Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг, Экономика
Размещена 10.05.2017. Последняя правка: 23.05.2017.
Просмотров - 6523

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Кирюшина Ольга Сергеевна

Оренбургский государственный университет

студент

Мельникова Татьяна Фёдоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается конкурентоспособность магазинов на рынке строительных материалов, проводится анализ конкурентоспособности, а так же опрос потребителей с целью выяснения степени их удовлетворённости предоставляемыми магазинами товарами.


Abstract:
This article examines the competitiveness of shops in the market of building materials, the analysis of competitiveness, and a survey of consumers to ascertain their degree of satisfaction provided by the shops goods.


Ключевые слова:
конкурентоспособность; строительные материалы; ассортимент.

Keywords:
competitiveness; building materials; range.


УДК 339.137.22

Введение: Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В дальнейшем свое значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева и др.

Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Иными словами, конкурентоспособность предприятия чаще всего определяется как преимущество предприятия по сравнению со своими конкурентами в определенной отрасли внутри страны либо за ее пределами.

Конкурентоспособность розничного предприятия предполагает уровень реального или потенциального удовлетворения потребностей относительно других объектов рассматриваемой отрасли деятельности.

B современных рыночных условиях управление конкурентоспособностью предприятия является основным инструментом его успешного функционирования. Для наилучшего решения проблем достижения конкурентоспособности субъектов рынка, необходимо учитывать особенности развития конкретной отрасли экономики. B розничной торговле товарами народного потребления за последние годы значительно усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активным выходом на отечественный рынок зарубежных торговых организаций.

B таких условиях успех торгового предприятия напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает разработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ торгового предприятия на рынке потребительских товаров.

Высокую конкурентоспособность организации обеспечивают следующие признаки:

         - продукция устраивает потребителя и в дальнейшем он станет постоянным покупателем;

         - общество, акционеры, партнеры довольны деятельностью организации;

         - сотрудники прилежно трудятся в организации, а соискатели считают престижным устроиться в данную организацию.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях малым предприятиям сложно оставаться конкурентоспособными, поэтому им необходимо разрабатывать стратегии для сохранения своего положения на рынке.

Цель работы заключается в сравнении и оценке конкурентоспособности на рынке одного строительного магазина и сети.

Новизна статьи состоит в определении возможности существования одного магазина муниципального уровня на ряду с магазинами крупных российских сетей.

Для оценки конкурентоспособности на практике необходимо собрать сведения об объекте исследования и его конкурентов, которые помогут дать объективную и точную оценку конкурентоспособности, а так же  используются такие методы, как: матричные, рейтинговые, на основе 4Р, экспертные и другие.

В данной статье оценивается конкурентоспособность магазина строительных материалов ООО «Деловой лес» с помощью экспертного метода.

ООО «Деловой лес», как и его основные конкуренты – магазины «Строительный бум»  «Стройландия», уже давно работают на рынке строительных материалов. В связи с территориальными особенностями рынок строительных материалов не особо широкий – этим обуславливается высокая степень конкуренции между его сильнейшими игроками.

Так как ООО «Деловой лес» является объектом исследования, необходимо сравнить его с конкурентами по основным показателям: ассортимент, ценовая политика и удовлетворенность потребителей.

В таблице 1 представлен перечень видов предоставляемых товаров и их количество в каждом магазине.

Таблица 1 – Ассортимент магазинов строительных материалов 

Группа товаров

ООО «Деловой лес»

«Стройландия»

«Строительный бум»

Напольные покрытия

9

15

13

Электроинструменты

4

12

7

Инструменты

10

10

11

Строительные смеси

3

7

6

Лакокрасочные изделия

5

9

11

Осветительные приборы

7

15

10

Фурнитура

13

16

18

Обои

5

20

19

Ковровые покрытия

-

6

3

Как видно из таблицы 1, в плане ассортимента конкуренты лидируют. Это обосновывается тем, что конкуренты – представители региональной сети магазинов, а ООО «Деловой лес» работает только на местном рынке строительных материалов.

Далее рассмотрим ценовую политику каждого магазина. В таблице 2 представлена средняя цена по видам товаров.  

Таблица 2 –  Перечень средних цен на  строительные материалы (в рублях)

Группа товаров

Единица измерения

ООО «Деловой лес»

«Стройландия»

«Строительный бум»

Напольные покрытия

м2

812

1250

1100

Электроинструменты

шт

1999

2499

2199

Инструменты

шт

499

699

699

Строительные смеси

10 кг

199

399

249

Лакокрасочные изделия

 

банка

 

150

 

299

 

199

Светильники

шт

2500

3499

2999

Фурнитура

шт

99

150

130

Обои

рулон

999

1299

1199

Ковровые покрытия

м2

-

799

899

Таблица 2 показывает, что цены ООО «Деловой лес» на порядок ниже цен конкурентов.

Для определения удовлетворенность покупателей магазина ООО «Деловой лес» был проведен опрос в форме анкетирования. Ниже будут представлены результаты анализа анкет.

В ходе анкетирования было опрошено 50 человек. Анализ анкет показал, что целевой аудиторией магазина ООО «Деловой лес» являются семейные люди в возрасте от 27 до 55 лет со средним достатком.

На рисунке 1 представлена диаграмма результатов ответов на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен магазина?»

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен магазина?»

Далее покупателям было предложено ответить на вопрос о качестве предлагаемых товаров.

 

 

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Довольны ли Вы качеством предлагаемых товаров?»

Анализ этого вопроса показал, что потребители удовлетворены качеством предлагаемого товара, что в свою очередь говорит об ответственном подходе руководства к выбору поставщиков товара.

И в заключение опроса необходимо выяснить, как клиенты оценивают дисконтную деятельность магазина.

Так как магазины конкурентов достаточно пользуются спросом и в них развита система дисконтных и скидочных карт, чего нет в ООО «Деловой лес», необходимо разработать мероприятия по привлечению покупателей. Узнаем, как относятся покупатели к различным скидкам, бонусам и предложениям.

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Обращаете ли вы внимание на скидки, акции и другие специальные предложения магазина?»

Не удивительно, что большинство (50 %) покупателей отслеживают специальные предложения. В силу того, что основная масса покупателей магазина ООО«Деловой лес» – люди со средним заработком, периодические скидки, постоянные бонусы за покупку и другие специальные предложения будут благоприятно влиять на спрос товаров магазина.

Для оценки конкурентоспособности магазина строительных материалов ООО «Деловой лес» использован экспертный метод. В группу экспертов были включены 9 человек из числа руководителей предприятия или отделов, которые проработали долгое время в этой должности. Также был приглашен независимый эксперт. В результате оценки ООО «Деловой лес» и его основных конкурентов по продаже строительных материалов и инструментов получили соответствующие оценки в баллах от 1 до 5.

Результаты оценки показаны в таблице 4.

Таблица 4 – Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Деловой лес» по сравнению с конкурентами 

Показатели

К-т

значимости

ООО «Деловой лес»

«Стройландия»

«Строительный бум»

 

 

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

Ассортимент

0,15

3

0,45

4

0,6

5

0,75

Фирменный стиль

0,17

5

0,85

4

0,68

4

0,68

Уровень обслуживания

0,14

3

0,42

4

0,56

4

0,56

Качество предлагаемых товаров и услуг

0,09

4

0,36

3

0,27

3

0,27

Акции, скидки

0,1

3

0,3

5

0,5

4

0,4

Безналичный расчет

0,06

3

0,18

3

0,18

3

0,18

Реклама

0,17

1

0,17

1

0,17

1

0,17

Уровень цен

0,12

5

0,6

5

0,6

4

0,48

Итого

1

27

3,33

29

3,56

28

3,49

 

По поставленным экспертами оценкам построим многоугольник конкурентоспособности для наглядного представления отличия ООО «Деловой лес» от конкурентов. Многоугольник конкурентоспособности ООО «Деловой лес» представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Многоугольник конкурентоспособности ООО «Деловой лес»

На основании проведенного анализа выявлено, что ассортимент товаров ООО «Деловой лес» низкий, по сравнению с основными конкурентами, качество товаров хорошее, но редко применяются скидки на товары.

Однако у ООО «Деловой лес» есть следующие конкурентные преимущества: фирменный стиль, невысокие цены в магазине, хорошее качество товаров.

Так как анализ показал, что в ООО «Деловой лес» одна из слабых сторон – ассортимент, необходимо провести АВС-анализ, который покажет, какие группы ассортимента успешно пользуются спросом потребителей, а какие негативно влияют на ассортимент в целом.

Для выявления слабых сторон ассортимента магазина ООО «Деловой лес» был проведен АВС-анализ, результаты которого представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты АВС-анализа ассортимента ООО «Деловой лес» 

Группа товаров

Объем продаж тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля в обороте накопительным итогом, %

Группа

Напольные покрытия

523,8

25

25

А

Электроинструменты

340

16,25

41,25

А

Инструменты

231,7

11,07

52,32

А

Строительные смеси

212,8

10,17

62,49

А

Лакокрасочные изделия

209,1

9,99

72,48

В

Осветительные приборы

199,6

9,53

82,01

В

Фурнитура

194,5

9,29

91,3

В

Обои

180,9

8,64

100

С

Итого:

2092,4

100

-

-

Большинство товаров находится в группе А, из этого следует что ассортимент ООО «Деловой лес» подобран верно. Товары, находящиеся в группе В и С – те группы товаров, которые не пользуются спросом у потребителей. Однако в нашем случае в группу В вошла такая ассортиментная группа как фурнитура. В нее входят различные товары хозяйственного назначения, такие как веревки, гвозди, шурупы и прочее. Эта группа товаров пользуется большим спросом у потребителей, но в связи с ее невысокой стоимостью принесла меньшую прибыль, чем группа товаров, которая продается меньше, но по большей цене. В группу С попали обои, вероятнее всего это связано с небольшим разнообразием данной товарной группы.

Как показывает проведенный анализ, магазин муниципального уровня может сосуществовать с магазинами крупных российских сетей, но только при условии постоянного совершенствования в области ассортимента, рекламы и других областях, обеспечивающих конкурентоспособность.

На основании анализа конкурентоспособности ООО «Деловой лес» можно сделать следующий вывод: слабыми сторонами в деятельности магазина являются мало разнообразный ассортимент, отсутствие бонусных карт, небольшие скидки. Все эти факторы являются основополагающими конкурентоспособности, поэтому, для сохранения конкурентных позиций и устранения выявленных проблем в организации маркетинговой работы в магазине ООО «Деловой лес» необходимо разработать и провести  мероприятия, которые улучшат эффективность деятельности магазина, а так же пересмотреть ассортиментную политику. 

Библиографический список:

1. Анпилов, С.М., Сорочайкин, А.Н. Внешние факторы, определяющие устойчивость развития современного предприятия // Влияние инновационных процессов на совершенствование структуры общественного воспроизводства : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. И.А. Филипповой, А.Р. Сафиуллина. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 12–19
2. Заярная, И. А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 172-174.
3. Пострелова А. В., Маркин М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. – 2013. – №6. –С. 398-402.
4. Старцев, П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. – 2014. – № 16 (262). – c. 4-15.
5. Фаизова, Э.Ф. Повышение конкурентоспособности предприятия // Вестник СамГУ – 2012. – № 10 (101). – с. 76-82
6. Финансовая энциклопедия. Конкурентоспособность // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.financialguide.ru
7. Химич, Ю.С. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью программ лояльности // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8 Вып. 2 (190). – c. 55-60.
8. Якупов, И. Ф. Определение и оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 156-158.




Рецензии:

14.05.2017, 9:50 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ", Кирюшина Ольга Сергеевна" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ в разделе "Управление. Организация": 1) ни один из разделов, включая УДК, не соответствуют разделу "Управление, Организация" - аннотация (заметим, аннотация - миниреферат результатов, т.е. "что получено лично автором"а не "что делалось"); 2) не показана теоретико-методологическая основа (теории, концепции, методология и т.д., что сразу однозначно указывало бы на отрасль наук). 3) соответственно, не показан и научный ВКЛАД АВТОРА - безусловное основание для написания научной статьи в принципе и в разделе "Управление, Организация" в частности. Автору рекомендуется самостоятельно проанализировать статью хотя бы на предмет соответствия требования этого сайта - http://sci-article.ru/verxx.php?i=10.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх