкурентоспособности ООО «Деловой лес» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Многоугольник конкурентоспособности ООО «Деловой лес»
На основании проведенного анализа выявлено, что ассортимент товаров ООО «Деловой лес» низкий, по сравнению с основными конкурентами, качество товаров хорошее, но редко применяются скидки на товары.
Однако у ООО «Деловой лес» есть следующие конкурентные преимущества: фирменный стиль, невысокие цены в магазине, хорошее качество товаров.
Так как анализ показал, что в ООО «Деловой лес» одна из слабых сторон – ассортимент, необходимо провести АВС-анализ, который покажет, какие группы ассортимента успешно пользуются спросом потребителей, а какие негативно влияют на ассортимент в целом.
Для выявления слабых сторон ассортимента магазина ООО «Деловой лес» был проведен АВС-анализ, результаты которого представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты АВС-анализа ассортимента ООО «Деловой лес»
Группа товаров |
Объем продаж тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте накопительным итогом, % |
Группа |
Напольные покрытия |
523,8 |
25 |
25 |
А |
Электроинструменты |
340 |
16,25 |
41,25 |
А |
Инструменты |
231,7 |
11,07 |
52,32 |
А |
Строительные смеси |
212,8 |
10,17 |
62,49 |
А |
Лакокрасочные изделия |
209,1 |
9,99 |
72,48 |
В |
Осветительные приборы |
199,6 |
9,53 |
82,01 |
В |
Фурнитура |
194,5 |
9,29 |
91,3 |
В |
Обои |
180,9 |
8,64 |
100 |
С |
Итого: |
2092,4 |
100 |
- |
- |
Большинство товаров находится в группе А, из этого следует что ассортимент ООО «Деловой лес» подобран верно. Товары, находящиеся в группе В и С – те группы товаров, которые не пользуются спросом у потребителей. Однако в нашем случае в группу В вошла такая ассортиментная группа как фурнитура. В нее входят различные товары хозяйственного назначения, такие как веревки, гвозди, шурупы и прочее. Эта группа товаров пользуется большим спросом у потребителей, но в связи с ее невысокой стоимостью принесла меньшую прибыль, чем группа товаров, которая продается меньше, но по большей цене. В группу С попали обои, вероятнее всего это связано с небольшим разнообразием данной товарной группы.
Как показывает проведенный анализ, магазин муниципального уровня может сосуществовать с магазинами крупных российских сетей, но только при условии постоянного совершенствования в области ассортимента, рекламы и других областях, обеспечивающих конкурентоспособность.
На основании анализа конкурентоспособности ООО «Деловой лес» можно сделать следующий вывод: слабыми сторонами в деятельности магазина являются мало разнообразный ассортимент, отсутствие бонусных карт, небольшие скидки. Все эти факторы являются основополагающими конкурентоспособности, поэтому, для сохранения конкурентных позиций и устранения выявленных проблем в организации маркетинговой работы в магазине ООО «Деловой лес» необходимо разработать и провести мероприятия, которые улучшат эффективность деятельности магазина, а так же пересмотреть ассортиментную политику.
Рецензии:
14.05.2017, 9:50 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ", Кирюшина Ольга Сергеевна" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ в разделе "Управление. Организация":
1) ни один из разделов, включая УДК, не соответствуют разделу "Управление, Организация" - аннотация (заметим, аннотация - миниреферат результатов, т.е. "что получено лично автором"а не "что делалось");
2) не показана теоретико-методологическая основа (теории, концепции, методология и т.д., что сразу однозначно указывало бы на отрасль наук).
3) соответственно, не показан и научный ВКЛАД АВТОРА - безусловное основание для написания научной статьи в принципе и в разделе "Управление, Организация" в частности.
Автору рекомендуется самостоятельно проанализировать статью хотя бы на предмет соответствия требования этого сайта - http://sci-article.ru/verxx.php?i=10.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий